КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 1997 г. N 20
О СОСТОЯНИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ
ПО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ
За последние годы положение дел с организацией и состоянием
питания детей в большинстве субъектов Российской Федерации резко
ухудшилось, а в ряде регионов оно расценивается как критическое.
Несмотря на то, что около 70% детей первого года жизни
находится на искусственном вскармливании, проблема обеспечения их
специальными продуктами питания решается неудовлетворительно.
Ввиду обострившейся конкуренции на потребительском рынке,
снижения спроса на продукцию детского питания из-за его высокой
стоимости и отсутствия в ряде регионов Российской Федерации сырья
нужной кондиции предприятия по выпуску детского питания в
1996 - 1997 гг. значительно сократили объемы производства.
Федеральная целевая программа по развитию индустрии детского
питания из-за отсутствия финансирования не выполнена.
Большинство торговых организаций в условиях рыночных отношений
отказываются от реализации даже тех продуктов детского питания,
которые в достаточном количестве производятся и завозятся на
территорию страны.
В большинстве субъектов Российской Федерации ухудшилась
материально-техническая база детских молочных кухонь, многие из
которых не имеют необходимых условий для производства продуктов
детского питания. Резко сократился ассортимент вырабатываемой
продукции, многие кухни закрыты или функционируют как раздаточные
пункты. Особенно тяжелое положение сложилось в сельской местности,
где, как правило, отсутствуют детские молочные кухни и продукты
детского питания промышленного производства в торговой сети.
Неудовлетворительные условия производства, несоблюдение
технологических регламентов и недостаточный производственный
контроль обуславливают выпуск детского питания, не отвечающего
требованиям по показателям качества и безопасности. В 1996 году
более 5% проб продуктов детского питания в целом по стране имели
высокую микробную обсемененность, в Республиках Бурятия,
Карачаево-Черкесия, Хакасия, Тыва, в Калужской, Сахалинской,
Ульяновской областях, Красноярском крае - свыше 10 - 17%.
Ухудшилось положение дел с организацией питания детей,
посещающих детские дошкольные учреждения и школы. Охват школьников
горячим питанием в большинстве субъектов Российской Федерации
сократился на 20 - 30%, в Республиках Карачаево-Черкессия,
Северная Осетия - Алания, Удмуртия, в Вологодской,
Калининградской, Свердловской и других областях он составляет не
более 10 - 30%.
Дети недополучают такие важнейшие продукты питания, как мясо,
творог, сливочное масло, рыбу. Рационы питания обеспечивают
потребность детского организма в энергии и белках только на 70 -
90%, в витаминах - на 20 - 40%.
Нередки случаи выдачи детям обедов без хлеба, чая без сахара,
каш без масла. Сокращается вес и объем отпускаемых блюд.
Практически повсеместно прекращена витаминизация готовых блюд.
Не решаются вопросы обеспечения детских и подростковых учреждений
йодированной солью, продуктами, обогащенными железом и другими
важнейшими микроэлементами.
Все это явилось следствием снижения жизненного уровня
социально незащищенных групп населения, несвоевременного и
неполного выделения дотаций и компенсационных выплат на питание,
высоких торговых наценок на продукты, поступающие на пищеблоки
указанных учреждений, ликвидации школьно-базовых столовых и
мелкооптовых баз.
Ухудшение питания детей оказало крайне негативное влияние на
состояние их здоровья. Неудовлетворительное питание детей раннего
возраста привело за последние годы к росту алиментарно-зависимых
заболеваний: рахита и гипотрофии - в 2 раза, анемии - в 1,5 раза.
Среди детей старшего возраста в 1,5 раза увеличилась
распространенность болезней эндокринной системы, в 1,2 раза
выросла заболеваемость органов пищеварения. Среди школьников за
последние 10 лет патология желудочно-кишечного тракта выросла в
3,2 раза за счет увеличения удельного веса гастродуоденита,
колитов, холецистита. Число школьников с дефицитом массы тела и
отставанием физического развития составляет 27%. Заметно выросло
количество аллергозов, нарушений обмена веществ, дисбактериозов.
В связи со слабой материально-технической базой пищеблоков,
нарушениями технологии приготовления блюд и санитарно -
противоэпидемического режима за последние 3 года в детских и
подростковых учреждениях зарегистрировано 58 вспышек дизентерии и
сальмонеллеза с числом пострадавших около 3 тысяч человек.
Несмотря на сложившееся положение, органы управления
здравоохранением и центры госсанэпиднадзора субъектов Российской
Федерации недостаточно занимаются анализом состояния здоровья
детей во взаимосвязи с организацией их питания, практически не
оказывают влияния на решение указанных проблем. Вопросы улучшения
питания детей редко рассматриваются в органах исполнительной
власти и местного самоуправления, на заседаниях санитарно -
противоэпидемических комиссий, совместных коллегиях с органами
образования.
Серьезные недостатки продолжают иметь место в пропаганде
грудного вскармливания детей.
Медицинские работники школ и дошкольных учреждений не
принимают мер, направленных на соблюдение рекомендаций по питанию,
не осуществляют контроль за ассортиментом реализуемой на
пищеблоках продукции, в результате чего в меню включаются
продукты, не рекомендуемые в питании детей.
