ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 1997 г. N 1942-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ
ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесенный
Правительством Российской Федерации и депутатом Государственной
Думы О.А. Шенкаревым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
представляются в Комитет Государственной Думы по труду и
социальной политике до 31 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится
Правительством Российской
Федерации и депутатом
Государственной Думы
О.А. ШЕНКАРЕВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ
КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699;
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861,
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48,
ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить часть третью статьи 3 словами ", но только в том
случае, если гражданин не получает компенсации и льготы за
повреждение здоровья, связанное с работами по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по Правилам
возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.".
2. В статье 14:
1) пункт 25 части первой исключить;
2) в части второй вместо слов "3, 4, 12 - 15, 19 - 23, 25"
записать "3, 4, 12, 19, 20, 22, 23".
3. В статье 15 пункт 11 части первой исключить.
4. В абзаце третьем пункта 2 статьи 29 слова "и пенсии,
предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта, выплата сумм
возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14" заменить
словами "и пенсии в увеличенном размере, предусмотренной абзацем
вторым настоящего пункта, выплата компенсации за вред здоровью,
предусмотренной частью первой статьи 39".
5. В статье 39:
1) часть первую изложить в следующей редакции:
"Гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13
настоящего Закона, выплачивается ежемесячная компенсация за вред
здоровью в размере:
инвалидам I группы - 30-кратной суммы установленного законом
минимального размера оплаты труда;
инвалидам II группы с полной 100-процентной утратой
профессиональной трудоспособности - 20-кратной суммы
установленного законом минимального размера оплаты труда;
инвалидам II группы с частичной утратой профессиональной
трудоспособности - 15-кратной суммы установленного законом
минимального размера оплаты труда;
инвалидам III группы с утратой профессиональной
трудоспособности свыше 50 процентов - 10-кратной суммы
установленного законом минимального размера оплаты труда;
инвалидам III группы, с утратой профессиональной
трудоспособности 50 и менее процентов, детям и подросткам,
получившим инвалидность вследствие воздействия радиации, -
8-кратной суммы установленного законом минимального размера оплаты
труда.";
2) дополнить статью новой частью второй следующего содержания:
"Право на компенсацию, предусмотренную частью первой настоящей
статьи, имеют нетрудоспособные граждане, состоявшие на иждивении
умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. Для
определения размера компенсации каждому из иждивенцев, имеющих
право на компенсацию, часть компенсации умершего кормильца,
которая приходится на всех указанных иждивенцев, делится на их
число. Часть компенсации умершего кормильца, приходящаяся на всех
иждивенцев, определяется в размере компенсации за вычетом доли,
приходящейся на самого кормильца.";
3) части вторую, третью и четвертую считать соответственно
частями третьей, четвертой и пятой;
4) в части пятой после слов "чернобыльской катастрофы"
дополнить словами "и получающим пенсию по случаю потери
кормильца";
5) дополнить статью новой частью шестой следующего содержания:
"Гражданам, указанным в пункте 1 части первой статьи 13
настоящего Закона, выплачивается ежегодная компенсация за вред
здоровью в размере четырехкратной суммы установленного законом
минимального размера оплаты труда.".
Статья 2. Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ,
ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Законопроектом предлагается выплаты компенсации за вред,
нанесенный здоровью граждан в результате чернобыльской катастрофы,
установить в статье 39. В действующей редакции Закона
компенсационные выплаты за вред здоровью были определены
различными статьями - статьей 14, 15, 39, 40, 41, 42, что вызывало
огромные сложности в правоприменительной практике. Об этом
свидетельствуют поступающие в Государственную Думу запросы от
граждан, органов социальной защиты населения с просьбой
разъяснить, в соответствии с какой статьей должна выплачиваться
компенсация за вред здоровью, и если компенсация выплачивается по
одной статье, должна ли она выплачиваться по другой.
Поскольку компенсации за вред здоровью всем категориям
пострадавших граждан предлагается сосредоточить только в пятом
разделе Закона (статье 39 и других статьях этого раздела), пункт
25 статьи 14 и пункт 11 статьи 15 исключаются.
Законопроектом предлагается ввести прямые ежемесячные
компенсационные выплаты за вред здоровью вместо выплат в размере
возмещения вреда, что, с одной стороны, значительно упростит
пользование Законом и избавит соответствующие службы от проведения
сложных расчетов, а с другой стороны, позволит пострадавшим четко
знать сумму компенсации за причиненный здоровью ущерб.
