МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник
Департамента Госсанэпиднадзора
А.А.МОНИСОВ
1 декабря 1997 г.
"СОГЛАСОВАНО"
Начальник
Управления охраны здоровья
матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ
1 декабря 1997 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Методические рекомендации разработаны:
Основное
учреждение - разработчик: Областная стоматологическая
поликлиника г. Ростов-на-Дону
Учреждения - соисполнители: НИИ социальной гигиены, экономики
и управления здравоохранением
им. Н.А.Семашко РАМН г. Москва
Авторы: Тишин А.С.,
канд. мед. наук Соболева Н.П.
В рамках первичной профилактики одно из ведущих мест занимает
формирование здорового образа жизни на основе санитарно -
гигиенических знаний и навыков, определяющих в конечном счете и
общий культурный уровень каждого члена общества.
Следует особо подчеркнуть, что роль гигиенического воспитания
в профилактике основных стоматологических заболеваний - кариеса
зубов и болезней пародонта - до недавнего времени явно
недооценивалась. Это внесло немалый вклад в рост уровня
заболеваемости населения. Последнее явилось следствием
недостаточной научной разработки организационно - методических
основ санитарно - просветительной работы среди населения,
отставания в уровне подготовки медицинских и педагогических кадров
в вопросах стоматологической профилактики, отсутствия материальной
базы для ее реализации.
Убедительным доказательством низкого уровня санитарно -
просветительной работы являются данные социологических
исследований, показавшие, что только 40% городских детей в
возрасте 12 лет периодически пользуются зубной щеткой.
Особую озабоченность вызывает тот факт, что у опрошенных детей
показатели гигиены полости рта (гигиенический индекс) оказались на
низком уровне (как у лиц, не применяющих гигиенических средств,
так и пользующихся ими). Это указывает, во-первых, на низкое
качество чистки зубов, во-вторых, на настоятельную необходимость
развертывания работы именно по конкретному обучению детей правилам
ухода за полостью рта. Рациональная гигиена полости рта -
действенный метод профилактики кариеса и заболеваний пародонта.
Санитарно - просветительная работа в организованных
коллективах и непосредственное обучение детей правилам ухода за
полостью рта - два основных взаимосвязанных раздела гигиенического
воспитания подрастающего поколения. Без их эффективного и широкого
внедрения в повседневную практику стоматологов, педиатров,
среднего медицинского персонала, педагогов и родителей практически
не приходится ожидать снижения уровня стоматологической
заболеваемости населения на популяционном уровне. Отмечающийся
рост заболеваемости кариесом и пародонтитом социально обусловлен и
меры по его предупреждению также должны быть социальными,
направленными в первую очередь на повышение и общего культурного
уровня населения, и формирования стойких гигиенических навыков.
Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени специальных
методических рекомендаций по проблеме организации и методике
гигиенического воспитания детей в области стоматологической
профилактики практически не издавалось. Настоящие рекомендации
предназначены для организаторов стоматологической службы, детских
врачей - стоматологов, студентов медицинских институтов,
педагогов, среднего медицинского персонала, работников
здравоохранения в "Центрах здоровья", "отделениях профилактики".
Особенности гигиенического воспитания детей
различного возраста
Практический опыт по внедрению и оценке эффективности
различных профилактических мероприятий, направленных на
предупреждение основных стоматологических заболеваний - кариеса
зубов и болезней пародонта свидетельствует о их малой
результативности без достижения высокого уровня гигиенических
знаний и прочных навыков по уходу за полостью рта среди детского
населения.
Однако, в отличие от специальных методов профилактики,
реализация ее гигиенического аспекта имеет ряд особенностей в
зависимости от возрастного состава групп детей. Стойкие
гигиенические навыки формируются у детей через 2-2,5 года после
начала их обучения. У взрослых они усваиваются значительно дольше.
С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко
гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп.
В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание в
дошкольных учреждениях среди детей 2-3-летнего возраста.
Стоматологический аспект гигиенического воспитания необходимо
осуществлять, начиная с 3-летнего возраста. В этот период развития
детей и вплоть до младших классов средней школы (1-3) преобладает
подражательная реакция на действия педагогов, родителей, старших
членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных
действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и
показ элементов гигиены полости рта воспитателем и медперсоналом
дошкольных учреждений.
