ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 69
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 777
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 425
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 700
ПРИКАЗ
от 25 ноября 1997 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ НА КУЛЬТУРНЫЕ
ЦЕННОСТИ РОССИИ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью" N 567 от 18 апреля 1996 г., Федеральной целевой
программы по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
N 600 от 17 мая 1996 г., а также п. 1.7 Программы мер по
обеспечению сохранности, усилению борьбы с хищениями и
контрабандным вывозом предметов культурного и природного наследия
народов России на 1996 - 1998 годы, утвержденной МВД, ФСБ, ГТК,
Минкультуры России от 16 апреля 1996 года, приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по взаимодействию
правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании
и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на
культурные ценности России.
2. Руководителям правоохранительных органов обеспечить
организацию взаимодействия при реализации оперативных материалов,
расследовании и раскрытии преступлений, связанных с
посягательствами на культурные ценности, в соответствии с
действующим законодательством и настоящей Инструкцией.
Генеральный прокурор
Российской Федерации -
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.СКУРАТОВ
4 ноября 1997 года
Министр внутренних дел
Российской Федерации
генерал армии
А.КУЛИКОВ
4 ноября 1997 года
Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации
генерал - полковник
Н.КОВАЛЕВ
24 ноября 1997 года
Врио Председателя
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации -
Государственный советник
таможенной службы II ранга
В.МЕЩЕРЯКОВ
11 ноября 1997 года
Приложение
к Приказу
Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ
от 25 ноября 1997 г. N 69/777/425/700
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ И РАСКРЫТИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВАМИ
НА КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана в целях создания
согласованной правовой основы для повышения эффективности
взаимодействия органов прокуратуры, органов внутренних дел,
органов федеральной службы безопасности и таможенных органов
Российской Федерации (далее - правоохранительные органы, если не
оговорено иное) при выявлении, расследовании, раскрытии,
пресечении и предупреждении преступлений, связанных с
посягательствами на культурные ценности.
1.2. Координация деятельности правоохранительных органов по
борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральным законодательством, нормативными актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами и соглашениями, заключенными либо
признанными Российской Федерацией, межведомственными нормативными
актами, настоящей Инструкцией и направлена на выполнение
федеральных и региональных программ борьбы с преступностью.
1.3. Взаимодействие сторон проводится на основе принципов
соблюдения законности, самостоятельности каждого
правоохранительного органа в пределах, предоставленных ему
законодательством Российской Федерации полномочий, процессуальной
независимости и персональной ответственности следователей и
сотрудников оперативных подразделений за точное выполнение
согласованных мероприятий.
1.4. Формирование и ведение единого федерального банка данных
о похищенных предметах антиквариата и культурных ценностях
осуществляется на базе действующей в МВД России (ГИЦ)
автоматизированной информационно - поисковой системы (АИПС)
"Антиквариат". Представление информации в эту систему, а также
обращение к ней и исполнение запросов правоохранительных органов
осуществляются в порядке, установленном действующими нормативными
актами МВД России.
2. Формы взаимодействия
2.1. Взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с
преступными посягательствами на культурные ценности осуществляется
в связи с создавшейся криминогенной обстановкой на региональном
уровне и по поручению руководителей федеральных правоохранительных
органов или по согласованию с ними на межрегиональном уровне.
2.2. Взаимодействие осуществляется в двух формах:
координационного совещания руководителей правоохранительных
органов и региональных (межрегиональных) следственно - оперативных
групп (РСОГ, МСОГ).
2.3. Порядок созыва, работы и принятия решения
координационного совещания регламентируется Положением о
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
N 567 от 18.04.96.
2.4. Координационное совещание руководителей
правоохранительных органов в части обеспечения и совершенствования
взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при
раскрытии и расследовании преступлений, связанных с культурными
ценностями:
- определяет виды совместных целевых мероприятий, направленных
на выявление и пресечение преступных посягательств на культурные
ценности;
- координирует взаимное использование возможностей
правоохранительных органов в проведении этих совместных
мероприятий, издание совместных приказов, указаний, подготовку
информационных писем и иных организационно - распорядительных
документов;
- контролирует выполнение намеченных мероприятий и вносит
коррективы в принятые решения;
- исходя из оперативной обстановки принимает решения о
создании одной или нескольких региональных (межрегиональных)
следственно - оперативных групп по расследованию и раскрытию
посягательств на культурные ценности, назначает руководителя РСОГ
(МСОГ), определяет конкретных исполнителей, их число и
функциональные обязанности, материально - техническое и финансовое
обеспечение;
- обеспечивает координацию дальнейшей совместной деятельности
правоохранительных органов от регионального уровня до низового
исполнительного звена в этом направлении.
