ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 27 ноября 1997 г. N 22-Т
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ
ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Банк России рассмотрел результаты второго этапа проверок
достоверности отчетности кредитных организаций, проведенных
территориальными учреждениями в соответствии с указаниями от
06.11.96 N 03-15-3/1229 и последующими письмами, и считает
необходимым обратить внимание на следующее.
1. Отдельные территориальные учреждения не выполнили указания
Банка России от 06.11.96 N 03-15-3/1229 в части:
- соблюдения сроков представления отчетности. Так,
Национальным банком Республики Тыва материалы представлены с
задержкой на 3 дня, Главными управлениями по Ростовской и
Волгоградской областям, Национальным банком Республики Калмыкия -
на 5 дней, Главным управлением по Приморскому краю - на 7 дней,
Главными управлениями по Самарской области - на 8 дней, по
Астраханской области - на 14 дней, по Пермской области - более
месяца, Национальным банком Республики Саха (Якутия) данные по
приложениям N 1 и 2 к письму Банка России от 11.02.97
N 03-15-3/261 представлены в электронном виде по системе РЕМАРТ с
задержкой на 27 дней, что затруднило свод данных в целом по
России;
- полноты охвата кредитных организаций проверками. При
количестве действующих поднадзорных банков до 50 не все из них
проверили Главные управления по Волгоградской, Пензенской,
Челябинской и Иркутской областям, по Приморскому краю,
Национальные банки Республик Саха (Якутия), Бурятия и Татарстан.
Главное управление по городу Москве проверило менее 30%
поднадзорных банков, при этом недостоверность отчетности выявлена
в 74% проверенных. Это вызывает обеспокоенность за состояние
работы по контролю за достоверностью отчетности.
2. Несмотря на то, что в письме Банка России от 20.06.97 N 473
"О мерах по усилению контроля за достоверностью отчетности
кредитных организаций" внимание территориальных учреждений было
обращено на вопросы качества проверок, Главные управления по
Читинской, Сахалинской, Омской и Оренбургской областям, по
Приморскому и Красноярскому краям, Чукотскому автономному округу,
Национальные банки Республик Саха (Якутия) и Калмыкия, ОПЕРУ-2 при
ЦБ РФ представили недостаточно проработанные материалы, в связи с
чем в ряде случаев была затребована дополнительная информация.
3. Принимая во внимание невыполнение отдельными кредитными
организациями требований территориальных учреждений Банка России
по устранению выявленных недостатков и нарушений, о чем
свидетельствуют материалы повторных проверок, а также отчетные
данные, Главным управлениям по Амурской, Магаданской, Томской,
Владимирской, Орловской, Ярославской, Белгородской, Астраханской,
Пензенской, Саратовской, Ульяновской и Калининградской областям,
Еврейской автономной области, Ставропольскому, Приморскому,
Хабаровскому и Краснодарскому краям, Ингушской Республике,
Национальным банкам Республик Татарстан и Хакасия необходимо в
отношении таких кредитных организаций применить более жесткие меры
воздействия.
4. Территориальным учреждениям Банка России необходимо:
- усилить меры надзорного реагирования, вплоть до направления
ходатайств об отзыве лицензий на осуществление банковских операций
у кредитных организаций и постановки вопросов о ликвидации
филиалов, у которых при повторных проверках вновь установлены
факты ранее выявленных нарушений и которые не выполняют требования
по их устранению;
- принять меры к улучшению анализа отчетности, представляемой
кредитными организациями и их филиалами, повышению качества
проверок на местах.
В связи с введением с начала 1998 года нового плана счетов
бухгалтерского учета необходимо повышенное внимание уделить
вопросам оказания помощи кредитным организациям в процессе
перехода на ведение бухгалтерского учета и составления отчетности
в соответствии с требованиями нового плана счетов.
