КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
от 21 ноября 1997 г. N 19
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
В МИНЗДРАВЕ РОССИИ
Коллегия отмечает, что в 1997 году проделана определенная
работа по улучшению организации контрольно-ревизионной работы в
системе Минздрава России.
В соответствии с планом, за 9 месяцев 1997 года было
организовано и проведено в учреждениях федерального подчинения
18 ревизий, а также по заданиям руководства министерства
10 внеплановых ревизий и проверок, в результате которых было
установлено недостач, незаконных расходов и хищений материальных
ценностей и денежных средств на сумму 923,2 млн. рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от
12 мая 1997 г. N 477 "О мерах по усилению контроля за
использованием средств федерального бюджета", исполнения
Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа
1997 г. N 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую
систему исполнения федерального бюджета" Контрольно-ревизионным
управлением и Федеральным казначейством Минфина России в 1997 году
усилен контроль за использованием средств федерального бюджета и
финансовой дисциплиной в учреждениях бюджетной сферы, в том числе
и в учреждениях системы Минздрава России.
За 9 месяцев 1997 года ревизорами региональных КРУ и
Управлений федерального казначейства Минфина России были проведены
ревизии и проверки учреждений здравоохранения федерального
подчинения, в результате которых было установлено незаконных
расходов на сумму 11802,0 млн. рублей.
Всего за истекший период 1997 года работники всех
контролирующих органов провели 93 ревизии и проверки, в том числе
в: 7 медицинских академиях и вузах, 4 учреждениях среднего
профессионального образования, 16 научно-исследовательских
учреждениях с клиниками и поликлиниками, 10 больницах и
поликлиниках, 2 больницах специализированного типа с интенсивным
наблюдением, 4 зональных управлениях специализированных
санаториев, 40 детских специализированных санаториях,
Республиканском объединении по реабилитации и восстановительному
лечению детей - инвалидов, Пензенском институте усовершенствования
врачей, 4 центрах госсанэпиднадзора, 1 федеральном государственном
предприятии.
Незаконные расходы, выявленные всеми контролирующими органами,
за 9 месяцев 1997 года составили 12725,2 млн. рублей (табл. 1):
-------------------------------------------------------T---------¬
¦ Виды незаконных расходов ¦млн. руб.¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ на выплату заработной платы и премий ¦ 2292,8¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ начисления на фонд оплаты труда ¦ 894,2¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ отвлечено в коммерческие и другие организации ¦ 2536,4¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ недостачи и хищения денежных средств и материальных¦ 1230,7¦
¦ ценностей ¦ ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ неоприходованное и неиспользуемое медицинское ¦ 2378,0¦
¦ оборудование ¦ ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ переплаты по капстроительству и капремонту ¦ 790,4¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ нецелевое использование бюджетных и внебюджетных ¦ 484,0¦
¦ средств ¦ ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ излишки денежных средств и материальных ценностей ¦ 237,1¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ перерасход бюджетных средств ¦ 31,5¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ прочие незаконные расходы ¦ 1850,1¦
L------------------------------------------------------+----------
Привлечено к административной, дисциплинарной и материальной
ответственности 161 человек, из них к материальной
ответственности - 14 человек. Освобождено от занимаемой должности
18 человек.
Передано в следственные органы 5 дел, из которых по
2 возбуждены уголовные дела на сумму ущерба 535,4 млн. рублей.
В период ревизий возмещено незаконных расходов, хищений и
недостач на 2632,9 млн. рублей (табл. 2):
-------------------------------------------------------T---------¬
¦ Возмещенные расходы ¦млн. руб.¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ 1. Всего возмещено ущерба ¦ 2632,9¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ в том числе: ¦ ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ - за счет виновных лиц ¦ 91,8¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ - восстановлено незаконных расходов ¦ 1896,3¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ - перечислено платежей в бюджет ¦ 644,8¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ 2. Начислено штрафных санкций ¦ 1107,7¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ 3. Денежные начеты ¦ 9,8¦
L------------------------------------------------------+----------
По результатам ревизий и проверок за 9 месяцев 1997 года
издано 2 приказа и направлено учреждениям здравоохранения
34 информационно-распорядительных письма.
Наиболее серьезные нарушения были выявлены при выплате
заработной платы и премий в Томском государственном медицинском
университете на сумму 529,6 млн. рублей, в детском
специализированном санатории "Луч" Северо-Кавказского зонального
управления спецсанаториев на сумму 512,1 млн. рублей, в НПО
"Медсоцэкономинформ" на сумму 88,5 млн. рублей, в Иртышской
центральной бассейновой больнице на сумму 16,1 млн. рублей.
Перечислено коммерческим структурам на необоснованно
длительные сроки в Санкт-Петербургской медицинской академии
им. И.И. Мечникова на сумму 1600,0 млн. рублей, в Воронежской
медицинской академии на сумму 270,0 млн. рублей, в Российском НИИ
детской ортопедии и травматологии им. Турнера на сумму 240,0 млн.
рублей, в детском специализированном санатории "Малаховка" на
сумму 140,6 млн. рублей.
Недостачи и хищения денежных средств и материальных ценностей
в центре госсанэпиднадзора в Приморском крае составили 318,5 млн.
рублей, в Государственном научном центре колопроктологии на сумму
113,9 млн. рублей, в НПО "Медсоцэкономинформ" на сумму 48,7 млн.
