МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 1997 г. N 06-02-01/2
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от
14 октября 1997 г. N Пр-1682 и поручениями Правительства
Российской Федерации от 18 октября 1997 г. N ВЧ-П11-33160 и от
25 октября 1997 г. N ЯУ-П7-34009 Министерство финансов Российской
Федерации рассмотрело вопрос оказания государственной поддержки
создания мощностей по производству 150 тыс. штук в год легковых
автомобилей на совместном предприятии "ГАЗ-ФИАТ".
Предложенные в обращении губернатора Нижегородской области
И.П. Склярова, председателя Законодательного Собрания
Нижегородской области А.А. Козерадского и президента ОАО "ГАЗ"
Н.А. Пугина меры государственной поддержки создания указанных выше
мощностей в виде различных налоговых и таможенных льгот полностью
противоречат действующему налоговому и таможенному
законодательству.
Что касается предоставления беспроцентного налогового кредита
по налогу на добавленную стоимость, то статьей 21 проекта
Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год",
представленном на рассмотрение в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации, предусмотрено, что налоговый кредит
или отсрочки (рассрочки) по уплате в федеральный бюджет налогов
и других обязательных платежей могут быть предоставлены
налогоплательщику только в случаях:
- задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты
государственного заказа (без начисления процентов);
- угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога
или исполнения выставленных требований об уплате налогов и
соответствующих пеней;
- нанесения значительного материального ущерба в результате
стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого
чрезвычайного и непреодолимого при данных условиях обстоятельства;
- по основаниям, предусмотренным Таможенным кодексом
Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в
связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Во всех перечисленных случаях, за исключением первого,
налоговый кредит и отсрочки (рассрочки) предоставляются на
условиях возвратности и платности.
Предоставление налогового кредита на создание мощностей по
выпуску легковых автомобилей на совместном предприятии "ГАЗ-ФИАТ"
ни к одному из перечисленных случаев не относится.
Более того, инвестиционный налоговый кредит, согласно Закону
РСФСР от 20 декабря 1991 г. N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом
кредите", предоставляется только по налогу на прибыль. По
сообщению руководства АО "ГАЗ", первые годы от реализации легковых
автомобилей совместного производства ожидается убыток.
Относительно освобождения от налога на прибыль в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, сроком на 4 года после выхода
предприятия на безубыточную работу сообщаем, что действующим
налоговым законодательством ни федеральным органам исполнительной
власти, ни Правительству Российской Федерации такого права не
предоставлено.
Что касается налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты, в
том числе и налогов на имущество и содержание жилого фонда и
объектов социальной сферы, то в соответствии с Законом Российской
Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации"
органы местного самоуправления вправе устанавливать на
подведомственной им территории конкретный порядок взимания
поступающих в территориальные бюджеты платежей и льготы по ним.
Решения федеральных исполнительных органов власти и Правительства
Российской Федерации по этому вопросу не требуется.
Предложение по снижению налога на пользователей автомобильных
дорог с 2,5 до 1,25 процента не может быть поддержано.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных
фондах Российской Федерации" в федеральный дорожный фонд
поступает налог на пользователей автомобильных дорог в размере
1,25 процента от выручки, полученной предприятием от реализации
продукции (работ, услуг), который консолидируется в федеральном
бюджете и является основным источником содержания дорог,
относящихся к федеральной собственности. Этим же Законом
предоставление индивидуальных льгот по налогу на пользователей
автомобильных дорог, зачисляемому в федеральный дорожный фонд, не
предусмотрено.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать)
ставку этого налога в части, зачисляемой в территориальные
дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки
федерального налога.
По вопросу предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и
платежей сроком на 6 лет на ввозимое оборудование, оснастку,
комплектующие изделия, сырье и материалы сообщаем.
Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября
1996 г. N 1363 "Об укреплении бюджетной дисциплины в части
таможенных платежей" установлено, что финансирование социальных
программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот
по таможенным платежам в порядке, отличном от предусмотренного
таможенным законодательством, не допускается.
Взимание таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации, а также случаи
освобождения от их уплаты определены Законами Российской
Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную
стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом Российской
Федерации, в которых не содержится положений об освобождении от
уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых
совместным предприятием "ГАЗ-ФИАТ".
В связи с изложенным не имеется правовых оснований для
предоставления льгот в запрашиваемом случае.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля
1996 г. N 883 установлено, что товары, ввозимые на таможенную
территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного
учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от
обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость
при условии, что товары не являются подакцизными, относятся к
основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные
учредительными документами для формирования уставного
(складочного) капитала.
При этом обращаем внимание на то, что на протяжении ряда лет
неоднократно поднимается вопрос, затрагивающий в том числе и АО
"ГАЗ" как производителя, повышения ставок ввозных таможенных
пошлин и акцизов на импортируемые автотранспортные средства в
качестве защитной меры отечественных товаропроизводителей. В этой
связи предоставление налоговых льгот в запрашиваемом случае
противоречит осуществляемым в Российской Федерации в настоящее
время мерам по защите отечественного товаропроизводителя.
В заключение следует отметить, что на основании
представленных на рассмотрение в Минфин России материалов не
представляется возможным провести экспертную оценку о необходимых
размерах и целесообразности оказания государственной поддержки
проекту создания на совместном предприятии "ГАЗ-ФИАТ" мощностей
по производству 150 тыс. штук в год легковых автомобилей.
Министерство финансов Российской Федерации считает
целесообразным вернуться к рассмотрению указанного вопроса после
представления всех необходимых для этого материалов, в частности,
определить возможные в рамках действующего законодательства виды
государственной поддержки создания вышеуказанных мощностей.
Так, например, после предоставления обоснований и расчетов
представляется возможным рассмотреть вопрос создания на территории
АО "ГАЗ" свободной таможенной зоны, что позволит совместному
предприятию получить ряд льгот при ввозе товаров на ее территорию.
Заместитель Министра
А.А.АСТАХОВ
|