5. Материалы о проведенных проверках за II полугодие 1997 года
просим представить в порядке и в сроки, определенные указаниями
Банка России от 06.11.96 N 03-15-3/1229 и последующими
дополнениями к ним. Одновременно территориальные учреждения Банка
России представляют материалы по повторным проверкам,
произведенным за указанный период. При этом приложения к письмам
от 11.02.97 N 03-15-3/261 и от 05.09.97 N 15-4/696 представляются
раздельно по проверкам, осуществленным впервые и повторно, а также
раздельно по кредитным организациям (приложение N 1), филиалам
кредитных организаций без филиалов Сбербанка (приложение N 2),
филиалам Сбербанка (приложение N 2а).
6. Указания по проведению проверок достоверности отчетности
кредитных организаций в 1998 году будут даны дополнительно.
Заместитель Председателя
Д.А.КИСЕЛЕВ
Приложение
к письму Банка России
от 27 ноября 1997 г. N 22-Т
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВТОРОГО ЭТАПА ПРОВЕРОК ДОСТОВЕРНОСТИ
ОТЧЕТНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
На втором этапе проверок достоверности отчетности,
представляемой кредитными организациями в Банк России, проверки
проведены в 463 кредитных организациях, 233 филиалах (без филиалов
Сбербанка РФ), находящихся вне территории расположения их головных
банков, 46 филиалах Сбербанка РФ. Повторно проверена достоверность
отчетности 41 кредитной организации в 15 регионах.
Материалы второго этапа проверок, так же, как и первого,
свидетельствуют о масштабности и множественности нарушений,
допускаемых кредитными организациями при составлении отчетности.
Так, у 389, или у 84% проверенных кредитных организаций, и
166, или у 71% проверенных филиалов (без филиалов Сбербанка РФ),
выявлены факты недостоверности отчетности на общую сумму,
соответственно, 11,9 трлн. рублей и 2,2 трлн. рублей. По филиалам
Сбербанка РФ нарушения выявлены у 34, или у 74% проверенных, на
сумму 0,4 трлн. рублей.
Из представленных территориальными учреждениями Банка России
материалов следует, что нарушения допускались в связи с
неправомерными действиями кредитных организаций, в основном, в
целях сокрытия негативных ситуаций и улучшения показателей своей
деятельности (завышения финансовых результатов, занижения
резервных требований, увеличения размера собственных средств
(капитала), улучшения значений экономических нормативов).
По характеру и объему основные нарушения, выявленные на втором
этапе проверок у указанных 389 кредитных организаций,
классифицируются следующим образом.
Наиболее распространенным нарушением явилось несвоевременное
отнесение на соответствующие счета просроченных кредитов и
процентов по ним - у 273 кредитных организаций ( у 70% ) на общую
сумму 1,8 трлн. рублей, что привело к недоформированию резерва на
возможные потери по ссудам и, как следствие, завышению результатов
финансовой деятельности, капитала, значений экономических
нормативов.
Многочисленные нарушения установлены по неправомерному
использованию счетов действующего Плана счетов бухгалтерского
учета - у 219 кредитных организаций (у 56%) на сумму 9,9 трлн.
рублей.
Так, неоднократно установлены факты использования не по
назначению балансового счета N 904 "Прочие дебиторы и кредиторы",
а именно:
- в качестве ссудного счета, в том числе путем: погашения с
него допущенного по расчетным счетам дебетового сальдо в целях его
сокрытия; выдачи наличных денежных средств юридическим лицам, не
имеющим расчетных счетов в банке; выдачи средств на оказание
материальной помощи. Все это фактически приводило к предоставлению
беспроцентных кредитов;
- для учета расходов по содержанию аппарата управления,
охране, арендной плате, затрат по программному обеспечению, в
результате чего занижались фактические расходы банка и искажались
(завышались) его финансовые результаты;
- для учета полученных штрафов, пеней, неустоек, что
фактически приводило к занижению доходов и, соответственно,
финансовых результатов;
- для учета собственных акций - вместо балансового счета N 034
"Собственные акции, выкупленные у акционеров", что может приводить
к завышению собственных средств (капитала);
- для расчетов между филиалами и головным банком - вместо
открытых для этих целей балансовых счетов N 890 "Расчеты между
учреждениями одного банка" и N 893 "Расчеты между учреждениями
одного банка по перераспределению кредитных ресурсов".
