УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.01.99 N 95
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 1997 г. N 1542
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете
Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1170 "Об утверждении
Положения о Министерстве строительства Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27,
ст. 2894).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 декабря 1997 г. N 1542
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
1. Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и
строительной политике (Госстрой России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной
основе межотраслевую координацию по вопросам государственной
политики в области жилищно - коммунального хозяйства,
строительства, архитектуры, градостроительства и промышленности
строительных материалов, конструкций и деталей и функциональное
регулирование в этих сферах. Комитет и органы архитектуры и
градостроительства субъектов Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в области архитектуры и
градостроительства.
2. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и некоммерческими организациями. В ведении
Комитета находятся государственные унитарные предприятия и
организации.
3. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
4. Основными задачами Комитета являются:
1) формирование и реализация государственной политики в
области жилищно - коммунального хозяйства, строительства,
архитектуры, градостроительства, промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей;
2) проведение во взаимодействии с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации федеральной жилищной
политики и координация ее реализации в регионах, разработка
нормативных правовых актов по вопросам создания рынка жилья и его
функционирования, а также формирования, учета и технической
инвентаризации объектов недвижимости всех форм собственности в
жилищной сфере, подготовка предложений по формированию федеральных
целевых программ, направленных на развитие социальной сферы и
коммунальной инфраструктуры;
3) координация работы, проводимой органами местного
самоуправления, по реализации концепции реформы жилищно -
коммунального хозяйства Российской Федерации и его перевода на
бездотационные условия функционирования, по демонополизации
отрасли и созданию конкурентной среды;
4) координация работы органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по жилищно - коммунальному хозяйству,
строительству, архитектуре и градостроительству;
5) осуществление экспертизы проектов на строительство
предприятий, зданий и сооружений и градостроительной документации,
государственного архитектурно - строительного надзора,
лицензирования, сертификации строительной и проектной продукции,
разработка норм, правил, государственных стандартов и проведение
научно - технической политики в строительстве, архитектуре,
градостроительстве, в области инженерных изысканий,
проектировании, промышленности строительных материалов,
конструкций и деталей и в области эксплуатации, капитального
ремонта и реконструкции объектов жилищно - коммунального
хозяйства;
6) разработка основных направлений федеральной политики в
области градостроительства и осуществление контроля за ее
реализацией, организация разработки на отдельные периоды и
реализация Генеральной схемы расселения на территории Российской
Федерации;
7) реализация государственной политики структурной перестройки
производственной базы жилищно - коммунального хозяйства,
строительства, промышленности строительных материалов, конструкций
и деталей.
5. Комитет в соответствии с возложенными на него основными
задачами осуществляет следующие функции:
1) вносит в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых
актов по вопросам сферы деятельности Комитета, участвует в
разработке проектов федеральных законов и других нормативных
правовых актов по вопросам бюджетной, налоговой, социальной,
кредитной и амортизационной политики, по финансированию
капитального строительства, сокращению объемов незавершенного
строительства, градостроительному планированию развития
территорий, регулированию землепользования, природопользования,
формирования рынка недвижимости, оценки и управления объектами
недвижимости;
2) разрабатывает и представляет в установленном порядке
проекты федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг, обеспечивает мониторинг введения
указанных федеральных стандартов;
3) подготавливает предложения по совершенствованию
экономических условий создания рыночной инфраструктуры в жилищно -
коммунальном хозяйстве, строительстве, промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей и разрабатывает рекомендации по
ценам на строительную продукцию;
4) обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и
издает нормы, правила по эксплуатации, капитальному ремонту и
реконструкции объектов жилищно - коммунального хозяйства,
обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, а также
нормы и государственные стандарты в области строительства,
архитектуры, градостроительства, проектирования, инженерных
изысканий, промышленности строительных материалов, конструкций и
деталей, обязательных для исполнения как юридическими, так и
физическими лицами, дает разъяснения и осуществляет контроль за их
соблюдением и применением;
5) участвует в разработке прогнозов социально - экономического
развития Российской Федерации и предложений к проекту федерального
бюджета по разделам, относящимся к компетенции Комитета;
6) организует работы по совершенствованию экономических
методов управления, сметного нормирования и развития новых форм
рынка труда в строительстве, промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей;
