ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПРОМЫШЛЕННОГО
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЕЙ И ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
(Анкара, 15 декабря 1997 года)
Правительство Российской Федерации и Правительство Турецкой
Республики, далее именуемые Сторонами,
подтверждая свое стремление к дальнейшему укреплению
дружественных отношений, основанных на принципах равенства,
взаимного уважения и взаимной выгоды,
с удовлетворением отмечая развитие торгового, экономического,
промышленного и научно-технического сотрудничества между обеими
странами,
исходя из имеющихся возможностей для дальнейшего
сбалансированного развития сотрудничества в указанных областях на
взаимовыгодной основе,
выражая желание и далее развивать взаимовыгодные торговые,
экономические, промышленные и научно-технические связи, как это
предусмотрено положениями Договора об основах отношений между
Российской Федерацией и Турецкой Республикой от 25 мая 1992 г. и
межгосударственного Договора о торговле и мореплавании от
8 октября 1937 г.,
приняли настоящую Долгосрочную программу развития торгового,
экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества
между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.
I. Общие положения
Стороны будут совершенствовать работу по дальнейшему развитию
сотрудничества в торговой, экономической, промышленной и научно -
технической областях на долговременной и взаимовыгодной основе с
учетом значительных потенциальных возможностей и потребностей
обоих государств в рамках существующего в них законодательства.
В этих целях Сторонами будут предприниматься усилия для
динамичного развития и расширения торгового, экономического,
промышленного и научно-технического сотрудничества с внедрением
новых форм сотрудничества как в указанных областях, так и в
области транспорта, связи и туризма и других, а также для
обеспечения диверсификации взаимного товарооборота.
Стороны в целях широкомасштабного развития сотрудничества в
указанных областях будут всемерно содействовать и поощрять
деятельность российских и турецких организаций и компаний в каждой
из стран и их совместное сотрудничество в третьих странах путем
совместного участия в проектировании, поставках оборудования,
выполнении строительно-монтажных и иных работ, освоении природных
ресурсов в соответствии с существующим в каждом из государств
законодательством.
Отмечая важность подписания российско-турецких соглашений об
избежании двойного налогообложения, о взаимном поощрении и защите
капиталовложений, Стороны продолжат работу по дальнейшему развитию
и совершенствованию договорно-правовой базы в целях создания
максимально благоприятных условий для осуществления торговых
сделок, движения капиталов, а также учреждения представительств и
компаний с различной долей участия иностранного капитала.
Стороны будут изучать с целью наилучшего использования
потенциала сотрудничества возможности упрощения порядка
осуществления взаимных визитов граждан двух стран.
Стороны, считая, что для развития торгового, экономического и
промышленного сотрудничества необходимо эффективное взаимодействие
в финансовой сфере, договорились изучать возможности более полного
использования механизма финансирования проектов, в том числе
совместных, а также привлечения различных источников
финансирования.
Стороны с удовлетворением констатировали укрепление прямых
связей между деловыми кругами двух стран и отметили важную роль в
этом российско-турецкого Делового совета. Стороны, учитывая
разграничение полномочий в Российской Федерации на
общегосударственном и региональном уровнях и необходимость полного
задействования потенциала межрегионального сотрудничества,
договорились более эффективно сотрудничать в данном направлении
для наращивания традиционных деловых связей и капиталовложений, а
также разработки новых конкретных проектов.
II. Торговые отношения
Стороны, принимая во внимание динамичное развитие в последние
годы двусторонней торговли, приняли решение о дальнейшем развитии
торговых отношений между двумя странами на сбалансированной,
стабильной и долгосрочной основе, исходя из принципов взаимной
выгоды.
Стороны отметили необходимость коренных изменений в структуре
взаимной торговли в сторону увеличения объемов поставок продукции
промышленности, включая наукоемкую и высокотехнологичную
продукцию.
Стороны считают, что существующие экономические возможности
обеих стран и благоприятное географическое положение создают
реальные возможности в ближайшие годы увеличить объем взаимного
товарооборота до 6 - 7 млрд. долларов, а к 2005 году до 9 -
10 млрд. долларов. В этих целях Стороны будут поощрять и
стремиться создавать в рамках законодательства каждого из
государств благоприятные условия для развития долгосрочных
торговых связей между организациями и компаниями обеих стран,
совершенствуя существующие и внедряя новые формы и методы
сотрудничества, а также обеспечивая регулярный обмен информацией в
этой области.
Стороны, касаясь значимости свободных экономических зон в
развитии взаимной торговли, договорились о дальнейшем
использовании возможностей и преимуществ свободных экономических
зон в обеих странах. В этих целях Стороны будут поощрять
заинтересованные организации в осуществлении обмена информацией в
этой области, в проведении семинаров, включая взаимные
ознакомительные визиты.
