ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 1997 г. N 1991-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ
РОССИИ)" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ
И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках
и банковской деятельности", внесенный депутатами Государственной
Думы Г.И. Лунтовским, П.А. Медведевым, В.П. Никитиным,
В.К. Соколовым, В.А. Тарачевым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам до 15 января 1998 года.
3. Направить указанный законопроект на заключение в
Центральный банк Российской Федерации.
Установить, что заключение Центрального банка Российской
Федерации но указанному законопроекту представляется в Комитет
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам до
15 января 1998 года.
4. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок, а также заключения Центрального банка Российской
Федерации и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится
депутатами Государственной Думы
ЛУНТОВСКИМ Г.И., МЕДВЕДЕВЫМ П.А.,
НИКИТИНЫМ В.П., СОКОЛОВЫМ В.К.,
ТАРАЧЕВЫМ В.А.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 356;
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18,
ст. 1593, N 31, ст. 2991) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить статью 38 частью пятой следующего содержания:
"На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией
в Банке России, взыскания не обращаются.".
2. Часть пятую статьи 38 считать частью шестой и изложить в
следующей редакции:
"При отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций обязательные резервы, ранее депонированные ею
в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии
(ликвидатора) либо конкурсного управляющего в порядке,
установленном федеральными законами и нормативными актами Банка
России, и используются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.".
3. Дополнить статью 38 новой частью седьмой в следующей
редакции:
"При реорганизации кредитной организации порядок
переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в
Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России.".
4. Изложить пункт 5 части второй статьи 75 в следующей
редакции:
"5) назначить временную администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 6 месяцев. Порядок создания и деятельности
временной администрации определяется федеральными законами и
нормативными актами Банка России;".
5. Исключить пункт 6 части второй статьи 75.
6. Дополнить статью 75 новой частью третьей в следующей
редакции:
"Банк России имеет право отозвать лицензию на осуществление
банковских операций по основаниям, предусмотренным федеральным
законом о банках и банковской деятельности. Порядок отзыва
лицензии на осуществление банковских операций определяется
нормативными актами Банка России.".
7. Дополнить статьей 76.1 в следующей редакции:
"Статья 76.1. В целях защиты интересов кредиторов (в том числе
вкладчиков), а также обеспечения сохранности имущества и
документов кредитной организации Банк России имеет право назначить
в кредитную организацию уполномоченного представителя Банка России
с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций. Уполномоченный представитель Банка России
осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными
законами и нормативными актами Банка России.
С момента назначения уполномоченного представителя Банка
России заключение кредитной организацией сделок, исполнение ею
обязательств, осуществление расходов осуществляется по
согласованию с ним.
Деятельность уполномоченного представителя Банка России
прекращается с момента создания ликвидационной комиссии
(ликвидатора) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или назначения арбитражным судом
управляющего при банкротстве в соответствии с требованиями
федерального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций. Банк России может устанавливать иные основания
прекращения деятельности уполномоченного представителя Банка
России, если они не противоречат целям деятельности
уполномоченного представителя Банка России, установленным
настоящей статьей.".
Статья 2. Внести в Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 9,
ст. 391; N 34, ст. 1966; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 6, ст. 492) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить часть 1 статьи 5 новым абзацем следующего
содержания:
"9) осуществление переводов денежных средств по поручению
физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением
почтовых переводов).".
2. Дополнить часть 2 статьи 6 после слов "в соответствии с
федеральными законами" словами:
"и нормативными актами Банка России.".
3. Изложить пункт 3 части первой статьи 20 в следующей
редакции:
"3) установления фактов недостоверности отчетных данных,
непредставления или задержки представления сроком более чем на
3 месяца отчетной документации;".
4. Изложить пункт 6 части первой статьи 20 в следующей
редакции:
"6) неудовлетворительного финансового положения кредитной
организации, ставшего причиной неоднократного неисполнения ею
обязательств перед вкладчиками и кредиторами.".
5. Дополнить часть 1 статьи 20 пунктами 7 и 8 следующего
содержания:
"7) неоднократного неисполнения исполнительных документов
судов, арбитражных судов;
8) прекращения деятельности кредитной организации на основании
решения ее учредителей (участников), принимаемого в соответствии с
требованиями гражданского законодательства, в порядке,
установленном Банком России.".
6. Изложить часть четвертую статьи 20 в следующей редакции:
"С момента отзыва у кредитной организации лицензии на
осуществление банковских операций:
1) срок исполнения обязательств кредитной организации
считается наступившим;
2) прекращается начисление процентов, неустоек (пени,
штрафов), финансовых санкций по указанным обязательствам;
3) приостанавливается исполнительное производство до момента
утверждения собранием учредителей (участников) кредитной
организации промежуточного ликвидационного баланса либо до
открытия конкурсного производства;
4) до создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или
назначения арбитражным судом управляющего при банкротстве
запрещается любое отчуждение имущества кредитной организации
(кроме расходов на поддержание ее жизнеобеспечения в пределах
сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным
представителем Банка России в случае его назначения).".
