ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 1997 г. N С5-7/ОУ-805
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 1997 г. N ВК-6-08/835
ПИСЬМО
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
ПРОВЕРОК УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при
осуществлении правосудия является закрепленный Конституцией
Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с
которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от
законодательной и исполнительной властей.
Законом "О статусе судей в Российской Федерации" установлено,
что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу
рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а также
представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в
случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Вместе с тем на налоговые органы возложен контроль за
правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов. В
соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации" государственная
пошлина, которой оплачиваются подаваемые в арбитражные суды
исковые заявления и жалобы, отнесена к федеральным налогам.
Государственные налоговые инспекции имеют реальные полномочия
регулировать отношения в сфере уплаты госпошлины.
Свои функциональные обязанности региональные налоговые
инспекции реализуют путем проведения проверок. В арбитражных судах
они проверяют правильность исчисления размера государственной
пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения
ошибок по указанным вопросам.
Проверки, проводимые налоговыми органами, не должны
затрагивать существа принимаемых арбитражными судами решений, а
следовательно, и не должны рассматриваться как вмешательство в
судебную деятельность.
В связи с недостаточной правовой регламентацией подобных
проверок и различным толкованием действующего законодательства
арбитражным судам и региональным налоговым инспекциям необходимо
при организации этой работы учитывать следующие рекомендации.
1. В соответствии с федеральными законами в системе
арбитражных судов в Российской Федерации судами первой инстанции
являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным проверки уплаты государственной пошлины
при обращении в арбитражные суды осуществляют только
государственные налоговые инспекции республик в составе Российской
Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям,
автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт -
Петербургу.
Проверки проводятся не реже одного раза в 2 года.
2. Руководитель соответствующей налоговой инспекции
заблаговременно письменно согласовывает с председателем
арбитражного суда предполагаемые сроки проверки и состав комиссии.
Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца.
3. Изучение необходимых документов не должно создавать
каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.
Председателям арбитражных судов следует оказывать содействие
государственным налоговым инспекциям в исполнении возложенных на
них обязанностей, в частности, представлять необходимые материалы,
выделять в помощь работников аппарата суда, обеспечивать
соответствующим помещением.
4. По результатам проверок соблюдения налогового
законодательства должностными лицами налоговых органов,
принимавшими участие в их проведении, составляется акт. В случае,
если в результате проверки не выявлено нарушений налогового
законодательства, факт проведения проверки оформляется справкой.
Акт (справка) проверки соблюдения налогового законодательства
должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными
лицами налогового органа.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (справке),
руководитель арбитражного суда может записать свои возражения.
Пояснения руководителя арбитражного суда по акту (справке)
проверки могут быть оформлены как в виде записи на последней
странице акта (справки), производимой непосредственно после его
подписания, так и в виде письма, направленного в налоговый орган.
Указанное письмо должно быть приложено к акту (справке) проверки.
В течение месяца председатель арбитражного суда организует
оперативное совещание судей и работников аппарата суда, на котором
проводившие проверку работники налоговой инспекции докладывают ее
результаты.
Арбитражному суду целесообразно совместно с налоговой
инспекцией принять меры, направленные на обеспечение правильного
исчисления и своевременного поступления в федеральный бюджет
государственной пошлины, предупреждение в дальнейшем подобных
ошибок.
5. Руководителям налоговых органов необходимо установить
действенный контроль за исполнением выдаваемых арбитражными судами
исполнительных листов на взыскание в доход федерального бюджета
сумм государственной пошлины.
Налоговые органы периодически сообщают арбитражным судам о
ходе взысканий по исполнительным листам, переданным им на
исполнение.
Председателям судов установить взаимодействие с налоговыми
органами по этим вопросам.
6. В целях повышения достоверности статистических данных,
касающихся государственной пошлины, арбитражным судам и
государственным налоговым инспекциям необходимо дважды в год
обмениваться информацией по начисленным и реально поступившим в
бюджет суммам государственной пошлины.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации
В.Г.КОРАБЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|