Многими кредитными организациями допускались нарушения в части
неправомерного использования счетов при учете операций по ценным
бумагам, что приводило к недосозданию резерва под обесценение
ценных бумаг и искажению отчетности:
- вложения в акции других организаций учитывались на
балансовом счете N 825 "Средства, перечисленные предприятиям,
организациям, учреждениям, кооперативам для участия в их
хозяйственной деятельности", в то время как эти операции должны
были быть учтены на балансовом счете N 191 "Вложения в акции
акционерных обществ";
- векселя, выпущенные местной администрацией, учитывались на
балансовом счете N 195 "Учтенные банками векселя и портфеле
банка", а не на счете N 192 "Вложения в долговые обязательства
местных органов власти субъектов Российской Федерации";
- просроченные векселя учитывались на балансовых счетах по
учету срочных векселей, а не на счете N 197 "Учтенные банком
векселя, не оплаченные в срок";
- при продаже собственных векселей, в нарушение указаний Банка
России от 23.02.95 N 26, сумма дисконта не относилась в конце года
на расходы банка (балансовый счет N 970), а продолжала учитываться
на балансовом счете N 941 "Расходы будущих периодов", в связи с
чем завышались финансовые результаты;
- филиалы Сбербанка РФ учитывали облигации государственного
сберегательного займа на балансовом счете N 194 "Вложения в
государственные долговые обязательства" по номинальной цене,
вместо цены приобретения, как это предусмотрено действующим
порядком в соответствии с письмом Госбанка СССР от 14.03.91 N 341;
при этом разница между номинальной стоимостью и стоимостью
приобретения относилась на расходы банка, что занижало финансовые
результаты; накопленный купонный доход в нарушение указаний Банка
России от 06.12.95 N 136-95 в балансе на балансовом счете N 949
"Полученный и уплаченный накопленный процентный (купонный) доход
по процентным (купонным) долговым обязательствам" не отражался.
При отсутствии источников финансирования, учитываемых на
балансовых счетах N 172 "Собственные средства предприятий и
организаций местного подчинения для финансирования государственных
капитальных вложений, операционных и других расходов" и N 173
"Средства государственного бюджета для финансирования капитальных
вложений, операционных и других расходов", неправомерно отражались
операции на балансовом счете N 182 "Финансирование государственных
капитальных вложений, операционных и других расходов за счет
средств местных бюджетов и средств предприятий и организаций
местного подчинения", то есть фактически с этого счета
предоставлялись кредиты.
При наличии у клиента картотеки по внебалансовому счету N 9929
"Расчетные документы, не оплаченные в срок" имели место факты
неправомерного погашения просроченных процентов по ссудам с
текущего валютного счета клиента через балансовый счет N 917
"Дебиторы по конверсионным сделкам в рублях", минуя расчетный
счет.
Неправомерно использовался и балансовый счет N 010 "Уставный
фонд" для погашения просроченных кредитов и процентов по ним с
последующим восстановлением погашенных сумм. Фактически же
получалось, что с этого счета завуалировано предоставлялись
акционерам банка беспроцентные ссуды на погашение просроченной
задолженности.
Также имели место нарушения установленных правил ведения
бухгалтерского учета следующего характера.
Несоответствие аналитического учета синтетическому выявлено у
49 кредитных организаций (у 12%) на сумму 0,2 трлн. рублей.
Недостоверный учет (по балансовому счету N 915 и внебалансовым
счетам N 9919 и N 9920) не оплаченных в срок расчетных документов
из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах установлен у
51 кредитной организации в сумме 0,3 трлн. рублей.
Факты недостоверности, а именно завышения показателей качества
кредитного портфеля установлены у 198 кредитных организаций (у
51%), в связи с чем был занижен резерв на возможные потери по
ссудам на сумму 1,6 трлн. рублей и имели место вытекающие отсюда
негативные последствия.