7) участвует в разработке проектов соглашений между
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в
сфере жилищно - коммунального хозяйства, строительства,
архитектуры, градостроительства и осуществляет контроль за их
реализацией;
8) обеспечивает в установленном порядке функции
государственного заказчика по разработке и реализации федеральных
целевых программ, участвует в формировании и реализации разделов
научно - технических и опытно - конструкторских работ этих
программ, участвует в формировании перечня объектов строительства
для федеральных государственных нужд и осуществляет контроль за
ходом их сооружения;
9) осуществляет контроль за соблюдением жилищного
законодательства и сохранностью жилищного фонда и объектов
коммунального назначения, а также в установленном порядке
обеспечивает нормативно - методическое сопровождение
инвентаризации зданий и сооружений жилищно - гражданского и
производственного назначения и координацию работ, связанных с
содержанием мест погребения российских граждан на территориях
иностранных государств и мест погребения на территории Российской
Федерации граждан, родственники которых постоянно проживают в
зарубежных странах;
10) разрабатывает предложения по совершенствованию договорных
отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве и строительстве, а
также методические рекомендации для формирования договорных цен и
тарифов на услуги предприятий и организаций жилищно - коммунальной
сферы; участвует в разработке порядка проведения подрядных торгов
на строительство объектов для федеральных государственных нужд и в
проведении этих торгов;
11) принимает участие в решении вопросов приватизации
предприятий и организаций строительства, промышленности
строительных материалов, конструкций и деталей, развития
конкуренции между предприятиями, создания рынка жилья,
коммунальных услуг и продукции промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей, а также передачи объектов
жилищно - коммунальной сферы в муниципальную собственность;
12) содействует созданию финансово - промышленных групп и
лизинговых компаний, разрабатывает предложения по оказанию
государственной поддержки малому предпринимательству в жилищно -
коммунальной сфере, строительстве, промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей;
13) подготавливает в установленном порядке предложения по
созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных
предприятий жилищно - коммунальной сферы, строительства,
промышленности строительных материалов, конструкций и деталей,
находящихся в ведении Комитета, утверждает их уставы, назначает
на должность и освобождает от должности руководителей указанных
предприятий, заключает, изменяет и расторгает контракты с этими
руководителями;
14) принимает участие в подготовке предложений о передаче в
доверительное управление закрепленных в федеральной собственности
акций акционерных обществ в жилищно - коммунальной сфере,
строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций
и деталей, созданных путем приватизации государственных
предприятий;
15) проводит по согласованию с Министерством государственного
имущества Российской Федерации ревизии и инвентаризации на
предприятиях, находящихся в ведении Комитета;
16) принимает в установленном порядке совместно с
Министерством государственного имущества Российской Федерации
решения о передаче для завершения строительства либо продажи не
завершенных строительством жилых домов, заказчиками которых
являлись федеральные органы исполнительной власти, организации и
учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
17) обеспечивает проведение в установленном порядке
комплексной государственной экспертизы проектов на строительство и
градостроительной документации; осуществляет организационно -
методическое обеспечение деятельности органов вневедомственной
экспертизы и экспертных подразделений федеральных органов
исполнительной власти в области проектирования и строительства
предприятий, зданий и сооружений, разрабатывает и реализует меры
по повышению эффективности их работы;
18) осуществляет в установленном порядке лицензирование
выполнения инженерных изысканий для строительства, проектных и
строительно - монтажных работ, производства отдельных видов
строительных материалов, конструкций и изделий, архитектурной
деятельности, обеспечивает организационное и методологическое
руководство лицензированием в области строительной деятельности,
эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов,
оказания ритуальных услуг;
19) обеспечивает в установленном порядке организацию
сертификации в жилищно - коммунальном хозяйстве и строительстве,
осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных
лабораторий, а также аттестацию экспертов - аудиторов, ведение
соответствующего раздела государственного реестра объектов,
подлежащих сертификации;
20) организует и осуществляет государственный архитектурно -
строительный надзор за качеством строительства, а также контроль
за качеством оказываемых жилищно - коммунальных услуг и продукции
предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и
деталей;
21) утверждает порядок расследования причин аварий строящихся
и эксплуатируемых зданий и сооружений;
22) осуществляет контроль за соблюдением норм и правил
планировки и застройки городов и других поселений, а также в
пределах своей компетенции контроль за использованием и охраной
земель в поселениях, водных объектов и применяет установленные
законодательством санкции, осуществляет организационно -
техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по
реализации Генеральной схемы расселения на территории Российской
Федерации и градостроительству, осуществляет методическое