7. Дополнить статьей 23.1 следующего содержания:
"Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе
Банка России
Банк России имеет право обратиться в арбитражный суд с
требованием о ликвидации кредитной организации независимо от ее
финансового состояния, если в кредитной организации, у которой
отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в течение
1 месяца с момента отзыва указанной лицензии не создана
ликвидационная комиссия (ликвидатор) в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, или в отношении ее не
возбуждены процедуры несостоятельности (банкротства), а также в
иных случаях возникновения угрозы интересам кредиторов (в том
числе вкладчиков) кредитной организации.".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с
момента опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(БАНКЕ РОССИИ)" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ
И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
1. Представленный проект Федерального закона направлен на
уточнение процедур осуществления Банком России надзорных функций,
а также на совершенствование механизмов работы с кредитными
организациями после отзыва у них лицензии на осуществление
банковских операций. Его принятие будет способствовать укреплению
системы банковского надзора, целью которой является защита
интересов кредиторов и вкладчиков.
2. Предлагаемые пунктом 1, 2 и 3 проекта Федерального закона
изменения в статью 38 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" направлены на уточнение
правового статуса средств кредитных организаций в обязательных
резервах, в том числе механизма использования указанных средств
после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций. Данное изменение позволит уточнить момент
перечисления средств обязательных резервов для погашения
задолженности кредитной организации перед кредиторами.
3. Предлагаемое пунктом 4 статьи 1 проекта Федерального закона
изменение в Федеральный закон "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" вызвано потребностью обеспечить единство
правовых основ деятельности временных администраций. Деятельность
временной администрации по управлению кредитной организацией
фактически осуществляется на основании федеральных законов и
принятых в соответствии с ними нормативных актов Банка России. В
частности, в настоящее время действует Временное положение о
деятельности временной администрации по управлению кредитной
организацией, принятое Банком России (письмо Банка России от
31.08.94 N 106). Вместе с тем действующее законодательство
Российской Федерации не содержит указания на то, что временные
администрации, являющиеся по сути дела чрезвычайными органами
управления кредитными организациями, действуют на основании
нормативных актов Банка России. Предлагаемое изменение позволит
устранить данный пробел в законодательстве.
4. Предлагаемое пунктами 5 и 6 статьи 1 проекта Федерального
закона изменение и дополнение связано с необходимостью приведения
текста Федерального закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" в соответствие со статьей 20
Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которой
предусмотрен исключительный перечень оснований отзыва лицензии на
осуществление банковских операций. В соответствии со статьей 20
Федерального закона "О банках и банковской деятельности" формально
не может являться основанием отзыва лицензии на осуществление
банковских операций основание применения к кредитной организации
санкций, предусмотренное частью второй статьи 75 Федерального
закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
При этом процессуальная сторона отзыва лицензии на осуществление
банковских операций может определяться нормативными актами Банка
России.
5. Новая статья 76.1, предлагаемая в качестве дополнения в
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)", позволяет устранить серьезный пробел в действующем
законодательстве, связанный с тем, что после отзыва у кредитной
организации лицензии на осуществление банковских операций данная
кредитная организация выходит из-под надзора каких-либо органов.
Участники (учредители) кредитной организации и ее руководители
получают возможность осуществлять в этот период действия,
связанные с реализацией имущества кредитной организации. В
результате нарушаются права кредиторов и вкладчиков, а также
ухудшаются условия ликвидации данной кредитной организации. В
соответствии с годовым отчетом Банка России за 1995 г.,
представленным в Государственную Думу, за период с 1991 г. по
декабрь 1995 г. отозваны лицензии у 321 кредитной организации, в
то время как ликвидировано только 18. В этой связи возникла
потребность во введении механизма, с помощью которого стало бы
возможным осуществлять контроль за деятельностью руководителей
кредитной организации после отзыва у нее лицензии на осуществление
банковских операций. Такого рода механизм и предполагается в новой
статье 76.1, вносимой в качестве дополнения в Федеральный закон "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
6. Предлагаемые статьей 2 проекта Федерального закона
изменения и дополнения Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" связаны с необходимостью уточнения оснований отзыва
у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских
операций, а также процедуры ликвидации кредитной организации, у
которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в
части обеспечения права Банка России заявлять требования о
ликвидации кредитной организации.
7. Пунктом 1 статьи 2 предлагается привести в соответствие
нормы Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" в части осуществления перевода денежных средств без
открытия банковских счетов и описать такой перевод как отдельную
банковскую операцию. Данное уточнение необходимо для устранения
возможной правовой коллизии, в результате которой на российском
рынке могут начать работать компании, предлагающие услуги по
переводу денежных средств, в том числе и за границу, без
соответствующей лицензии Банка России.