Недостоверность расшифровок по отдельным балансовым счетам,
используемых при расчете экономических нормативов в соответствии с
инструкцией Банка России от 30.01.96 N 1, выявлена у 166 кредитных
организаций (у 43%). Это привело к искажению значений
экономических нормативов, а также сокрытию фактов их невыполнения.
Неправильное отражение по балансу полученных доходов и
произведенных расходов привело в одних случаях к завышению
финансовых результатов - у 149 кредитных организаций (у 38%) на
сумму 1,7 трлн. рублей, в других - к занижению финансовых
результатов - у 41 организации (у 11%) на сумму 0,1 трлн. рублей.
Факты неправомерного формирования уставного капитала выявлены
у 63 кредитных организаций (у 16%) на сумму 0,2 трлн. рублей.
В нарушение установленного порядка отдельные кредитные
организации формирование уставного фонда производили за счет:
- взносов в иностранной валюте предприятий, не имеющих
лицензии на совершение валютных операций, связанных с движением
капитала;
- бюджетных и заемных средств;
- продажи учредителям 20% акций (долей) кредитной организации
без предварительного согласования с Банком России.
Серьезным нарушением явилось неправомерное формирование
резервного фонда за счет предоставленных пайщикам (акционерам)
кредитов путем перечисления их в день выдачи в резервный фонд
банка. Указанная операция привела к завышению собственных средств
(капитала) банка и улучшению значений экономических нормативов.
Недопустимы факты незаконного формирования фондов
экономического стимулирования (балансовый счет N 016 "Фонды
экономического стимулирования") за счет кредитных ресурсов путем
увеличения ссудной задолженности.
Имело место перечисление банком средств для участия в
деятельности сторонней организации и отражение перечисленных сумм
на балансовом счете N 825 "Средства, перечисленные предприятиям,
организациям, учреждениям, кооперативам для участия в их
хозяйственной деятельности" без подтверждения данной операции
соответствующими документами об участии.
Установлены факты нарушений порядка предоставления и погашения
кредитов, что искажало отчетность, а нередко приводило к
затруднениям при взыскании ссуд в случаях их невозврата:
- кредиты выдавались без заявления ссудозаемщиков, на цели, не
предусмотренные договорами, без установления срока возврата и без
обеспечения;
- ссуды выдавались со счетов, не соответствующих статусу
ссудозаемщика. Так, отделению Пенсионного фонда был предоставлен
кредит со счета N 477 "Акционерные общества и общества с
ограниченной ответственностью - ссудные счета" вместо балансового
счета N 806 "Кредиты Пенсионному фонду Российской Федерации";
- пролонгация ссуд производилась без заключения с
ссудозаемщиком дополнительного соглашения к кредитному договору,
без определения срока погашения или же на срок по усмотрению
самого заемщика, то есть на неопределенный срок;
- на одном лицевом счете одновременно учитывалось несколько
ссуд с разными сроками погашения и различными процентными
ставками;
- сумма принятых срочных обязательств не соответствовала
остаткам по внебалансовому счету N 9921 "Обязательства по
кредитам";
- в обеспечение кредита принимался залог при отсутствии
документов, подтверждающих его стоимость, а также право
собственности заемщика на предмет залога;
- в обеспечение выданных ссуд принимались собственные акции
кредитной организации, то есть в случае невозврата заемщиком
кредит должен быть "погашен" за счет собственных средств путем
выкупа своих же акций; погашение ссуд производилось самим банком
за счет увеличения расходов, то есть также за счет собственных
средств;
- учет принятого в обеспечение кредита залога велся по
внебалансовому счету N 9922 "Принятый залог по выданным кредитам"
общей суммой без отражения по отдельным лицевым счетам.
Как выявлено проверками, не все кредитные организации
осуществляют надлежащий контроль за порядком ведения предприятиями
кассовых операций: в нарушение указаний Банка России от 30.09.94
N 113 имели место случаи, когда лимит остатка денег в кассе
клиентам не устанавливался.