Отказ от выплат возмещения вреда по "Правилам возмещения
работодателями вреда..." в чернобыльском законе обусловлен еще и
тем, что в самом чернобыльском законе все льготы и компенсации
являются возмещением вреда, т.е. закладывается тот же принцип,
который существует для инвалидов Великой Отечественной войны.
Мы полагаем, что компенсации и льготы, установленные
чернобыльским законом - это оценка государством героических усилий
граждан по спасению Отечества от ядерной катастрофы. Если же
гражданин сочтет, что он выезжал устранять аварию, вступая при
этом в трудовые отношения, то он вправе получать компенсации в
соответствии с "Правилами возмещения работодателями вреда...",
однако при этом претендовать на льготы чернобыльского закона он
уже не сможет, поскольку нельзя получать за одно и то же льготы по
двум различным законам.
По многочисленным просьбам пострадавших законопроектом введены
одинаковые компенсационные выплаты гражданам, получившим
одинаковый вред здоровью. Ранее такие выплаты осуществлялись в
зависимости от среднемесячной заработной платы, в результате те,
кто имел более высокую зарплату, имели сумму возмещения вреда
здоровью в несколько раз большую, чем те, кто имел невысокую
заработную плату или не имел ее вообще (ликвидаторы -
военнослужащие срочной службы).
Вице-мэр г. Москвы Шанцев В.П., обращаясь в Правительство,
сообщает, что выплаты сумм в возмещение вреда инвалидам -
чернобыльцам по столице колеблются от 150 тыс. рублей до 50 млн.
рублей в месяц, - что значительно превышает доходы большинства
работающих москвичей и требует немедленно ввести изменения в
законодательство. К примеру, гражданин Перцовский М.И. сегодня
получает 47,415 млн. рублей в месяц; гражданин Дьячков Е.А,
прибывший на ЧАЭС на 4 дня, будучи сегодня солистом хора, получает
30,251 млн. рублей в месяц; гражданин Ивяев А.П., прибывший на
ЧАЭС в 1987 году на 2 дня, получает 14,966 млн. рублей в месяц. И
таких получателей выплат в возмещение вреда свыше 5 млн. рублей в
месяц только по г. Москве почти 300 человек.
Порядок, при котором ликвидаторы, получившие одинаковое
облучение на Чернобыльской АЭС, будут получать одинаковые
компенсационные выплаты, социально справедлив, его давно требуют
общественные объединения чернобыльцев и многие пострадавшие от
воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Крупнейшая общественная организация участников ликвидации
аварии на ЧАЭС Союз "Чернобыль" России в открытом письме к
Президенту Российской Федерации, Правительству и Федеральному
Собранию (принято 11 сентября 1997 года на конференции Союза в
г. Воронеже) требует, чтобы суммы в возмещение вреда инвалидам и
семьям, потерявшим кормильца, не зависели от заработной платы.
Расчеты показывают, что предлагаемые законопроектом изменения
позволят увеличить размер ежемесячной компенсации за вред здоровью
значительному числу инвалидов и семей, потерявших кормильца.
Фактически почти 25 тысяч граждан из 38 тысяч, что составляет
более 65% от общего числа инвалидов - чернобыльцев, получат
увеличение ежемесячной компенсации от 100 тысяч до 2 млн. рублей.
При этом снижение ежемесячных компенсационных выплат произойдет в
основном для 4 тысяч граждан, получающих в настоящее время
ежемесячно от 3 до 50 млн. рублей.
Причем, наиболее защищенными в случае принятия закона окажутся
семьи, потерявшие кормильцев, и инвалиды первой группы. Так, у 84%
потерявших кормильца выплаты увеличатся, причем средний размер
увеличения составит 221 процент. Среди инвалидов первой группы
выплаты увеличатся у 63,3%, а средний размер увеличения составит
200%.
Расчеты по территориям также показывают увеличение выплат для
значительного числа инвалидов. Так, по Брянской области из
626 инвалидов выплаты увеличатся у 420 человек (67%).
Законопроектом впервые вводятся ежемесячные компенсационные
выплаты детям, получившим заболевания вследствие воздействия
радиации (детям - инвалидам).
В соответствии с законопроектом право на компенсационные
выплаты имеют нетрудоспособные граждане, состоявшие на иждивении
умерших инвалидов и граждан, умерших вследствие лучевой болезни и
других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
Поскольку компенсационные выплаты за вред здоровью сохраняются
и только будут производиться в другой форме, реализация
представленного законопроекта не потребует дополнительных средств
федерального бюджета.