В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи
информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды
словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему
детскому возрасту. Однако следует учитывать, что активность
внимания у детей младшей возрастной группы удерживается
максимально 15 минут, в связи с чем занятия должны быть
спланированы таким образом, чтобы вводная или теоретическая часть
не превышала указанного времени. В последующей части урока
полученные знания следует закрепить на практике. Такая
последовательность занятий способствует наиболее прочному
прививанию навыков по уходу за полостью рта.
На первом этапе (с 3 до 4 лет) гигиеническое воспитание детей
не следует начинать с применения зубных порошков и паст. Цель
этого периода заключается лишь в приобщении ребенка к основам
личной гигиены, закреплении самых простых навыков пользования
зубной щеткой, формировании привычки и потребности ухаживать за
полостью рта перед сном и прополаскивать ее после каждого приема
пищи. И только при достижении этой цели следует проводить чистку
зубов с использованием детских зубных паст, обладающих приятными
вкусовыми качествами, некоторые из них содержат фториды.
При проведении занятий по гигиеническому воспитанию среди
школьников средней и старшей возрастных групп следует учитывать,
что для детей этого возраста характерна скептически -
аналитическая реакция на информацию и действия, исходящие от
взрослых. В этой связи их обучение следует проводить методом
убеждения, обоснованного и доказательного рассказа с демонстрацией
конкретных приемов по уходу за полостью рта и оценки ее
гигиенического состояния до и после чистки зубов.
С возрастом (старшие школьники) отношение к личной гигиене, в
том числе и к состоянию полости рта, становится более серьезным.
Подростки обращают внимание на цвет зубов и форму зубного ряда,
запах из полости рта. Это должно находить широкую поддержку и с
помощью педагогов, среднего медперсонала под непосредственным
началом стоматологов быть направлено на обеспечение правильного,
осознанного и эффективного гигиенического ухода за полостью рта.
Успешная реализация гигиенического воспитания детей всех
возрастных групп предусматривает выполнение ряда требований,
предъявляемых к этой работе:
1. Высокая информированность родителей о целях и задачах
гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его
осуществления.
2. Непосредственное участие среднего медперсонала детских
учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль
за качеством его проведения.
3. Комплексность гигиенического обучения, предусматривающего
санитарное просвещение и непосредственное освоение правил гигиены
полости рта с обязательной оценкой ее эффективности.
4. Систематичность и непрерывность проведения занятий до
стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта.
5. Для достижения выраженной медицинской эффективности на
популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть массовым
и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.
Организация гигиенического обучения детей в школе
Организация и проведение работы по гигиеническому воспитанию
детей осуществляется в соответствии с планом, разработанным
курирующим детский коллектив стоматологическим учреждением
совместно с администрацией детского учреждения и органами
народного образования на основании соответствующих приказов
Минздрава РФ, Министерства общего и профессионального образования
РФ, других решений.
Стоматологический аспект гигиенического обучения детей в школе
предусматривает следующие мероприятия:
1. Специальную теоретическую и практическую подготовку
среднего медицинского персонала школ и стоматологических
поликлиник основам профилактики стоматологических заболеваний и
формам гигиенического обучения школьников.
2. Создание и оборудование в школе класса или уголка гигиены
полости рта.
3. Согласование с администрацией школы расписания уроков
гигиены полости рта.
4. Проведение тематических семинаров с педагогами и родителями
по проблеме общей и стоматологической гигиены.
В проведении гигиенического воспитания в школе ведущая роль
отводится медицинской сестре. Однако она должна широко
использовать помощь специалистов детского отделения районной
стоматологической поликлиники, при их содействии обеспечивать
наличие в школах средств наглядной агитации, обращаться за
консультативной помощью по всем возникающим вопросам.
Подготовка среднего медицинского персонала школ осуществляется
врачами стоматологической поликлиники района. Ежегодно в начале
учебного года проводятся семинары с участием медсестер и педагогов
школ курируемого района. Эффективной формой привлечения родителей
к участию в гигиеническом воспитании детей является доведение до
их сведения на совместных (с учениками) родительских собраниях
целей и задач этого раздела профилактической работы и определение
конкретных мер по его осуществлению в кругу семьи.
