Согласовано
от Правительства
Российской Федерации -
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Б.Е.НЕМЦОВ
16 декабря 1997 года
ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 4 декабря 1997 года
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение)
заключено на основании Закона Российской Федерации "О коллективных
договорах и соглашениях" и Положения о порядке подготовки и
заключения Генерального соглашения и отраслевых тарифных
соглашений.
Соглашение направлено на обеспечение стабильной работы
федерального железнодорожного транспорта, удовлетворение
потребностей экономики государства в перевозках, создание
социально-экономических условий для производительного труда,
повышения жизненного уровня и социальной защищенности работников
отрасли и определяет для них социально-экономические и правовые
гарантии в условиях экономической реформы.
Сторонами, заключившими между собой настоящее Соглашение,
являются:
от работников железных дорог, других предприятий, учреждений и
организаций федерального железнодорожного транспорта - Российский
профсоюз железнодорожников и транспортных строителей
(Общероссийский профсоюз - далее по тексту - профсоюз) в
соответствии с уставом профсоюза;
от работодателей - уполномоченное работодателями Министерство
путей сообщения Российской Федерации (далее по тексту - МПС
России);
участник Соглашения - Министерство труда и социального
развития Российской Федерации.
Соглашение:
- распространяется на работников и работодателей,
уполномочивших участников Соглашения разработать и заключить его
от их имени, а также на освобожденных выборных и штатных
профсоюзных работников;
- является правовым актом, регулирующим социально-трудовые
отношения между сторонами, его нормы обязательны для применения;
- является основой для заключения коллективных договоров,
индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и не ограничивает
права Сторон в расширении социальных гарантий и льгот при наличии
собственных средств для их обеспечения.
Стороны признают, что стабильная работа железнодорожного
транспорта и благополучие его тружеников в значительной степени
взаимосвязаны. Стороны заинтересованы в создании и поддержке
гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и доверия на всех
уровнях.
РАЗДЕЛ I. СТОРОНЫ ДОГОВОРИЛИСЬ:
1. В ходе осуществления экономических преобразований в стране
и в целях устойчивого функционирования федерального
железнодорожного транспорта, как приоритетного направления
развития экономики, постоянно проводить работу с федеральными
органами исполнительной власти и органами субъектов Российской
Федерации по решению вопросов:
- обеспечения своевременной индексации тарифов на перевозки в
установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом
повышения эффективности работы и снижения трудоемкости работ на
федеральном железнодорожном транспорте;
- возмещения убытков от перевозок пассажиров в дальнем и
пригородном сообщениях в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормативными актами;
- выделения федеральному железнодорожному транспорту бюджетных
ассигнований на финансирование строительства важнейших объектов,
имеющих общегосударственное значение, на приобретение подвижного
состава для пассажирских перевозок, а также на строительство жилья
для работников учреждений и организаций, финансируемых из
федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных
федеральным бюджетом на соответствующий год;
- принятия мер, направленных на стабилизацию финансового
положения железнодорожного транспорта, при необходимости
предоставления отсрочки платежей в бюджет в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- выделения средств на строительство жилья для переселения в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.07.95 N 700 железнодорожников и членов их семей из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с падением
объемов перевозок, реорганизацией структуры управления отрасли,
увольнением в связи с уходом на пенсию;
- финансирования из федерального бюджета учреждений и
организаций образования, здравоохранения и культуры системы МПС
России в соответствии с порядком, определенным законодательством
Российской Федерации;
- сохранения единой отраслевой системы медицинского
обеспечения и профессионального образования;
- возмещения за счет виновных сторон ущерба, причиненного
предприятиям, учреждениям и организациям федерального
железнодорожного транспорта вследствие забастовок, конфликтов и
других, не зависящих от железнодорожников причин.
Считать необходимым при заключении железными дорогами
договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации предусматривать выделение средств из местных
бюджетов для доведения размера оплаты труда работников учреждений
и организаций бюджетной сферы отрасли до уровня оплаты труда в
соответствующих территориальных бюджетных учреждениях, а также
предоставление льгот по налогообложению.
2. Индексировать заработную плату работников железнодорожного
транспорта (кроме работников учреждений и организаций, находящихся
на бюджетном финансировании) на уровне роста цен на
потребительские товары и услуги.
МПС России и ЦК профсоюза ежеквартально на основании данных
Госкомстата России о росте цен на потребительские товары и услуги
определяют размер индексации заработной платы и размер тарифной
ставки рабочего первого разряда Отраслевой единой тарифной сетки
(по первой строке ОЕТС).