Неудовлетворительно организована работа среди педагогических
коллективов, родителей и учащихся по пропаганде основ
рационального питания. По этой причине деньги, передаваемые
родителями детям для приобретения горячего питания, а также
талоны, выдаваемые в школах на эти цели, используются для
приобретения сладостей, жевательной резинки, напитков с
консервантами.
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в ряде
субъектов Российской Федерации не осуществляет должный контроль за
работой детских и подростковых учреждений, детских молочных
кухонь, не использует в полной мере предоставленные ей права в
случаях нарушений санитарного законодательства. Недостаточной
остается требовательность к руководителям торгующих организаций в
вопросах реализации детского питания.
Научно-исследовательские учреждения не оказывают органам
управления здравоохранением необходимой помощи в организации
системы мониторинга состояния здоровья и питания детей, в
разработке рекомендаций по питанию с учетом необходимости
включения в рационы важнейших микроэлементов, высокоценных
растительных белков и жирных кислот, биологически активных добавок
к пище, а также исходя из национальных традиций и климато -
географических особенностей регионов Российской Федерации.
В целях охраны здоровья детей и улучшения организации их
питания коллегия решает:
1. Принять к сведению, что вопрос "О состоянии питания детей и
неотложных мерах по его улучшению" рассмотрен на заседании
Санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Российской
Федерации и ее решение направлено органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, заинтересованным федеральным
органам исполнительной власти для принятия мер по устранению
имеющихся недостатков.
2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению
охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
2.1. Подготовить перечень новых видов продуктов детского
питания для детей раннего возраста и лечебно-профилактических
продуктов и направить его в органы управления здравоохранением
субъектов Российской Федерации для внедрения их в питание детей в
детских дошкольных и подростковых учреждениях.
Срок - до 01.02.98.
2.2. Разработать и внести в Министерство общего и
профессионального образования Российской Федерации предложения о
введении в школах ассортиментного перечня продуктов питания,
исключающего реализацию в школьных буфетах продукции, не
рекомендуемой в питании детей.
Срок - до 01.03.98.
2.3. Подготовить с участием Института питания РАМН и направить
в органы управления здравоохранением и центры госсанэпиднадзора
субъектов Российской Федерации рекомендации по организации питания
детей первого года жизни, а также таблицы по замене отдельных
видов продуктов питания на модифицированные пищевые продукты с
заданным химическим составом (продукты питания из изолятов соевого
белка, обогащенные витаминными премиксами, микроэлементами,
биологически активные добавки к пище).
Срок - до 01.05.98.
2.4. Подготовить и направить обращение органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации об оказании помощи органам
управления здравоохранением в укреплении материально-технической
базы детских молочных кухонь.
Срок - до 01.01.98.
2.5. Подготовить и направить в Госкомстат России предложения о
расширении статистической отчетности по показателям алиментарно -
зависимых заболеваний и состоянию питания детей с целью
совершенствования работы по выявлению и устранению основных
факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье детей.
Срок - до 01.03.98.
3. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.):
3.1. Совместно с Центром госсанэпиднадзора в Орловской области
подготовить и направить в органы управления здравоохранением и
центры госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации письмо
об опыте работы, направленной на улучшение организации и качества
питания детей.
Срок - до 25.12.97.
3.2. Подготовить и направить Общественной государственной
телевизионной компании "Культура" обращение об организации в
1998 году цикла передач, направленных на формирование здорового
образа жизни населения, рационализацию питания и охрану здоровья.
Срок - 12.97.
4. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений
(Сергиенко В.И.) подготовить предложения о включении в программу
медицинских вузов специального курса по организации рационального,
лечебного и лечебно-профилактического питания детей.
Срок - I квартал 1998 года.
5. Руководителям органов управления здравоохранением, центров
госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
5.1 Разработать с участием органов образования неотложные меры
по улучшению организации питания детей в дошкольных и подростковых
учреждениях и внести соответствующие предложения на рассмотрение
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Срок - до 01.03.98.
5.2. Внести на рассмотрение санитарно-противоэпидемических
комиссий вопросы о реализации региональных программ развития
индустрии детского питания и поддержке грудного вскармливания.
Срок - до 01.02.98.
5.3. Потребовать от руководителей лечебно-профилактических
учреждений и центров госсанэпиднадзора:
провести разъяснительную работу среди педагогических
коллективов и родителей о мерах по улучшению питания детей;
осуществлять действенный контроль за соблюдением
физиологических норм питания детей, ассортиментом блюд и
продукции, реализуемой пищеблоками и буфетами детских дошкольных
учреждений и школ;
обеспечить проведение в средствах массовой информации,
пропаганды основ рационального питания детей, необходимости
применения йодированных и обогащенных белком продуктов,
биологически активных добавок к пище.
Срок - постоянно.
6. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах
Российской Федерации повысить требовательность к руководителям
органов образования, детских дошкольных и подростковых учреждений,
торговых организаций, предприятий перерабатывающей промышленности
и детских молочных кухонь за организацию питания детей, соблюдение
технологического и санитарно-противоэпидемического режимов
производства и обеспечения качества вырабатываемой ими продукции.
Срок - постоянно.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации
Онищенко Г.Г.
За Председателя коллегии,
Первый заместитель Министра
А.М.МОСКВИЧЕВ
Секретарь коллегии
В.М.ХРИСТЮК
------------------------------------------------------------------
|