На семинаре уделяется внимание следующим вопросам:
1. Организация гигиенического воспитания детей в школе:
а) цель и задачи гигиенического обучения детей по уходу за
полостью рта;
б) основные факторы, способствующие возникновению
стоматологических заболеваний;
в) особенности гигиенического обучения детей различного
возраста;
г) общедоступные по восприятию сведения об анатомии и
физиологии зубо - челюстной системы у детей.
2. Роль гигиенического ухода за полостью рта и рационального
питания в профилактике стоматологических заболеваний.
3. Правила гигиенического ухода за полостью рта.
4. Методы контроля качества чистки зубов.
5. Средства гигиенического ухода и принципы ухода за ними.
Организация класса гигиены полости рта
Класс гигиены должен стать центром гигиенического воспитания
подростков в школе. В его организации и в оборудовании должны
принять активное участие администрация школы, стоматологическая
служба района и соответствующие органы здравоохранения. Директор
школы выделяет необходимое помещение достаточной площади, в
котором могло бы разместиться 25-30 человек учащихся. В одной из
стен монтируются 5-8 раковин, над которыми крепят зеркала. В
классе размещают шкафы, в которых в штативах по номерам хранят
зубные щетки каждого класса и каждого ученика в отдельности,
размещают стандартную школьную мебель, стулья, столы на 20-30
человек для проведения уроков гигиены. Класс оборудуется
средствами наглядной агитации: плакаты, муляжи, стенды и т.д., а
также желательно предусмотреть размещение кинопроектора с экраном
для демонстрации фильмов и диапозитивов. Для активного
использования площади класса гигиены в нем можно расположить (если
в этом есть необходимость и если позволяют условия) аппараты для
физиотерапевтического воздействия, стоматологическую установку.
При невозможности организации в школе кабинета гигиены
необходимо обеспечить наличие уголка гигиены полости рта, который
организуется на одном из этажей школ и оборудуется средствами
наглядной агитации. Возможно и целесообразно использование для
этих целей уголка в школьной столовой.
Подобные кабинеты могут быть открыты и в "Центрах здоровья", в
отделениях профилактики общелечебных и стоматологических
поликлиник.
Организация и общие принципы урока гигиены полости рта
Уроки гигиены полости рта проводятся медсестрами школ при
непосредственном содействии педагогов, они включаются в общую
сетку занятий школьников. В 1-3 классах школ занятия проводят 2
раза в месяц, а в 4-10 классах - 1 раз в месяц, что соответствует
16 и 8 занятиям в течение года.
Урок гигиены полости рта состоит из 3 частей: санитарно -
просветительной, обучения методам гигиены полости рта и контроля
качества полученных навыков.
Санитарно - просветительная часть занятий предусматривает
информирование детей в виде бесед о строении зубов и их роли в
жизни человека, о роли зубного налета в возникновении заболеваний,
о роли рационального питания в укреплении зубов, о вреде
сладостей, о гигиеническом уходе за полостью рта и принципах
выбора и хранения зубных щеток. Эта часть урока не должна быть
более 10-15 мин.
Следующая его часть - обучение методам гигиены полости рта -
предусматривает подробный рассказ и показ на муляжах и плакатах
правил чистки зубов. Оценка эффективности усвоенного материала и
закрепление полученных навыков осуществляется при самостоятельной
чистке зубов ребенком под контролем медицинской сестры и
исправлением выявленных ошибок. Для этой цели очень важным
является использование способов контроля качества чистки зубов
(см. приложение 1) с помощью красителей (индексы Федорова -
Володкиной или Грин - Вермильона). План занятия должен
составляться заранее с учетом поэтапного освоения теоретического и
практического материала по принципу от простого к сложному. Состав
урока может изменяться в зависимости от наличия или отсутствия
класса гигиены полости рта, наличие которого является важным
фактором качества и успеха гигиенического воспитания подростков. В
силу этого администрация школы и стоматологическая служба должны
приложить максимум усилий для его организации.