В первом квартале 1998 года размер индексации заработной платы
определяется на основании данных Госкомстата России о годовом
росте цен на потребительские товары и услуги и с учетом
произведенного повышения заработной платы за 1997 год по условиям
Соглашения.
Во втором и последующих кварталах 1998 года индексировать
заработную плату в зависимости от роста потребительских цен
нарастающим итогом с начала года к расчетному ее уровню,
исчисленному по росту цен на потребительские товары и услуги за
период январь - декабрь 1997 года, с учетом региональных
колебаний.
Применять указанный механизм индексации заработной платы в
течение всего периода действия настоящего Соглашения.
Индексация заработной платы работников организаций и
учреждений бюджетной сферы производится в соответствии с
решениями, принимаемыми Правительством Российской Федерации.
3. Предоставлять всем работникам федерального железнодорожного
транспорта и членам их семей, находящимся на иждивении, право
бесплатного проезда по личным надобностям по разовому билету в
купейном вагоне пассажирских поездов и бесплатного проезда по
годовому билету в пригородном сообщении на расстояние до 150 км.
Сохранить за железнодорожниками, проработавшими на предприятиях,
учреждениях и организациях железнодорожного транспорта не менее
20 лет, при уходе на пенсию с железнодорожного транспорта право
бесплатного проезда по годовому билету в пригородном сообщении на
расстояние до 150 км и разовому билету прямого сообщения для
проезда по личным надобностям в купейном вагоне пассажирского
поезда.
4. Льготы и гарантии, предусмотренные настоящим Соглашением,
могут уточняться, по договоренности Сторон, при изменении
финансово-экономического положения в отрасли.
РАЗДЕЛ II. МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОВМЕСТНО С АДМИНИСТРАЦИЕЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЯЗУЮТСЯ:
5. Обеспечить в течение I квартала заключение коллективных
договоров в соответствии с Законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях" и настоящим Соглашением.
В сфере оплаты труда и рабочего времени
6. Применять в качестве минимальных гарантий оплаты труда
основных профессионально-квалификационных групп работников
железнодорожного транспорта, при соблюдении установленной
законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего
времени и выполнении работниками трудовых обязанностей (норм
труда), единые отраслевые тарифные ставки и оклады,
устанавливаемые МПС России по согласованию с ЦК профсоюза.
Для работников основной деятельности железных дорог тарифные
ставки и оклады определять исходя из отраслевой тарифной ставки
рабочего первого разряда (минимальной оплаты труда),
устанавливаемой МПС России и ЦК профсоюза, и тарифных
коэффициентов, утвержденных приказом МПС России.
Завершить в 1998 году переход на новые условия оплаты труда на
основе Отраслевой единой тарифной сетки для всех работников
производственной сферы федерального железнодорожного транспорта.
По результатам аттестации рабочих мест и в соответствии с
отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми
и особо вредными условиями труда устанавливать доплаты к тарифным
ставкам и окладам работников, занятых на этих работах.
Производить тарификацию и присвоение квалификационных разрядов
рабочим по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и
профессий рабочих.
Разряды для оплаты труда руководителей, специалистов и
служащих по отраслевой тарифной сетке устанавливать в соответствии
с требованиями тарифно-квалификационных характеристик должностей
руководителей, специалистов и служащих федерального
железнодорожного транспорта, согласованных с ЦК профсоюза.
Пересмотр норм трудовых затрат, изменение условий оплаты труда
производить на основе технико-экономических обоснований с
обязательным согласованием с соответствующим выборным профсоюзным
органом и извещением работников, которых касаются изменения, не
менее чем за два месяца до их введения.
Обеспечить выплату заработной платы в соответствии со сроками,
определенными коллективными договорами. В случае задержки ее
выплаты в установленные сроки возмещать потери в связи с
инфляцией в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
7. Регулировать продолжительность рабочего времени и времени
отдыха отдельных категорий работников федерального
железнодорожного транспорта, работа которых связана с
непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения
поездов и обслуживанием пассажиров, постоянным выполнением
трудовых обязанностей в пути и разъездах в пределах обслуживаемых
участков, в соответствии с особенностями, утвержденными МПС России
по согласованию с ЦК профсоюза.
8. Предоставлять работникам дополнительный отпуск за работу во
вредных условиях, согласно Списку производств, цехов, профессий и
должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право
на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, сверх отпуска
продолжительностью 24 рабочих дня.
