ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 1997 г. N 1956-II ГД
О КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Придавая большое значение обеспечению населения
сельскохозяйственной продукцией отечественного производства и
промышленности сельскохозяйственным сырьем, депутаты
Государственной Думы отмечают критическое положение, сложившееся в
области производства и поставок техники для производства
сельскохозяйственной продукции.
Предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
находятся в состоянии затянувшегося кризиса, обусловленного резким
падением платежеспособного спроса на производимую ими продукцию, а
также разрывом хозяйственных связей, отсутствием оборотных средств
и рядом других причин.
Продолжается процесс падения уровня технической оснащенности
производства сельскохозяйственной продукции, парк основных видов
сельскохозяйственных машин составляет 50 - 60 процентов от
нормативного уровня, в том числе парк зерноуборочных комбайнов
составляет 60 процентов от необходимого.
Недостаточная оснащенность сельскохозяйственной техникой
приводит к нарушению агротехники и несоблюдению оптимальных сроков
проведения полевых работ, что является главной причиной низкой
урожайности основных сельскохозяйственных культур и сокращения
поголовья скота в большинстве регионов Российской Федерации.
Существует угроза полного разрушения отечественного
сельскохозяйственного машиностроения, которая может привести к
утрате Российской Федерацией продовольственной, а следовательно, и
политической независимости.
Сложившаяся ситуация была подробно рассмотрена на выездных
парламентских слушаниях в городе Ростове-на-Дону, которые
состоялись 30 - 31 октября 1997 года и участники которых
предложили конкретные меры по улучшению положения дел в
сельскохозяйственном машиностроении.
Учитывая необходимость восстановления отечественного
сельскохозяйственного машиностроения как основы для возрождения
сельского хозяйства Российской Федерации, Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Направить рекомендации указанных парламентских слушаний
Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской
Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации.
2. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть
на своем заседании проблемы критического состояния
сельскохозяйственного машиностроения и инженерно-технического
обеспечения производства сельскохозяйственной продукции и
разработать конкретные меры по их решению в соответствии с
рекомендациями парламентских слушаний.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации создать в
системе федеральных органов исполнительной власти орган,
уполномоченный разрабатывать и координировать государственную
политику в области сельскохозяйственного машиностроения.
4. Комитету Государственной Думы по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике, Комитету Государственной
Думы по аграрным вопросам, Комитету Государственной Думы по делам
Федерации и региональной политике ускорить доработку проекта
Федерального закона "Об инженерно-технической сфере
агропромышленного комплекса" и других связанных с развитием и
функционированием агропромышленного комплекса Российской Федерации
проектов федеральных законов.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "СОСТОЯНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛА И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗ, ПОИСК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА"
30 - 31 октября 1997 года
Участники парламентских слушаний отмечают, что из-за
отсутствия эффективной государственной политики в области
агропромышленного производства и его инженерно-технического
обеспечения в этой сфере сложилось критическое положение.
Заводы тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
переживают затянувшийся кризис, обусловленный снижением
платежеспособного спроса, а также рядом общих для машиностроения
причин - разрывом хозяйственных связей, отсутствием оборотных
средств и т.д.
Производство комбайнов в России сократилось с 65,6 тыс. штук в
1990 году до 2,5 тыс. штук в 1996 году, производство тракторов
соответственно с 213,6 тыс. штук до 13,7 тыс. штук; снижается
эффективность производства и качество продукции, идет деградация
производственных мощностей и потеря квалифицированных кадров.
Объем производства других сельскохозяйственных машин сократился в
10 - 12 раз, многие предприятия сельхозмашиностроения изменили
специализацию, либо находятся на грани банкротства.
Продолжается процесс падения уровня технической оснащенности
сельскохозяйственного производства, парк основных видов
сельхозтехники составляет 50 - 60 процентов от нормативного,
причем половина ее эксплуатируется за пределами амортизационных
сроков, а обновление машин практически прекращено.
Недостаточная оснащенность техникой приводит к нарушению
агротехники, несоблюдению оптимальных сроков сельскохозяйственных
работ, что является одной из главных причин низкой урожайности
сельскохозяйственных культур и сокращения поголовья скота в
большинстве регионов страны.
Сложилась угроза потери отечественного сельскохозяйственного
машиностроения, которая чревата утратой продовольственной
независимости страны.
Поэтому в настоящее время, как никогда, требуется активная
деятельность государства, органов законодательной и исполнительной
власти страны в восстановлении жизнеспособности
сельхозмашиностроения, как основы для возрождения сельского
хозяйства России.