обеспечение инженерных изысканий и разработки проектной
документации по инженерной защите территории и объектов от опасных
природных и техногенных процессов;
23) участвует в подготовке нормативных правовых актов по
охране памятников истории и культуры, разработке мероприятий по их
сохранности и использованию, созданию музеев и мемориальных
объектов федерального значения, проводит экспертизу и
согласовывает проектную документацию на их строительство и
реконструкцию;
24) организует разработку нормативно - методической
документации по созданию и ведению государственного
градостроительного кадастра Российской Федерации, формирует и
ведет государственный территориальный фонд материалов комплексных
инженерных изысканий для строительства;
25) разрабатывает основные принципы определения сметной
стоимости строительства, организует разработку сметно -
нормативной базы и нормативных показателей расхода материальных
ресурсов, а также осуществляет контроль за расходованием средств
на содержание службы заказчика - застройщика по строительству,
финансируемому из федерального бюджета;
26) осуществляет методическое обеспечение работы региональных
центров по ценообразованию в строительстве;
27) формирует стратегию проведения и обеспечивает организацию
выполнения научно - исследовательских и проектно - изыскательских
работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и
внебюджетных фондов, участвует в пределах своей компетенции в
определении направлений научно - исследовательских работ,
выполняемых научно - исследовательскими организациями жилищно -
коммунального хозяйства и Российской академией архитектуры и
строительных наук;
28) организует разработку и утверждает экспериментальные,
типовые и базовые проектные решения для строительства объектов
производственного и жилищно - гражданского назначения,
подготавливает предложения по разработке прогрессивных технологий,
оборудования, приборов, машин, механизмов и инструмента для нужд
жилищно - коммунального хозяйства и капитального строительства и
организует работу по их производству и освоению;
29) подготавливает предложения о совершенствовании
статистической отчетности по жилищно - коммунальному хозяйству,
строительству, промышленности строительных материалов, конструкций
и деталей, переоценке основных фондов зданий, сооружений и
строительной техники;
30) осуществляет методическое обеспечение совершенствования
организации и нормирования труда в строительстве, разрабатывает и
согласовывает с Министерством труда и социального развития
Российской Федерации тарифно - квалификационные характеристики по
профессиям рабочих, не входящим в раздел "Строительные, монтажные
и ремонтно - строительные работы" Единого тарифно -
квалификационного справочника работ и профессий рабочих,
квалификационные характеристики должностей руководителей,
специалистов и служащих строительных организаций, а также
подготавливает в установленном порядке предложения по
совершенствованию льготного пенсионного обеспечения работников,
занятых в строительстве и промышленности строительных материалов,
конструкций и деталей;
31) выступает участником отраслевых тарифных соглашений по
вопросам условий оплаты и охраны труда, социальных гарантий для
работников жилищно - коммунального хозяйства, строительства,
промышленности строительных материалов, конструкций и деталей,
заключаемых с соответствующими отраслевыми профсоюзами и
Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
32) осуществляет техническую политику и разрабатывает
нормативные правовые акты по охране труда в строительстве,
принимает участие в расследовании групповых несчастных случаев со
смертельным исходом, анализирует причины производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, принимает меры к их
устранению и профилактике, осуществляет методическое руководство
службами охраны труда в строительстве, промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей и жилищно - коммунальном
хозяйстве, изучает и обобщает передовой опыт работы в области
охраны труда;
33) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение
квалификации кадров в учебных заведениях Комитета;
34) организует и принимает участие в проведении федеральных и
региональных выставок - ярмарок, оказывает методическую и
консультативную помощь в вопросах развития и совершенствования
выставочного дела в строительстве;
35) осуществляет в установленном порядке научно - техническое
и экономическое сотрудничество с соответствующими органами
зарубежных стран, оказывает содействие установлению прямых связей
с зарубежными фирмами предприятий и организаций, осуществляющих
деятельность в области жилищно - коммунального хозяйства,
строительства, градостроительства, промышленности строительных
материалов, конструкций и деталей, участвует в работе
Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной
деятельности (государств - участников СНГ), а также международных
организаций;
36) участвует в подборе высококвалифицированных руководящих
кадров органов жилищно - коммунального хозяйства, архитектуры и
строительства для субъектов Российской Федерации, организует
подготовку и повышение квалификации специалистов этих органов;
37) сотрудничает с общественными объединениями, привлекает их
в установленном порядке к разработке социальной, экономической и
технической политики в области жилищно - коммунального хозяйства,
строительства, архитектуры, градостроительства;
38) выполняет другие функции, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
6. Комитет для выполнения возложенных на него задач имеет
право:
1) в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые
акты в области жилищно - коммунального хозяйства, строительства,
проектирования, архитектуры, градостроительства;