Работникам учреждений и организаций, финансируемых из
федерального бюджета, указанная льгота предоставляется за счет
экономии фонда оплаты труда по смете расходов на их содержание,
средств шефской помощи железных дорог, отделений железных дорог и
других предприятий, а также других поступлений без привлечения
дополнительных бюджетных ассигнований.
9. До принятия законодательства Российской Федерации,
регулирующего порядок и условия предоставления дополнительных
отпусков за ненормированный рабочий день, предоставлять бригадирам
на текущем содержании и ремонте пути, старшим мастерам и мастерам,
связанным с текущим ремонтом локомотивов, вагонов, грузоподъемных
кранов на железнодорожном ходу, текущим содержанием и ремонтом
пути и искусственных сооружений, старшим электромеханикам и
электромеханикам, электромонтерам дистанций сигнализации и связи и
электроснабжения, не несущим сменных дежурств, привлекаемым к
устранению неисправностей во внеурочное время в отдельные дни,
машинистам - инструкторам локомотивных бригад, имеющим
прикрепленные бригады, отпуск за ненормированный рабочий день
сверх отпуска продолжительностью 24 рабочих дня.
Конкретная продолжительность дополнительных отпусков за
ненормированный рабочий день определяется коллективными
договорами.
10. Применять единый порядок возмещения расходов работникам
федерального железнодорожного транспорта, постоянная работа
которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также
при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков.
Возмещать расходы железнодорожникам, постоянная работа которых
протекает в пути или имеет разъездной характер, за сутки, а
машинистам и помощникам машинистов локомотивов в поездном
движении - за поездку (туда и обратно) в размере установленных в
Российской Федерации норм суточных при служебных командировках.
11. В целях закрепления квалифицированных кадров производить
работникам основной деятельности железных дорог, промышленных
предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта
ежемесячную выплату вознаграждения за выслугу лет (вместо выплаты
единовременного вознаграждения один раз в год) с сохранением в
отрасли (в соответствии с Постановлением от 9 февраля 1978 г.
N 128) порядка исчисления стажа работы и определения других
условий выплаты вознаграждения.
Размер вознаграждения за выслугу лет устанавливается в
зависимости от стажа непрерывной работы работника, дающего право
на получение вознаграждения, в следующих размерах (долях) месячной
тарифной ставки (оклада):
от 1 до 3 лет - 5 процентов
свыше 3 лет - 8 процентов
свыше 5 лет - 10 процентов
свыше 10 лет - 15 процентов
свыше 15 лет - 20 процентов
свыше 20 лет - 25 процентов
свыше 25 лет - 30 процентов.
12. Предусматривать в коллективных договорах железных дорог,
отделений железных дорог, предприятий, учреждений и организаций
поощрение (в том числе выплату премий, вознаграждений) работников
здравоохранения, народного образования, детских дошкольных
учреждений, учреждений культуры и физкультурно-спортивных клубов,
а также доплат по договоренности сторон при условии выполнения ими
взятых на себя обязательств.
13. Производить выплату вознаграждения за выслугу лет,
установленную для работников предприятий основной деятельности,
работникам домоуправлений. Выплачивать указанное вознаграждение за
счет средств железных дорог.
В сфере обеспечения занятости и социальной защиты
высвобождаемых работников
14. В целях смягчения негативных последствий, возникающих в
связи с приведением численности работающих на предприятиях, в
учреждениях и организациях к объемам выполняемых работ,
реформированием отрасли, совершенствованием технологических
процессов, пересмотром норм трудовых затрат, обеспечивать
следующие меры по поддержанию занятости железнодорожников и их
социальной защите:
- в соответствии с утвержденными 3 октября 1997 года коллегией
МПС России и Президиумом ЦК профсоюза Основными направлениями
программы занятости работников железнодорожного транспорта на
1998 - 2000 гг. с учетом прогнозов объема перевозок, работ, рынка
труда разработать и утвердить по согласованию с соответствующими
выборными профсоюзными органами программы по обеспечению занятости
работников на железных дорогах, отделениях железных дорог,
предприятиях, учреждениях и организациях федерального
железнодорожного транспорта;
- создавать новые рабочие места в сфере транспортных работ и
услуг, сервиса перевозок, в маркетинговой, страховой, подсобно -
вспомогательной и других видах деятельности железных дорог,
предприятий, учреждений, организаций отрасли.
