МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА,
АРХИТЕКТУРЫ И ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 1997 г. N 2
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ В АРХИТЕКТУРЕ
И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
Межведомственный совет отмечает, что Госстроем России во
взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области архитектуры и градостроительства
проводится работа, направленная на реализацию нового этапа
Государственной целевой программы "Жилище" и Федеральной целевой
программы "Свой дом", на широкомасштабное реформирование
жилищно - коммунального хозяйства.
Продолжается развитие созданной в ходе жилищной реформы новой
правовой базы. В текущем году принят ряд важных законодательных и
нормативных актов, в частности, Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в Закон "Об основах федеральной жилищной
политики" и "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним", Постановления Правительства Российской
Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской
Федерации" и "О создании и порядке ведения регистра жилых домов,
строящихся на территории субъектов Российской Федерации".
Правительством Российской Федерации направлен в Государственную
Думу проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Жилищный кодекс РСФСР".
Принимаемые меры по развитию малоэтажной застройки позволили
при резком сокращении бюджетных инвестиций в жилищную сферу
сохранить тенденцию в стране по наращиванию объемов жилищного
строительства за счет средств населения и других внебюджетных
источников финансирования.
Госстроем России совместно с Союзом архитекторов России,
Российской академией архитектуры и строительных наук,
архитектурно - градостроительными органами субъектов Российской
Федерации много сделано в области архитектуры и
градостроительства. Принят Федеральный закон "Об архитектурной
деятельности в Российской Федерации". На основании Закона
утверждено примерное положение об органе архитектуры и
градостроительства субъекта Российской Федерации, направленного на
создание единой системы исполнительной власти в области
архитектуры.
Государственной Думой принят проект Градостроительного
кодекса. Разработаны нормы и правила по градостроительству в
Москве, законы о градостроительстве, градостроительные кодексы и
уставы в республиках Башкортостан, Коми, Кабардино - Балкарии,
Ставропольском крае, Мурманской, Псковской и других областях.
В соответствии с целевой программой создания нормативно -
методической базы разработаны и введены в действие СНиП и
положение по градостроительному кадастру, по планировке и
застройке поселений, садоводческих объединений.
Госстроем России совместно с Минтрудом России в основном
сформирована и совершенствуется нормативно - методическая
документация по обеспечению средствами архитектуры и
градостроительства условий доступности маломобильных групп
населения к объектам социальной инфраструктуры.
При реализации основных положений Генеральной схемы расселения
на территории России, региональных схем, Федеральных программ
"Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация
исторических малых и средних городов России" и "Развитие малых и
средних городов Российской Федерации в условиях экономической
реформы" создаются условия устойчивого функционирования
градостроительной системы. В 1995 - 1997 годах велась
корректировка генпланов 200 городов. Выполнены или находятся в
работе генпланы крупных городов - Нижнего Новгорода, Липецка,
Астрахани, Петрозаводска, Саранска, Красноярска, Сочи и Тобольска.
По 15 генеральных планов городов и поселков разработано в
Волгоградской и Кемеровской областях. Большое внимание этому
вопросу уделяется в Красноярском, Ставропольском краях и в
Иркутской области.
Архитекторы и градостроители сегодня выступают в тесном
взаимодействии со всеми участниками инвестиционного процесса, что
подтверждается разработкой и внедрением таких подпрограмм к
Государственной целевой программе "Жилище" как "Энергосбережение в
строительстве", "Архитектурно - строительные системы жилищного
строительства", "Реконструкция жилых домов первых массовых серий",
"Структурная перестройка производственной базы жилищного
строительства".
Определены новые подходы к составу и содержанию проектной
документации по жилищному строительству, обоснованию инвестиций,
повышению требований по теплоизолирующей способности наружных стен
зданий и светопрозрачных ограждений, ресурсосбережению, пожарной
безопасности. В этих целях разработаны и введены в действие
соответствующие строительные нормы и правила, альбомы технических
решений.
В целях более рационального расходования средств на жилищное
строительство на места направлено инструктивное письмо,
подготовленное Госстроем России совместно с Минэкономики России,
Минфином России и Госкомстатом России "О порядке определения
средней сложившейся в регионе стоимости 1 кв. м общей площади
жилых домов".
