МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 декабря 1997 г. N 71
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ЦЕНТРАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ И НОРМАТИВАМ
ПО ОХРАНЕ, ВОСПРОИЗВОДСТВУ РЫБНЫХ
ЗАПАСОВ И АККЛИМАТИЗАЦИИ (ЦУРЭН)
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Центральном управлении по
рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по охране,
воспроизводству рыбных запасов и акклиматизации (ЦУРЭН).
2. Считать утратившим силу Приказ бывшего Комитета Российской
Федерации по рыболовству от 1 февраля 1993 г. N 25 об утверждении
Положения о ЦУРЭНе.
Первый заместитель Министра
А.В.РОДИН
Утверждено
Приказом Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Российской Федерации
от 9 декабря 1997 г. N 71
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЦЕНТРАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
ПО РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ И
НОРМАТИВАМ ПО ОХРАНЕ, ВОСПРОИЗВОДСТВУ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ И
АККЛИМАТИЗАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА ПО РЫБОЛОВСТВУ МИНИСТЕРСТВА
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и
нормативам по охране, воспроизводству рыбных запасов и
акклиматизации является самостоятельным государственным
учреждением Министерства сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации.
Сокращенное наименование - ЦУРЭН.
2. ЦУРЭН входит в систему органов рыбоохраны на правах
бассейнового управления и образован в соответствии с Приказом
Министерства рыбного хозяйства СССР от 14 июля 1970 г. N 220 с
последующим дополнением функциональных обязанностей согласно
Приказу Министерства рыбного хозяйства СССР от 18 января 1989 г.
N 35 "О совершенствовании структуры ЦУРЭНа Главрыбвода".
3. ЦУРЭН является специально уполномоченным государственным
органом по охране, контролю и регулированию использования водных
биологических ресурсов (рыб и других водных животных и растений) и
среды их обитания на территории Российской Федерации.
4. ЦУРЭН является юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со
своим наименованием и наименованием министерства, бланки со своим
наименованием и наименованием министерства.
ЦУРЭН выступает истцом и ответчиком в народном, арбитражном и
третейском судах в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
ЦУРЭН не отвечает по обязательствам государства, его органов.
ЦУРЭН отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в
его распоряжении денежных средств.
Юридический адрес ЦУРЭНа - 103009, Москва, Большой Кисловский
пер., 10.
5. ЦУРЭН вместе с бассейновыми управлениями рыбоохраны
образует единую систему, осуществляет государственное
регулирование по вопросам сохранения и рационального,
неистощительного использования водных биологических ресурсов и
входит в систему специально уполномоченных государственных органов
Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
6. ЦУРЭН в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами,
инструкциями и указаниями Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации, настоящим Положением.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
7. Основными задачами ЦУРЭНа являются:
7.1. осуществление единой политики в области рационального
использования водных биологических ресурсов, их охраны и
воспроизводства;
7.2. обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения
законов и иных нормативных правовых актов в области пользования
водными биологическим ресурсами и охраны рыбохозяйственных
водоемов от антропогенного воздействия;
7.3. проведение рыбохозяйственной экспертизы проектных
материалов по объектам народного хозяйства федерального уровня в
части оценки влияния, которое проектируемые объекты и работы по их
сооружению могут оказать на состояние биологических ресурсов и
среду их обитания;
7.4. обеспечение координации и взаимодействия ЦУРЭНа с
экспертными подразделениями министерств и ведомств - специально
уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей
среды и природных ресурсов;
7.5. разработка нормативно - правовой и инструктивно -
методической документации, регламентирующей деятельность органов
рыбоохраны;
7.6. организация и проведение работ по акклиматизации рыб и
других водных организмов в рыбохозяйственных водоемах, отнесенных
к федеральной собственности и осуществление экспортно - импортных
поставок рыбопосадочного материала;
7.7. оперативный контроль за выполнением бассейновыми
управлениями рыбоохраны возложенных на них задач по охране,
воспроизводству рыбных запасов, акклиматизации рыб и других водных
организмов, регулированию рыболовства;
7.8. оказание методической и практической помощи бассейновым
управлениям рыбоохраны по основным разделам их деятельности.
