ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 1997 г. N 1908-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
незаконным путем", внесенный Правительством Российской Федерации и
депутатами Государственной Думы С.С. Босхоловым,
В.П. Воротниковым, В.И. Илюхиным, Г.И. Райковым, Ю.М. Теном.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по безопасности до
15 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по безопасности доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
и депутатами Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации -
членами Комитета по безопасности
С.С. БОСХОЛОВЫМ, В.П. ВОРОТНИКОВЫМ,
В.И. ИЛЮХИНЫМ, Г.И. РАЙКОВЫМ,
членом Комитета по промышленности,
строительству, транспорту
и энергетике Ю.М. ТЕНОМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТБЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели Закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан
Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без
гражданства (далее именуются граждане), организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, а также государственных органов, обеспечивающих
контроль за проведением операций с денежными средствами или иным
имуществом, в целях предупреждения и пресечения деяний, связанных
с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
2. Основными целями настоящего Федерального закона являются
защита прав и законных интересов граждан, общества и государства,
основной задачей - создание системы мер противодействия
легализации доходов, полученных незаконным путем.
Статья 2. Сфера применения Закона
1. Настоящий Федеральный закон распространяется на деяния
граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных) и
лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации,
а равно юридических лиц, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом на территории Российской Федерации.
2. В соответствии с международными договорами Российской
Федерации действие настоящего Федерального закона
распространяется:
а) на совершенные на территории иностранного государства
уголовно или административно наказуемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации деяния граждан Российской
Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без
гражданства, если эти лица не были привлечены за данное деяние к
ответственности в данном государстве;
б) на совершенные вне пределов Российской Федерации деяния
иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих в
Российской Федерации, но временно или постоянно находящиеся на
территории Российской Федерации, в случае совершения ими деяния,
направленного против интересов Российской Федерации или граждан
Российской Федерации, если эти лица не были привлечены за это
деяние к ответственности в государстве, на территории которого оно
было совершено.
3. Настоящий Федеральный закон является актом прямого действия
и применяется непосредственно, если иное не установлено другим
федеральным законом или общепризнанными принципами и нормами
международного права.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие
понятия.
1. Доходы, полученные незаконным путем, - вещи и иные объекты
гражданских прав, полученные незаконным путем, - вещи, включая
деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные
права, приобретенные в нарушение действующего законодательства.
2. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным
путем, - умышленное придание правомерного вида пользованию,
владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом,
приобретенными заведомо незаконным путем.
3. Операция с денежными средствами или иным имуществом -
действия физических и юридических лиц, независимо от формы и
способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в
иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным
имуществом - направленные на установление, изменение или
прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей,
включая:
а) банковские операции и другие сделки кредитных организаций и
их филиалов, связанные с денежными средствами, ценными бумагами,
драгоценными металлами, драгоценными камнями и иными ценностями,
предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности";
б) сделки с ценными бумагами, влекущие за собой переход права
собственности или иных имущественных прав на эти ценные бумаги;
в) почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые
отправления с ценными вложениями;
г) получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе,
системной (электронной) игре и в других основанных на риске играх,
организация и проведение которых осуществляются в соответствии с
разрешением (лицензией) уполномоченного государственного или
муниципального органа;
д) перемещение через таможенную границу Российской Федерации
иностранной валюты, валютных ценностей, валюты Российской
Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, товаров,
транспортных средств и другого движимого имущества;
е) передача в ломбард на хранение ценных бумаг, драгоценных
металлов, драгоценных камней, иных драгоценных вещей и ценностей;
ж) внесение физическим или юридическим лицом (страхователем)
денежных средств (страхового взноса) страховщику по договору
имущественного или договору личного страхования, а также получение
страхового возмещения либо страховой суммы по этим договорам;
з) вклад денег, ценных бумаг, другого имущества или
имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный
(складочный) капитал (в имущество) либо внесение паев
(приобретение долей) при создании (реорганизации) юридического
лица, организации, не являющейся юридическим лицом, а равно при
увеличении уставного (складочного) капитала действующих
юридических лиц, организаций, не являющихся юридическим лицом,
независимо от их организационно-правовой формы.
4. Операция с денежными средствами или иным имуществом,
имеющая незаконный характер, - операция с денежными средствами или
иным имуществом, в виде действий физических или юридических лиц,
совершенная с нарушением федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
5. Операция с денежными средствами или иным имуществом,
подлежащая обязательному контролю, - операция с денежными
средствами или иным имуществом, особенности, фактические данные и
обстоятельства совершения которой, а также особенности субъектов
ее осуществления обусловливают обязательный характер контроля за
ней со стороны контролирующих органов государства с целью
выявления фактов (попыток) легализации доходов, полученных
незаконным путем.
