МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 1997 г. N 18-55-288и/12
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В период с 1 по 29 августа с.г. Счетной палатой Российской
Федерации была проведена проверка целевого и эффективного
использования средств федерального бюджета, внебюджетных
источников на проведение научно-исследовательских работ в
Минобразования России.
Счетная палата отметила, что вузовская наука в сложных
условиях реформирования сохранила в основном свой потенциал и
продолжает решать задачи развития фундаментальных исследований и
укрепления научных школ, ведет активную инновационную деятельность
и оказывает все большее влияние на процессы преобразований в
регионах, укрепляет свои позиции в области международного
сотрудничества, ведет постоянный поиск новых организационных форм
проведения научных исследований, направленных на усиление отдачи
вузовской науки.
Вместе с тем проверкой был высказан ряд замечаний.
Работа по определению приоритетных направлений развития науки
и техники в системе высшей школы не завершена и требует
продолжения. Не разработаны единые планы фундаментальных
исследований Минобразования России. Президентская программа
"Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки" рассчитана, в основном, на дополнительное
финансирование за счет средств федерального бюджета, что
ограничивает ее возможности по привлечению внебюджетных средств и
использованию собственного инновационного потенциала. Обращено
внимание на "мелкотемье" (в среднем в 1995 году объем
финансирования одной научно-исследовательской работы составил
8,5 млн. руб.). Подчеркнута необходимость увеличения
финансирования фундаментальных исследований до 30 - 35% от общего
объема финансирования науки уже в 1998 году. Отмечено, что форма и
функционирование системы заказ-нарядов не соответствует
требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Треть
проектов по конкурсу грантов носят прикладной характер и не
относятся к числу поисковых исследований; требует в целом
уточнения действующее положение о конкурсе грантов.
Не отслеживается участие вузов в федеральных и президентских
программах, где Минобразование России является соисполнителем.
Прикладные исследования не согласованы с потенциальными
потребителями, не имеют адресности. Серьезные недостатки выявлены
в организации исследований по программе "Сертификация", которая,
как оказалось, не согласована с Госстандартом России и не увязана
с Федеральной программой "Сертификация и метрология". Значительное
количество испытательных лабораторий действует в системе
Минобразования России как хозяйствующие субъекты, в то же время на
их поддержку в Программе в 1996 году было израсходовано 4,5 млрд.
руб. Требует уточнения "Концепция развития инновационной
деятельности в сфере науки и научного обслуживания высшей школы на
1998 - 2000 годы", которая в нынешней редакции ориентирована
главным образом на использование госбюджетных средств, в то время
как она должна содействовать процессу передачи технологий и
созданию конкурентоспособной продукции, реализуемой на
отечественном и зарубежном рынках. При использовании средств,
выделяемых на инновационные проекты, как это показано на примере
Пермского государственного технического университета, допускаются
грубые нарушения, при которых госбюджетные средства передаются
частным фирмам и направляются не по назначению. Обращено внимание
на создание Минобразованием России большой группы учреждений
научно-организационного характера, выполняющих научные
исследования различной тематики, а также на учреждение вузами и
подведомственными научными организациями большой группы
коммерческих и некоммерческих структур, которые активно
привлекаются к решению задач в рамках научно-технических программ
и финансируются из госбюджета.
Требуется также доработка механизма движения возвратных
средств и их учета при функционировании созданной сети фондов
поддержки научно-технических программ. Высказаны замечания по
экспертной системе Министерства, по механизму экспертизы проектов,
по контролю за экспертной деятельностью. В связи с этим признаны
недопустимыми потери, которые в этом случае несут государство,
вузы, научные коллективы в области защиты интеллектуальной
собственности, а также финансовые потери, которые при этом
допускаются. Должная нормативно-правовая база по всем этим
вопросам не разработана. При общем развитии выставочной
деятельности, в том числе на международном уровне, в качестве
характерного недостатка отмечено отсутствие учета и контроля по
договорам, контрактам и соглашениям, которые заключаются с
отечественными и зарубежными партнерами, отчисления Минобразованию
от продажи лицензий не являются обязательными. Отмечена
необходимость разработки единой стратегии финансирования
фундаментальных исследований, прикладных разработок, ведения
инновационной деятельности, корректировки количества научно -
технических и инновационных программ, их объединения, исключения
дублирования, а также необходимость слежения за привлечением
вузами средств из других источников: Миннауки, РФФИ, РГНФ,
зарубежных фондов и других, организации учета по общим объемам
финансирования науки Минобразованием России.
Ректорам вузов, руководителям подведомственных научных
организаций необходимо учесть результаты работы Счетной палаты
Российской Федерации и на этой основе провести проверку состояния
организации финансирования научных исследований в вузах, научных
организациях.
По всем случаям серьезных нарушений и отступления от
установленного порядка необходимо принять меры, исключающие их
повторение в будущем.
Первый заместитель
Министра
А.Н.ТИХОНОВ
------------------------------------------------------------------
|