ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 1997 г. N 1975-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАУКЕ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменения и дополнений в статьи 5 и 6 Федерального закона
"О науке и государственной научно-технической политике", внесенный
депутатами Государственной Думы Ж.И. Алферовым, М.К. Глубоковским,
В.С. Шевелухой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке
до 10 января 1998 года.
3. Комитету Государственной Думы по образованию и науке
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Ж.И. АЛФЕРОВЫМ,
М.К. ГЛУБОКОВСКИМ,
В.С. ШЕВЕЛУХОЙ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 6 ЗАКОНА
"О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
Статья 1. Внести в статьи 5 и 6 Федерального закона " О науке
и государственной научно-технической политике" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137)
следующие дополнения и изменение:
1. Дополнить статью 5 пункт 1 абзацем 3 следующего содержания:
"Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов Российской федерации могут
учреждать государственные некоммерческие научные и (или) научно -
технические организации".
2. Дополнить статью 5 пунктом 8 следующего содержания:
"Государственные научные организации вправе сдавать в аренду,
без права выкупа, закрепленные за ними объекты федеральной
собственности и земельные участки с согласия правительства по
ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в регионе.
Средства, полученные в качестве арендной платы, используются
государственными научными организациями на содержание и развитие
материально-технической базы этих организаций, в порядке
устанавливаемом правительством.
3. Статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Академии наук в Российской Федерации, имеющие
государственный статус.
1. Российская академия наук, отраслевые академии наук
(Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская
академия медицинских наук, Российская академия образования,
Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская
академия художеств) являются некоммерческими научными
организациями и имеют государственный статус: учреждены
государством, финансируются за счет средств федерального бюджета;
в соответствие с законодательством наделяются правами управления
своими деятельностью и имуществом, включая права по созданию,
ликвидации и реорганизации подведомственных им предприятий,
учреждений и организаций, закрепления за ними федерального
имущества, утверждения их уставов и назначение руководителей.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным законом.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят
научные организации и организации научного обслуживания и
социальной сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук,
порядок деятельности и финансирования входящих в их состав
организаций научного обслуживания и социальной сферы определяются
уставами указанных академий наук.
2. Российская академия наук является самоуправляемой
организацией, действующей на основе законодательства Российской
Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит
фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим
проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и
принимает участие в координации фундаментальных научных
исследований, выполняемых научными организациями и
образовательными учреждениями высшего профессионального
образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми
организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные
исследования в соответствующих областях науки и техники и
участвуют в координации данных научных исследований.
4. Финансирование Российской академии наук и отраслевых
академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета,
указываемых в нем отдельными строками, и иных источников, не
запрещенных законодательством Российской Федерации.
Имущество приобретенное за счет приносящей доходы, разрешенной
законом, деятельности, а также полученное в форме дара,
пожертвований или по завещанию поступает в собственность академии
наук и учитывается на отдельном балансе.
Результаты выполненных с использованием средств федерального
бюджета научных исследований Российской академии наук и отраслевых
академий наук передаются государству в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Российская академия наук и отраслевые академии наук, ежегодно
представляют Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях и
научных и (или) научно-технических результатах.
5. Российская академия наук и отраслевые академии наук, их
научные организации и организации научного обслуживания и
социальной сферы владеют, пользуются и распоряжаются федеральным
имуществом, переданным им в оперативное управление или в
хозяйственное ведение в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Реестры имущества, переданного в управление
или хозяйственное ведение, составляются соответствующими
академиями наук и утверждаются правительством.
6. За академиями наук, имеющими государственный статус, их
научными организациями и организациями научного обслуживания и
социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное
пользование земельные участки, заповедники, заказники и лесной
фонд, выделенные им в установленном порядке.
7. Научные организации и организации научного обслуживания и
социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий
наук вправе сдавать в аренду, без права выкупа, закрепленные за
ними объекты федеральной собственности и земельные участки с
согласия соответствующей академии по ценам, которые не могут быть
ниже цен, сложившихся в регионе.
Средства, полученные в качестве арендной платы, используются
научными организациями и организациями научного обслуживания и
социальной сферы на содержание и развитие материально-технической
базы этих организаций".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 5 И 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАУКЕ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
Принятый 23 августа 1996 г. Федеральный закон "О науке и
государственной научно-технической политике" сформулировал
правовые основания научной и научно-технической деятельности.
Однако некоторые конкретные правовые аспекты этой деятельности не
нашли отражения в данном Законе. В первую очередь это относится к
вопросам управления федеральной собственностью, находящейся в
распоряжении академий наук, имеющих государственный статус, и
государственных научных организаций.
Нечетко сформулированными оказались также правовые определения
перечисленных в ст. 6 Закона академий наук, имеющих
государственный статус, в свете действующего законодательства. Эти
академии имеют свою историю развития на протяжении десятилетий и
даже столетий, и поэтому можно говорить лишь о правовых аспектах
их деятельности.
В настоящем законопроекте предлагается в статьи 5 и 6
Федерального закона "О науке и государственной научно-технической
политике" внести поправки, имеющие следующий смысл:
1.Определить организационно-правовую форму деятельности этих
организаций. Очевидно, что единственно возможной формой является
некоммерческая научная организация. Эта организационно-правовая
форма, отражая принципиально бесприбыльный характер деятельности,
позволяет отрегулировать правовые аспекты экономической
деятельности, в соответствии с действующим законодательством.
2. Конкретизация типа академий, о которых идет речь в
статье 6. Правовые аспекты деятельности общественных академий
вполне исчерпывающе регулируются Законами "О некоммерческих
организациях", "Об общественных объединениях", Гражданским
кодексом. Эта статья поэтому может относиться только к академиям
наук, имеющим государственный статус.
3. Определенность по отношению к федеральной собственности, а
также к собственности, приобретенной иным законным образом.
На основании ст. 71 Конституции пункт "д", по смыслу ст. 214
Гражданского кодекса и ст. 125, пункт 3, представляется возможным
передача некоторых полномочий федеральной власти юридическим
лицам, поэтому в законе возможно определить эти полномочия в части
управления федеральной собственностью. Кроме того, в соответствии
с Гражданским кодексом, ст. 298, пункт 2, академии наук, имеющие
государственный статус, вправе наделяться правами на
самостоятельное распоряжение собственностью, приобретенной за счет
приносящей доходы деятельности.
Необходимо отметить, что эти предложения не являются правовым
нововведением. Схожие правовые нормы применяются в ряде других
правовых актов. (см. Таможенный кодекс, Пост. Прав. РФ N 59 от
25.01.96, письмо ГКИ от 06.12.95, Закон "О федеральном
железнодорожном транспорте" и ряд др.).
------------------------------------------------------------------
|