Если класс гигиены полости рта в школе есть, то медсестра в
обусловленное время приводит в него школьников и все три
составляющие урока гигиены проходят там. Сестра рассказывает
запланированную тему санитарно - просветительной работы,
показывает на макетах или моделях челюстей в окклюдаторе правила
чистки зубов, затем каждый или определенная группа школьников,
используя свою личную зубную щетку, чистит зубы перед зеркалом,
медсестра проводит контроль качества чистки и исправляет ошибки.
Весь этот процесс с комментариями демонстрируется перед другими
детьми.
В случае отсутствия класса гигиены полости рта медсестра в
соответствии с запланированным расписанием уроков приходит в класс
к школьникам, приносит с собой необходимые средства наглядной
агитации (муляжи, модели, плакаты и т.д.), проводит санитарно -
просветительную беседу, обучение на моделях правилам чистки зубов
и оценки ее эффективности (метод окрашивания зубов) у одного или
нескольких учащихся. Однако, даже при отсутствии приспособленного
класса гигиены возможно проведение контролируемой чистки зубов в
уголке гигиены при школьных столовых. Следует обеспечить лишь
установку зеркал над каждой из раковин и наличие у учащихся зубных
щеток (лучше портативных складных).
Организация гигиенического обучения детей
в дошкольных учреждениях
Особенности режима работы дошкольных учреждений и пребывание в
них детей в целом создают благоприятные условия для успешного
обучения их основам гигиены полости рта.
Реализация всей профилактической работы в дошкольных
учреждениях, в том числе и гигиенического ее раздела
осуществляется под руководством стоматологической службы, а
ответственным лицом за ее выполнение назначается врач -
стоматолог, лично участвующий в оказании стоматологической помощи
детям в этом учреждении.
В обязанность врача - стоматолога кроме работы по оказанию
лечебной помощи входит проведение специальных профилактических
мероприятий по показаниям в зависимости от конкретной
эпидемиологической ситуации, проведение санитарно -
просветительной работы с педагогами, средним медицинским
персоналом детских садов и комбинатов. Этот раздел работы
стоматолога предусматривает специальную подготовку лиц, которые
повседневно контактируют с детьми с одной стороны и, с другой,
должны информировать родителей о необходимости воспитания
гигиенических навыков во время пребывания ребенка в кругу семьи.
Учитывая решающее значение уровня специальной подготовки
работников дошкольных учреждений в обеспечении эффективности
гигиенического обучения детей основам стоматологической
профилактики, следует в качестве ответственных лиц за
профилактическую работу в каждом конкретном учреждении назначать
наиболее компетентных в специальных вопросах и инициативных в
организаторском плане врачей - стоматологов детских
стоматологических поликлиник и отделений.
Вся работа по стоматологическому аспекту гигиенического
воспитания в дошкольных учреждениях проводится при
непосредственном участии воспитателей, под контролем педагога -
методиста и старшей медсестры. Общее руководство, как уже
отмечалось, осуществляет врач - стоматолог детский.
При планировании занятий с детьми младшего возраста (начиная с
3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать поэтапность освоения
отдельных гигиенических навыков по принципу от простого к
сложному.
Для школьников особое значение в привитии стойких
гигиенических навыков имеет частая повторяемость элементов
стоматологической гигиены. В этой связи следует ежедневно после
обеда перед дневным сном проводить контролируемое полоскание
полости рта водопроводной водой. При закреплении этой привычки как
обязательного элемента личной гигиены можно приступить к обучению
пользования зубной щеткой и т.д. с постепенным увеличением объема
технических навыков в соответствии с общими педагогическими
принципами.
Одним из положительных моментов организационного плана в
полноценном гигиеническом воспитании дошкольников является наличие
в каждой из групп санитарного блока. Здесь следует предусмотреть
размещение раковин с вмонтированными над ними зеркалами. Зубные
щетки лучше хранить в индивидуальных пластмассовых стаканах.
Возможно изготовление для этих целей клеенчатых кассет,
обеспечивающих хранение щеток в 2 ряда, расположенных в шахматном
порядке с целью предотвращения стекания влаги с верхних на нижние.
Одним из важнейших критериев эффективности гигиенического
воспитания в дошкольных учреждениях является стойкое закрепление
основных навыков по уходу за полостью рта к 6-летнему возрасту с
перерастанием их в потребность. Причем, эти элементы личной
гигиены должны формироваться на прочно усвоенных знаниях о роли
гигиенического ухода за полостью рта в обеспечении сохранения
зубов и здоровья в целом.