В результате осуществления архитектурно - градостроительной
деятельности, регулярно проводимых конкурсов, выставок, фестивалей
"Зодчества" совершенствуется архитектура жилища. Существенный шаг
сделан в области реконструкции и реставрации исторической
застройки памятников истории и культуры. В последние годы во
многих городах построены жилые дома, кварталы и жилые районы
высокого архитектурного качества. К уникальным общественным
зданиям могут быть отнесены Торговый комплекс на Манежной площади
и ряд культурно - спортивных и административных зданий в Москве,
республиканский концертный зал в Казани, торгово - гостиничный
комплекс в Петрозаводске, библиотека в Омске, а также офисы,
банки, гостиницы в Санкт - Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове -
на - Дону, Волгограде.
Россия обогатилась новыми храмами, часовнями. Самыми
известными являются: Храм Христа Спасителя, церковь Георгия
Победоносца и мечеть на Поклонной горе в Москве, собор в
г. Губкине Белгородской области, часовня в г. Ярославле, мечеть в
г. Набережные Челны.
Получают развитие ландшафтная архитектура, садово - парковое и
монументально - декоративное искусство, реклама, оборудование
витрин и интерьеров зданий. Во многих городах набережные
освобождаются от ветхих и случайных объектов, формируя городской
фасад со стороны рек (г. г. Красноярск, Ростов - на - Дону, Тверь,
Воронеж, Пермь, Омск, Ярославль).
Накапливается опыт реконструкции и модернизации жилищного
фонда и, прежде всего, пятиэтажных жилых домов первых массовых
серий. Реконструирован ряд домов в Москве, Санкт - Петербурге,
Омске, Казани. Ведется реконструкция в г. Екатеринбурге и
г. Лыткарино Московской области. Это позволит повысить
потребительские качества жилища, снизить затраты по их
эксплуатации и улучшить архитектурный облик жилой застройки.
Российские зодчие находятся на пути поисков новых направлений
в архитектуре и градостроительстве на основе развития традиций
отечественного зодчества и зарубежного опыта, использования
технологий XXI века.
Структурная перестройка производственной базы жилищного
строительства обеспечивает переход к изготовлению
высококачественной конкурентоспособной продукции, способной
удовлетворить разнообразные запросы потребителей. Эти задачи
успешно решаются на предприятиях республик Чувашия и Мордовия, в
Московской, Тульской, Самарской, Вологодской областях.
Сегодня в России действует более 1000 совместных предприятий с
участием иностранных фирм, использующих современные строительные
технологии. За последние 3 года введены в действие более 250 новых
технологических линий по выпуску современных строительных
конструкций и материалов.
Возрастает влияние региональных архитектурных школ. Более
800 творческих архитектурных мастерских, освободившись от жесткого
централизованного регулирования и типизации, создают оригинальные
индивидуальные архитектурные проекты. Реализуется потенциал
центральных и региональных научных и проектных организаций. Издана
4-томная Архитектурно - строительная энциклопедия. Заметно
улучшилось качество малых архитектурно - строительных изданий.
Начат выпуск ряда региональных журналов и газет.
Ведется систематическая работа по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации кадров в области архитектуры и
градостроительства. В 1997 году в 14 вузах и на 19 факультетах
было подготовлено 1,3 тыс. архитекторов. В техникумах и колледжах
Госстроя России по архитектурным и градостроительным
специальностям введено 24 новые специализации. За последние 2 года
повысили квалификацию 130 архитекторов малых и средних городов.
Вместе с тем совершенствование градостроительных решений,
расширение типологии зданий и их комплексов с применением
прогрессивных архитектурно - строительных систем, развертывание
реконструкции жилищного фонда, реставрационных работ, развитие
инженерной и транспортной инфраструктуры, улучшение качества и
благоустройства в некоторых городах идет крайне медленными
темпами.