8. ЦУРЭН в соответствии с возложенными на него задачами:
8.1. координирует работу бассейновых управлений по
рыбохозяйственной экспертизе проектных материалов в части оценки
влияния проектируемых объектов народного хозяйства (независимо от
форм собственности) и производства различного рода работ на
экологическое состояние рыбохозяйственных водоемов и их
биоресурсы, относящихся к федеральной собственности;
8.2. участвует в подготовке совместно с научно -
исследовательскими организациями и бассейновыми управлениями
рыбоохраны экспертных заключений по схемам развития и размещения
производительных сил на территории Российской Федерации,
территориальным комплексным схемам охраны природы, схемам
комплексного использования водных, земельных и других природных
ресурсов;
8.3. обеспечивает рассмотрение предпроектных материалов по
объектам федерального уровня (независимо от форм собственности) с
позиций сохранения водных биоресурсов, условий их воспроизводства,
стабилизации или улучшения эколого - рыбохозяйственной обстановки
на водоемах и готовит экспертные заключения по вопросам:
8.3.1. размещения, строительства, реконструкции, расширения
(технического перевооружения) объектов народного хозяйства;
8.3.2. производства различных видов работ на рыбохозяйственных
водоемах и в пределах береговых охранных полос, в территориальных
водах и на континентальном шельфе Российской Федерации;
8.3.3. осуществления рыбозащитных мероприятий на водозаборах
промышленных, энергетических, ирригационных объектов, а также
строительства рыбопропускных сооружений на рыбохозяйственных
водоемах;
8.3.4. согласования выдачи лицензии на региональное
геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и
разработку минеральных ресурсов, а также заявок на производство
буровых работ, создание искусственных островов, установок и
сооружений, прокладки кабелей и трубопроводов, захоронение отходов
и других материалов на континентальном шельфе;
8.3.5. создания и эксплуатации водоемов озерного товарного
рыбоводства, а также использования водоемов, относящихся к
федеральной собственности в целях организованного любительского
рыболовства;
8.3.6. применения вблизи рыбохозяйственных водоемов
пестицидов, биопрепаратов и других средств защиты растений,
разрешенных к применению в сельском, лесном, фермерском и личном
подсобном хозяйстве;
8.4. проводит экспертизу проектной документации на
строительство и реконструкцию объектов воспроизводства рыбных
запасов и других объектов, подведомственных Департаменту по
рыболовству Минсельхозпрода России;
8.5. участвует совместно с другими специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной
среды, научно - исследовательскими организациями и органами
рыбоохраны в подготовке экспертных заключений на вселение рыб и
других гидробионтов в естественные водоемы;
8.6. участвует в совместных экологических экспертизах по
объектам, указанным в статье 11 Федерального закона
"Об экологической экспертизе", проводимых Минстроем России,
Госкомэкологией России, МПР России;
8.7. осуществляет контроль за соблюдением законодательства в
области рыбохозяйственной экспертизы, оценки воздействия
хозяйственной деятельности на водные биоресурсы и среду их
обитания и выборочную проверку заключений по отдельным объектам,
подготовленных экспертными подразделениями бассейновых управлений;
8.8. участвует в рассмотрении разногласий, возникающих в
процессе экологической экспертизы между экспертными
подразделениями бассейновых управлений рыбоохраны и
территориальными органами по охране окружающей среды;
8.9. принимает участие в разработке проектов нормативных актов
и инструктивно - методических материалов по вопросам:
8.9.1. организации рыбоохранной службы и правовых аспектов ее
деятельности;
8.9.2. проведения рыбохозяйственной экспертизы проектных
материалов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и
возможном ее воздействии на состояние биоресурсов и среду их
обитания;
8.9.3. регулирования промышленного и любительского рыболовства
в рыбохозяйственных водоемах (в том числе по совершенствованию
правил рыболовства);
8.9.4. осуществления рыбоохранных мероприятий при комплексном
использовании водных и других ресурсов различными отраслями
народного хозяйства;
8.9.5. повышения эффективности искусственного воспроизводства
ценных промысловых рыб, акклиматизации рыб и других гидробионтов;
8.9.6. влияния вредных веществ на рыб и другие водные
организмы;
8.9.7. взаимодействия органов рыбоохраны с
правоохранительными, природоохранными органами и общественностью;
8.10. осуществляет подготовку и предоставление Департаменту по
рыболовству проектов перспективных и текущих планов работ по
искусственному воспроизводству рыбных запасов, проводимых в
стране;
8.11. координирует и осуществляет производственные и
опытно - производственные работы по акклиматизации рыб, других
водных организмов и зарыблению организмов;
8.12. участвует во внешнеэкономических связях с зарубежными
государствами и странами СНГ, заключает контракты и выполняет
экспортно - импортные поставки (купля, продажа, отправка,
получение, перевозка) рыбопосадочного материала: оплодотворенной
икры, личинок, живой рыбы, водных гидробионтов и другой продукции
для использования в рыбоводстве.
