ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 1997 г. N 1925-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИЗАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах",
внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам до 5 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИЗАХ"
Принят
Государственной Думой
Одобрен
Советом Федерации
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об акцизах" (Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991,
N 52, ст. 1872; Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34,
ст. 1976; 1993, N 2, ст. 74; N 4, ст. 118; N 35, ст. 1415;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11,
ст. 1016; 1997 N 3, ст. 356) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 1:
1) в абзаце втором слова "(за исключением коньячного и
спирта - сырца)" заменить словами "за исключением спирта
денатурированного, производимого в соответствии с формулами,
утвержденными федеральным органом по стандартизации, метрологии и
сертификации по согласованию с Государственной налоговой службой
Российской Федерации";
2) дополнить абзацем четвертым в следующей редакции:
"К ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами,
относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений,
предметов быта и (или) декоративных и иных целей, выполнения
различных ритуалов и обрядов, а также монеты, памятные, юбилейные
и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус
законного платежного средства и прошедших эмиссию и
государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус
которых определен законами Российской Федерации или указами
Президента Российской Федерации, а также законами или иными
нормативными актами государств - участников Содружества
Независимых Государств), изготовленные:
из драгоценных металлов и их сплавов, со вставками из
драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других
материалов природного или искусственного происхождения или без
них,
из драгоценных и полудрагоценных камней, включая изделия из
янтаря и жемчуга, в том числе искусственного происхождения,
из недрагоценных материалов со вставками из драгоценных и
(или) полудрагоценных камней, включая янтарь и жемчуг, в том числе
искусственного происхождения".
2. В статье 2:
1) в подпункте "а":
а) слова "за исключением производимых" заменить словами "в том
числе";
б) слово "реализующие" заменить словом "отгружающие";
в) слова "(далее - организации)" исключить и дополнить
подпункт словами "и простые товарищества (далее - организации)";
2) подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) по подакцизным товарам, используемым для производства
товаров, не облагаемых акцизами, и (или) для собственных нужд -
производящие их организации;";
3) в подпункте "в" слова "оплатившие стоимость работы по
изготовлению этих товаров и реализующие их" заменить словами
"собственники давальческого сырья;";
4) дополнить статью подпунктами "г" и "д" следующего
содержания:
"г) организации, осуществляющие первичную реализацию
конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и
подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу
государства;
д) организации, осуществляющие первичную реализацию
подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации
без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином
таможенном пространстве с другими государствами) или использующих
эти товары при производстве неподакцизных товаров.
3. В статье 3 в пункте 1:
а) в подпункте "а":
абзац второй изложить в следующей редакции:
"для организаций, производящих и отгружающих подакцизные
товары, на которые установлены адвалорные (в процентах) ставки
акцизов, за исключением подакцизных товаров из давальческого
сырья, а также для организаций, использующих произведенные
подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых
акцизами, и (или) для собственных нужд, - стоимость подакцизных
товаров определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза";
б) абзац третий дополнить после слов "подакцизные товары из
давальческого сырья," словами "организаций, осуществляющих
первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных
подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел
отказ в пользу государства, а также товаров, ввезенных на
территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при
наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими
государствами), на которые установлены адвалорные (в процентах)
ставки акцизов,";
слово "готовых" заменить словом "подакцизных";
слова "с учетом" заменить словами "без учета";
в) подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные
(в процентах) ставки акцизов, производимым за пределами территории
Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего
организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков
в Российской Федерации, - стоимость отгруженных подакцизных
товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза;";
г) в подпункте "в" слово "реализованных" заменить словом
"отгруженных";
2) в пункте 2 слова "ввозимым на территорию" заменить словами
"ввозимым на таможенную территорию";
3) в пункте 3:
а) абзац первый дополнить после слов "собственного
производства," словами "на которые установлены адвалорные (в
процентах) ставки акцизов,";
после слов "при обмене с участием" дополнить словом "этих";
слова "с учетом" заменить словами "без учета";
б) в абзаце втором слова "реализуемые ими подакцизные товары"
заменить словами "отгруженные ими подакцизные товары, на которые
установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов";
4) пункт 4 исключить.