6. Обязательный контроль операций с денежными средствами или
иным имуществом - совокупность мер, осуществляемых органами
Государственной налоговой службы Российской Федерации, а по
операциям в иностранной валюте - органами Федеральной службы
России по валютному и экспортному контролю и таможенными органами
Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, с
целью выявления фактов легализации доходов, полученных незаконным
путем.
7. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами
или иным имуществом:
а) кредитные организации и их филиалы, товарные и валютные
биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, инвестиционные
фонды, страховые организации и общества взаимного страхования,
трастовые компании, дилерские, брокерские конторы, организации
почтовой связи, бюро технической инвентаризации, нотариальные
конторы и иные организации, осуществляющие получение, отчуждение,
выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен, хранение средств,
а также нотариальное удостоверение или государственную регистрацию
сделок и действий граждан или юридических лиц;
б) казино, другие игорные заведения, имеющие игральные
автоматы; рулетку, иные устройства или средства проведения
основанных на риске игр, букмейкерские конторы, учредители и
организаторы лотерей, тотализаторов, системных (электронных) игр,
ломбарды, скупочные конторы и иные организации, осуществляющие
операции со средствами.
Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ
Статья 4. Обязанности организаций, осуществляющих операции с
денежными средствами или иным имуществом
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами
или иным имуществом, обязаны:
а) регистрировать операции с денежными средствами или иным
имуществом, то есть документально фиксировать их с указанием
сведений о клиентах по документам, удостоверяющим личность граждан
или по их поручению другими лицами, представителей
юридического лица, на каждую разовую операцию с денежными
средствами или иным имуществом, совершаемую физическим лицом в
наличной и безналичной форме на сумму, равную или превышающую
2000 минимальных размеров оплаты труда, а также на каждую разовую
операцию с денежными средствами или иным имуществом, равную или
превышающую 20000 минимальных размеров оплаты труда, совершенную
юридическим лицом. Регистрация осуществляется и в том случае,
если сумма нескольких операций с денежными средствами или иным
имуществом, совершаемых в течение месяца одним физическим или
юридическим лицом либо по их поручению другими лицами, достигает в
совокупности указанного размера;
б) представлять указанные в пункте "а" настоящей статьи
документы по требованию государственной налоговой инспекции, а по
сделкам в иностранной валюте - по требованию органов Федеральной
службы России по валютному и экспортному контролю или
территориального учреждения Центрального банка Российской
Федерации;
в) при наличии фактических данных или разумных оснований
полагать, указывающих на совершение финансовой операции,
подлежащей обязательному контролю, незамедлительно информировать о
них государственную налоговую инспекцию, а об операции в
иностранной валюте - по подведомственности территориальные органы
Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю или
таможенные органы;
г) представлять необходимые документы, материалы, иные данные
по запросам суда, арбитражного суда (судьи), прокурора, органа
предварительного следствия, дознания, государственной налоговой
инспекции, органов Федеральной службы налоговой полиции России,
Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, а
также других уполномоченных государственных органов в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством;
д) хранить реестры, содержащие сведения о личности клиентов,
архив счетов и первичные документы по валютным операциям с момента
открытия счета до истечения пяти лет после его закрытия, документы
(договоры, контракты, соглашения) по валютным сделкам - постоянно;
е) не разглашать данные о передаче сведений суду, арбитражному
суду (судье), прокурору, органу предварительного следствия,
дознания, государственной налоговой инспекции, органам Федеральной
службы России по валютному и экспортному контролю. Сообщение
третьим лицам о фактах передачи таких сведений указанным органам
возможно только в случаях, прямо предусмотренных
законодательством.
Статья 5. Порядок регистрации операций с денежными средствами
или иным имуществом
В случаях, предусмотренных пунктом "а" статьи 4 настоящего
Федерального закона, операции с денежными средствами или иным
имуществом регистрируются работником организации, осуществляющей
операцию с денежными средствами или иным имуществом.