По мнению участников слушаний, для выхода из кризиса
необходимо рекомендовать:
I. Государственной Думе Российской Федерации
1. Ускорить принятие федеральных законов:
- об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса;
- о лизинге;
- об ипотеке;
- о формировании и регулировании рынка материально-технических
ресурсов в агропромышленном комплексе.
2. Внести дополнения и изменения в Закон Российской Федерации
"О зерне".
3. Учесть при доработке Налогового кодекса предложения
участников парламентских слушаний:
- установить ставку налога на добавленную стоимость на
сельскохозяйственную технику, выпускаемую отечественными
предприятиями, в размере 10%;
- установить предельную ставку налога на имущество для
предприятий, выпускающих технику для нужд агропромышленного
комплекса, в размере 0,5%;
- ввести специальный акцизный сбор на импортную
сельскохозяйственную технику, аналоги которой выпускаются
отечественной промышленностью.
II. Правительству Российской Федерации
1. Провести заседание Правительства Российской Федерации по
проблемам технической оснащенности села и состоянию отечественного
тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
2. Предусмотреть в системе федеральных органов исполнительной
власти орган, уполномоченный разрабатывать и координировать
государственную политику в области тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения.
3. Ускорить доработку и принятие Федеральной целевой программы
стабилизации и развития инженерно-технической сферы
агропромышленного комплекса России "Техника для продовольствия
России" на 1999 - 2005 годы.
4. Предоставить предприятиям тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения отсрочку на 2 - 3 года от
уплаты кредиторской задолженности в бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 1997 года без
начисления пени и штрафных санкций.
5. Обеспечить выполнение решений по реализации
межправительственных и межгосударственных договоров, принятых на
уровне глав государств СНГ в части взаимопоставок
сельскохозяйственной техники, комплектующих изделий к ней и
запасных частей.
6. Ежегодно предусматривать в проекте федерального бюджета
отдельной строкой выделение средств на закупку по лизингу
сельскохозяйственной техники, оборудования и других ресурсов для
нужд агропромышленного комплекса, а также средств для создания
межсезонного федерального запаса уборочной техники, предоставления
государственных гарантий отечественным и иностранным инвесторам
при осуществлении инвестиционных проектов для предприятий
отечественного сельхозмашиностроения.
7. При разработке и реализации программы структурной
перестройки промышленности за счет государственной поддержки на
эти цели стимулировать создание финансово-промышленных групп,
призванных вести разработку и создание Системы машин для села.
8. Рассмотреть вопрос о создании региональных лизинговых
компаний на основе консолидации средств федерального и местного
бюджетов с привлечением средств коммерческих банков, используя для
лизинга сельскохозяйственной техники в первую очередь организации
агропромышленного комплекса, специализирующиеся на обеспечении
села материально-техническими ресурсами.
9. Активизировать внешнеэкономическую деятельность государства
на основе предоставления связанных кредитов на поставку
сельскохозяйственной техники и тракторов, в первую очередь,
странам - членам СНГ.
10. Принять нормативно-правовой акт о целевом использовании
амортизационных отчислений сельских товаропроизводителей на
воспроизводство машинно-тракторного парка.
III. Органам законодательной и исполнительной
власти регионов
1. Принять региональные законы о поддержке предприятий и
организаций тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и
предприятий материально-технического обеспечения агропромышленного
комплекса.
2. Предусматривать в региональных бюджетах ассигнования:
- на проведение лизинговых операций для агропромышленного
комплекса;
- на погашение задолженности на технику, переданную в лизинг
за счет средств федерального бюджета;
- на оплату сельхозпроизводителями работ по ремонту и
восстановлению техники, имеющейся в сельском хозяйстве.
IV. Организациям и предприятиям сельскохозяйственного
машиностроения
1. Предприятиям, научным и конструкторским организациям,
тракторного и сельскохозяйственного машиностроения сосредоточить
усилия на повышении качества и надежности выпускаемой продукции,
разработке и освоении производства техники высокого технического
уровня, конкурентоспособности на мировом рынке. Шире использовать
зарубежный опыт в создании дилерской сети, организации
обслуживания техники и обеспечения ее запасными частями,
ремонтно-эксплуатационными материалами.
Председатель
Комитета Государственной Думы
по промышленности, строительству,
транспорту и энергетике
В.К.ГУСЕВ
Председатель Комитета
Государственной Думы
по аграрным вопросам
А.А.ЧЕРНЫШЕВ
Председатель Комитета
Государственной Думы
по делам Федерации и
региональной политике
Л.А.ИВАНЧЕНКО
|