8. Предлагаемое пунктом 2 статьи 2 проекта Федерального закона
изменение статьи 6 направлено на уточнение правового механизма
регулирования деятельности кредитных организаций на рынке ценных
бумаг, являющегося одним из наиболее привлекательных рынков и
источников повышенного риска, имеющего непосредственное влияние на
стабильность многих кредитных организаций и, как следствие, всей
банковской системы. Указанное изменение позволит Банку России
более гибко реагировать на деятельность кредитных организаций на
рынках ценных бумаг.
9. Пунктом 3 статьи 2 проекта Федерального закона уточняется
основание отзыва лицензии на осуществление банковских операций,
связанное с отчетностью кредитных организаций. Статьей 43
Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
установлена обязанность кредитной организации представлять
отчетность о своей деятельности в форме, порядке и сроки, которые
устанавливаются Банком России. Пунктом 3 части первой статьи 20
установлена ответственность за непредставление кредитной
организацией недостоверных отчетных данных. Однако для
функционирования банковской системы не меньшую опасность
представляют факты задержки представления или непредставления
отчетной документации. Кроме того, такие факты могут
свидетельствовать о фактическом прекращении деятельности кредитной
организации.
10. Предлагаемое пунктом 4 статьи 2 проекта Федерального
закона уточнение пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности" связано с необходимостью
устранения противоречия, которое существует между правом Банка
России заявлять в арбитражный суд требование о ликвидации
кредитной организации после отзыва у нее лицензии, предоставленное
ему гражданским и банковским законодательством, и судебной
практикой. В частности, имеются многочисленные случаи того, что
суды отказывали Банку России в принятии заявления о ликвидации
кредитной организации после отзыва у нее лицензии на осуществление
банковских операций по мотивам того, что данные кредитные
организации должны быть ликвидированы в порядке банкротства. При
этом необоснованно задерживается процесс ликвидации кредитной
организации; Банк России оказывается не в состоянии реализовать
правомочия по заявлению требования о ликвидации кредитной
организации после отзыва у нее лицензии на осуществление
банковских операций.
11. Предлагаемое пунктом 5 статьи 2 проекта федерального
закона дополнение в часть 1 статьи 20 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности" связано с необходимостью
согласования Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" с Арбитражным процессуальным кодексом, статьей 206
которого установлено такое основание отзыва лицензии на
осуществление банковских операций, как неоднократное неисполнение
судебных актов арбитражного суда. К решениям арбитражных судов
также приравнены решения судов общей юрисдикции.
Кроме того, Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности" не предусмотрел формальные правомочия Банка России
по отзыву у кредитной организации лицензии при ее добровольной
ликвидации (вне рамок процесса банкротства), хотя, очевидно, что
прекращение деятельности юридического лица должно влечь за собой
прекращение специального правомочия. Предлагаемое дополнение
позволит устранить этот пробел.
12. Предлагаемое пунктом 6 статьи 2 проекта Федерального
закона изменение связано с необходимостью уточнения механизма
функционирования кредитной организации после отзыва лицензии на
осуществление банковских операций, а также направлено на
обеспечение сохранности имущества кредитной организации. Очевидно,
что отзыв лицензии на осуществление банковских операций означает
фактическое прекращение ее деятельности и юридическую
неспособность обеспечивать исполнение обязательств и осуществлять
обязательные платежи в бюджет. Не случайно в Законе РСФСР "О
банках и банковской деятельности в РСФСР" указывалось, что решение
об отзыве лицензии на осуществление банковских операций действует
как решение о ликвидации. Вместе с тем сохраняется необходимость
поддерживать определенный режим в зданиях, принадлежащих кредитной
организации, и нести иные расходы на поддержание жизнеобеспечения
ее деятельности. Однако данные расходы должны находиться под
контролем.
13. Предлагаемые пунктом 7 статьи 2 проекта Федерального
закона изменения Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" связаны с необходимостью уточнения процедуры
ликвидации кредитной организации после отзыва лицензии на
осуществление банковских операций по требованию Банка России.
Данное право Банка России предъявлять требования о ликвидации
кредитной организации в настоящее время предусмотрено частью 4
статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
и реализуется в соответствии пунктом 3 статьи 61 Гражданского
кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в процессе заявления
требования возникают вопросы, связанные, в частности, с моментом
возникновения права Банка России на подачу такого рода заявления и
уточнением основания заявления такого рода требования.
Предлагаемые изменения и дополнения в Федеральный закон "О банках
и банковской деятельности" устраняют пробелы в законодательстве.
Предлагаемый проект Федерального закона не потребует
дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта Федерального закона потребует
разработки и принятия нормативных актов Банка России, касающихся
деятельности уполномоченных представителей Банка России, а также
внесение изменений и дополнений в нормативные акты Банка России, в
частности, регулирующие деятельность временной администрации по
управлению кредитной организацией, порядок отзыва лицензии на
осуществление банковских операций и др.
------------------------------------------------------------------
|