Документально фиксируются следующие сведения:
а) адрес и иные данные, необходимые для идентификации лица,
совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
б) адрес и иные данные, необходимые для идентификации лица, по
поручению и от имени которого совершается операция с денежными
средствами или иным имуществом;
в) адрес и иные данные, необходимые для идентификации
получателя по финансовой операции, если она состоялась;
г) реквизиты счетов и других документов, с использованием
которых осуществлялась операция с денежными средствами или иным
имуществом;
д) вид финансовой операции, предусмотренный пунктом 3 статьи 3
настоящего Федерального закона, а также основание ее совершения
(вид гражданско-правового договора или иные основания);
е) наименование и местонахождение организации, в которой была
совершена операция с денежными средствами или иным имуществом;
ж) дата, время и сумма совершаемой финансовой операции.
При осуществлении операций с денежными средствами или иным
имуществом в силу полномочия, основанного на доверенности,
указании закона либо акте уполномоченного на то государственного
органа или органа местного самоуправления, документ заполняется по
той же форме на имя представляемого с приложением к нему сведений
о представителе.
Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом,
подлежащие обязательному контролю
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит
обязательному контролю, если ее сумма при разовом или
неоднократном (в течение одного месяца) совершении равна или
превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда - для физических
лиц, равна или превышает 20000 минимальных размеров оплаты труда -
для юридических лиц, а содержание финансовой операции имеет
признаки, предусмотренные настоящей статьей.
Финансовыми операциями, подлежащими обязательному контролю,
являются:
1. Операции с денежными средствами в наличной форме:
а) банковские и иные операции физических и юридических лиц при
наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи этих
операций с характером деятельности лица;
б) размещение денежных средств в банковские вклады с
оформлением документов, удостоверяющих вклад, на предъявителя;
в) внесение в банковский вклад (депозит) наличных денежных
средств, сопровождающееся их переводом другому лицу;
г) купля или продажа иностранной валюты в наличной форме;
д) приобретение банковских чеков или иных ценных бумаг за
наличный расчет;
е) перемещение и изъятие денежных средств физическим или
юридическим лицом, осуществляющим расчеты обычно платежными
поручениями, чеками, другими формами безналичных расчетов;
ж) получение денежных средств по чеку на предъявителя,
выданному нерезидентом, либо по чеку, сумма которого объявлена как
выигрыш;
з) перемещение на счет и изъятие с него в наличной форме
денежных средств в сумме, превышающей установленный ( ч. 1 ст. 6
Закона) денежный оборот юридического лица;
и) перемещение денежных средств на счет, операции по которому
не производились, либо были незначительными, с поручением о
выплате этих средств в наличной форме.
2. Операции по банковским счетам:
а) поступление денежных средств на несколько счетов
аналогичного назначения, открытых одним клиентом;
б) поступление на счет клиента денежных средств при наличии
обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи деятельности
клиента с поступлением этих средств;
в) поступление на счет клиента чеков от разных физических и
юридических лиц, не состоящих с ним в правоотношениях;
г) зачисление на счет денежных средств по чеку, выданному
нерезидентом на предъявителя;
д) помещение на счет денежных средств, объявляемых как
выигрыш;
е) открытие счета с помещением на него наличных денежных
средств.
3. Международные переводы денежных средств:
а) международный перевод денежных средств с требованием их
выплаты в наличной форме;
б) международный перевод денежных средств вновь образованной
организацией, либо организацией, операции по счетам которой
являлись незначительными;
в) международный перевод денежных средств в организации,
зарегистрированные в оффшорных зонах;
г) совершение операций с филиалами финансовых институтов,
которые находятся в регионах, известных как центры нелегальной
торговли наркотиками или оффшорные зоны;
д) неоднократная покупка или перемещение на счет дорожных
чеков при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии
связи этих операций с деятельностью клиента.
4. Операции с ценными бумагами:
а) купля - продажа, а также иные сделки с ценными бумагами с
оплатой в наличной форме.
5. Операции по кредитам:
а) предоставление или получение кредита, гарантированного
документом, удостоверяющим наличие у заемщика вклада в иностранном
банке;
б) предоставление или получение кредита, гарантированного
данными о финансовых средствах заемщика, находящихся в другой
кредитной организации, если неизвестно происхождение этих средств
или их размер явно не соответствует доходам и имущественному
положению заемщика;
в) одновременное получение кредитов, гарантированных одним и
тем же имуществом заемщика, у двух или более кредиторов;
г) разовое или неоднократное получение кредитов, соединенное с
международным переводом полученных денежных средств.