15. Уменьшение численности работающих в отрасли осуществлять,
в первую очередь, за счет мероприятий внутреннего характера:
- естественного оттока кадров и временного ограничения их
приема;
- упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри
предприятий, учреждений и организаций на освободившиеся рабочие
места;
- развития временной и сезонной занятости работников;
- применения, как временной меры, альтернативной увольнению,
режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня,
неполной рабочей недели, отпусков без сохранения заработной платы
и т.п.) в соответствии с законодательством Российской Федерации о
труде;
- внутриотраслевого перемещения, переезда на новое место
работы с предоставлением жилья или условий льготного его
приобретения, оплатой проезда работников и членов их семей и
других льгот (по договоренности сторон);
- создания кадрового резерва работников ведущих профессий с
временным использованием их на других работах с доплатой в течение
этого периода, но не более шести месяцев, до среднего заработка по
прежней работе и обеспечением условий для поддержания их
профессионального уровня;
- предоставления работникам, по договоренности сторон,
отпусков с частичной оплатой, но не более 2/3 тарифной ставки
(должностного оклада);
- перемещения, по договоренности сторон, на другую постоянную
ниже оплачиваемую работу с сохранением средней заработной платы по
прежней работе в течение трех месяцев;
- досрочного (до 2 лет) выхода на пенсию.
16. Увольнение работников по сокращению штата, численности
применять только как вынужденную меру, когда исчерпаны все
возможности их трудоустройства на предприятиях, в учреждениях и
организациях отрасли.
В целях материальной поддержки работников, высвобождаемых с
предприятий, учреждений и организаций федерального
железнодорожного транспорта в связи с сокращением штата,
численности работающих, ликвидацией или реорганизацией
предприятий, учреждений, организаций осуществлять следующие меры
их социальной поддержки:
- предупреждать работника о его предстоящем увольнении в связи
с сокращением штата не менее чем за 3 месяца; по договоренности
сторон предоставлять ему в этот период оплачиваемое время для
самостоятельного поиска работы;
- лицам, которым в соответствии с Законом "О занятости
населения в Российской Федерации" по предложению органов службы
занятости досрочно оформлена пенсия, производить ежемесячную
доплату к пенсии из средств предприятия, учреждения, организации в
размере минимальной месячной оплаты труда в отрасли до момента
наступления общеустановленного пенсионного возраста;
- при увольнении работников, проработавших на федеральном
железнодорожном транспорте 15 и более лет (за исключением
работников, которым в соответствии с законодательством Российской
Федерации назначена пенсия до достижения пенсионного возраста по
предложению службы занятости), выплачивать выходное пособие сверх
предусмотренного законодательством Российской Федерации в размере
минимальной месячной оплаты труда в отрасли за каждый отработанный
год;
- сохранять в течение 2 лет право пользования услугами
детских, лечебных учреждений, очередность на получение жилья или
улучшение жилищных условий, обеспечение топливом на равных
условиях с работающими, первоочередное трудоустройство на
предприятии, учреждении, организации при наличии свободных рабочих
мест.
17. Руководителям, специалистам управлений, отделений железных
дорог, предприятий, учреждений, организаций, высвобождаемым в
связи с реорганизацией структуры управления на железнодорожном
транспорте, обеспечивается право на продолжение трудовых отношений
(трудоустройство) на железнодорожном транспорте, переподготовку по
другой специальности.
До трудоустройства на другую постоянную работу им сохраняется
заработная плата в размере не менее минимальной месячной оплаты
труда в отрасли.
18. Обеспечивать преимущественное трудоустройство на вакантные
рабочие места высвобождаемых работников федерального
железнодорожного транспорта с соответствующей их переподготовкой.
19. Содействовать высвобождаемым работникам в трудоустройстве
на предприятиях, учреждениях, организациях отрасли и через
региональные службы занятости.
20. МПС России информирует ЦК профсоюза не менее чем за
3 месяца о намерениях по реорганизации железных дорог с расчетами,
обоснованиями о необходимости проведения этих мер.
21. Привлечение на предприятия, учреждения, организации
федерального железнодорожного транспорта иностранной рабочей силы
осуществлять с учетом мнения соответствующих выборных профсоюзных
органов.
22. Трудоустраивать выпускников высших и средних специальных
учебных заведений, профессиональных училищ системы МПС России в
соответствии с заключенными договорами, в том числе выпускников
высших и средних учебных заведений, призванных на службу в
Вооруженные Силы по окончании этих учебных заведений и
возвратившихся на предприятия, учреждения, организации отрасли
после увольнения со срочной службы.
