Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.11.1997 N 58-Г97-10 ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ОБ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ, ПЕРЕРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЛОМА И ОТХОДОВ ЧЕРНЫХ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОТ 31.10.1996 N 74 ЧАСТИЧНО УДОВЛЕТВОРЕНО ПРАВОМЕРНО...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                        от 28 ноября 1997 года
   
                                                      Дело N 58-Г97-10
                                                                      
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Кнышева В.П.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                         Нечаева В.И.
   
       рассмотрела  в  судебном заседании от  28  ноября  1997  г.  по
   кассационному протесту и.о. прокурора Хабаровского края на  решение
   судебной  коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого  суда
   от  3 октября 1997 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края
   о   признании  недействительным  Закона  Хабаровского  края  от  31
   октября  1996  г.  N 74 "Об основах деятельности  по  приобретению,
   переработке,  реализации, транспортировке лома  и  отходов  черных,
   цветных  металлов  и  сплавов  на территории  Хабаровского  края  и
   административной  ответственности за правонарушения  в  этой  сфере
   деятельности".
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова  Б.А., объяснения представителя Хабаровской  краевой  Думы
   Заливанова  С.В. (доверенность N 2-13/1229 от 24.11.97), заключение
   прокурора  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации  Корягиной
   Л.Л.,  поддержавшей  кассационный  протест,  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       законом  Хабаровского края от 31 октября 1996  г.  "Об  основах
   деятельности    по    приобретению,    переработке,     реализации,
   транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов  и  сплавов
   на  территории Хабаровского края и административной ответственности
   за    правонарушения    в   этой   сфере   деятельности"    введено
   лицензирование    деятельности   по   приобретению,    переработке,
   реализации,   транспортировке  лома  и  отходов   черных,   цветных
   металлов  и сплавов на территории Хабаровского края и предусмотрена
   административная  ответственность за  нарушение  положений  данного
   Закона.
       Прокурор  Хабаровского края обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании  указанного Закона недействительным  по  тем  основаниям,
   что  он  принят с превышением полномочий Хабаровской краевой  Думы,
   поскольку  в нем установлены нормы гражданского права в  то  время,
   как   в  силу  п.  "о"  ст.  71  Конституции  Российской  Федерации
   гражданское   законодательство  находится  в   ведении   Российской
   Федерации,  а  не  ее  субъектов; а административно-правовые  нормы
   данного Закона противоречат федеральному законодательству.
       Решением  судебной  коллегии по гражданским делам  Хабаровского
   краевого  суда  от  3  октября  1997 г.  заявление  прокурора  было
   удовлетворено  частично:  суд  признал недействительными  положения
   Закона  Хабаровского  края  от  31  октября  1996  г.  "Об  основах
   деятельности    по    приобретению,    переработке,     реализации,
   транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов  и  сплавов
   на  территории Хабаровского края и административной ответственности
   за   правонарушения   в   этой  сфере  деятельности"   о   введении
   административной     ответственности    за    нарушения     правил,
   предусмотренных  данным  Законом, как  противоречащие  федеральному
   административному законодательству, а также п.  п.  5  и  6  ст.  2
   Закона,  ограничивающие права физических лиц на получение  лицензии
   на  данный  вид деятельности и устанавливающие запрет  на  оказание
   транспортных  услуг лицам, не имеющим лицензии на право  заниматься
   деятельностью,    связанной    с    приобретением,    переработкой,
   реализацией,  транспортировкой  лома  и  отходов  черных,   цветных
   металлов и сплавов.
       В    удовлетворении    требований   прокурора    о    признании
   недействительным всего Закона было отказано со ссылкой на  то,  что
   вопросы    лицензирования   отдельных   видов   предпринимательской
   деятельности   были  отнесены  с  совместному  ведению   Российской
   Федерации  и Хабаровского края Договором о разграничении  предметов
   ведения   и   полномочий  между  органами  государственной   власти
   Российской  Федерации  и органами власти Хабаровского  края  от  24
   апреля 1996 г.
       В  кассационном протесте прокурора поставлен вопрос  об  отмене
   решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного  Суда Российской Федерации оснований для  удовлетворения
   кассационного протеста не усматривает.
       В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации
   гражданское   законодательство  находится  в   ведении   Российской
   Федерации.
       Установление перечня лицензируемых видов деятельности относится
   к  гражданскому законодательству, в связи с чем довод  прокурора  о
   том,  что  субъект  Российской Федерации  не  может  самостоятельно
   устанавливать на своей территории правила лицензирования  отдельных