4. В статье 4:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением
подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на
территорию Российской Федерации, являются едиными на всей
территории Российской Федерации, и устанавливаются в следующих
размерах:
-------------------------------------T---------------------------¬
¦ Виды подакцизных товаров ¦ Единица измерения ¦
¦ ¦ (в процентах или в рублях ¦
¦ ¦ и копейках за единицу ¦
¦ ¦ измерения) ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Алкогольная продукция (за исключени-¦60-00 за 1 литр безводного¦
¦ем вин, ликероводочных изделий и на-¦(стопроцентного) этилового¦
¦питков с объемной долей этилового¦спирта, содержащегося в по-¦
¦спирта до 25 процентов включительно,¦дакцизных товарах ¦
¦спиртосодержащие растворы в соот-¦ ¦
¦ветствии с перечнем, утверждаемым¦ ¦
¦Правительством Российской Федерации ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Вина натуральные, слабоалкогольные¦3-00 за 1 литр ¦
¦напитки с объемной долей этилового¦ ¦
¦спирта до 9 процентов включительно ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Вина, за исключением натуральных,¦25-00 за 1 литр безводного¦
¦игристых, шампанских, шипучих ¦(стопроцентного) этилового¦
¦ ¦спирта, содержащегося в по-¦
¦ ¦дакцизных товарах ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Ликероводочные, виноградные, плодо-¦40-00 за 1 литр безводного¦
¦вые и медовые напитки с объемной до-¦(стопроцентного) этилового¦
¦лей этилового спирта до 25 процентов¦спирта, содержащегося в по-¦
¦включительно ¦дакцизных товарах ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Вина игристые, шампанские и шипучие ¦7-00 за 1 литр ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Пиво ¦0-70 за 1 литр ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Спирт этиловый из всех видов сырья ¦15-00 за 1 литр безводного¦
¦ ¦(стопроцентного) этилового¦
¦ ¦спирта, содержащегося в по-¦
¦ ¦дакцизных товарах ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Табачные изделия: ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦табак трубочный ¦140-00 за 1 кг ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦табак курительный, за исключением¦60-00 за 1 кг ¦
¦табака, используемого в качестве¦ ¦
¦сырья для производства табачной про-¦ ¦
¦дукции ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦сигары, за исключением сигар по¦3-00 за 1 штуку ¦
¦ГОСТу ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦сигары по ГОСТу ¦1-50 за 1 штуку ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦сигариллы, сигареты с фильтром дли-¦25-00 за 1000 штук ¦
¦ной свыше 85 мм ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦сигареты с фильтром, за исключением¦18-00 за 1000 штук ¦
¦сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет¦ ¦
¦по ГОСТу ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦сигареты с фильтром 1, 2, 3 класса¦12-00 за 1000 штук ¦
¦по ГОСТу ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦сигареты с фильтром 4 класса по¦9-00 за 1000 штук ¦
¦ГОСТу ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦сигареты без фильтра ¦6-00 за 1000 штук ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦папиросы 1 класса ¦4-00 за 1000 штук ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Ювелирные изделия ¦15 процентов ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Нефть, включая газовый конденсат ¦55-00 за 1 тонну ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Бензин автомобильный ¦330-00 за 1 тонну ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦Автомобили легковые с рабочим объ-¦10 процентов ¦
¦емом двигателя более 2500 куб. см ¦ ¦
L------------------------------------+----------------------------
2) в пункте 4 слова "Специфические ставки" заменить словом
"Ставки".
5. В статье 5 в пункте 1:
а) абзацы 1 - 12 заменить текстом следующего содержания:
"1. Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно.
При этом сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных
документах, в том числе счетах - фактурах, выделяется отдельной
строкой.";
б) абзацы 13, 14 и 15 считать соответственно абзацами 2, 3 и
4;
в) в абзаце втором слова "по реализованным" заменить словами
"по отгруженным" и дополнить абзац словами: ", а относится на
финансовые результаты";
г) в абзаце третьем слова "освобожденных от обложения данным
видом налога в соответствии с пунктом 4 статьи 3 настоящего
Федерального закона, а также" заменить словами: "вывезенных за
пределы территории Российской Федерации (за исключением
подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники
Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального
сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке
товарообмена);
д) в абзаце четвертом слова "не реализуемым на сторону"
заменить словами "не отгружаемым на сторону".
е) дополнить пункт абзацами следующего содержания:
"Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в
бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы
территории Российской Федерации (за исключением подакцизных
товаров, вывезенных в государства - участники Содружества
Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а
также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена)
после документального подтверждения в течение 90 дней с момента
отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу
засчитывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей
или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный
срок.
Организациям, производящим подакцизные товары, которые в
дальнейшем вывезены за пределы Российской Федерации (за
исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства -
участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов
минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в
порядке товарообмена) налоговыми органами может быть предоставлена
отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при
условии предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том,
что при непредставлении организацией в налоговые органы в течение
90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза
таких товаров, с этих банков по истечении 90 дней в безакцептном
порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов".
2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Плательщики акцизов уплачивают в бюджет акцизы исходя из
фактических оборотов по отгрузке (передаче) этих товаров (за
исключением природного газа) в следующие сроки:
не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным месяцем -
по оборотам отгруженной (переданной) продукции с 1 по 15 число
включительно отчетного месяца;
не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным
месяцем, - по оборотам отгруженной (переданной) продукции с 16 по
последнее число отчетного месяца.