23. Обеспечивать студентов высших, средних специальных учебных
заведений, учащихся профессиональных училищ системы МПС России
рабочими местами и условиями для прохождения производственной
практики.
24. При направлении специалистов предприятий, учреждений,
организаций железных дорог на преподавательскую работу в
отраслевые высшие, средние специальные учебные заведения, дорожные
технические школы и базовые профессионально-технические училища
производить по прежнему месту работы доплату до среднего заработка
в течение года.
25. Взаимодействовать с федеральной и региональными службами
занятости, администрациями регионов в целях совместного решения
вопросов трудоустройства и выделения средств на переподготовку
высвобождаемых работников федерального железнодорожного
транспорта, досрочного, до достижения пенсионного возраста,
оформления пенсии.
Меры по усилению социальной поддержки работников
железнодорожного транспорта
26. Проводить постоянную работу по улучшению организации
торгового и социально-бытового обслуживания работников,
проживающих на линейных железнодорожных станциях, обеспечению
наборами продовольственных товаров, горячим питанием в пунктах
оборота или отдыха работников, связанных с разъездным характером
труда.
27. В условиях бюджетно-страхового финансирования
здравоохранения не допускать снижения достигнутого уровня (объема)
бесплатной медицинской помощи железнодорожникам и членам их семей.
28. При увольнении впервые с предприятий, учреждений,
организаций федерального железнодорожного транспорта в связи с
уходом на пенсию независимо от возраста, в том числе по
инвалидности первой и второй групп, выплачивать единовременное
поощрение за добросовестный труд на железнодорожном транспорте в
следующих размерах при стаже работы в отрасли:
для мужчин для женщин
до 10 лет - месячный заработок
с 10 до 20 с 10 до 15 - 2-месячный заработок
с 20 до 25 с 15 до 20 - 3-месячный заработок
с 25 до 30 с 20 до 25 - 4-месячный заработок
с 30 до 35 с 25 до 30 - 5-месячный заработок
свыше 35 свыше 30 - 6-месячный заработок
Работникам, награжденным знаком "Почетный железнодорожник",
размер указанного поощрения увеличивается на 50 процентов.
Работникам учреждений и организаций, финансируемых из
федерального бюджета, поощрение выплачивать в пределах экономии
фонда оплаты труда по смете расходов на их содержание, за счет
средств шефской помощи железных дорог, отделений железных дорог и
других предприятий, а также других поступлений без привлечения
дополнительных бюджетных ассигнований.
29. При возвращении демобилизованных военнослужащих на
предприятия, учреждения, организации железнодорожного транспорта
оказывать им единовременную денежную помощь в размере не менее
двух месячных тарифных ставок (окладов) по должности, на которую
они приняты.
30. Определить в коллективных договорах железных дорог,
отделений железных дорог, предприятий, учреждений, организаций
федерального железнодорожного транспорта порядок и формы оказания
социальной поддержки, в том числе и выплату разовой материальной
помощи в зависимости от стажа работы в размере не менее
установленной в Российской Федерации минимальной месячной пенсии,
бывшим работникам отрасли, оставившим работу в связи с уходом на
пенсию с предприятий, учреждений, организаций отрасли, включая
железнодорожников, прибывших из государств - участников
Содружества Независимых Государств на постоянное жительство в
Россию.
При рассмотрении вопроса о размере оказания материальной
помощи исходить из принципа адресности, особое внимание уделять
слабо защищенным слоям железнодорожников (одиноким, престарелым,
инвалидам и др.).
31. Продолжить строительство жилья с привлечением различных
источников финансирования, в том числе:
- средств предприятий, учреждений, организаций для ликвидации
ветхого и аварийного жилого фонда, обеспечения жильем
очередников - железнодорожников, имеющих льготы на его получение,
молодых специалистов, пополнения в случае необходимости служебного
жилого фонда;
- личных средств железнодорожников.
Оказывать железнодорожникам, желающим строить индивидуальное
жилье, практическую помощь в отводе земельных участков,
приобретении строительных материалов, выделении транспортных
средств, кредитов, ссуд и др.
32. Предусматривать в коллективных договорах в дополнение к
установленному законодательством Российской Федерации перечню
гарантий, бесплатных услуг и пособий на погребение меры по
оказанию материальной помощи семьям умерших и погибших работников,
а также неработавших пенсионеров, ушедших на пенсию с предприятий,
учреждений, организаций отрасли.
33. Обеспечивать всех нуждающихся железнодорожников бытовым
топливом по существующим нормам и ценам, не выше действующих в
территориальных горрайтопах.
