МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 1997 г. N 1100/37-97-04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
19 ноября 1997 г. N 19-0/11-560
ПИСЬМО
Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России и Управление
государственного экологического контроля и безопасности окружающей
среды Госкомэкологии России направляют Постановление "Об
использовании методологии оценки риска для управления качеством
окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации" от
10.11.97 и Приложение к нему - Положение о порядке оценки риска
загрязнения окружающей среды здоровью населения в Российской
Федерации и Основание направления адаптации и внедрения
методологии оценки риска - для руководства в работе и исполнения.
Предлагаем совместно рассмотреть указанные документы, наметить
конкретные меры по их внедрению, довести Постановление N 25 от
10.11.97 и N 03-19/24-3483 от 10.11.97 до сведения органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления, подведомственных учреждений и других
заинтересованных организаций.
О проведенной работе, предложениях по использованию методики
оценки риска, подготовке кадров по этой проблеме, дальнейшему
развитию системы оценки и управления риском просим сообщить в
Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России (113105,
Москва, Варшавское шоссе, 19-а) до 01.02.98.
Начальник Департамента
госсанэпиднадзора МЗ РФ
А.А.МОНИСОВ
Начальник Управления
государственного экологического
контроля и безопасности
окружающей среды
В.В.КУЦЕНКО
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 25
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
N 03-19/24-3483
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 1997 года
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА
ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Законами Российской Федерации "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей
природной среды" в Российской Федерации проводится большая работа
по анализу и предупреждению вредного влияния факторов окружающей
среды на здоровье населения. В органах и учреждениях
госсанэпидслужбы и госкомэкологии на основании постановлений
Правительства Российской Федерации развиваются социально -
гигиенический мониторинг и единая государственная система
экологического мониторинга; совершенствуется совместная
деятельность по оценке влияния среды обитания на здоровье
населения при проведении экологической и гигиенической экспертиз,
паспортизации объектов экономики, подготовке докладов и планов
действий по охране окружающей среды, здоровья населения и
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем в деятельности органов и учреждений
госсанэпидслужбы и госкомэкологии практически не используется
методика оценки риска загрязнения окружающей среды для здоровья
населения, которая в последнее время широко применяется в США и
других странах мира. Результаты работ по использованию методики
оценки риска, выполненные в ряде регионов России (г. г. Ангарск,
Волгоград, Пермь, Череповец и др.) при поддержке Агентства
Международного Развития США и Проекта по управлению окружающей
средой, финансируемого за счет займа Международного банка
реконструкции и развития, указывают на необходимость ее внедрения
в Российской Федерации. Методика оценки риска может быть с успехом
использована для целей социально-гигиенического мониторинга,
экологической и гигиенической экспертиз, экологического аудита,
определения зон экологического бедствия и чрезвычайной
экологической ситуации, государственного экологического контроля,
обоснования планов действий по охране окружающей среды и здоровья
населения.
К преимуществам данной методологии относятся возможность
ранжирования вредных факторов по реальной и прогнозируемой
опасности для здоровья населения в конкретных условиях,
ранжирования территорий и групп населения по уровню этой
опасности, определения количественного или относительного ущерба
здоровью от загрязнения окружающей среды. Результаты оценки риска
позволяют определять целесообразность, приоритетность и
эффективность природоохранных и санитарно-гигиенических
мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия
окружающей среды на здоровье населения.
Вместе с тем недостаточная унификация методических приемов,
применение неадаптированной к российским условия методики оценки
риска, использование ее недостаточно квалифицированными экспертами
может привести к неадекватным и несопоставимым результатам,
нежелательным противоречиям со сложившейся теорией и практикой
государственного санитарно-эпидемиологического надзора и
государственного экологического контроля, управления качеством
окружающей среды и здоровья населения.