Допускались нарушения порядка открытия счетов и ведения
юридических дел. Так, открывались счета и велись юридические дела:
- при отсутствии свидетельства о регистрации организации;
- без заявления клиентов на открытие счета;
- при отсутствии устава организации или его ненадлежащем
оформлении (не пронумерован, не прошнурован, не скреплен печатью);
- при отсутствии справок из налоговой инспекции и из различных
фондов (пенсионного, социального страхования, обязательного
медицинского страхования);
- с принятием карточек с образцами подписей, не заверенных
нотариально;
- без заключения договоров на обслуживание.
Не единичны случаи, когда номера балансовых счетов
присваивались организациям неправильно: без учета рода их
деятельности и статуса.
Установлены факты нарушений при осуществлении внутрибанковских
операций:
- выдача денежных средств под отчет производилась без
заявления подотчетного лица, без представления им отчетов об
использовании ранее полученных сумм;
- отчет принимался без документов, подтверждающих целевое
использование денежных средств;
- подотчетные суммы числились за подотчетными лицами более
года;
- не выписывались приходные кассовые ордера на полученные в
РКЦ наличные денежные средства.
По многим банкам выявлены нарушения организационного
характера, а именно: отсутствуют положения, регламентирующие
деятельность банка (о совете банка, ревизионной комиссии,
правлении, структурных подразделениях ); ревизионными комиссиями
не проводятся проверки деятельности банков; отсутствует служба
внутреннего аудита, а также последующий внутрибанковский контроль.
Недопустимы факты составления ежедневного сводного баланса без
учета данных по всем филиалам и операциям по корсчетам и
субкорсчетам, что выявлено у 8 кредитных организаций (у 2%).
По сообщению территориальных учреждений Банка России, в ходе
проверок в 226 кредитных организациях нарушения были устранены, в
том числе внесены соответствующие изменения по балансовым счетам.
В отношении кредитных организаций, допускающих нарушения
достоверности отчетности, территориальные учреждения Банка России,
в соответствии с действующим порядком, применяют как
предупредительные, так и принудительные меры воздействия. С
руководством 336 кредитных организаций проведены деловые встречи,
где рассматривались выявленные недостатки и пути их устранения.
Кроме того, в 643 случаях кредитным организациям направлены
предписания о принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Предъявлены требования: об усилении внутрибанковского контроля -
264 кредитным организациям, о представлении планов санации -
216 организациям. По 49 кредитным организациям поставлен вопрос о
замене руководителей и главных бухгалтеров. Взыскано с кредитных
организаций штрафов в размере 2,6 млрд. рублей (при
3,8 млрд. рублей, предъявленных ко взысканию).
В дополнение к ранее действующим мерам по ограничению круга
выполняемых банковских операций (317 случаев) вновь введены
дополнительные ограничения в 59 случаях. При ранее действующих в
145 случаях запретах на осуществление отдельных банковских
операций дополнительно введены запреты в 25 случаях.
По 44 кредитным организациям, допустившим нарушения и не
выполнившим требования по их устранению, приняты решения о
применении крайних мер воздействия и в Банк России направлены
ходатайства об отзыве лицензий на осуществление банковских
операций. Направлено также ходатайство о введении временной
администрации в 1 организации.
По 195 кредитным организациям территориальными учреждениями
Банка России запланировано провести повторные проверки.
В то же время, как показывают материалы повторных проверок,
существенного улучшения положения дел в этом плане не происходит.
Так, из повторно проверенной на втором этапе 41 кредитной
организации у 35, или у 85%, вновь установлены факты нарушений на
сумму 0,3 трлн. рублей, аналогичных выявленным первоначально у 88%
проверенных банков.
У многих кредитных организаций выявленные недостатки
отмечались и ранее предшествующими проверками Банка России и
аудиторскими службами.
Приведенные факты свидетельствуют о недостатках надзора за
кредитными организациями и непредъявлении им соответствующих
требований, а также о неадекватности применяемых мер надзорного
реагирования и необходимости их усиления, вплоть до отзыва
лицензий у банков, нарушающих пруденциальные нормы деятельности и
не принимающих мер к устранению допущенных нарушений.
Директор Департамента
пруденциального
банковского надзора
А.Ю.СИМАНОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------
|