ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 1997 г. N 1927-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
ФИСКАЛЬНЫХ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
чрезвычайных фискальных, институциональных и законодательных мерах
по преодолению бюджетного кризиса", внесенный депутатом
Государственной Думы А.Г. Пузановским.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по экономической
политике до 31 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
ФИСКАЛЬНЫХ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА"
Проект Федерального закона "О чрезвычайных фискальных,
институциональных и законодательных мерах по преодолению
бюджетного кризиса" направлен на ослабление последствий тяжелейших
бюджетного и долгового кризиса, в тисках которых оказалась
Российская Федерация.
В этой связи в законопроекте содержится ряд мер чрезвычайного
характера, выполнение которых могло бы способствовать пополнению
доходной части бюджета и тем самым предотвратило или, по крайней
мере, существенно уменьшите бы возможные сокращения бюджетных
расходов, на чем настаивает в настоящее время Правительство
Российской Федерации. Кроме того, практическая реализация мер,
содержащихся в проекте закона, позволила бы отказаться от урезания
льгот в социальной сфере, на чем также настаивает Правительство.
Предлагаемые меры в своих главных чертах соответствуют линии,
намеченной Президентом Российской Федерации в его Послании
Правительству Российской Федерации "О бюджетной политике в
1998 году" от 2 июня 1997 года.
В целях преодоления бюджетного кризиса в законопроекте
предлагается восстановить экспортные пошлины на сырую нефть и
природный газ при одновременной отмене внутренних акцизов на эти
товары. Восстановление экспортной пошлины в пределах 10 экю с
тонны нефти и 5 экю с 1000 куб. м природного газа (эту ставку
следует рассматривать как минимальную) может дать в федеральный
бюджет порядка 1,1 млрд. долл. за экспорт нефти и 1,3 млрд. долл.
за экспорт газа за год (в совокупности, около 15 млрд.
деноминированных рублей). При этом возникнут предпосылки для
снижения цен на энергоносители на внутреннем рынке (по сравнению с
мировыми ценами). Это будет способствовать поддержанию объемов
производства в реальном секторе экономики и, следовательно,
расширению доходной базы бюджета.
Кроме того, введение государственной монополии на внешнюю
торговлю отдельными особо доходными товарами обеспечит
существенное повышение собираемости таможенных платежей и налогов
(в том числе акцизов с ввозимых на территорию России
ликероводочных изделий и других подакцизных товаров), что
обеспечит дополнительно не менее 10 млрд. руб. доходов.
Среди других мер, содержащихся в проекте закона, следует
выделить следующие:
- контроль за использованием валютных активов государства в
виде валютных резервов Центрального банка Российской Федерации, а
также его прибыли - это 2 - 5 млрд. руб. в год;
- переоформление краткосрочных обязательств Правительства в
долгосрочные может сократить расходы на обслуживание внутреннего
долга на 20 - 25 млрд. руб. в год, тем самым, должным образом
проведенная реструктуризация внутреннего долга может сократить
нарастание пирамиды долга без потрясений на финансовых рынках;
- расторжение сделок по приватизации государственных
предприятий, по которым их покупатели не выполнили своих
обязательств, что существенно увеличит государственные активы,
стимулирует инвестиционную активность, увеличивающую доходную базу
бюджета.
Приостановление статей Таможенного кодекса резко сократит
возможности по уклонению от уплаты таможенных платежей под видом
временного ввоза, сократит поле для коррупции. Эта коррекция
Таможенного кодекса, отмена льгот (в том числе, данных указами),
приостановление полномочий Правительства по установлению
таможенных тарифов по своему усмотрению - усилит роль
представительных органов, снизит потери от необоснованных льгот.
Эти меры повысят стимулы для хозяйствующих субъектов к увеличению
объема предложения вместо борьбы за льготы. Это должно также
расширить налоговую базу.
В целом, за счет перечисленных мер, а также за счет отмены
льгот по таможенным платежам в бюджет можно дополнительно
мобилизовать до 50 - 60 млрд. руб., что во многом смягчило бы
бюджетный кризис и позволило бы решить вопрос о поддержании
бюджетных расходов на уровне, необходимом для выполнения важнейших
государственных функций.
Кроме того, в законопроекте учтена необходимость мер по
снижению издержек федерального бюджета кредитованием кассовых
разрывов в ходе исполнения бюджета за счет возможностей
Центрального банка РФ, что позволит также обеспечить строгое
соблюдение установленного графика бюджетных расходов.
Проект
Вносится
депутатом Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
ПУЗАНОВСКИМ А.Г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ФИСКАЛЬНЫХ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
БЮДЖЕТНОГО КРИЗИСА
Настоящим Законом устанавливаются меры по предотвращению
финансовой несостоятельности государства через преодоление
кризисного состояния федерального бюджета за счет упорядочения
источников доходов, пресечения практики использования
государственных активов в частных интересах и ликвидации
предпосылок уклонения от обязательных платежей в государственный
бюджет.