В законопроекте учтены замечания Правового управления Аппарата
Государственной Думы в части сохранения компенсационных выплат для
семей, потерявших кормильца.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ,
ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"
Количество инвалидов вследствие воздействия радиации и
иждивенцев, потерявших кормильца, составляет 37,6 тысяч,
из них:
инвалидов I группы - 0,6 тысячи,
инвалидов II (а) группы с полной 100 - процентной утратой
профессиональной трудоспособности - 18 тысяч,
инвалидов II (б) группы с частичной утратой профессиональной
трудоспособности - 1 тысяча,
инвалидов III (а) группы с утратой профессиональной
трудоспособности свыше 50 процентов - 9 тысяч,
инвалидов III (б) группы, с утратой профессиональной
трудоспособности 50 и менее процентов (в т.ч. детей - инвалидов -
200 чел.) - 9 тысяч.
В соответствии с законопроектом (статьей 39) расходы
федерального бюджета на выплату компенсаций за вред здоровью
составят в год:
для инвалидов I группы (83,49 тыс. руб. x 30 x 0,6 тыс. x
x 12) = 18033,8 млн. рублей
для инвалидов II (а) группы (83,49 тыс. руб. x 17 x
x 18,0тыс. x 12) = 306575,3 млн. рублей
для инвалидов II (б) группы (83,49 тыс. руб. x 15 x 1,0 тыс. x
x 12)= 15028,2 млн. рублей
для инвалидов III (а) группы (83,49 тыс. руб. x 10 x
x 9,0 тыс. x 12) = 90169,2 млн. рублей
для инвалидов III группы (в т.ч. детей - инвалидов)
(83,49 тыс. рублей x 8 x 9,0 тыс. x 12) = 72135,4 млн. рублей
---------------------------
Итого: 501941,9 млн. рублей
Расходы федерального бюджета на компенсационные выплаты за
вред здоровью гражданам, перенесшим лучевую болезнь и другие
заболевания, связанные с радиационным воздействием (100 человек)
составят в год:
(83,490 тыс. рублей x 4 x 100 чел.) = 33,4 млн. рублей.
Всего компенсационные выплаты за вред здоровью составят
501975,3 млн. рублей. Поскольку эти расходы заложены в федеральном
бюджете на 1997 год, реализация законопроекта не потребует
дополнительных средств федерального бюджета.
СПРАВКА
ОБ ИЗМЕНЕНИИ РАЗМЕРОВ СУММ В ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА
ИНВАЛИДАМ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ И СЕМЬЯМ,
ПОТЕРЯВШИМ КОРМИЛЬЦА В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ЗАКОНОПРОЕКТА
(ДАННЫЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
НА 1 ОКТЯБРЯ 1997 ГОДА)
-------------------T-------------------T--------------T----------¬
¦ Инвалидность ¦ Размер суммы по ¦ Численность ¦ Средний ¦
¦ ¦ законопроекту ¦ инвалидов ¦ размер ¦
¦ ¦ в месяц ¦(в %), которым¦увеличения¦
¦ +-----------T-------+увеличивается ¦ на % ¦
¦ ¦в минималь-¦в млн. ¦ размер суммы ¦ ¦
¦ ¦ных разме- ¦рублей ¦ в возмещение ¦ ¦
¦ ¦рах оплаты ¦ ¦ вреда ¦ ¦
¦ ¦ труда ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-----------+-------+--------------+----------+
¦I группа ¦ 30 ¦ 2,5 ¦ 63,3 ¦ 200 ¦
+------------------+-----------+-------+--------------+----------+
¦II группа с утра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦той трудоспособ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ности 100%: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при выплатах ¦ 17 ¦ 1,4 ¦ 45,0 ¦ 87 ¦
¦при выплатах ¦ 20 ¦ 1,67 ¦ 53,0 ¦ 102 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦II группа с утра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦той трудоспособ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ности менее 100% ¦ 15 ¦ 1,25 ¦ 51,0 ¦ 83 ¦
+------------------+-----------+-------+--------------+----------+
¦III группа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в т.ч. с утратой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудоспособности: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦более 50% ¦ 10 ¦ 0,835 ¦ 62,3 ¦ 67 ¦
¦менее 50% ¦ 8 ¦ 0,668 ¦ 55,8 ¦ 34 ¦
+------------------+-----------+-------+--------------+----------+
¦Семьи, потерявшие ¦ 15 ¦ 1,25 ¦ 83,7 ¦ 221 ¦
¦кормильца ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+-----------+-------+--------------+-----------
------------------------------------------------------------------
|