Порядок отпуска топлива определяется МПС России по
согласованию с ЦК профсоюза.
В сфере обеспечения условий и охраны труда
34. Обеспечить на предприятиях, учреждениях, организациях
выполнение:
- мероприятий по реализации Основ законодательства Российской
Федерации об охране труда;
- отраслевой программы по улучшению условий и охраны труда на
федеральном железнодорожном транспорте на период 1998 - 2000 годы.
Выделять ежегодно на охрану труда не менее 0,7% от сумм
эксплуатационных расходов (без учета затрат на спецодежду,
спецобувь и другие средства индивидуальной защиты).
Порядок и размеры средств, выделяемых на охрану труда по
хозяйствам, устанавливаются в коллективных договорах железных
дорог.
Проводить аттестацию рабочих мест на предприятиях, учреждениях
и организациях железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения безопасности движения и безопасности
труда, сохранения нормальной продолжительности работы и отдыха
вносить соответствующие коррективы в технологические процессы
работы предприятий, цехов, участков, смен и индивидуальных рабочих
мест перед каждым изменением численности работающих.
Предусматривать в коллективных договорах условия и гарантии
деятельности уполномоченных и членов комиссий по охране труда,
председателей и членов комиссий (уполномоченных по социальному
страхованию).
35. Продолжить работу по оборудованию железнодорожных станций
и перегонов устройствами автоматического оповещения работающих на
путях, стрелочных переводов - средствами механической очистки в
соответствии с планами железных дорог. Установить контроль за
выполнением работ.
36. Обеспечить в 1998 году работающих железнодорожников
спецодеждой, спецобувью не ниже норм, установленных МПС России, и
приобрести на эти цели в соответствии с планами железных дорог:
полушубков (тыс. шт.) - 48,0
костюмов "Гудок" (тыс. компл.) - 91,8
костюмов "Гудок Т" -"- - 37,4
костюмов "Путеец" -"- - 20,2
костюмов "Энергетик" -"- - 6,3
костюмов "Движенец" -"- - 7,3.
В последующем объемы поставок спецодежды, спецобуви и других
средств индивидуальной защиты определять по планам железных дорог,
но не ниже норм, установленных МПС России.
37. Обеспечить бесплатную выдачу форменной одежды по
установленным нормативам работникам, связанным с движением поездов
и обслуживанием пассажиров по перечню, согласованному с ЦК
профсоюза.
38. Обеспечить финансирование научно-исследовательских работ в
области охраны труда по тематике в соответствии с планами МПС
России и железных дорог.
39. При заключении хозяйственных договоров на транспортное
обслуживание предусматривать за счет средств промышленных
предприятий других отраслей установление соответствующих льгот и
компенсаций работникам железнодорожного транспорта, занятым на
участках с неблагоприятными условиями труда, связанными с
деятельностью этих предприятий.
40. Расчет размера возмещения вреда, выплачиваемого
предприятиями, учреждениями, организациями работникам в связи с
трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых
обязанностей, а также в случае потери кормильца, и его индексация
в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги
производятся в соответствии с Правилами возмещения вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием
либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1. При
этом размер индексации должен быть не менее уровня индексации
зарплаты работников отрасли по тарифному Соглашению.
41. Выплачивать семьям железнодорожников, погибших вследствие
несчастного случая на производстве по вине предприятия,
учреждения, организации, единовременное пособие в размере не менее
двух годовых заработков с учетом суммы единовременного пособия,
предусмотренной к выплате согласно ст. 29 Правил возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря
1992 г. N 4214-1.
42. При установлении работнику группы инвалидности вследствие
несчастного случая на производстве по вине предприятия,
учреждения, организации выплачивать ему за счет средств
предприятия, учреждения, организации единовременное пособие в
размере не менее: по инвалидности I группы - 0,75 годового
заработка; II группы - 0,5 годового заработка; III группы -
0,25 годового заработка с учетом суммы единовременного пособия,
предусмотренного к выплате потерпевшему в соответствии со ст. 24
Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам
увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей,
утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации
24 декабря 1992 г. N 4214-1.
43. Продолжить проведение работ по медико-социальной
реабилитации железнодорожников, подвергшихся воздействию радиации.