Межведомственный совет по вопросам строительства, архитектуры
и жилищно - коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать важнейшими задачами архитекторов, градостроителей и
всех участников инвестиционного процесса принятие дополнительных
мер по решению комплекса социальных, инженерно - технических,
экологических и эстетических вопросов, обеспечивающих:
значительное улучшение градостроительного дела путем
реализации положений Генеральной схемы расселения на территории
Российской Федерации, совершенствование планировочной и
пространственной организации территорий и городов, повышение
качества проектирования, строительства, реконструкции и
реставрации объектов социальной, производственной, инженерно -
транспортной инфраструктуры, эксплуатационных качеств зданий и
сооружений, улучшение внешнего облика зданий, их комплексов и в
целом городов;
развертывание реконструкции сложившейся застройки городов,
массовой реконструкции их жилищного фонда, учреждений и
предприятий, промышленных зданий и комплексов в целях приведения
их в соответствие с более высокими требованиями общества,
связанными с их благоустройством, гуманизацией, экологическим и
эстетическим оздоровлением существующей в них среды, с сохранением
и усилением регионального и национального своеобразия городов и
других поселений;
активизацию работ по созданию законодательной и нормативной
базы российского зодчества для условий рыночной экономики,
пересмотр стандартов по гармонизации их с лучшими образцами
развитых стран, созданию региональных нормативных документов;
реализацию нового этапа Государственной целевой программы
"Жилище", Федеральной целевой программы "Свой дом", программ
"Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация
исторических малых и средних городов", "Золотое кольцо",
подпрограмм "Энергосбережение в строительстве", "Архитектурно -
строительные системы жилищного строительства", "Реконструкция
жилых домов первых массовых серий", "Структурная перестройка
производственной базы жилищного строительства", региональных
программ реформирования жилищно - коммунального хозяйства.
2. Госстрою России с участием РААСН и Союза архитекторов
России:
усилить координацию работы архитектурно - градостроительных
органов субъектов Российской Федерации и исполнительной власти
местного самоуправления и оказание им методической помощи по
повышению роли органов архитектуры и градостроительства в качестве
основных элементов единой системы исполнительной власти в области
архитектуры и градостроительства;
обеспечить научно - техническое сопровождение реконструкции и
модернизации жилых домов первых массовых серий, разработать
технические решения, нормативные документы по обследованию
конструкций зданий, подлежащих реконструкции, а также
откорректировать положения действующих нормативных актов;
в целях ориентации на строительство экономичных социальных
жилых домов обеспечить разработку и внедрение в проектирование и
строительство стандарта потребительских качеств жилья для
городских и сельских поселений;
организовать во взаимодействии с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации создание системы
формирования, учета, оценки и регистрации объектов недвижимости
всех форм собственности в жилищной сфере и ее информационной базы.
3. Госархстройнадзору России, Главжилинспекции Госстроя
России, органам архитектуры и строительства субъектов Федерации
повысить требовательность в вопросах обеспечения безопасности и
эксплуатационной надежности возводимых жилых домов, строгого
соблюдения повышенных требований СНиП к теплосберегающим свойствам
ограждающих конструкций, а также к установке поквартирных приборов
учета, контроля и регулирования газа, отопления, холодной и
горячей воды.
4. Органам Государственной вневедомственной экспертизы,
региональным центрам ценообразования в строительстве, инспекциям
ГАСН усилить работу по улучшению качества и снижению стоимости
строительства жилья за счет регулирования объема посреднических
услуг, внедрения архитектурно - строительных систем нового
поколения, прогрессивных технологий, материалов и конструкций,
обеспечивающих повышение энергоэффективности, безопасности,
экологичности при строительстве и эксплуатации на основе
технического перевооружения действующей материально - технической
базы домостроения.
5. Одобрить разработанную Госстроем России подпрограмму
"Архитектурно - строительные системы жилищного строительства" и
рекомендовать утвердить ее на Межведомственной комиссии по
вопросам реализации Государственной целевой программы "Жилище".
