ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 1997 года
Дело N 58-Г97-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Нечаева В.И.
рассмотрела в судебном заседании от 28 ноября 1997 г. по
кассационному протесту и.о. прокурора Хабаровского края на решение
судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда
от 3 октября 1997 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края
о признании недействительным Закона Хабаровского края от 31
октября 1996 г. N 74 "Об основах деятельности по приобретению,
переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных,
цветных металлов и сплавов на территории Хабаровского края и
административной ответственности за правонарушения в этой сфере
деятельности".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Горохова Б.А., объяснения представителя Хабаровской краевой Думы
Заливанова С.В. (доверенность N 2-13/1229 от 24.11.97), заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной
Л.Л., поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
законом Хабаровского края от 31 октября 1996 г. "Об основах
деятельности по приобретению, переработке, реализации,
транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов
на территории Хабаровского края и административной ответственности
за правонарушения в этой сфере деятельности" введено
лицензирование деятельности по приобретению, переработке,
реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных
металлов и сплавов на территории Хабаровского края и предусмотрена
административная ответственность за нарушение положений данного
Закона.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании указанного Закона недействительным по тем основаниям,
что он принят с превышением полномочий Хабаровской краевой Думы,
поскольку в нем установлены нормы гражданского права в то время,
как в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
гражданское законодательство находится в ведении Российской
Федерации, а не ее субъектов; а административно-правовые нормы
данного Закона противоречат федеральному законодательству.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского
краевого суда от 3 октября 1997 г. заявление прокурора было
удовлетворено частично: суд признал недействительными положения
Закона Хабаровского края от 31 октября 1996 г. "Об основах
деятельности по приобретению, переработке, реализации,
транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов
на территории Хабаровского края и административной ответственности
за правонарушения в этой сфере деятельности" о введении
административной ответственности за нарушения правил,
предусмотренных данным Законом, как противоречащие федеральному
административному законодательству, а также п. п. 5 и 6 ст. 2
Закона, ограничивающие права физических лиц на получение лицензии
на данный вид деятельности и устанавливающие запрет на оказание
транспортных услуг лицам, не имеющим лицензии на право заниматься
деятельностью, связанной с приобретением, переработкой,
реализацией, транспортировкой лома и отходов черных, цветных
металлов и сплавов.
В удовлетворении требований прокурора о признании
недействительным всего Закона было отказано со ссылкой на то, что
вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской
деятельности были отнесены с совместному ведению Российской
Федерации и Хабаровского края Договором о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти Хабаровского края от 24
апреля 1996 г.
В кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене
решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации оснований для удовлетворения
кассационного протеста не усматривает.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
гражданское законодательство находится в ведении Российской
Федерации.
Установление перечня лицензируемых видов деятельности относится
к гражданскому законодательству, в связи с чем довод прокурора о
том, что субъект Российской Федерации не может самостоятельно
устанавливать на своей территории правила лицензирования отдельных
видов деятельности, является обоснованным.
Вместе с тем Российская Федерация является федеративным
государством. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской
Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но
также Федеративными и иными договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий.
В соответствии с п. "л" ст. 2 Договора о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами власти Хабаровского края от
24 апреля 1996 г. помимо предметов ведения, установленных статьей
72 Конституции Российской Федерации, к предметам совместного
ведения Российской Федерации и Хабаровского края был отнесен ряд
вопросов, находящихся в силу ст. 71 Конституции Российской
Федерации в ведении Российской Федерации, в том числе вопросы
лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Федеральный закон о лицензировании в настоящее время
отсутствует. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О
введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации" перечень лицензируемых видов деятельности до принятия
соответствующего федерального закона определяется Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О
лицензировании отдельных видов деятельности", не относящим
деятельность по приобретению, переработке, реализации,
транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов
к лицензируемым видам предпринимательской деятельности.
Вместе с тем данное Постановление Правительства является
подзаконным нормативным актом, временный характер действия
которого прямо определен в ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О
введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации".
С учетом того, что субъект Российской Федерации наделен правом
издания собственных законов по предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с ч. ч. 2 и 5
ст. 76 Конституции Российской Федерации это право может быть
ограничено лишь с принятием федерального закона по
соответствующему вопросу, отнесенному к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов, путем приведения закона
субъекта Российской Федерации в соответствие с этим федеральным
законом.
При указанных условиях вывод суда первой инстанции о том, что
лицензирование деятельности по приобретению, переработке,
реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных
металлов и сплавов введено на территории Хабаровского края
Хабаровской краевой Думой правомерно, является правильным.
Правильным является решение суда и в части признания
недействительными положений Закона от 31 октября 1996 г. об
ограничении права физических лиц на получение лицензий на занятие
деятельностью по приобретению, переработке, реализации,
транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов
и права перевозчиков лома и отходов черных и цветных металлов. Эти
ограничения противоречат ст. 34 Конституции Российской Федерации,
ст. 421 ГК РФ и законными быть признаны не могут.
В решении суда правильно указано на то, что нормы обжалуемого
краевого Закона об административной ответственности за нарушение
положений этого Закона противоречат федеральному законодательству
и являются недействительными.
Законодательство об административных правонарушениях находится
в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "к"
ст. 72 Конституции Российской Федерации). Полномочия
представительных и исполнительных органов власти субъектов
Российской Федерации по принятию нормативных актов об
административной ответственности определены в ст. 6 Кодекса РСФСР
об административных правонарушениях. В перечень вопросов, по
которым субъект Российской Федерации может принимать нормы об
административной ответственности граждан и должностных лиц,
вопросы, связанные с нарушением правил осуществления
предпринимательской деятельности, не отнесены, в связи с чем
Хабаровской краевой Думой административная ответственность за
нарушение порядка занятия деятельностью по приобретению,
переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных,
цветных металлов и сплавов введена неправомерно.
На основании п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского
краевого суда от 3 октября 1997 г. оставить без изменения;
кассационный протест и. о. прокурора Хабаровского края - без
удовлетворения.
|