Оказывает посреднические услуги, связанные с проведением этих
работ, включая командирование специалистов;
8.13. обеспечивает оперативный контроль за деятельностью
ихтиологической службы, рыбоводно - акклиматизационных
предприятий, оказывает методическую и практическую помощь
бассейновым управлениям рыбоохраны в вопросах:
8.13.1. выполнения юридическими и физическими лицами условий
согласования органами рыбоохраны строительства, эксплуатации
народно - хозяйственных объектов и производства работ на
рыбохозяйственных водоемах в части обеспечения сохранения рыбных
запасов и выполнения компенсационных рыбоводно - мелиоративных
работ;
8.13.2. рационального использования сырьевой базы,
регулирования промышленного и любительского рыболовства;
8.13.3. организации наблюдений за влиянием загрязнения,
водозаборных сооружений, различного вида работ, на
рыбохозяйственных водоемах и в прибрежной зоне на условия
обитания, размножения рыб и состояния сырьевой базы;
8.13.4. определения причин и масштабов гибели рыб и других
водных биологических ресурсов от загрязнения рыбохозяйственных
водоемов сточными водами и других отрицательных антропогенных
факторов, установления размеров ущерба, наносимого рыбным запасам
и другим водным биоресурсам;
8.13.5. организации и проведения выпуска объектов
акклиматизации и зарыбления, оценки эффективности рыбоводно -
акклиматизационных работ;
8.13.6. освоения производственных мощностей рыбоводных
предприятий и проведения работ по рыбохозяйственной мелиорации;
8.13.7. выполнения рыбохозяйственных мероприятий, проводимых в
порядке компенсации ущерба, нанесенного рыбным запасам, в том
числе за строительством компенсационных объектов;
8.13.8. соблюдения законности при вынесении решений
руководителями инспекций рыбоохраны о привлечении правонарушителей
к ответственности;
8.13.9. оформления исковых материалов о возмещении ущерба,
причиненного рыбным запасам и представление интересов бассейновых
управлений рыбоохраны в центральных органах арбитража и
прокуратуры;
8.14. созывает в установленном порядке совещания и семинары
работников органов рыбоохраны по вопросам, относящимся к
компетенции ЦУРЭНа;
8.15. осуществляет взаимодействие с правоохранительными и
природоохранными органами по вопросам охраны водных биоресурсов и
среды их обитания;
8.16. принимает участие в организации и проведении выставок по
охране, воспроизводству рыбных запасов, акклиматизации рыб и
других гидробионтов;
8.17. готовит предложения по включению в планы работ научно -
исследовательских институтов перспективной тематики по охране
рыбных запасов, предотвращению загрязнения рыбохозяйственных
водоемов, регулированию рыболовства, искусственному
воспроизводству рыбных запасов и акклиматизации, а также по
разработке научно - методической документации и заключает договоры
по этой тематике;
8.18. выполняет задания Департамента по рыболовству по
проверке производственной деятельности подразделений органов
рыбоохраны, жалоб и заявлений работников системы рыбоохраны;
8.19. проводит организационное обеспечение работы научно -
технического совета по рассмотрению и утверждению нормативов
чистоты и режима рыбохозяйственных водоемов;
8.20. участвует в совещаниях, конференциях, симпозиумах,
выставках, включая международные, по вопросам, входящим в
компетенцию ЦУРЭНа;
8.21. готовит предложения Минсельхозпроду России о поощрении и
оказании материальной помощи своим работникам;
8.22. осуществляет оперативный бухгалтерский учет результатов,
финансово - хозяйственной деятельности, ведет статистическую и
бухгалтерскую отчетность, отчитывается о результатах деятельности
в порядке и сроки, установленные действующим законодательством
Российской Федерации;
8.23. за искажение государственной отчетности должностные лица
ЦУРЭНа несут установленную законодательством Российской Федерации
дисциплинарную, административную и уголовную ответственность;
8.24. контроль и ревизия деятельности ЦУРЭНа осуществляются
министерством, а также органами, на которые в соответствии с
действующим законодательством и законодательными актами Российской
Федерации вложена проверка деятельности государственных
учреждений.
III. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ
9. Имущество ЦУРЭНа закрепляется на правах оперативного
управления. Имущество ЦУРЭНа является собственностью Российской
Федерации.
10. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
являются:
10.1. бюджетные и внебюджетные средства;
10.2. имущество, переданное собственником или уполномоченным
иным органом;
10.3. доходы, полученные от реализации продуктов, работ,
услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности,
разрешенной ЦУРЭНу;
10.4. амортизационные отчисления;
10.5. кредиты банков;
10.6. капвложения и дотации бюджета;
10.7. безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования
организаций, учреждений и граждан;
10.8. иные источники в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
11. ЦУРЭН владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за
ним на праве оперативного управления имуществом, в пределах,
установленных законодательством Российской Федерации в
соответствии с основными задачами своей деятельности, заданиями
Минсельхозпрода России и назначением имущества.
12. ЦУРЭН на праве отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет
средств, выделенных ему по смете.
13. При осуществлении оперативного управления имуществом ЦУРЭН
обязан:
13.1. эффективно использовать закрепленное на праве
оперативного управления имущество;
13.2. обеспечить сохранность и использование закрепленного
имущества на праве оперативного управления строго по целевому
назначению;
13.3. не допускать ухудшения технического состояния
закрепленного имущества с учетом нормативного износа имущества в
процессе эксплуатации;
13.4. осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного
имущества: любые производственные улучшения закрепленного
имущества не подлежат возмещению;
13.5. начислять амортизационные отчисления на закрепленное
имущество.
14. Имущество ЦУРЭНа, закрепленное на праве оперативного
управления, может быть изъято как полностью, так и частично в
следующих случаях:
14.1. при принятии решения о ликвидации, реорганизации;
14.2. при нарушении условий, предусмотренных пунктом 13
настоящего Положения.
IV. ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
15. Начальник управления:
15.1. назначается и освобождается от должности Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с
последующим заключением контракта;
15.2. осуществляет руководство порученной ему сферой
деятельности на основе единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных задач;
15.3. руководит деятельностью управления, представляет его
интересы в отношениях с российскими, совместными российско -
иностранными, иностранными предприятиями и организациями,
независимо от форм собственности;
15.4. распределяет обязанности между заместителями начальника,
утверждает численность работников, структуру и штатное расписание
управления (в пределах выделенных ассигнований), а также вносит в
них соответствующие изменения;
15.5. распоряжается имуществом и средствами управления в
соответствии с действующим законодательством;
15.6. утверждает титульные списки капитальных работ на
строительство в пределах выделенных ассигнований;
15.7. открывает в банках расчетный и иные счета;
15.8. заключает трудовые договоры, принимает на работу и
увольняет работников аппарата управления;
15.9. утверждает положения о структурных подразделениях
управления;
15.10. издает в пределах своей компетенции приказы,
инструкции, положения, циркулярные указания и правила на основании
и во исполнение действующих законов Российской Федерации,
постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации,
приказов и инструкций Минсельхозпрода России и проверяет
исполнение.
Решения ЦУРЭНа по вопросам, отнесенным к его компетенции,
обязательны для юридических и физических лиц.
16. Начальник управления, его заместители имеют право:
16.1. запрашивать и получать при проведении рыбохозяйственной
экспертизы от юридических и физических лиц, осуществляющих
хозяйственную и иную деятельность, необходимые материалы, в том
числе исходную информацию по оценке воздействия на водные
биоресурсы и среду их обитания проектируемых объектов, данные
специальных экологических исследований, результаты расчетов и
анализов, иные материалы, необходимые для составления заключения
рыбохозяйственной экспертизы;
16.2. привлекать к проведению рыбохозяйственной экспертизы
ведущих специалистов научно - исследовательских учреждений в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
16.3. приостанавливать действие или отзывать заключения ЦУРЭНа
и бассейновых управлений рыбоохраны по проектной документации на
размещение, строительство и эксплуатацию объектов, производство
различного рода работ на водоемах и в прибрежных полосах,
строительство водозаборов и оснащение их рыбозащитными
устройствами и др.;
16.4. вносить предложения в органы Министерства природных
ресурсов Российской Федерации о приостановке деятельности
производственных объектов, причиняющих систематический ущерб
рыбным запасам, до полного устранения причин отрицательного
воздействия на рыбохозяйственные водоемы;
16.5. приостанавливает (в пределах своей компетенции) работы,
при проведении которых систематически нарушаются правила, нормы,
иные требования по охране условий обитания, размножения и путей
миграции водных биологических ресурсов, - впредь до устранения
нарушений;
16.6. направлять в банковские учреждения ходатайства о
прекращении финансирования основного строительства при
невыполнении условий рыбохозяйственной экспертизы, а также
материалы на депремирование руководящих работников организаций, не
выполняющих мероприятия по предотвращению ущерба, наносимого
рыбным запасам в результате хозяйственной деятельности или
производства различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах;
16.7. предоставлять права внештатных госинспекторов рыбоохраны
работникам ЦУРЭНа, а также других организаций, занимающихся
природоохранной деятельностью.