44. Поддерживать и развивать сеть ведомственных
оздоровительных учреждений, в т.ч. на климатических курортах
Черноморского побережья и Кавказских минеральных вод. Совместно с
Центральным отраслевым отделением фонда социального страхования РФ
железнодорожников и транспортных строителей, его филиалами,
отделениями и профсоюзными комитетами полнее использовать
ведомственные оздоровительные учреждения для лечения и
реабилитации железнодорожников, направляя в них в первую очередь:
работающих в тяжелых и вредных производственных условиях;
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях;
подвергшихся воздействию радиации;
студентов и учащихся учебных заведений отрасли;
членов семей железнодорожников.
45. Затраты, связанные с реализацией настоящего Соглашения,
осуществляются за счет средств предприятия, учреждения,
организации или относятся на себестоимость в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В учреждениях и организациях, финансируемых из федерального
бюджета, затраты, связанные с реализацией настоящего Соглашения,
осуществляются за счет экономии фонда оплаты труда по смете
расходов на их содержание, за счет средств шефской помощи железных
дорог, а также других поступлений без привлечения дополнительных
бюджетных ассигнований.
РАЗДЕЛ III. МПС РОССИИ СОВМЕСТНО С ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ
И ЦК ПРОФСОЮЗА С ДОРОЖНЫМИ КОМИТЕТАМИ ПРОФСОЮЗА
ОБЯЗУЮТСЯ:
46. Провести в первое воскресенье августа торжественные
мероприятия, посвященные Дню железнодорожника, с чествованием
победителей соревнования и ветеранов труда.
47. Придавая первостепенное значение вопросам обеспечения
безопасности движения поездов, укрепления трудовой и
технологической дисциплины, воспитания у железнодорожников чувства
ответственности за выполняемую работу, гордости за свою профессию:
повысить значимость и роль института общественных инспекторов
по безопасности движения поездов;
присуждать ежегодно 50 отраслевых премий "Лучшему
общественному инспектору за безопасность движения поездов" с
вручением лауреатам диплома, нагрудного знака и денежной премии в
размере 10 минимальных месячных размеров оплаты труда,
установленного в Российской Федерации;
присуждать ежегодно знак "Лучший по профессии" (по ведущим
профессиям) с вручением удостоверений и денежной премии в размере
5 минимальных месячных размеров оплаты труда, установленного в
Российской Федерации.
РАЗДЕЛ IV. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗА
48. Включить в коллективные договоры железных дорог, отделений
железных дорог, предприятий, учреждений, организаций меры,
обеспечивающие:
соблюдение прав профсоюза, создание необходимых условий для
нормальной деятельности профсоюзных структур в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
предоставление профсоюзным органам в бесплатное пользование
необходимых для их деятельности оборудованных помещений, средств
связи и транспорта, сооружений, объектов для проведения детской
оздоровительной и физкультурной работы, культурного досуга
железнодорожников;
удержание с письменного согласия членов профсоюза и
безналичное перечисление через бухгалтерию членских взносов на
счет выборного профсоюзного органа одновременно с выплатой
заработной платы на предприятии, в учреждении, организации;
отчисление денежных средств выборному профсоюзному органу на
проведение культурно-массовой, физкультурной работы. Конкретный
размер таких отчислений определять в коллективных договорах;
поощрение из средств предприятий, учреждений, организаций
соответствующих выборных и штатных работников профсоюза за
содействие и активное участие в решении социально-экономических и
производственных задач.
49. Включать в комиссии по реорганизации структуры управления
на всех уровнях представителей соответствующих выборных
профсоюзных органов.
50. Решения, затрагивающие социально-экономические и правовые
интересы железнодорожников, согласовываются с соответствующими
выборными профсоюзными органами.
51. Членам выборных профсоюзных органов предоставлять
свободное от работы время на выполнение ими общественных
обязанностей с сохранением средней заработной платы. Порядок
предоставления этого времени определяется коллективными
договорами.
РАЗДЕЛ V. ЦК ПРОФСОЮЗА СОВМЕСТНО С ПРОФСОЮЗНЫМИ
КОМИТЕТАМИ ОБЯЗУЮТСЯ:
52. Содействовать МПС России, администрации предприятий,
учреждений и организаций в реализации настоящего Соглашения,
стабилизации и повышении эффективности работы отрасли, внедрении
новой техники, укреплении трудовой и технологической дисциплины,
повышении безопасности движения, сохранности перевозимых грузов,
повышению культуры обслуживания пассажиров на вокзалах и в
поездах, а также профессиональной чести и достоинства работника
федерального железнодорожного транспорта.
53. Проводить работу по защите экономических и
профессиональных интересов железнодорожников, осуществлять
контроль за соблюдением законодательства о труде, оказывать при
необходимости бесплатную юридическую помощь.