Формы и методы гигиенического обучения детей
Основной целью гигиенического обучения детей является
воспитание правильных, систематичных и осознанных навыков по уходу
за полостью рта, основанных на твердой убежденности в
действенности рациональной гигиены в предупреждении
стоматологических заболеваний.
Во многом достижение этой цели зависит от правильного выбора
форм и методов гигиенического обучения с учетом возраста детей,
наличия или отсутствия класса гигиены, обеспечения средствами
наглядной агитации и материально - технического обеспечения, а
также уровнем специальной подготовки медицинского персонала и
педагогов.
Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов:
- санитарно - просветительной работы, предусматривающей
доведение до населения информации об основных факторах риска
возникновения стоматологических заболеваний, об индивидуальных,
семейных и коллективных мерах их предупреждения;
- обучение методу гигиенического ухода за полостью рта,
предусматривающее привитие правильных и эффективных приемов
удаления зубного налета и остатков пищи с поверхности зубов и
межзубных промежутков с помощью средств ухода за полостью рта
(зубные щетки, пасты, нити и зубочистки).
Санитарно - просветительная работа проводится в виде двух форм
- активной и пассивной.
Активная ее форма заключается в непосредственном контакте
обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами
детей. Основными методами активной санпросветработы является
беседа с группой детей, лекция в классе, выступление на
родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом
зависит от подготовки и уровня гигиенических знаний и навыков
специалиста, проводящего занятия, а также от адаптированности
излагаемого материала непосредственно к той аудитории слушателей,
с которой проводятся занятия, беседы, лекции.
Пассивная форма санитарного просвещения предусматривает
ознакомление различных слоев населения с основами
стоматологической профилактики с помощью средств наглядной
агитации (плакаты, памятки, стенды, фильмы, диапозитивы). Ее
проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского
персонала, что упрощает воспитательный процесс. Правильное ее
оформление и размещение играет важную роль в привлечении к ней
внимания и интереса детского коллектива.
Примером конкретного использования средств пассивной агитации
может быть размещение плакатов о принципах гигиены полости рта,
рационального питания в школьных столовых, в коридоре рядом со
стоматологическим кабинетом. При этом лучше организовать не одну,
а две выставки средств наглядной агитации, предназначенных для
детей младших и старших классов, а разместить их соответственно в
местах наиболее частого пребывания детей каждого из возрастов.
Деление санитарно - просветительной работы на активную и
пассивную формы в известной степени условно, т.к. при проведении
бесед, практических занятий в классах гигиены, чтении лекций
старшим школьникам, родителям для обеспечения наглядности и
доходчивости излагаемого материала требуется использование
наглядных пособий. С другой стороны, эффективность санитарно -
просветительной работы только путем оформления стенной наглядной
агитации находится на относительно низком уровне.
Во многом это обусловлено тем, что без комментариев
специалиста вложенная информация в средства наглядной агитации
практически не усваивается. Срабатывает механизм ее невосприятия в
связи с практикуемой обильной стенной агитацией в школах и детских
учреждениях, касающейся различных аспектов поведения ребенка
(правила поведения на улице, профилактика инфекционных
заболеваний, в помощь родителям и т.д.). Особенно это относится к
детям дошкольного возраста и ученикам младших классов.
Вторая составляющая часть гигиенического воспитания - обучение
методам гигиены полости рта, предусматривает привитие стойких
навыков грамотного, осознанного и регулярного ухода за полостью
рта.
Основной формой этого раздела гигиенического воспитания
является обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта
правилам пользования зубной щеткой с применением зубной пасты из
расчета наиболее эффективного удаления мягкого налета со всех
поверхностей зубов.
Занятия в школе проводятся под непосредственным контролем со
стороны медсестры и педагога в классе или уголке гигиены полости
рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля
за качеством гигиенического ухода, высокая убежденность детей в
эффективности осуществляемых мероприятий способствует стойкому
закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.