В целях гармонизации, адаптации и унификации методологии
оценки риска и создания оптимальных условий ее использования в
практике управления окружающей средой и здоровьем населения
постановляем:
1. Установить, что, проводимые в соответствии с
законодательством Российской Федерации государственный санитарный
надзор и государственный экологический контроль, экологическая и
гигиеническая экспертизы, экологический аудит, экологическая и
гигиеническая паспортизация, определение зон экологического
бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, социально -
гигиенический мониторинг в части оценки воздействия окружающей
среды на здоровье населения осуществляются с использованием
методологии оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью
населения, утвержденной главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации.
2. Работы, связанные с оценкой риска здоровью населения,
выполняются аккредитованными Департаментом госсанэпиднадзора
Минздрава России в установленном порядке органами, учреждениями и
организациями.
3. Утвердить Положение об оценке риска в Российской Федерации
и Основные направления адаптации и внедрения в Российской
Федерации методологии оценки риска загрязнения окружающей среды
здоровью населения (Приложение).
4. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению
государственного экологического контроля и безопасности окружающей
среды в соответствии с п. 1 настоящего Постановления подготовить
предложения о внесении изменений в Положения "О социально -
гигиеническом мониторинге", "О государственном экологическом
контроле", "Об экологическом аудите", "О критериях оценки
экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной
экологической ситуации и зон экологического бедствия" и в другие
нормативные и распорядительные документы Минздрава России и
Госкомэкологии России.
5. Образовать до 31.12.97 межведомственную комиссию по
организации работ и использованию оценки риска в задачах
управления охраной окружающей среды и здоровья населения.
6. Предприятиям, организациям и учреждениям независимо от
ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иным
юридическим и физическим лицам при проведении работ, указанных в
п. 1, обеспечивать предоставление имеющейся информации для оценки
риска организациям, аккредитованным в установленном порядке.
7. Центрам госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации
и территориальным госкомитетам по охране окружающей среды довести
настоящее Постановление до сведения органов законодательной и
исполнительной власти, предприятий, учреждений и других
заинтересованных организаций и обеспечить использование
методологии оценки риска при осуществлении деятельности, указанной
в п. 1.
Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляем за
собой.
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Главный государственный инспектор
Российской Федерации
по охране природы
А.А.СОЛОВЬЯНОВ
Приложение N 1
Утверждено
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
N 25,
Главного государственного
инспектора Российской Федерации
по охране природы
N 03-19/24-3483
от 10 ноября 1997 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОЦЕНКИ РИСКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОЦЕНКА РИСКА)
I. Общие положение
1. Оценка риска является одним из действенных методов анализа
влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
2. Методика оценки риска используется в системе социально -
гигиенического мониторинга, при экологической и санитарно -
эпидемиологической экспертизе, экологическом аудите, экологической
и гигиенической паспортизации, определении зон экологического
бедствия и чрезвычайной экологической ситуации, обосновании
приоритетных мероприятий в планах действий по охране и гигиене
окружающей среды и оценке их эффективности.
3. Результаты оценки риска не используются для изменения
платежей в экологические фонды, при применении санкций органами
госнадзора и не заменяют установленных федеральных гигиенических и
экологических нормативов.
4. Оценка риска осуществляется по утвержденным главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации методам
специалистами с высшим медицинским образованием (гигиенист,
токсиколог, эпидемиолог), прошедшими специальную подготовку и
имеющими практический опыт применения методики оценки риска, с
привлечением специалистов других ведомств.
5. Аккредитация организаций и специалистов для целей
проведения работ по оценке риска осуществляется Департаментом
госсанэпиднадзора Минздрава России или по его поручению специально
уполномоченными учреждениями госсанэпидслужбы.
6. Работы, связанные с оценкой риска, подготовкой
специалистов, аккредитации учреждений, осуществляются за плату.