17. Должностные лица ЦУРЭНа, обладающие полномочиями
госинспекторов рыбоохраны, имеют право:
17.1. знакомиться с документацией на предприятиях, в колхозах
и других организациях, занимающихся добычей рыбы и других водных
животных и растений, по их видам и районам промысла;
17.2. получать бесплатно в пределах своей компетенции
необходимую информацию от государственных органов, юридических и
физических лиц;
17.3. беспрепятственно посещать предприятия, учреждения,
организации и суда независимо от форм собственности, в том числе,
осуществляющие воспроизводство и (или) лов рыбы и других водных
животных, добычу водных растений, и оказывающие на них вредное
воздействие, а также гидротехнические сооружения, заповедники,
национальные природные парки и другие охраняемые территории,
расположенные на рыбохозяйственных водоемах и давать обязательные
к исполнению предписания об устранении обнаруженных нарушений
рыбоохранного законодательства;
17.4. проверять у юридических лиц и граждан документы на право
пользования водными биологическими ресурсами и средой их обитания,
а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение
огнестрельного оружия;
17.5. находиться на особо охраняемой территории (акватории)
при исполнении служебных обязанностей;
17.6. задерживать нарушителей рыбоохранного законодательства,
составлять протоколы о совершенных ими нарушениях и доставлять
нарушителей в правоохранительные органы;
17.7. производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных
лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и
других орудий добывания водных биоресурсов, а также добытую рыбу,
другие водные животные и растения в местах добычи, складирования,
реализации и переработки, в том числе и во время транспортировки,
изымать у нарушителей незаконно добытые водные биоресурсы, оружие
и другие орудия добывания водных биоресурсов, транспортные
средства и документы;
17.8. проверять наличие лицензий на промышленное рыболовство и
рыбоводство, на организацию спортивного и любительского
рыболовства, у юридических лиц, а также у индивидуальных
предпринимателей и в пределах лицензий и заверенных копий, либо
аннулировать указанные документы;
17.9. хранить и носить служебное огнестрельное оружие и
специальные средства для исполнения служебных обязанностей;
17.10. применять в установленном порядке физическую силу и
специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый
газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных
собак и огнестрельное оружие;
17.11. требовать и получать от должностных лиц учреждений,
предприятий, колхозов и от отдельных граждан объяснения по поводу
нарушения ими Положения об охране рыбных запасов и Правил
рыболовства;
17.12. давать юридическим и физическим лицом обязательные к
исполнению предписания по обеспечению сохранности и
воспроизводству рыбных запасов при использовании рыбохозяйственных
водоемов для всех видов хозяйственной деятельности;
17.13. осуществлять (по доверенности) представительство
органов рыбоохраны в правоохранительных, судебно - следственных,
финансовых и других органах при рассмотрении дел о нарушениях
рыбоохранного законодательства;
17.14. приостанавливать, в пределах своей компетенции, работы,
при проведении которых систематически нарушаются правила, нормы и
иные требования по охране рыбных запасов и других водных животных
и среды их обитания впредь до устранения нарушений;
17.15. бесплатно пользоваться при служебных поездках
средствами связи, попутными судами и другими видами транспорта
российских организаций, занимающихся добычей и обработкой рыбы,
других водных животных и растений.
V. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ
18. Решение о прекращении деятельности ЦУРЭНа принимается
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации в виде ликвидации либо реорганизации (слияние,
присоединение, выделение) на условиях и в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
19. Процедура ликвидации или реорганизации осуществляется
соответствующей комиссией, в состав которой входят представители
заинтересованных федеральных и региональных ведомств.
20. При ликвидации или реорганизации увольняемым работникам
гарантируется соблюдение их прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
21. Имущество ликвидируемого управления после расчетов,
произведенных в установленном порядке с бюджетом, кредиторами,
работниками учреждения, передается органу федерального управления,
уполномоченному распоряжаться государственным имуществом.
Начальник ЦУРЭН
А.К.АЛЕКСАНДРОВ
------------------------------------------------------------------
|