6. Операции с движимым и недвижимым имуществом:
а) операции с движимым или недвижимым имуществом, имеющие
признаки недействительных сделок, предусмотренные федеральным
законом;
б) операции с движимым или недвижимым имуществом, совершенные
с нарушением порядка их оформления либо с нарушением требования об
их нотариальном удостоверении или государственной регистрации,
установленных законом;
в) помещение в банк или ломбард на хранение ценных бумаг,
драгоценных металлов и камней, иных драгоценных вещей и ценностей
при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи
этих операций с деятельностью лица, его доходами и имущественным
положением;
г) помещение имущества на хранение с обезличением, не
обусловленное условиями хранения или свойствами имущества.
Сведения о финансовых операциях, подлежащих обязательному
контролю, направляются в порядке, предусмотренном пунктом "в"
статьи 4 настоящего Федерального закона, в органы Государственной
налоговой службы Российской Федерации, а по операциям в
иностранной валюте - в органы Федеральной службы России по
валютному и экспортному контролю или таможенные органы согласно их
компетенции в области валютного контроля, для обобщения и
обработки с целью выявления незаконных операций с денежными
средствами или иным имуществом.
Статья 7. Передача сведений, составляющих банковскую или
коммерческую тайну
1. Передача организациями, осуществляющими операции с
денежными средствами или иным имуществом, за исключением
банковских и иных кредитных организаций, сведений (документов,
материалов, иных данных) о незаконных финансовых операциях или
финансовых операциях, подлежащих обязательному контролю, суду,
арбитражному суду (судьям), Счетной палате Российской Федерации,
прокурору, органу предварительного следствия и дознания,
оперативным подразделениям органов внутренних дел и органов
федеральной службы безопасности, в компетенцию которых входит
выявление, предупреждение и пресечение экономических преступлений,
органам государственной налоговой службы и налоговой полиции,
органам Федеральной службы России по валютному и экспортному
контролю, таможенному органу, учреждениям Центрального банка
Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом, не является нарушением коммерческой тайны.
2. Сведения (справки) по финансовым операциям и счетам
юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, предоставляются
банковскими и иными кредитными организациями суду, арбитражному
суду (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам
государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным
органам Российской Федерации, органам Федеральной службы России по
валютному и экспортному контролю, а при наличии согласия
прокурора - органам предварительного следствия или органам
дознания по делам, находящимся у них в производстве.
Данное правило распространяется на получение в центральном
аппарате, территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах,
полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации
сведений о счетах, вкладах, а также сведений о конкретных сделках
и о финансовых операциях из отчетов банковских и иных кредитных
организаций, представленных в связи с исполнением Центральным
банком Российской Федерации лицензионных, надзорных и контрольных
функций, а равно на получение в аудиторских организациях сведений
о финансовых операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их
клиентов и корреспондентов, собранных в ходе проводимых ими
проверок.
3. Сведения (справки) по счетам и вкладам физических лиц
предоставляются банковскими и иными кредитными организациями суду,
а при наличии согласия прокурора - органам предварительного
следствия или органам дознания по делам, находящимся в их
производстве.
4. Должностные лица и работники органов суда, арбитражного
суда, Счетной палаты Российской Федерации, государственной
налоговой службы, налоговой полиции, органов Федеральной службы
России по валютному и экспортному контролю, таможенных органов,
органов предварительного следствия и дознания, а также оперативные
подразделения органов внутренних дел и органов федеральной службы
безопасности несут установленную федеральным законом
ответственность за противоправное разглашение ставших известными
им по службе сведений, составляющих банковскую или коммерческую
тайну.
5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами
или иным имуществом, освобождаются от ответственности за убытки и
моральный вред, причиненные юридическим и физическим лицам, в
результате правомерного выполнения предусмотренной настоящим
Федеральным законом обязанности сообщать государственной налоговой
инспекции и органам Федеральной службы России по валютному и
экспортному контролю о финансовых операциях, подлежащих
обязательному контролю, предоставлять сведения, перечисленные в
частях первой, второй и третьей настоящей статьи, если при этом не
было допущено нарушение установленного порядка совершения таких
действий.
Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ
Статья 8. Государственные органы, осуществляющие контроль за
порядком проведения операций с денежными средствами или иным
имуществом
Контроль за порядком проведения операций с денежными
средствами или иным имуществом юридических и физических лиц в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
незаконным путем, в пределах их компетенции осуществляют:
а) государственные налоговые инспекции, федеральные органы
налоговой полиции - при осуществлении контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных платежей, выявление,
предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений;
б) Министерство финансов Российской Федерации и его
территориальные органы - при осуществлении контроля за
рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств
государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также за
финансовой устойчивостью, достоверностью отчетности,
предоставляемой страхователями, обоснованностью страховых тарифов
и обеспечением платежеспособности страховых организаций и обществ
взаимного страхования (страхователей), которые осуществляют свою
деятельность в соответствии с разрешением (лицензией);
в) Центральный банк Российской Федерации и его территориальные
учреждения - при осуществлении контроля за порядком осуществления
расчетов, в том числе с иностранными государствами, правильностью
проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности
в кредитных организациях и организациях, занимающихся аудитом,
которые осуществляют свою деятельность в соответствии с
разрешением (лицензией) Центрального банка Российской Федерации;
г) органы Федеральной службы России по валютному и экспортному
контролю - при осуществлении контроля за соблюдением действующего
законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических
операций, порядком квотирования и лицензирования экспорта и
импорта товаров;
д) таможенные органы Российской Федерации - при осуществлении
контроля за перемещением через таможенную границу Российской
Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте
Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными
операциями, предполагающими перемещение через таможенную границу
Российской Федерации товаров, транспортных средств и другого
движимого имущества;
е) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее
региональные отделения - при осуществлении контроля за соблюдением
эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их
саморегулируемыми организациями законодательства Российской
Федерации о ценных бумагах, включая соблюдение ими нормативов
достаточности собственных средств, требований к операциям с
ценными бумагами, нормам допуска ценных бумаг к их публичному
размещению, обращению, котированию и листингу,
расчетно-депозитарной деятельности, стандартам деятельности
инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных,
пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а равно
страховых компаний на рынке ценных бумагу;
ж) иные федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в пределах
своих полномочий, установленных данным Законом, федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Обязанности и права государственных органов,
осуществляющих контроль за порядком проведения операций с
денежными средствами или иным имуществом
1. В целях выполнения возложенных настоящим Федеральным
законом задач государственные органы, осуществляющие контроль за
порядком проведения операций с денежными средствами или иным
имуществом в пределах своей компетенции обязаны:
а) проводить документальные и иные проверки (ревизии,
инвентаризации) правильности проведения и регистрации операций с
денежными средствами или иным имуществом, а также полноты и
достоверности предоставления в государственную налоговую инспекцию
(по сделкам с иностранной валютой - в территориальный орган
валютного и экспортного контроля) сведений, предусмотренных
настоящим Федеральным законом;
б) разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию
системы контроля за проведением операций с денежными средствами
или иным имуществом исходя из необходимости предупреждения и
пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных незаконным путем;
в) предоставлять по запросам суда (арбитражного суда),
прокурора, органов предварительного следствия и дознания документы
и иные материалы о результатах проверки организаций,
осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, а также граждан, связанных с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных незаконным путем;
г) при обнаружении финансовой операции, совершенной с
нарушением требований гражданского, административного или
уголовного законодательства, а также фактов незаконного получения
доходов, приостановить такую операцию, а также принять в пределах
своей компетенции меры по привлечению виновных лиц к установленной
законом ответственности либо направить необходимые материалы
прокурору, органу предварительного следствия, дознания или другому
государственному органу, уполномоченному предъявлять иск в суд
(арбитражный суд) о признании сделки недействительной либо
налагать административное взыскание;
д) при обнаружении финансовой операции, подлежащей
обязательному контролю, информировать в порядке, предусмотренном
пунктом "в" статьи 4 настоящего Федерального закона, органы
Государственной налоговой службы Российской Федерации, а по
операциям в иностранной валюте - органы Федеральной службы России
по валютному и экспортному контролю.
2. Права и ответственность государственных органов,
осуществляющих контроль за порядком проведения операций с
денежными средствами или иным имуществом, определяются
федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Статья 10. Координация деятельности по борьбе с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных незаконным путем
1. Координация деятельности государственных органов по
выявлению, предупреждению и пресечению легализации (отмывания)
доходов, полученных незаконным путем, осуществляется органами
прокуратуры.
2. Координация общих вопросов международного сотрудничества по
борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным
путем, осуществляется Министерством иностранных дел Российской
Федерации.
Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 11. Правовая регламентация
Сотрудничество государственных органов, осуществляющих
контроль за порядком проведения операций с денежными средствами
или иным имуществом, суда (арбитражного суда), прокурора, органов
предварительного следствия и дознания (далее именуются контрольные
и правоохранительные органы) Российской Федерации с контрольными и
правоохранительными органами других государств или международными
организациями в области выявления, предупреждения, пресечения и
расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных незаконным путем, а также их конфискации
осуществляется в соответствии с федеральными законами на основании
международных договоров Российской Федерации или принципа
взаимности.