Стороны в рамках законодательства каждого из государств будут
содействовать созданию эффективно действующей системы страхования
инвестиций, технологий и продукции, необходимой для обеспечения
деятельности совместных или национальных российских и турецких
организаций и компаний, а также расширению деятельности банков и
страховых обществ, включая взаимное кредитование экономических
проектов.
III. Экономическое и промышленное сотрудничество
Стороны отметили важность торгового, экономического и
промышленного сотрудничества в таких отраслях как энергетика,
использование ядерной энергии в мирных целях, черная и цветная
металлургия, нефтяная, газовая, нефтехимическая и горнорудная
промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и
связь, сотрудничество в области космических исследований и
запусков спутников, здравоохранение и стандартизация для
стабильного долгосрочного развития двусторонних экономических
отношений.
Стороны в рамках существующего в каждом из государств
законодательства будут создавать благоприятные условия для
развития сотрудничества в указанных областях, способствовать
развитию различных форм совместного предпринимательства,
инициировать прямые и косвенные инвестиции, осуществлять обмен
специалистами в различных областях.
Стороны, отмечая успешный опыт сотрудничества в создании ряда
крупных промышленных комплексов в Турции и успешную деятельность
турецких компаний на российском рынке строительных услуг, будут
прилагать усилия для развития сотрудничества в области черной и
цветной металлургии, машиностроения, нефтеперерабатывающей,
химической, горнорудной, электротехнической, легкой, пищевой,
текстильной, автомобильной, деревообрабатывающей и лесной
промышленности, производстве керамических изделий, а также в
области транспортного (включая газопроводы и нефтепроводы),
промышленного и гражданского строительства и конверсии оборонных
предприятий.
Стороны констатировали, что с учетом потребностей Турции в
активном наращивании энергетических мощностей и необходимости
модернизации энергетических объектов они будут развивать
сотрудничество в области энергетики, включая совместное
сотрудничество в третьих странах.
Стороны, основываясь на достигнутых между двумя странами
договоренностях об увеличении объемов природного газа,
поставляемого в Турцию из России по существующим и вновь
создаваемым газопроводам до 14 млрд. куб. м, а затем до
30 млрд. куб. м в год, договорились о скорейшем осуществлении
необходимых для этого инвестиций на территориях двух стран, а
также в третьих странах. Стороны отметили наличие возможности для
дальнейшего увеличения объемов поставок газа, а также для
строительства российскими организациями электростанций на газе,
газовых хранилищ и распределительных газовых сетей в Турции.
Стороны, подтверждая желание развивать сотрудничество в
области транспорта с целью оперативного и эффективного решения
проблем в этой области, отмечая важность образования Совместной
российско-турецкой комиссии по транспорту в соответствии с
Протоколом, подписанным главами правительств двух стран 9 сентября
1993 г., договорились о поощрении деятельности по организации
заседаний указанной Комиссии.
Стороны согласились, что для сооружения объектов в обеих
странах в рамках экономического и промышленного сотрудничества
будут совместными усилиями решать вопросы финансирования, включая
инвестирование собственных средств и привлекаемых из третьих стран
заемных средств, и изыскивать другие приемлемые формы оплаты
расходов.
Стороны будут создавать в рамках существующего в каждом из
государств законодательства благоприятные условия для привлечения
и защиты всех видов инвестиций, включая инвестиции малого и
среднего предпринимательства.
Стороны с учетом наличия в России высокого технологического и
технического потенциала договорились о поощрении сотрудничества
заинтересованных организаций и компаний в области высоких
технологий, включая обмен информацией и специалистами.
IV. Научно-техническое сотрудничество
Стороны отметили, что важным направлением двусторонних
отношений является сотрудничество в области науки и техники.
Стороны будут предпринимать усилия и поощрять действия
заинтересованных организаций и компаний в целях повышения
эффективности использования научно-технических возможностей обеих
стран для более стабильного развития торгово-экономических и
промышленных связей между странами.
Стороны будут принимать активные действия в следующих
направлениях:
развитие сотрудничества в различных областях с учетом
имеющихся в странах приоритетов и конкретных задач;
создание благоприятных условий для развития и расширения сфер
научно-технического сотрудничества;
стимулирование прямых связей между научными организациями
обеих стран;
создание совместных исследовательских организаций,
использование новых форм сотрудничества.
Стороны выражают, в частности, заинтересованность в обмене
научно-технической информацией в области производства строительных
материалов и изделий, разработке программы использования перлита и
изделий на его основе в жилищном и промышленном строительстве.
Стороны отмечают важность подписания в короткие сроки
соглашений о сотрудничестве в области мирного использования
атомной энергии и об оперативном оповещении о ядерной аварии и
считают целесообразным осуществление совместных работ в области
предупреждения незаконного оборота запрещенных радиоактивных
веществ.
Стороны положительно оценивают совместные работы, проводимые
Госстандартом России и Турецким институтом стандартов в области
стандартизации, сертификации, проведения испытаний, метрологии,
калибрования и аккредитации испытательных лабораторий и
договорились о продолжении этих работ в направлении устранения
технических препятствий в двусторонней торговле.
Стороны высказались за разработку долгосрочной программы
международного сотрудничества по развитию приграничных территорий
и рациональному использованию природных ресурсов бассейна Черного
моря.
Стороны договорились, что содержание научно-технического
сотрудничества может быть конкретизировано с учетом положений
межправительственного российско-турецкого Соглашения о научно -
техническом сотрудничестве от 5 сентября 1992 г., и в рамках
согласованных годовых, двухгодичных и пятилетних программ.
V. Другие области сотрудничества
Стороны согласились, что в рамках международных обязательств
будут стремиться к гармонизации таможенных систем,
усовершенствованию таможенных технологий и через свои таможенные
службы будут принимать меры по облегчению пассажирского и
грузового сообщения, упрощению таможенного оформления, а также
осуществлять взаимное предоставление необходимой информации по
таможенным вопросам, как это следует из межправительственного
российско-турецкого Соглашения о сотрудничестве в таможенных делах
от 16 сентября 1997 г.
Стороны договорились о развитии сотрудничества в области
здравоохранения путем проведения совместных исследований, обмена
делегациями и специалистами, содействия установлению прямых
контактов между научными учреждениями и организациями обеих стран,
обмена учеными и специалистами, а также медицинской и технической
информацией в целях реализации Соглашения о сотрудничестве в
области здравоохранения от 19 июля 1994 г.
Стороны с целью повышения уровня двустороннего сотрудничества
в области туризма договорились о стимулировании заинтересованных
организаций, включая создание совместных проектов в обеих странах.
Стороны договорились о проведении в короткие сроки переговоров
с целью подписания соглашения о сотрудничестве в области охраны
окружающей среды между двумя странами.
Стороны отметили необходимость расширения двусторонних
отношений в области спорта, включая совместное обучение и
организацию спортивных лагерей, совместную подготовку тренеров на
уровне национальных сборных, а также технического персонала,
сотрудничество в области оздоровительной физкультуры.
Стороны согласились прилагать необходимые усилия для развития
и совершенствования форм торгового, экономического, промышленного
и научно-технического сотрудничества, включая:
участие на тендерной основе или на основе прямого
финансирования организаций и компаний обеих стран в подготовке
технико-экономических обоснований, проектировании и строительстве
промышленных и других объектов;
научные исследования, НИОКР, обмен научно-технической
информацией, торговыми патентами, лицензиями, ноу-хау;
изучение возможностей совместного сотрудничества в третьих
странах;
проведение семинаров, симпозиумов, торгово-промышленных
выставок, обмен визитами ученых и специалистов и другие
мероприятия, которые будут содействовать развитию многопланового
сотрудничества в торговой, экономической, промышленной и научно -
технической областях.
Стороны будут развивать сотрудничество в рамках инициатив
регионального характера, в том числе с учетом возможностей,
открывающихся в рамках Организации черноморского экономического
сотрудничества (ЧЭС), созданной в соответствии с Декларацией о
Черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992 г., для
дальнейшего интегрирования экономики стран данного региона,
развития и углубления двусторонних и многосторонних связей.
VI. Заключение
Стороны согласились поручить Смешанной межправительственной
российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому
сотрудничеству, созданной в соответствии с Соглашением между
Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой
Республики от 14 мая 1992 г., осуществлять контроль за реализацией
настоящей Долгосрочной программы и содействовать решению вопросов,
которые могут возникнуть в ходе ее выполнения.
Настоящая Долгосрочная программа не затрагивает прав и
обязательств Сторон, вытекающих из их двусторонних и
многосторонних соглашений.
Настоящая Долгосрочная программа вступает в силу с даты
уведомления Сторонами друг друга по дипломатическим каналам о
выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для ее
вступления в силу и будет действовать в течение 10 лет. Срок
действия настоящей Долгосрочной программы будет автоматически
продлеваться каждый раз на один год, если ни одна из Сторон не
выскажет письменно за шесть месяцев до истечения указанного срока
иного пожелания.