6. Считать основными задачами исполнительных органов власти
субъектов Российской Федерации, подведомственных им органов
строительства, архитектуры и градостроительства, предприятий
строительной индустрии и промышленности строительных материалов,
научно - проектных организаций, служб жилищно - коммунального
хозяйства:
принятие необходимых мер по реализации мероприятий по переходу
на проектирование и строительство жилых и общественных зданий
путем внедрения новых экономичных, энергоэффективных и
ресурсосберегающих архитектурно - строительных систем,
конкурентоспособных на строительном рынке;
активизацию деятельности по контролю за выполнением требований
действующих нормативных документов в области строительства в части
создания условий доступности жилищно - гражданских объектов для
маломобильных групп населения;
наращивание объемов ремонтно - реконструктивных работ в
жилищном фонде, скорейшему переходу от реконструкции отдельных
домов - представителей массовых серий к масштабному преобразованию
типовых домов и сложившейся из них застройки;
обеспечение создания и внедрения новых технологий производства
эффективных и экологически чистых строительных материалов и
изделий, теплоизоляционных и герметизирующих материалов и изделий,
высококачественных столярных изделий со значительной экономией
ресурсов, энергии и трудозатрат;
продолжение работы по перепрофилированию предприятий
строительной индустрии, ориентированную на внедрение новых,
эффективных технологий по выпуску конструкций, материалов и
изделий, обеспечивающих сокращение энерго-, материало- и
трудозатрат как в процессе производства, так и в период
эксплуатации объектов строительства.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органам местного самоуправления,
территориальным организациям Союза архитекторов России,
предприятиям строительного комплекса России, коммерческим банкам,
страховым компаниям и другим заинтересованным организациям:
принять участие в финансировании работ по формированию
нормативной базы правового регулирования инвестиционной,
архитектурной и градостроительной деятельности;
активизировать проведение архитектурных конкурсов, максимально
использовать конкурсное проектирование строительных объектов и
обязательное проведение тендеров на выполнение проектно -
изыскательских работ для государственных нужд;
усилить градостроительное регулирование застройки пригородных
территорий, имея в виду исключить занятие ценных природных
территорий, водоохранных зон, обеспечить комплексную оценку
возможностей малоэтажного строительства за счет неиспользованных
территорий как в городах, так и их пригородах с обеспечением
инженерной инфраструктуры;
совершенствовать систему строительного и архитектурного
лицензирования;
ускорить разработку региональных законодательных актов и
нормативов с использованием для финансирования архитектурно -
градостроительной деятельности, создание и ведение
государственного градостроительного кадастра на подведомственных
территориях, отчислений от земельного налога, арендной платы за
землю в городах, части средств от продажи недвижимости и земельных
участков и других источников.
8. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, подведомственным им органам строительства,
архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства:
повысить роль органов архитектуры и градостроительства,
обеспечить их взаимодействие с архитектурно - градостроительными
органами исполнительной власти местного самоуправления, укрепить
их квалифицированными кадрами в соответствии с основными
функциями, целями и задачами их деятельности. Усилить контроль за
соблюдением архитектурно - градостроительной дисциплины при
застройке районов и строительства отдельных зданий;
предусматривать установку приборов учета и регулирования
потребления водоэнергоресурсов во всех вновь строящихся,
реконструируемых и капитально - ремонтируемых жилых зданиях и
объектах соцкультбыта, не допускать приемку в эксплуатацию жилого
фонда и коммунальных объектов без их установки;
активизировать участие городов во Всероссийском конкурсе на
лучший благоустроенный город;
содействовать развитию прямых договорных отношений между
производственными предприятиями и организациями регионов и
соответствующими учебными заведениями Госстроя России,
осуществляющими подготовку для них кадров, систематически
направлять работников предприятий, организаций и управленческих
структур в институты повышения квалификации.
9. Институту переподготовки и повышения квалификации кадров
строительного комплекса, Институту переподготовки и повышения
квалификации руководящих работников и специалистов стройиндустрии
и промстройматериалов, Институту повышения квалификации
руководящих работников и специалистов, Институту повышения
квалификации и переподготовки работников жилищно - коммунального
хозяйства при Государственном координационном центре по
производству работ и оказанию услуг в жилищно - коммунальном
хозяйстве Госстроя России принять дополнительные меры по улучшению
обучения руководителей и специалистов строительного комплекса
России и органов местного самоуправления по проблемам
Государственной целевой программы "Жилище" и Федеральной целевой
программы "Свой дом".
10. Отметить положительный опыт Республики Татарстан по
реализации целевой программы ликвидации ветхого жилья,
финансированию строительства за счет средств созданного
внебюджетного жилищного фонда; Чувашской Республики по увеличению
объемов жилищного строительства за счет внедрения субсидий и
безвозмездной помощи населению и предприятиям на строительстве
жилых домов и их газификации, внедрению механизма долговых
обязательств предприятий; города Санкт - Петербурга по проведению
открытых торгов с созданием инвестиционно - тендерной комиссии и
методики представления объектов недвижимости частным застройщикам;
города Нижний Новгород по использованию тепловых насосов в
строительстве.
11. Просить Министерство образования Российской Федерации
поддержать просьбу Совета ректоров архитектурно - строительных
школ и учебно - методического объединения восстановить среди
приоритетных направлений программу "Архитектура и строительство",
сохранить сложившуюся структуру и сеть высшего и среднего
профессионального архитектурно - строительного образования,
основанного на существовании региональных центров и местных школ.
Председатель Межведомственного совета,
Министр Российской Федерации,
Председатель Госстроя России
Е.В.БАСИН |