По просьбе иностранного государства при исполнении запроса
может быть применено законодательство данного государства, если
иное не установлено законодательством Российской Федерации или
общепризнанными нормами международного права.
Статья 12. Обмен информацией и правовая помощь
1. Контрольные или правоохранительные органы Российской
Федерации по запросу контрольного или правоохранительного органа
иностранного государства (при наличии договора о правовой помощи)
или международной организации, координирующей деятельность
судебных или правоохранительных органов, предоставляют сведения о
физических или юридических лицах, осуществляющих операции с
денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному
контролю, о банковском вкладе, банковском счете и операциях по
счету, а также сведения о лицах, скрывающихся от следствия, суда
или отбывания уголовного наказания, о местонахождении имущества и
ценностей, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных незаконным путем (далее именуются документы, материалы
и иные данные по вопросам легализации (отмывания) доходов,
полученных незаконным путем).
2. При отсутствии запроса контрольного или правоохранительного
органа иностранного государства либо международной организации
передача документов, материалов и иных данных по вопросам
легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем,
осуществляется контрольными или правоохранительными органами
Российской Федерации по своей инициативе, если это не нанесет
ущерба интересам Российской Федерации и может способствовать
контрольным или правоохранительным органам другого государства
начать или провести расследование либо сформулировать запрос.
3. Документы, материалы и иные данные по вопросам легализации
(отмывания) доходов, полученных незаконным путем, предоставляется
по запросу контрольных или правоохранительных органов другого
государства либо международной организации с условием, что
переданные сведения или доказательства не будут использованы без
предварительного согласия контрольных или правоохранительных
органов Российской Федерации для других расследований или
процедур, не указанных в запросе.
4. Контрольные или правоохранительные органы Российской
Федерации сохраняют тайну запроса, содержащиеся в нем сведения и
используют только в целях выполнения запроса, если такой порядок
обращения с этим документом установлен соответствующими органами
запрашивающей стороны.
Контрольные или правоохранительные органы Российской Федерации
обеспечивают конфиденциальность переданных запрошенной стороной
сведений о способах доказательств и иных сведений, связанных с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем,
используя их лишь в той мере, в какой это необходимо для
осуществления расследования или для выполнения процедур,
предусмотренных запросом.
5. Запросы контрольным или правоохранительным органам других
государств, по вопросам борьбы с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных незаконным путем, ответы на запросы указанных
органов направляются по дипломатическим каналам, либо
непосредственно контрольными или правоохранительными органами в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, а
правоохранительными органами, кроме того, через Национальное
центральное бюро Международной организации уголовной полиции
(Интерпола) в Российской Федерации.
6. Правоохранительные органы Российской Федерации выполняют
поручения иностранных государств о производстве отдельных
процессуальных действий по делам о легализации (отмывании)
доходов, полученных незаконным путем, в том числе о производстве
экспертизы, допросе подозреваемых, обвиняемых, свидетелей,
потерпевших и других лиц, проведении обысков, выемок, передаче
вещественных доказательств, наложении ареста на имущество,
вручении и пересылке документов.
Статья 13. Выдача и транзитная перевозка выданных лиц
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на
территории Российской Федерации, в соответствии с международными
договорами Российской Федерации могут быть выданы иностранным
государствам по запросу или на основе принципа взаимности для
привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения
приговора за деяния, совершенные на территории Российской
Федерации или запрашивающего государства, связанных с легализацией
(отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
В выдаче указанных лиц может быть отказано в случаях, прямо
предусмотренных международными договорами или федеральными
законами.
2. Если лицо, выдача которого запрашивается иностранным
государством, привлекается к уголовной ответственности или
отбывает наказание за совершение другого преступления на
территории Российской Федерации, то выдача этого лица может быть
отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания
или досрочного освобождения от отбывания наказания.
3. Если отсрочка выдачи, предусмотренная пунктом 2 настоящей
статьи, может повлечь истечение срока давности или серьезно
затруднить расследование преступления, то по обоснованному
ходатайству иностранного государства указанное лицо может быть
выдано на время проведения следствия или судебного разбирательства
при условии, что это лицо будет немедленно возвращено в
Российскую Федерацию после проведения необходимых процессуальных
действий по делу, для участия в которых оно было выдано.
4. Генеральная прокуратура Российской Федерации по ходатайству
иностранного государства, с которым не заключено соответствующего
международного договора, может на основе принципа взаимности
разрешить транзитную перевозку по территории Российской Федерации
лиц, выданных данному государству.