Финансирование деятельности по адаптации и унификации методики
оценки риска осуществляется за счет бюджета; использования средств
международных, федеральных и региональных программ и проектов по
охране окружающей среды и здоровья населения; экологических и
других фондов; международных и национальных грантов; других
источников в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
II. Внедрение методики оценки риска
в Российской Федерации
1. Работа по внедрению системы оценки риска осуществляется
поэтапно, по мере адаптации к российским условиям методики оценки
риска, применяемых в других странах, ее унификации и обучения
специалистов:
1.1. Первый этап (1997 - 1998 гг.) - обобщение результатов
опыта применения методики оценки риска в России, осуществленного
при участии Агентства Международного развития США и Проекта по
управлению окружающей средой, финансируемого за счет займа
Международного банка реконструкции и развития; адаптация методики
в базовых регионах (Вологодская, Пермская, Свердловская области,
г. Москва и др.) и подготовка программных продуктов по ее
применению; разработка временных методических указаний по
использованию методики оценки риска; оценка риска силами экспертов
Федерального центра по заявкам заказчиков.
1.2. Второй этап (1998 - 2000 гг.) - апробация методики,
обучение специалистов в других регионах, в первую очередь на
территориях с неблагополучной экологической и санитарно -
гигиенической ситуацией, с развитой системой социально -
гигиенического мониторинга; подготовка пакета распорядительных и
методических документов по оценке риска; оценка риска силами
подготовленных экспертов Федерального и региональных центров по
заявкам заказчиков.
1.3. Третий этап (2000 - 2005 гг.) - внедрение методики оценки
риска во всех регионах России, проведение научно -
исследовательских работ по совершенствованию методологии оценки
риска.
2. Для разработки российской модели методики оценки риска,
подготовки специалистов по ее апробации и внедрению в регионах
России в системе госсанэпидслужбы образуются специальные
подразделения, в том числе на федеральном уровне - отдел по оценке
риска в Федеральном центре госсанэпиднадзора Минздрава России
(ФЦГСЭН), на региональных уровнях - соответствующие подразделения
в базовых центрах госсанэпиднадзора в Свердловской, Пермской
областях, в городах Москве и Череповце.
3. Для адаптации методики оценки риска к российским условиям,
накопления опыта работы и до разработки унифицированной методики
допускается использование методологии оценки риска, разработанной
Агентством по охране окружающей среды США, с участием опытных
экспертов.
4. Центры госсанэпиднадзора и комитеты по охране окружающей
среды в субъектах Федерации, другие заинтересованные организации
ежегодно (к 1 ноября текущего года) подают заявку на следующий год
в Федеральный центр на проведение работ и подготовку специалистов
по оценке риска по установленной форме.
5. Отдел по оценке риска ФЦГСЭН ежегодно составляет план
внедрения и использования методики оценки риска, включая
подготовку специалистов, рекомендует экспертов для проведения
работ и извещает об этом заинтересованные организации.
6. При необходимости проведения внеплановых работ по оценке
риска (экологическая и гигиеническая экспертизы, экологический
аудит и др.) заявка по установленной форме направляется в ФЦГСЭН
за 3 месяца до срока проведения оценки риска.
III. Взаимодействие и координация работ по оценке риска
1. Оценка риска и использование ее результатов является
комплексным, межсекторальным процессом с участием многих
заинтересованных организаций и учреждений.
2. Основными участниками и пользователями оценки риска
являются:
2.1. Органы государственной власти различного уровня (лица,
принимающие решения) - принятие решения об оценке риска,
финансирование работ; выбор мероприятий (в т.ч. первоочередных) по
охране окружающей среды и здоровья населения на основании оценки
риска; принятие правовых актов, распорядительных и нормативно -
методических документов.
2.2. Органы и учреждения Минздрава России, Российской академии
медицинских наук и госсанэпидслужбы - ведение социально -
гигиенического мониторинга; проведение гигиенической экспертизы и
гигиенической паспортизации; подготовка докладов о
санэпидобстановке; участие в экологическом аудите, в подготовке
проектов и программ по охране окружающей среды; идентификация
загрязнителей окружающей среды, оценка экспозиции и зависимости
эффекта воздействия от дозы, характеристика риска, подготовка
предложений по охране окружающей среды и здоровья населения,
научно-исследовательские работы по адаптации и совершенствованию
методики оценки риска.