2.5. Члены координационного совещания, руководители
заинтересованных правоохранительных органов в целях обеспечения
решений координационного совещания и работы РСОГ (МСОГ) по
расследованию и раскрытию преступлений в отношении культурных
ценностей:
- вносят для рассмотрения на координационном совещании проекты
программ, планов совместной координационной деятельности,
приказов, указаний и иных документов, требующих предварительного
обсуждения;
- участвуют в работе координационного совещания и вносят
предложения по совершенствованию совместной деятельности, принятых
решений и мер по их реализации;
- формируют региональные (межрегиональные) следственно -
оперативные группы по расследованию и раскрытию преступных
посягательств на культурные ценности, подбирают и выносят на
утверждение координационного совещания кандидатуры руководителей
групп и конкретных исполнителей, решают организационные вопросы по
финансированию, размещению групп, созданию надлежащих условий
работы, обеспечению средствами передвижения, оперативной,
криминалистической и иной техникой;
- при наличии решения координационного совещания издают
совместный приказ руководителей правоохранительных органов о
создании и функционировании РСОГ (МСОГ), обязательной для
исполнения координирующими сторонами, независимо от их служебной и
функциональной направленности;
- лично контролируют целенаправленное использование
специализированных РСОГ (МСОГ), стабильность их состава,
ежеквартально анализируют результаты их работы и выполнения
запланированных мероприятий с обсуждением отчетов руководителей
РСОГ (МСОГ) и по выявленным недостаткам принимают действенные меры
к их устранению;
- обеспечивают оперативное доведение информации о
преступлениях в отношении культурных ценностей до всех
правоохранительных органов, в том числе в соответствии с п. 1.4
настоящей Инструкции, и осуществляют контроль за реагированием на
эту информацию;
- совместно с руководителями РСОГ (МСОГ) участвуют в
разработке согласованных планов следственных действий и
оперативно - розыскных мероприятий;
- разрабатывают проекты нормативных документов и методических
материалов, определяющих порядок взаимодействия, использования сил
и средств заинтересованных сторон, обеспечения собственной
безопасности в процессе выполнения мероприятий, обмена оперативной
информацией, маневрирования негласным аппаратом, проведения
совместных оперативных разработок лидеров, авторитетов преступных
группировок, скупщиков, коллекционеров и собирателей культурных
ценностей;
- организуют и проводят на территории города, области и других
регионов совместные специальные операции и целевые мероприятия по
выявлению и пресечению преступлений, связанных с преступными
посягательствами на культурные ценности, а также устранению причин
и условий, способствующих их совершению;
- проводят информационно - аналитическую и методическую
работу, ежегодно обобщают результаты координационной деятельности
правоохранительных органов, участвуют в распространении передового
опыта. Итоги обобщения при необходимости выносят на
координационное совещание;
- организуют проведение совместных рабочих встреч, совещаний,
конференций;
- оказывают помощь в проведении научных исследований, во
внедрении их результатов в практику правоохранительных органов, в
издании учебных пособий, методических рекомендаций, информационных
писем, бюллетеней, сборников по вопросам борьбы с преступными
посягательствами на культурные ценности.
2.6. Региональные и межрегиональные следственно - оперативные
группы являются одной из основных форм взаимодействия
правоохранительных органов по расследованию и раскрытию конкретных
преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности.
При формировании следственно - оперативной группы издается
совместный приказ руководителей заинтересованных
правоохранительных органов, в котором определяются основные задачи
группы, ее состав с конкретными исполнителями, руководителями,
условия работы, а также выделяемые материально - технические и
финансовые средства.
Следственно - оперативная группа комплектуется из опытных,
наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников
правоохранительных органов; специализирующихся по линии борьбы с
преступными посягательствами на культурные ценности.
Решение о расформировании следственно - оперативной группы,
замене сотрудников, сроках их пребывания в составе группы
принимается совместно руководителями правоохранительных органов.
Включенные в состав РСОГ (МСОГ) сотрудники правоохранительных
органов, независимо от их функциональной направленности,
подчиняются руководителю группы. Следователи следственно -
оперативной группы выполняют необходимые следственные действия от
своего имени с указанием наименования РСОГ (МСОГ), в объеме,
установленном распределением обязанностей между ее членами.
Следователи и дознаватели органов федеральной службы
безопасности, таможенных органов включаются в составе РСОГ (МСОГ)
и участвуют в расследовании уголовного дела лишь в рамках
отнесенного к их подследственности преступления. Оперативные
сотрудники органов федеральной службы безопасности, таможенных
органов могут включаться в состав РСОГ (МСОГ) независимо от
подследственности, если в рамках уголовного дела реализуются
оперативные материалы указанных ведомств. Финансирование служебных
командировок и иных расходов по работе включенных в РСОГ, МСОГ
иногородних сотрудников осуществляется за счет соответствующих
правоохранительных органов.
2.7. В соответствии с уголовно - процессуальным
законодательством Российской Федерации руководитель региональной
(межрегиональной) следственно - оперативной группы - следователь
или начальник следственного подразделения, в чьем производстве
находится уголовное дело:
- несет персональную ответственность за организацию работы
следственно - оперативной группы и подчиненных сотрудников,
соблюдение законности, достижение конкретных результатов в
расследовании и раскрытии преступлений в отношении культурных
ценностей, сохранность получаемой и выдаваемой информации по
находящемуся в производстве уголовному делу;
- знакомится с оперативно - розыскной информацией,
представляющей интерес по расследуемому уголовному делу, проводит
совместно с органами дознания проверку и реализацию полученной
информации;
- разрабатывает совместно с членами следственно - оперативной
группы план совместных следственных действий и оперативно -
розыскных мероприятий;
- дает письменные поручения соответствующим следователям и
оперативным работникам взаимодействующих органов о производстве
следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий;
- организует взаимодействие участников и оказывает
практическую помощь членам следственно - оперативной группы при
производстве отдельных следственных действий и оперативно -
розыскных мероприятий;
- дает разрешение на выдачу задержанных и находящихся под
стражей лиц для проведения с ними следственных действий, бесед,
свиданий;
- с согласия прокурора или начальника следственного
подразделения, в производстве которого находится расследуемое
дело, дает письменное разрешение на помещение в средствах массовой
информации сведений о ходе и результатах расследования и раскрытия
преступления, получившего общественный резонанс, и о работе
следственно - оперативной группы в целом.
|