Плательщики акцизов по природному газу уплачивают в бюджет
акцизы, исходя из фактических оборотов по реализации не позднее
20 числа месяца, следующего за отчетным".
3) В пункте 4 слова "до 20" заменить словами "не позднее 20";
4) Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Датой совершения оборота считается день отгрузки
подакцизных товаров, за исключением природного газа.
Датой совершения оборота при уплате акцизов по природному газу
считается день поступления средств на счета в банках, а при
расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с
1 января 1998 года.
Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ УТОЧНЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Проекты вносимых Федеральных законов "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", "О водном налоге" и "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" уточнены
Правительством Российской Федерации с учетом предложений,
поступивших от депутатов при обсуждении ранее внесенных
Правительством Российской Федерации проектов одноименных
федеральных законов на заседании Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации 13 ноября текущего года, а также в
Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам.
Уточненным проектом Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" внесены уточнения в режим
применения предлагаемого к установлению на федеральном уровне
налога с продаж. В частности, предельная ставка этого налога
снижена до 3 процентов, а по алкогольной продукции - до 5
процентов. Одновременно, предлагается расширение базы обложения за
счет распространения этого налога помимо розничной торговли также
и на платные работы и услуги, оказываемые населению. Предлагается
рекомендовать органам местного самоуправления направлять средства,
полученные от этого налога на социальные нужды.
В этот законопроект по рекомендации Комитета по бюджету,
налогам, банкам и финансам также дополнительно включены некоторые
из положений, предусмотренные принятым ранее Государственной Думой
одноименным федеральным законом. Речь идет, в частности, о такой
норме как введение в действие правовых актов о налогах не ранее
первого числа первого месяца очередного налогового периода, а по
законам, предусматривающим установление новых налогов, не ранее
первого января года, следующего за годом их принятия. Важное
значение имеет вводимое положение о том, что налоги (в том числе
размеры их ставок и налоговые льготы) могут устанавливаться
исключительно законами Российской Федерации, законами субъектов
Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления по вопросам налогообложения, а изменение
режима налогообложения может осуществляться только путем внесения
изменений и дополнений в соответствующий нормативный акт о
налогообложении. В отличие от действующего порядка
устанавливается, что уплатой налога признается сдача
налогоплательщиком поручения банку на перечисление в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный фонд в установленный
срок причитающихся сумм налога при наличии на счете
налогоплательщика денежных средств, достаточных для исполнения
указанного поручения в полном объеме в установленные законом
сроки. В законопроект дополнительно включено отсутствующее в
настоящее время в Законе Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" положение о разрешении
органам Госналогслужбы России предоставлять предприятиям и
организациям отсрочки и рассрочки уплаты штрафов и пеней за
нарушение налогового законодательства.
В проекте Федерального закона "О водном налоге" учтено
концептуальное положение о включении непосредственно в федеральный
закон минимальных и максимальных ставок налога, а также
объединении в этих ставках платежей как за пользование водными
объектами, так и предназначенных для восстановления и охраны
водных объектов. При этом устанавливается, что направления
использования полученных средств определяются бюджетным
законодательством. Учтено также предложение об освобождении в
течение последующих пяти лет от уплаты водного налога воды,
используемой сельскохозяйственными предприятиями для орошения и
нужд сельскохозяйственного водопользования.
Вносятся два одноименных проекта Федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах".
Это сделано с целью выделения в самостоятельный закон и
рассмотрения его отдельно от других предложений по изменению
акцизного обложения вопроса о подтверждении на законодательном
уровне фактически действующего акциза на услуги по перекачке нефти
по территории Российской Федерации.
Что касается второго одноименного закона, то в нем, в
соответствии с принятым Комитетом по бюджету, налогам, банкам и
финансам Государственной Думы решением, предусмотрена индексация
ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом предполагаемого
инфляционного изменения цен по сравнению уровнем начала 1997 года.
При этом в отношении алкогольной продукции предлагается сохранение
имевшегося в этот период уровня налогообложения с учетом
действовавшего на основании постановления Правительства Российской
Федерации сбора за производство такой продукции и предлагаемого к
введению начиная с 1998 года одноименного лицензионного сбора. Что
касается предложенного перечня подакцизной продукции, то он, в
основном, соответствует позициям, предусмотренным в действующем
Законе. В связи с этим, заметно снижен против ранее внесенного
законопроекта уровень акцизного обложения по табачным изделиям.
Снижена также в три раза и ставка акциза по ювелирным изделиям, а
также примерно на 20 процентов (против ранее внесенного
законопроекта) ставка акциза на автомобильный бензин. Учитывая
сложную ситуацию с неплатежами за отпущенный природный газ
предлагается не распространять на эту продукцию предусмотренный
порядок перехода при расчете акцизов "по отгрузке продукции".
------------------------------------------------------------------
|