54. Вносить предложения в соответствующие органы
государственной власти о принятии нормативных правовых актов по
вопросам экономической и социальной защиты трудящихся.
55. Осуществлять в соответствии с законодательством Российской
Федерации общественный контроль за состоянием охраны труда и
техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях
федерального железнодорожного транспорта, участвовать на
паритетной основе с администрацией предприятий, учреждений и
организаций в работе комитетов (комиссий) по охране труда.
56. Принимать меры по недопущению трудовых конфликтов по
вопросам, включенным в настоящее Соглашение, при условии их
выполнения.
57. Содействовать строительству и вводу объектов жилья, других
объектов социальной сферы в соответствии с планами и
установленными сроками.
58. Участвовать в разработке и согласовании норм и правил по
охране труда, технике безопасности, промышленной санитарии,
программ по охране труда, быта и здоровья трудящихся.
59. Осуществлять учет и анализ производственного травматизма
на предприятиях, в учреждениях и организациях отрасли.
60. Участвовать в работе государственных комиссий по приемке в
эксплуатацию объектов производственного и социально-культурного
назначения.
61. Для награждения рабочих, специалистов, служащих,
профсоюзных работников, безупречно работающих на железнодорожном
транспорте, и внесших наивысший вклад в улучшение условий охраны и
совершенствования оплаты труда, обеспечение безопасности движения,
организацию отдыха и медицинского обслуживания, социально -
экономическую и правовую защиту железнодорожников, а также в
разработку и реализацию коллективных договоров, отраслевых
соглашений, укрепление организационной структуры и единства
отраслевого профсоюза, учредить 18 премий профсоюза с присвоением
звания "Лауреат премии Российского профсоюза железнодорожников и
транспортных строителей", вручением нагрудного знака, диплома и
денежной премии или памятного подарка.
РАЗДЕЛ VI. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ
Настоящее Соглашение доводится до предприятий, учреждений и
организаций, на работников которых оно распространяется, в
месячный срок со дня его подписания Сторонами.
Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется
коллегией МПС России, Президиумом ЦК профсоюза, Комиссией по
проведению переговоров и заключению Отраслевого тарифного
соглашения. Функции контроля за выполнением настоящего Соглашения
на соответствующих уровнях осуществляют администрация предприятий,
учреждений и организаций и профсоюзные комитеты.
Отраслевая комиссия рассматривает ход выполнения настоящего
Соглашения, заслушивает на своих заседаниях сообщения по этому
вопросу руководителей департаментов, управлений МПС России,
железных дорог, отделений железных дорог, предприятий, учреждений
и организаций федерального железнодорожного транспорта с участием
представителей соответствующих выборных профсоюзных органов,
организует регулярные проверки с выездом на железные дороги,
отделения железных дорог, предприятия, учреждения и организации
отрасли.
Ход реализации положений настоящего Соглашения за полугодие и
итоги выполнения его за год рассматриваются на совместном
заседании коллегии МПС России и Президиума ЦК профсоюза.
РАЗДЕЛ VII. СРОКИ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 1998 года и
действует по 31 декабря 2000 года.
По взаимной договоренности Сторон Соглашение может быть
продлено, изменено, дополнено.
Ни одна из Сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может
в течение установленного срока его действия в одностороннем
порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя
обязательств. Соглашение может быть аннулировано только по
взаимной договоренности Сторон. Толкование и разъяснение положений
настоящего Соглашения осуществляется по взаимному согласию Сторон.
Возникшие на предприятиях, в учреждениях, организациях
коллективные трудовые споры (конфликты) по выполнению норм
настоящего Соглашения разрешаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Стороны обязуются обсудить вопрос о продлении срока действия
или о принятии нового Соглашения за 3 месяца до окончания действия
настоящего Соглашения. Сторона, получившая письменное уведомление,
обязана в 7-дневный срок начать переговоры.
Соглашение совершено 4 декабря 1997 г. в г. Москве в трех
экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.
Настоящее Соглашение подписали:
от Российского профсоюза
железнодорожников и
транспортных строителей -
Председатель профсоюза
А.Б.ВАСИЛЬЕВ
от Министерства путей
сообщения Российской
Федерации - Министр
Н.Е.АКСЕНЕНКО
От Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации -
Заместитель Министра
А.А.РОДИОНОВ
Отраслевое тарифное соглашение
не противоречит законодательству
Российской Федерации
и зарегистрировано
регистрационный N 6125-АР
5 декабря 1997 г.
------------------------------------------------------------------
|