ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 1997 года
Дело N 81-Г97-28
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Александрова Д.П.,
Горохова Б.А.
рассмотрела в судебном заседании от 21 ноября 1997 года
гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Кемеровской области в
интересах государства и общества о признании противоречащим закону
распоряжения администрации Кемеровской области N 1050-р от 5
декабря 1996 года "О порядке оформления правоустанавливающих
документов на вновь вводимые жилые помещения, передаваемые в
частную собственность" по кассационному протесту прокурора
Кемеровской области на решение судебной коллегии по гражданским
делам Кемеровского областного суда от 16 сентября 1997 года,
которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, объяснения
представителя администрации Кемеровской области О.Б. Партушева,
представителя фонда развития жилищного строительства Кемеровской
области Д.П. Захарова, заключение помощника Генерального прокурора
Российской Федерации Л.Л. Корягиной, поддержавшей протест,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации
установила:
5 декабря 1996 года первым заместителем главы администрации
Кемеровской области издано распоряжение N 1080-р "О порядке
оформления правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые
помещения, передаваемые в частную собственность" (л.д. 14).
Этим распоряжением утверждены:
1. Положение о порядке оформления и выдачи документов о праве
собственности на недвижимость в жилищной сфере в домах нового
строительства и в домах после капитального ремонта и
реконструкции, финансирование которых осуществляется за счет
бюджетных и внебюджетных средств.
2. Типовой договор об оказании услуг (или помощи) в улучшении
жилищных условий и о долевом участии и финансировании
строительства жилья.
3. Акт сдачи-приемки жилого помещения (квартиры).
4. Свидетельство о праве частной собственности на недвижимость
в жилищной сфере (л.д. 15 - 18а).
П. 3 указанного выше распоряжения и.о. главы администрации
Кемеровской области утвержден фонд развития жилищного
строительства Кемеровской области в качестве одного из
государственных исполнителей при предоставлении субсидий и
безвозмездной финансовой помощи.
И.о. прокурора Кемеровской области обратился в суд с заявлением
о признании указанного выше распоряжения противоречащим закону с
момента его издания, в обоснование которого указал на его
несоответствие ст. ст. 71 и 105 Конституции Российской Федерации,
ст. ст. 118 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2
федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и
ст. 3 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете
народных депутатов и краевой, областной администрации".
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного
суда, приняв дело к своему производству по первой инстанции,
вынесла указанное выше решение, с которым не согласен прокурор
области, который в кассационном протесте просит об отмене решения
суда и указывает те же доводы, которые были изложены в его
заявлении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного протеста,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации нашла решение суда подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд сослался в
решении на то, что оспариваемое распоряжение администрации области
не регулирует гражданско-правовые отношения, т.е. не устанавливает
порядок государственной регистрации права собственности, а
регулирует отношения в жилищной сфере по поводу заселения жилых
помещений.
По мнению суда, право собственности, порядок его возникновения,
регистрации и право на заселение жилого помещения не являются
одним и тем же и регулируются разными отраслями права: гражданским
и жилищным. Распоряжением администрации области установлен единый
документ, дающий право на заселение жилых помещений во вновь
вводимых жилых домах, принадлежащих гражданам на праве
собственности, - свидетельство, определен порядок оформления
правоустанавливающих документов на вновь вводимые жилые помещения,
передаваемые в частную собственность, поэтому государственная
регистрация права собственности не регламентируется данным
распоряжением.
Не соглашаясь с доводами прокурора, изложенными в заявлении,
суд указал на то, что фонд развития жилищного строительства по
Кемеровской области, утвержденный п. 3 распоряжения администрации,
создан в соответствии со ст. 118 Гражданского кодекса Российской
Федерации, является некоммерческой организацией, предметом его
деятельности является развитие жилищного комплекса и улучшение
жилищных прав граждан. Однако данные выводы суда не подтверждены
материалами дела. Изложенные прокурором основания в обоснование
заявления судом полно и всесторонне не исследованы, хотя в
соответствии со ст. 50 ГПК РСФСР на суд возложена обязанность
определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из
сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже
если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Вывод суда об отсутствии в распоряжении администрации области
общеобязательных правовых норм по государственной регистрации
права собственности противоречит условиям п. 4 Положения о порядке
оформления и выдачи документов о праве собственности на
недвижимость в жилищной сфере, согласно которым оформление и
выдачу свидетельств осуществляет администрация района или города
(далее - местная администрация) по месту нахождения жилого дома.
Право собственности, подтвержденное свидетельством, подлежит
обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе
по месту нахождения жилого помещения и осуществляется путем
регистрационной подписи на свидетельстве.
В соответствии с п. 3 ст. 306 ГПК РСФСР основаниями к отмене
решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое
рассмотрение в суд первой инстанции является несоответствие
выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Кроме этого, в соответствии со ст. 118 Гражданского Кодекса
Российской Федерации фондом для целей настоящего Кодекса
признается не имеющая членства некоммерческая организация,
учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе
добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные
общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его
учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
Из устава фонда следует, что он создан не на основе
добровольных имущественных взносов учредителей, а путем
реорганизации (преобразования) государственного хозрасчетного
предприятия, к которому перешли все активы и пассивы
государственного предприятия, и является полным правопреемником
после него, т.е. по существу фонду переданы все средства и
полномочия государственного предприятия по обслуживанию и
строительству жилых помещений в Кемеровской области.
Между тем в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной политики" и п. п. 2 и 4 Положения
о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в
улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации N 937 от 3
августа 1996 года, обязанность по оказанию помощи населению в
улучшении жилищных условий в виде компенсаций (субсидий) и льгот
по оплате строительства возложена на органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Исполнительный орган субъекта Российской Федерации наделен
полномочиями по передаче части своих полномочий только органам
исполнительной власти иного уровня на договорной основе. Передача
государственных функций иным физическим или юридическим лицам
законодательством не предусмотрена (ст. 3 Закона Российской
Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации").
Органы исполнительной власти вправе образовывать лишь
внебюджетные фонды развития жилищного строительства в строгом
соответствии с законодательством о бюджетном процессе, а
использование средств бюджета с целью организации жилищного
строительства органами государственной власти и местного
самоуправления должны осуществляться через созданные ими в
соответствии с требованиями ст. 120 Гражданского кодекса
Российской Федерации и ст. 31 Федерального закона "О
некоммерческих организациях" государственные и муниципальные
учреждения с правами оперативного управления имуществом (Закон
Российской Федерации "Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в Российской Федерации", Указ Президента
Российской Федерации N 2281 от 24 декабря 1993 года "О разработке
и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы",
Постановление Правительства Российской Федерации N 664 от 15 июня
1994 года "Об утверждении примерного порядка формирования и
использования региональных и местных внебюджетных фондов развития
жилищного строительства").
При таком положении вывод суда о правомочности передачи
областной администрацией фонду полномочий органов исполнительной
власти также не соответствует установленным по делу
обстоятельствам. При новом рассмотрении суду надлежит полно и
всесторонне исследовать все обстоятельства, на которые ссылаются
стороны как на основание своих требований и возражений и в
зависимости от установленных фактических обстоятельств и на
основании закона разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 п. 2 ГПК
РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 16 сентября 1997 года
отменить, дело для рассмотрения направить в Кемеровский областной
суд.
|