рублей, в Санкт-Петербургской медицинской академии
им. И.И. Мечникова на сумму 31,5 млн. рублей, в детском
специализированном санатории "Клязьма" на сумму 28,0 млн. рублей.
В Северной клинической центральной бассейновой больнице
им. Н.А. Семашко (г. Архангельск) по подложным ведомостям
выплачено наличными 72,0 млн. рублей.
Неоприходованного и неиспользуемого медицинского оборудования
выявлено в специализированных детских санаториях Северо -
Кавказского управления спецсанаториев "Луч" на сумму 1388,0 млн.
рублей и "Горячий ключ" на сумму 797,0 млн. рублей, в Санкт -
Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова на сумму
63,0 млн. рублей.
Необоснованно завышаются цены на проведение капитального
ремонта. Так, в Санкт-Петербургской медицинской академии
им. И.И. Мечникова переплата на проведение капремонта составила
1275,0 млн. рублей, в детском специализированном санатории
"Кирицы" на сумму 500,2 млн. рублей, в Амурской центральной
бассейновой больнице на сумму 119,3 млн. рублей, в Смоленской
медицинской академии на сумму 43,2 млн. рублей.
В 1997 году Контрольно-ревизионным отделом была продолжена
работа по взаимодействию с органами управления здравоохранением в
субъектах Российской Федерации по вопросам контрольно-ревизионной
работы. Руководителям органов управления здравоохранением было
направлено письмо с предложением представить сведения по
утвержденной Госкомстатом России форме отчетности N 1-ревизия.
В работе Контрольно-ревизионного отдела имеется ряд
трудностей, не позволяющих более эффективно организовывать
проверки и ревизии. Так, руководители некоторых учреждений не
выделяют необходимых для проведения проверок специалистов,
мотивируя это большой загруженностью бухгалтеров, отсутствием
моральных и материальных стимулов для привлекаемых к участию в
проведении проверок сотрудников.
Проведение проверок и ревизий затруднено также из-за
отсутствия современной нормативно-методической документации,
изданной более 10 лет назад, и в ряде случаев не соответствующей
действующему законодательству.
Явно недостаточно количество проводимых ежегодно Контрольно -
ревизионным отделом проверок и ревизий (30 - 35), в то время как
число подлежащих проверкам учреждений превышает 400. Председателем
ревизионной комиссии должны быть должностные лица не ниже главного
специалиста. В Контрольно-ревизионном отделе это право имеют
только 4 человека, что обусловливает необходимость увеличения
штатной численности.
Определенные трудности имеются в подготовке сотрудников
учреждений, привлекаемых к проведению проверок, т.к. действующие
курсы платные. Не решен вопрос по организации группы экспертов из
числа наиболее подготовленных сотрудников учреждений.
В целях совершенствования организации контрольно-ревизионной
работы в Минздраве России и в системе учреждений здравоохранения
по обеспечению эффективного и целевого расходования средств
федерального бюджета и внебюджетных средств, а также пресечения
злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности
руководителями медицинских учреждений, коллегия решает:
1. Принять к сведению информацию начальника Контрольно -
ревизионного отдела Лыткиной Н.Н. об организации контрольно -
ревизионной работы в Минздраве России.
2. Руководителям учреждений и предприятий, подведомственных
Минздраву России:
2.1. Представить в Контрольно-ревизионный отдел сведения о
проведенных в учреждениях и предприятиях в 1997 году ревизиях и
проверках, в том числе аудиторских.
Срок - в течение месяца.
2.2. Обеспечить выделение специалистов для участия в
ревизионных комиссиях в установленном порядке.
Срок - постоянно.
3. Контрольно-ревизионному отделу (Лыткина Н.Н.):
3.1. Проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности
учреждений федерального подчинения проводить с привлечением из
учреждений здравоохранения высококвалифицированных специалистов,
имеющих опыт ревизионной работы, при обязательном участии
специалистов Контрольно-ревизионного отдела.
Срок - постоянно.
3.2. Подготовить предложения руководству министерства о
порядке и формах поощрения сотрудников учреждений, привлекаемых к
участию проверок и ревизий.
Срок - в течение месяца.
3.3. При составлении плана основных мероприятий на 1998 год
предусмотреть организацию и проведение совместно с Управлением
бухгалтерского учета и отчетности, Управлением планирования,
финансирования и развития, Управлением кадров семинара для
руководителей учреждений, подведомственных Минздраву России, по
вопросам осуществления финансово-хозяйственной деятельности в
соответствии с действующими правилами и инструкциями.
Срок - в течение года.
3.4. Совместно с Управлением научных и образовательных
учреждений, Управлением планирования, финансирования и развития,
Управлением кадров, Управлением бухгалтерского учета и отчетности
организовать группу экспертов и проработать вопрос о пересмотре
нормативно-методической документации по организации и
осуществлению контрольно-ревизионной работы.
Срок - I квартал 1998 года.
3.5. Продолжить работу по взаимодействию с органами управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам
контрольно-ревизионной работы.
Срок - постоянно.
4. Рассмотреть вопрос о состоянии ревизионной работы в
Минздраве России за 1997 год на заседании коллегии с участием
руководителей управлений и отделов министерства.
Срок - I квартал 1998 года.
5. Контроль за выполнением настоящего решения коллегии
возложить на заместителя министра Сморгонского А.В.
Председатель коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Секретарь коллегии
В.М.ХРИСТЮК
------------------------------------------------------------------
|