2) давать заключения по проектам нормативных правовых актов
других федеральных органов исполнительной власти в сфере жилищно -
коммунального хозяйства, строительства, архитектуры и социальной
защиты населения в отношении оплаты жилья и коммунальных услуг;
3) выдавать в установленном порядке сертификаты на впервые
производимую отечественную и импортируемую строительную продукцию
(материалы, изделия, конструкции);
4) проводить инспекционный надзор за качеством жилищно -
коммунального обслуживания, строительства и соответствием
государственным стандартам и нормам строительной продукции,
материалов, конструкций и деталей на предприятиях и в организациях
независимо от формы собственности;
5) приостанавливать строительство объектов, производство
строительных материалов, конструкций и изделий при выявлении
грубых нарушений нормативных документов, а также при отсутствии
необходимых разрешений и лицензий, применять установленные
законодательством санкции;
6) осуществлять в установленном порядке аккредитацию
соответствующих органов и организаций по лицензированию
деятельности в жилищно - коммунальной сфере, строительстве и
архитектуре;
7) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за
использованием и охраной земель;
8) устанавливать состав, порядок разработки, согласования,
экспертизы и утверждения нормативной, градостроительной,
проектно - сметной и научно - технической документации;
9) формировать в установленном порядке внебюджетные источники
финансирования для разработки типовой проектной, нормативной и
методической документации на строительство объектов, производство
строительных конструкций и изделий за счет отчисления средств от
реализации этой документации;
10) запрашивать от федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
жилищно - коммунальному хозяйству, архитектуре, строительству и
градостроительству информацию, необходимую для осуществления своих
задач и функций;
11) привлекать для изучения и решения проблем в области
строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно -
коммунального хозяйства специалистов и экспертов на договорной
(контрактной) основе.
7. Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности в установленном порядке.
Председатель Комитета несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих
функций.
Заместители председателя Комитета назначаются на должность и
освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
8. Председатель Комитета:
1) издает в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации постановления, приказы,
распоряжения и инструкции, подлежащие обязательному исполнению
работниками Комитета, а также предприятиями и организациями,
находящимися в ведении Комитета;
2) устанавливает обязанности и определяет ответственность
руководителей структурных подразделений Комитета;
3) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета;
4) утверждает в пределах установленных Правительством
Российской Федерации фонда оплаты труда и предельной численности
работников структуру и штатное расписание центрального аппарата
Комитета, а также смету расходов на его содержание в пределах
утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
5) назначает на должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Комитета;
6) утверждает в установленном порядке уставы находящихся в
ведении Комитета предприятий и организаций, заключает в
соответствии с законодательством Российской Федерации контракты с
руководителями предприятий;
7) представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников к награждению государственными наградами Российской
Федерации, награждает работников строительства, промышленности
строительных материалов, конструкций и деталей и жилищно -
коммунального хозяйства отраслевыми почетными знаками и почетными
грамотами;
8) осуществляет другие полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
9. В Комитете образуется коллегия в составе председателя
Комитета (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в
нее по должности, а также руководителей структурных подразделений
Комитета, ведущих ученых и специалистов.
Численность и персональный состав коллегии (кроме лиц,
входящих в ее состав по должности) утверждаются Правительством
Российской Федерации по представлению председателя Комитета.
Распределение обязанностей между членами коллегии производится
председателем коллегии.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Комитета
и находящихся в его ведении предприятий и организаций. Решения
коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как
правило, приказами председателя Комитета.
10. Комитет осуществляет организационно - техническое
обеспечение работы Правительственной комиссии по реформированию
жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации и
Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и
жилищно - коммунального хозяйства.
11. Для научного анализа проблем в области строительства,
архитектуры, градостроительства и жилищно - коммунального
хозяйства в Комитете создается научно - технический совет. Состав
совета и положение о нем утверждаются председателем Комитета.
12. Комитет в установленном законодательством порядке
учреждает журналы и газеты.
13. Финансирование расходов на содержание работников
центрального аппарата Комитета осуществляется за счет средств
федерального бюджета, предусмотренных на государственное
управление.
14. Комитет является юридическим лицом, имеет бюджетный и иные
счета в банковских учреждениях, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
______________________________________________________________
"Собрание законодательства РФ", 22.12.97, N 51, ст. 5805,
"Российская газета", N 4, 10.01.98
|