Критерии эффективности гигиенического обучения
детей
С точки зрения диалектики гигиенического воспитания, навык
ухода за полостью рта - это конечный результат адекватных
представлений, знаний и конкретного умения. Однако представления и
знания зачастую находятся в противоречии с конкретным умением и
навыками. В этой связи одним из важнейших условий устранения
указанного противоречия является постоянный контроль уровня знаний
и представлений, их соответствия навыкам по уходу за полостью рта
и медицинской эффективности всего комплекса гигиенического
воспитания.
Ближайшими критериями эффективности гигиенического обучения
являются изменения значений гигиенического индекса в сторону его
уменьшения по сравнению с исходным значением. Достичь этого можно
уже в первые 2-3 месяца работы по профилактике стоматологических
заболеваний. Одновременно с улучшением гигиенического индекса <*>
уменьшается распространенность гингивитов, кровоточивости десен.
Изменение уровня знаний о роли гигиены полости рта в профилактике
стоматологических заболеваний оценивается с помощью анкетного
опроса до и в процессе гигиенического обучения. При анализе анкет
следует выявлять наиболее характерные ошибки в ответах на
поставленные вопросы и с учетом их исправления планировать
проведение санитарно - просветительной работы.
--------------------------------
<*> Рассчитывается по интенсивности окраски зубов
определенными растворами.
Отдаленными критериями эффективности гигиенического обучения
является изменение уровня заболеваемости зубов и тканей пародонта.
Тенденция к снижению из года в год интенсивности поражения зубов
кариесом является доказательством эффективности профилактических
мероприятий. Однако следует учитывать, что объективно оценить
изменение уровня заболеваемости кариесом детей можно не ранее, чем
через 5 лет. С этой целью до начала внедрения профилактических
мероприятий в школах проводят стоматологическое обследование
12-летних детей (30-40 человек), рассчитывают индекс КПУ и его
структуру, проводят определение и индексов гигиены полости рта и
состояния тканей пародонта (CPIT N).
Через 5 лет повторяют обследование 12-летних детей и проводят
сравнение полученных данных с результатами 5-летней давности, при
необходимости вносят коррективы в план профилактических
мероприятий.
Приложение N 1
ИНДЕКСЫ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Индекс Федорова - Володкиной
Вестибулярная поверхность шести нижних фронтальных зубов
(резцы и клыки) после предварительного высушивания смазывают
йодистокалиевым раствором Шиллера - Писарева, включающего
следующие компоненты:
йод кристаллический - 1,0
йодистый калий - 2,0
дистиллированная вода - 40,0
При отсутствии данного раствора для этой цели может
использоваться 2-3% настойка йода.
Через 1 минуту после прокрашивания дается оценка
гигиенического состояния полости рта по пятибальной шкале:
окрашивание всей поверхности коронки зуба - 5 баллов,
окрашивание 3/4 коронки - 4 балла,
окрашивание 1/2 коронки - 3 балла,
окрашивание 1/4 коронки - 2 балла,
окрашивание отсутствует - 1 балл.
Гигиенический индекс рассчитывается по формуле:
сумма баллов 6 окрашенных зубов
ГИ = -------------------------------
6 (количество зубов)
Пример расчета: 3 - 1 балл
2 - 2 балла
1 - 3 балла
1 - 4 балла
2 - 3 балла
3 - 2 балла
1 + 2 + 3 + 4 + 3 + 2 15
ГИ = --------------------- = -- = 2,5
6 6
Оценка полученных результатов проводится следующим образом:
1,1 - 1,4 - гигиеническое состояние полости рта хорошее;
1,5 - 1,8 - удовлетворительное;
1,9 - 2,5 - неудовлетворительное;
2,6 - 2,8 - плохое;
2,9 - 5,0 - очень плохое
2. Индекс Грин - Вермильона
Для определения индекса Грин - Вермильона исследуют следующие
6 | 6
поверхности зубов: щечную и язычную поверхности ------- и
6 | 6
губную поверхность I _|_ I. На всех поверхностях сначала
определяют зубной налет, а затем зубной камень. Используют
следующую систему определения зубного налета:
0 - отсутствие зубного налета;
1 - зубной налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;
2 - зубной налет покрывает более 1/3, но не более 2/3
поверхности зуба;
3 - зубной налет покрывает более 2/3 поверхности зуба.
|