Статья 14. Признание решения, вынесенного в иностранном
государстве
1. В целях обеспечения ответственности за деяния, связанные с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, в
Российской Федерации в соответствии с международными договорами и
федеральными законами признаются приговоры, вынесенные судами в
иностранных государствах.
2. В соответствии с международным договором Российской
Федерации и федеральными законами в Российской Федерации может
быть признано и исполнено вынесенное судом иностранного
государства и вступившее в законную силу решение о конфискации
доходов, полученных незаконным путем, или эквивалентного им
имущества, находящихся на территории Российской Федерации.
Конфискованное имущество или его часть может быть передана
государству, в котором вынесено решение о конфискации, на
основании принципа взаимности и соответствующей двусторонней
договоренности.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 15. Ответственность за легализацию (отмывание) доходов,
полученных незаконным путем, и за нарушение правил, установленных
в целях предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных
незаконным путем
Лица, виновные в легализации (отмывании) доходов, полученных
незаконным путем, и нарушении правил, установленных в целях
предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных
незаконным путем, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 17. Приведение правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ" И "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ"
Разработка проекта Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" и
связанного с ним проекта Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" обусловлена
усилением угрозы экономической безопасности страны от
криминализации хозяйственной деятельности, росту которой
способствует ослабление системы государственного контроля,
распространение незаконного предпринимательства на внутреннем
финансовом и потребительском рынках, а также во
внешнеэкономической деятельности.
По оценкам экспертов, размеры теневой (незаконной)
экономической деятельности в целом превысили уровень 25% валового
внутреннего продукта. Объем теневого розничного оборота товаров и
услуг достиг 58% их легального оборота на потребительском рынке.
До 40% алкогольной продукции, поступающей на внутренний рынок,
производится нелегально. По оценкам Госналогслужбы России,
незаконные доходы только от неуплаты акцизов составляют при этом
не менее 5 триллионов рублей. Незаконные доходы финансовых
компаний, полученные вследствие уклонения их от выполнения своих
обязательств перед вкладчиками, составили 20 триллионов рублей.
Расширению теневой экономики сопутствует устойчивый рост
экономической преступности, которая все в большей степени
приобретает черты легального предпринимательства. Общий размер
доходов, извлеченных только по выявленным преступлениям и
правонарушениям, достиг в 1996 году 10 триллионов рублей.
Количество уголовных дел об экономических преступлениях,
направленных в суд в течение первого полугодия 1997 года, в том
числе по тяжким преступлениям, увеличилось более чем в два раза.
Основная часть доходов от незаконной, в том числе преступной
деятельности в сфере экономики используется для расширения
экономической базы теневого и криминального предпринимательства,
проникновения на гарантированные и высокодоходные рынки вложения
капитала в Российской Федерации, вывоза капитала за рубеж,
достижения иных целей, связанных с неконтролируемым вводом
средств, составляющих такие доходы, в легальный оборот
(легализацией).
Действующие механизмы правовой ответственности и контроля не
обеспечивают эффективной и последовательной борьбы с этим опасным
социальным явлением. Законодательство об уголовной ответственности
за легализацию (отмывание) незаконных доходов (статья 174
Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с
1 января 1997 года) не в полной мере использует возможности
противодействия этому преступлению уголовно-правовыми мерами.
Кроме того, предупреждение и пресечение такой деятельности не
может быть обеспечено применением исключительно уголовно-правовых
мер. Международный опыт показывает, что для противодействия
указанным негативным явлениям в сфере экономики необходимы
согласованные меры административного и финансового контроля за
операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и
имуществом, включая меры ответственности за нарушение правил
ведения таких операций.
Разработка данных законопроектов обусловлена также вступлением
Российской Федерации в Совет Европы, повлекшим обязательство
приведения законодательства в соответствие с требованиями
Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и
конфискации доходов от преступной деятельности".
Законопроектами предусматривается создание системы
организационных и правовых мер, необходимых для обеспечения
эффективного противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных не только в результате совершения преступления, но и
иным незаконным путем. Это обусловлено рамками уголовной
ответственности за данное деяние, установленными Уголовным
кодексом Российской Федерации (статья 174), согласно которым
преступлением является легализация (отмывание) именно незаконных
доходов. Неправомерно было бы разрабатывать систему мер
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных лишь в
результате совершения преступления, тогда как те же действия с
доходами, полученными иным незаконным путем, также являются
преступлением. Кроме того, анализ размеров доходов от нелегальной
экономической деятельности и способов их извлечения показывает,
что экономическую основу прогрессирующей криминализации
хозяйственной деятельности образуют доходы, полученные как
преступным, так и незаконным путем.