2.3. Органы и учреждения Госкомэкологии России -
государственный экологический контроль, экологическая экспертиза,
экологический аудит, определение зон чрезвычайной экологической
ситуации и экологического бедствия; подготовка и реализация
проектов и программ по охране окружающей среды, ведение
экологического мониторинга, выработка предложений по управлению
риском, инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ.
2.4. Органы и учреждения Росгидромета - планирование и
осуществление контроля за загрязнением окружающей среды;
совершенствование методов контроля и учета метеорологических
параметров, математических расчетов, по распространению выбросов,
адаптированных к методологии оценки риска.
2.5. Органы и учреждения Минресурсов России, других
организаций природно-ресурсного блока - контроль за загрязнением и
охраной вод; разработка и реализация программ улучшения качества
воды, инвентаризация сбросов, мониторинг и математические модели
расчетов загрязнения водных объектов; загрязнение почвы и др.
2.6. Другие министерства и ведомства, объекты экономики вне
зависимости от форм собственности - организация и финансирование
работ, инвентаризация выбросов и сбросов, мониторинг загрязнения
окружающей среды, использование методики оценки риска при
реконструкции (строительстве) объектов, экологическом аудите,
гигиенической и экологической паспортизации, составлении программ
и проектов по гигиене окружающей среды.
3. В работе по оценке риска, распространении и использовании
ее результатов принимают участие общественные организации.
4. Для координации работ по оценке и управлению риском,
организации деятельности по подготовке научно-методической базы и
экспертизе результатов оценки риска, имеющих федеральное значение,
Минздравом России и Госкомэкологией России с участием
заинтересованных министерств и ведомств создается межведомственная
комиссия по оценке риска. Сопредседателями являются представители
Минздрава России и Госкомэкологии России.
5. Деятельность по изучению опыта других стран, апробации и
адаптации методики оценки риска в России проводится в тесном
контакте с различными международными и зарубежными организациями,
занимающимися проблемами оценки риска, в том числе: Всемирная
организация здравоохранения, Программа ООН по химической
безопасности, Агентство международного развития США, Международный
банк реконструкции и развития и другие.
Приложение N 2
Утверждены
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
N 25,
Главного государственного
инспектора Российской Федерации
по охране природы
N 03-19/24-3483
от 10 ноября 1997 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АДАПТАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ (ОЦЕНКИ РИСКА)
I. МЕРОПРИЯТИЯ ПО АПРОБАЦИИ И АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ
ОЦЕНКИ РИСКА
1. Разработать и утвердить положение об ноябрь 1997 г.
отделе по оценке риска в Федеральном
центре госсанэпиднадзора Минздрава
России.
2. Разработать и утвердить положение о декабрь 1997 г.
межведомственной комиссии по оценке и
управлению риском.
3. Подготовить и направить в ЦГСЭН и октябрь 1997 г.
другие заинтересованные организации
информационное письмо Минздрава России
об основных положениях методологии
оценки риска и ее использовании в
системе социально-гигиенического
мониторинга (СГМ).
4. Подготовить обоснования по получению сентябрь -
грантов международных организаций для октябрь 1997 г.
адаптации методологии оценки риска и ее
внедрения в России.
5. Совместно с компонентом IV кв. 1997 г.
"Экологическая эпидемиология" завершить
апробирование пилотного программного
комплекса по оценке риска загрязнения
атмосферного воздуха здоровью населения
в г. Череповце. Подготовить методические
рекомендации для пользователей.
6. Подготовить временные методические IV кв. 1997 г.
указания по оценке экспозиции факторов
окружающей среды.
7. Подготовить положение о порядке I кв. 1998 г.
аккредитации организаций и специалистов
по работе, связанной с оценкой риска.
8. Утвердить временное руководство по I кв. 1998 г.
оценке риска воздействия факторов
окружающей среды на здоровье населения.
9. Утвердить временную инструкцию по II кв. 1998 г.