С вступлением в силу настоящей Долгосрочной программы,
Долгосрочная программа экономического, торгового, научно -
технического сотрудничества между СССР и Турецкой Республикой от
26 декабря 1984 г. перестает действовать.
Приложение с указанием возможных сфер, отраслей и объектов
российско-турецкого сотрудничества является неотъемлемой частью
настоящей Долгосрочной программы.
Совершено в Анкаре 15 декабря 1997 г. в двух подлинных
экземплярах, каждый на русском и турецком языках, причем оба
текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)
Приложение
к Долгосрочной программе
развития торгового, экономического,
промышленного и научно-технического
сотрудничества между Российской
Федерацией и Турецкой Республикой
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОЗМОЖНЫХ СФЕР, ОТРАСЛЕЙ И ОБЪЕКТОВ
РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Черная металлургия
Модернизация и реконструкция отдельных производств
металлургического завода в г. Искендеруне
2. Цветная металлургия
Модернизация и реконструкция алюминиевого завода в
г. Сейдишехире
3. Нефтеперерабатывающая промышленность
Модернизация и реконструкция нефтеперерабатывающего завода в
Алиага
4. Химическая промышленность
Реконструкция и строительство предприятий по производству
серной кислоты, кальцинированной соды, бихромата натрия, аммиака и
удобрений
5. Электроэнергетика
Строительство тепловых электростанций на базе природного газа
Строительство линий электропередачи высокого напряжения
6. Гидротехническое строительство
Строительство гидравлических электростанций
Строительство плотин
7. Транспортное строительство
Электрификация железных дорог
Реконструкция и строительство морских и речных портов,
паромных переправ
Строительство мостов
8. Газотрубопроводный транспорт
Строительство магистральных газопроводов, газопроводов отводов
и распределительных газовых сетей
9. Строительный комплекс
Производство строительных материалов
Жилищное строительство
Реконструкция и строительство промышленных и гражданских
объектов
10. Конверсия российских предприятий
Организация выпуска продукции гражданского назначения
11. Производство средств связи
Организация выпуска коммутационного оборудования и
электропитающих устройств
Сотрудничество в области спутниковой связи
12. Производство запчастей и аксессуаров для автомобильной
промышленности
13. Пищевая промышленность
14. Лесная промышленность
15. Машиностроение
Сельскохозяйственные машины и оборудование
Деревообрабатывающие станки и оборудование
Оборудование для пищевой промышленности
Строительная техника и оборудование
16. Судостроение
17. Текстильная промышленность
18. Производство упаковочных средств и материалов
19. Электронная и электротехническая промышленность
20. Современные высокие технологии
энергетика нетрадиционные источники тока,
аккумуляторы новых типов;
новые материалы базальтовое волокно, композитные
материалы, материалы для эндопротезов,
строительные материалы и конструкции,
новые сплавы для автомобильной
промышленности;
легкая промышленность синтетические дубильные вещества для
выделки кож, нетканные материалы новых
видов;
биотехнология новые штаммы бактерий для получения
синтетических белков, новые виды
лекарственных препаратов;
сельское хозяйство хранилища сельскохозяйственной
продукции в регулируемой газовой среде;
безопасность нетрадиционные средства пожаротушения,
хранилища жидких и твердых
радиоактивных отходов (инвестиции в
экологическую очистку Черного моря);
здравоохранение инфекционные и паразитарные болезни
онкология
эпидемиология и санитария
охрана матери и ребенка
гематология
прикладная иммунология
21. Охрана окружающей среды
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды
Разработка планов совместных действий в чрезвычайных ситуациях
в области охраны окружающей среды
Использование комплексного планирования для защиты исчезающих
видов растений и животных в целях сохранения биологического
биоразнообразия
Организация охраняемых природных территорий, охрана редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны
Проведение мероприятий в рамках Конвенции о защите Черного
моря от загрязнения
Сотрудничество по предотвращению и снижению загрязнения
окружающей среды, в том числе:
разработка мер по борьбе с кислотными дождями и их
последствиями, а также защите озонового слоя;
разработка совместных действий по предотвращению незаконного
перемещения опасных химических и радиоактивных отходов.
Сотрудничество при разработке методов и технологии переработки
бытовых и промышленных отходов
Решение экологических проблем в области энергетики и обмен
информацией и опытом при создании альтернативных источников
энергии
Гармонизация экологической политики и экономического развития
в сферах промышленности, сельского хозяйства, туризма, энергетики,
транспорта и связи
Сотрудничество при разработке административных и
законодательных мер в целях укрепления системы и органов охраны
окружающей среды
Сотрудничество в области изучения и оценки воздействия
загрязнений на окружающую среду
Сотрудничество при разработке программ по экологическому
образованию.
|