В соответствии с этим предлагается установить:
дополнительные требования к идентификации участников операций
с денежными средствами или иным имуществом, их регистрации,
хранению документации о финансовых операциях;
перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в связи
с наличием признаков незаконности происхождения денежных средств
или иного имущества, являющихся предметом данной операции;
обязанность кредитных и иных организаций, осуществляющих
финансовые операции, при наличии признаков операций, подлежащих
обязательному контролю, сообщать об этом уполномоченному
государственному органу;
доступ государственных органов, при выполнении ими
обязанностей по предупреждению, выявлению, изъятию и конфискации
доходов, полученных незаконным путем, к материалам кредитных и
иных организаций, осуществляющих финансовые операции, в т.ч.
материалам, составляющим коммерческую и банковскую тайну;
освобождение от ответственности за нарушение банковской,
коммерческой или иной профессиональной тайны юридических и
физических лиц, правомерно сообщающих уполномоченным
государственным органам сведения о финансовых операциях,
подлежащих обязательному контролю.
Законопроектами определена компетенция и разграничены предметы
ведения правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с
легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем,
предусмотрены меры международного сотрудничества в этой области.
Предусмотрено внесение изменений и дополнений в Уголовный
кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный
закон "О банках и банковской деятельности".
Признаются преступлениями с применением соответствующих мер
уголовной ответственности:
незаконный отказ в предоставлении налоговому органу, органу
дознания, предварительного следствия, прокурору и суду сведений о
фактах совершения юридическими или физическими лицами операций с
денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному
контролю;
умышленное разглашение сведений о мерах, принимаемых
уполномоченными государственными органами по предупреждению
легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.
Предусматривается, что лицо, способствовавшее раскрытию
преступления, связанного с легализацией (отмыванием) незаконных
доходов, и добровольно передавшее государству денежные средства
или иное имущество, составляющее такие доходы, освобождается от
уголовной ответственности за действия по их легализации.
Предлагается ввести административную ответственность за
следующие деяния, способствующие легализации незаконных доходов:
умышленное нарушение установленных правил бухгалтерского учета
и отчетности, обеспечивающих их полноту и достоверность;
нарушение правил регистрации операций с денежными средствами
или иным имуществом и хранения регистрационных документов.
Законопроектом предусмотрено возложение на Госналогслужбу
России и Федеральную службу России по валютному и экспортному
контролю функций по сбору и анализу сведений о финансовых
операциях, подлежащих обязательному контролю. Возложение указанных
функций на Госналогслужбу предложено Правительством Российской
Федерации.
Реализация Федерального закона Российской Федерации "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
незаконным путем" потребует увеличения численности штата
сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации
в центральном аппарате на 15 человек и территориальных органах -
на 255 человек с годовым фондом оплаты труда примерно 8 млрд.
рублей и потребует увеличения численности штата сотрудников
Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в
центральном аппарате на 10 человек и территориальных органах - на
25 человек с годовым фондом оплаты труда примерно 1,5 млрд.
рублей, т.е. всего для указанных организаций - 9,5 млрд. рублей. С
учетом увеличения численности сотрудников в системе банковской
деятельности на 0,5% дополнительные затраты на оплату труда
составят 74,0 млрд. рублей.
Согласно расчетам, произведенным Минэкономики России,
реализация мер, предусмотренных представленными законопроектами,
повлечет дополнительное пополнение доходной части бюджета, которое
превысит расходы на эти цели в 6 - 55 раз.
В работе над законопроектами принимали участие ведущие
специалисты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД
России, МВЭС России, Минюста России, Минфина России, Минэкономики
России, Банка России, МИДа России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК
России, ВЭКа России, Госналогслужбы России, а также ученые ВНИИ
МВД России, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при
Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Концепция и проект Федерального закона "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" были
представлены на экспертизу в авторитетную международную
организацию - Специальную группу по принятию финансовых мер для
борьбы с отмыванием денег (группу ФАТФ), где дано положительное
заключение, а также рассмотрены и одобрены Советом по безопасности
предпринимательства при Торгово-промышленной палате Российской
Федерации.
Принятие законопроектов позволит расширить полномочия
правоохранительных и контролирующих органов и значительно
активизировать их работу по обеспечению правопорядка в сфере
экономики.
------------------------------------------------------------------
|