характеристике риска воздействия
химических веществ на здоровье
населения, анализу неопределенностей и
определению сферы применения результатов
оценки риска.
10. Подготовить рамочное соглашение II кв. 1998 г.
между различными министерствами,
ведомствами и организациями по
взаимодействию в деятельности по оценке
и управлению риском.
11. Определить базовые центры для II - IV кв.
апробации и опытного внедрения 1998 г.
методологии оценки риска.
12. Подготовить учебные программы и III кв. 1998 г.
планы подготовки кадров по оценке риска.
13. Разработать программный комплекс и IV кв. 1998 г.
методические рекомендации по его
использованию в системе СГМ для оценки
многофакторного риска здоровью населения
в Свердловской и Пермской областях
(совместно с компонентом "Экологическая
эпидемиология" ПУОС).
14. Внести изменения в действующую IV кв.
нормативную и методическую документацию 1997 г. -
с учетом оценки риска при проведении IV кв. 1998 г.
гигиенической и экологической
паспортизации, экспертизе, экологическом
аудите, определении зон экологического
бедствия и др.
15. Провести совещание с представителями IV кв. 1998 г.
заинтересованных организаций по
внедрению системы оценки риска в России.
16. Организовать постоянно-действующие IV кв. 1998 г.
курсы для подготовки специалистов по
оценке риска.
II. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РИСКА
1. Организовать рабочие группы на II кв.
федеральном и региональном уровнях 1998 г. -
(базовые территории) для разработки 2000 г.
методической базы и практического
использования методики оценки риска.
2. Создать центры по оценке риска в 10 - 1998 - 2000 гг.
12 субъектах Российской Федерации.
3. Организовать и провести региональные 1998 - 2000 гг.
семинары и совещания по оценке и
управлению риском.
4. Подготовить методические рекомендации III кв. 1998 г.
по идентификации опасностей и выбору
приоритетных загрязняющих веществ.
5. Разработать методические рекомендации II кв. 1999 г.
по применению референтных доз и факторов
канцерогенного потенциала при оценке
риска.
6. Утвердить методические указания по III кв. 1999 г.
применению оценки риска в деятельности
госсанэпидслужбы, в том числе в системе
социально-гигиенического мониторинга.
7. Создать и развить федеральный 1998 - 2000 гг.
специализированный токсикологический
банк данных, ориентированный на оценку
риска. Организовать его филиалы
(отделения) в регионах России. 1999 - 2005 гг.
8. Разработать математическую модель 1998 - 1999 гг.
оценки экспозиции с учетом существующей
в России системы сбора
гидрометеорологической информации.
9. Утвердить методические указания по 1999 г.
использованию расчетных и фактических
концентраций загрязняющих веществ при
оценке риска.
10. Разработать перечень стандартных 1999 г.
факторов экспозиции, сценариев и методов
воздействия и рекомендаций по
использованию мультимедийной и
многофакторной модели экспозиции.
11. Утвердить методические указания по 1999 г.
характеристике риска воздействия
химических веществ на здоровье
населения.
12. Разработать российский перечень 1998 - 2000 гг.
референтных доз и концентраций на основе
углубленного сопоставительного анализа
отечественной и зарубежной нормативной
базы.
13. Разработать методические 1999 г.
рекомендации по обоснованию параметров
канцерогенного риска.
14. Разработать компьютерную систему 1998 - 1999 гг.
сбора и анализа информации по состоянию
окружающей среды и здоровью населения,
оценки зависимости "доза - ответ" и
характеристики риска (совместно с
компонентом "Экологическая
эпидемиология" ПУОС).
15. Разработать методические указания по 1999 г.
установлению критериев необходимости
оценки риска, анализу неопределенностей,
формам отчетности и распространения
результатов оценки риска.
16. Подготовить и утвердить пакет IV кв. 2000 г.
нормативно-методических документов по
оценке риска.
17. Разработать программу по IV кв. 2000 г.
использованию и совершенствованию
системы оценки риска в Российской
Федерации на 2001 - 2005 гг.
|