Статья 1. Приостановить до 1 января 1999 года действие частей
2 и 3 статьи 71, статей 72 и 73 Таможенного кодекса Российской
Федерации.
Установить, что в указанный период предельный срок помещения
товаров под таможенный режим временного ввоза не может превышать
шести месяцев, без права его продления.
Статья 2. Считать недействительными и не подлежащими
исполнению решения, включая решения Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации, о предоставлении
льгот по уплате таможенных платежей за исключением только тех
случаев, когда эти решения принимались на основании федеральных
законов и международных договоров Российской Федерации, прошедших
процедуру ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации.
Статья 3. Восстановить с 1 января 1998 года вывозные
таможенные пошлины на нефть, включая газовый конденсат (код ТН
ВЭД 27090), природный газ (код ТН ВЭД 271111000 - 271121000) в
размерах ставок вывозных таможенных пошлин на указанные товары,
действовавшие на 1 апреля 1996 года.
Считать утратившими силу решения Правительства Российской
Федерации, принятые после 1 апреля 1996 года до даты вступления в
силу настоящего Федерального закона в части замены вывозных
таможенных пошлин акцизами.
Статья 4. Приостановить с 1 января 1998 года применение части
первой пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О таможенном
тарифе".
Установить, что изменения величин ставок ввозных и вывозных
таможенных пошлин осуществляются путем принятия соответствующих
федеральных законов на основе мотивированных представлений
Правительства Российской Федерации. Не допускаются изменения
таможенных пошлин, ведущие к сокращению поступлений в доходную
часть федерального бюджета.
Статья 5. Ввести с 1 января 1998 года государственную
монополию на экспорт следующих товаров: газ природный (код ТН
ВЭД 271111000 - 271121000), включая газовый конденсат (код ТН
ВЭД 27090), жемчуг природный или культивированный, драгоценные или
полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них (код
ТН ВЭД 7100000), алюминий необработанный (код ТН ВЭД 7601), отходы
и лом алюминиевый (код ТН ВЭД 7602).
Статья 6. Ввести с 1 января 1998 года государственную
монополию на импорт спирта этилового неденатурированного, крепких
спиртных напитков и ликеров крепостью более 20%, спиртовых
полуфабрикатов, используемых для изготовления напитков (код ТН
ВЭД 2208).
Статья 7. Установить, что государственная монополия в
отношении названных в статье 5 и 6 товаров осуществляется на
условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Статья 8. Ввести с 1 января 1998 года планирование прибыли
Центрального банка Российской Федерации по операциям с
государственными активами и пассивами, включая валютные резервы,
находящиеся в его управлении.
Установить, что проект плана по прибыли Центрального банка
Российской Федерации ежегодно разрабатывается Центральным банком
Российской Федерации и вносится на утверждение Федерального
Собрания до 30 ноября года, предшествующего плановому.
Статья 9. Разрешить в законе "О федеральном бюджете на
1998 год" Центральному банку Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации использовать для покрытия кассовых разрывов в
доходах и расходах федерального бюджета краткосрочные кредиты
Центрального банка Российской Федерации в пределах лимита до 15%
утвержденных доходов федерального бюджета по плавающей ставке на
уровне опубликованного Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике показателя темпа прироста розничных цен за
месяц, предшествующий начислению процентов. Правительству
Российской Федерации погашать данные кредиты Центрального банка
Российской Федерации в течение бюджетного года.
Статья 10. Признать ничтожными сделки по приобретению акций
предприятий, приватизированных на условиях инвестиционных
конкурсов и аукционов, победители которых не выполнили в срок
установленных обязательств.
Правительству Российской Федерации представить в Федеральное
Собрание Российской Федерации отчет о принятых мерах по
прекращению таких сделок и предложениях по дальнейшему
использованию возвращенных государству объектов собственности в
срок до 1 марта 1998 г.
Статья 11. Поручить Правительству Российской Федерации в срок
до 1 марта 1998 года провести реструктуризацию внутреннего долга
по состоянию на 30 сентября 1997 года (в том числе по
Государственным краткосрочным обязательствам, находящимся в
собственности Центрального банка Российской Федерации и
коммерческих банков с контрольным пакетом, принадлежащим
государству, а также по индексации вкладов населения в
Сберегательном банке и по товарным кредитам) с конвертацией
государственных обязательств по этой задолженности в купонные
облигации государственного займа со сроком погашения 10 лет и с
гарантированным доходом в размере 4% годовых в реальном исчислении
(сверх темпа инфляции).
Возложить на Центральный банк Российской Федерации погашение
Государственных краткосрочных обязательств, находящихся в
собственности Сберегательного банка по состоянию на 30 сентября
1997 года в соответствии с первоначальными условиями их
размещения. Расходы на эти цели отнести на государственный долг
Российской Федерации на условиях части первой настоящей статьи.
Статья 12. Предложить Президенту Российской Федерации и
Правительству Российской Федерации привести свои решения в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 13. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с даты
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|