   видов деятельности, является обоснованным.
       Вместе   с   тем  Российская  Федерация  является  федеративным
   государством.  В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции  Российской
   Федерации  разграничение  предметов  ведения  и  полномочий   между
   органами  государственной власти Российской  Федерации  и  органами
   государственной     власти    субъектов    Российской     Федерации
   осуществляется  не  только  Конституцией Российской  Федерации,  но
   также  Федеративными  и иными договорами о разграничении  предметов
   ведения и полномочий.
       В  соответствии  с  п.  "л"  ст.  2  Договора  о  разграничении
   предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной
   власти Российской Федерации и органами власти Хабаровского края  от
   24  апреля 1996 г. помимо предметов ведения, установленных  статьей
   72   Конституции  Российской  Федерации,  к  предметам  совместного
   ведения  Российской Федерации и Хабаровского края был  отнесен  ряд
   вопросов,   находящихся  в  силу  ст.  71  Конституции   Российской
   Федерации  в  ведении  Российской Федерации, в  том  числе  вопросы
   лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
       Федеральный   закон   о  лицензировании   в   настоящее   время
   отсутствует.  В  соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального  закона  "О
   введении  в  действие части первой Гражданского кодекса  Российской
   Федерации"  перечень лицензируемых видов деятельности  до  принятия
   соответствующего  федерального закона  определяется  Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418  "О
   лицензировании   отдельных   видов  деятельности",   не   относящим
   деятельность    по    приобретению,    переработке,     реализации,
   транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов  и  сплавов
   к лицензируемым видам предпринимательской деятельности.
       Вместе   с  тем  данное  Постановление  Правительства  является
   подзаконным   нормативным   актом,  временный   характер   действия
   которого  прямо  определен  в ч. 2 ст.  4  Федерального  закона  "О
   введении  в  действие части первой Гражданского кодекса  Российской
   Федерации".
       С  учетом того, что субъект Российской Федерации наделен правом
   издания   собственных  законов  по  предметам  совместного  ведения
   Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии с ч. ч. 2  и  5
   ст.  76  Конституции  Российской Федерации  это  право  может  быть
   ограничено    лишь    с    принятием   федерального    закона    по
   соответствующему   вопросу,  отнесенному  к   совместному   ведению
   Российской  Федерации  и  ее  субъектов,  путем  приведения  закона
   субъекта  Российской Федерации в соответствие  с  этим  федеральным
   законом.
       При  указанных условиях вывод суда первой инстанции о том,  что
   лицензирование    деятельности   по   приобретению,    переработке,
   реализации,   транспортировке  лома  и  отходов   черных,   цветных
   металлов   и  сплавов  введено  на  территории  Хабаровского   края
   Хабаровской краевой Думой правомерно, является правильным.
       Правильным   является  решение  суда  и   в   части   признания
   недействительными  положений  Закона  от  31  октября  1996  г.  об
   ограничении права физических лиц на получение лицензий  на  занятие
   деятельностью    по    приобретению,    переработке,    реализации,
   транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов  и  сплавов
   и  права перевозчиков лома и отходов черных и цветных металлов. Эти
   ограничения  противоречат ст. 34 Конституции Российской  Федерации,
   ст. 421 ГК РФ и законными быть признаны не могут.
       В  решении  суда правильно указано на то, что нормы обжалуемого
   краевого  Закона об административной ответственности  за  нарушение
   положений  этого  Закона противоречат федеральному законодательству
   и являются недействительными.
       Законодательство об административных правонарушениях  находится
   в  совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов  (п.  "к"
   ст.    72    Конституции    Российской    Федерации).    Полномочия
   представительных   и   исполнительных  органов   власти   субъектов
   Российской   Федерации   по   принятию   нормативных    актов    об
   административной ответственности определены в ст. 6  Кодекса  РСФСР
   об   административных  правонарушениях.  В  перечень  вопросов,  по
   которым  субъект  Российской Федерации  может  принимать  нормы  об
   административной   ответственности  граждан  и   должностных   лиц,
   вопросы,    связанные    с    нарушением    правил    осуществления
   предпринимательской  деятельности,  не  отнесены,  в  связи  с  чем
   Хабаровской  краевой  Думой  административная  ответственность   за
   нарушение    порядка   занятия   деятельностью   по   приобретению,
   переработке,  реализации, транспортировке лома  и  отходов  черных,
   цветных металлов и сплавов введена неправомерно.
       На  основании  п.  1  ст. 305 ГПК РСФСР  Судебная  коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  судебной  коллегии по гражданским  делам  Хабаровского
   краевого  суда  от  3  октября  1997  г.  оставить  без  изменения;
   кассационный  протест  и.  о. прокурора  Хабаровского  края  -  без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz