ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 1997 г. N 1449
О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленный Министерством иностранных дел
Российской Федерации согласованный с Генеральной прокуратурой
Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
проект Соглашения о сотрудничестве государств - участников
Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью
(прилагается), разработанный в соответствии с федеральной целевой
программой по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
17 мая 1996 г. N 600 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, N 22, ст. 2696), Межгосударственной программой
совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными
видами опасных преступлений на территории государств - участников
Содружества Независимых Государств на период до 2000 года,
утвержденной решением Совета глав государств Содружества
Независимых Государств от 17 мая 1996 года, и Национальным планом
Российской Федерации по реализации указанной Межгосударственной
программы, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1427 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5800).
2. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации
представить от имени Российской Федерации проект Соглашения,
указанный в пункте 1 настоящего Постановления, в Исполнительный
секретариат Содружества Независимых Государств для согласования с
государствами - участниками Содружества Независимых Государств и
внесения на рассмотрение Совета глав правительств Содружества
Независимых Государств, разрешив вносить в ходе согласования в
прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие
принципиального характера.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Государства - участники Содружества Независимых Государств,
далее именуемые Сторонами,
учитывая положения документов Организации Объединенных Наций и
Содружества Независимых Государств, принятых в области
предупреждения преступности и осуществления уголовного правосудия,
принимая во внимание Конвенцию о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января
1993 года, а также Межгосударственную программу совместных мер
борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных
преступлений на территории государств - участников Содружества
Независимых Государств на период до 2000 года, утвержденную
решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств
от 17 мая 1996 года,
выражая озабоченность масштабами и тенденциями развития
преступности, особенно в ее организованных формах,
исходя из стремления обеспечить надежную защиту от
посягательств на жизнь и здоровье, права и свободы, честь и
достоинство человека, интересы общества и государства,
придавая важное значение международному сотрудничеству в
области соблюдения общепризнанных прав и свобод человека,
исходя из принципов равноправия и взаимовыгодного
сотрудничества,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. Стороны будут через свои компетентные органы осуществлять
сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее
организованных формах, в соответствии с положениями настоящего
Соглашения и при соблюдении своего законодательства и
международных обязательств.
2. Компетентные органы Сторон перечислены в Приложении,
которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Каждая из Сторон уведомляет другие Стороны о внесении
изменений в перечень своих компетентных органов.
3. Компетентные органы Сторон в целях выполнения настоящего
Соглашения сносятся друг с другом непосредственно.
Территориальные подразделения компетентных органов Сторон в
целях выполнения настоящего Соглашения могут устанавливать
непосредственные контакты в порядке, определяемом компетентными
органами Сторон.
Статья 2
Стороны будут сотрудничать в предупреждении, пресечении,
выявлении и раскрытии преступлений, в особенности следующих
деяний:
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и
достоинства личности;
преступления против собственности, в том числе хищения
автотранспортных средств и связанные с этим незаконные операции;
незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и
отравляющих веществ и взрывных устройств, а также ядерных и
радиоактивных материалов;
торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами;
незаконная миграция;
незаконный оборот наркотических средств и психотропных
веществ;
преступления в сфере экономической деятельности, в том числе
налоговые преступления, легализация (отмывание) доходов от
преступной деятельности, контрабанда;
экологические преступления;
незаконный оборот культурных и исторических ценностей.
Статья 3
В целях реализации положений статьи 2 настоящего Соглашения
компетентные органы Сторон будут, в частности, осуществлять
сотрудничество в следующих формах:
обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях
и причастных к ним физических и юридических лицах;
исполнение запросов о проведении оперативно-разыскных
мероприятий;
розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или
отбывания наказания, а также без вести пропавших;
обмен информацией о новых видах наркотических средств и
психотропных веществ, появившихся в незаконном обороте,
технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а
также о новых методах исследования и идентификации наркотических
средств и психотропных веществ;
розыск и возвращение в установленном порядке похищенных
предметов, имеющих номера или специфические отличительные
признаки, в том числе автотранспорта и огнестрельного оружия, а
также номерных ценных бумаг и паспортов (удостоверений личности);
обмен информацией о юридических лицах и объектах
собственности, используемых для легализации (отмывания) доходов от
преступной деятельности;
обмен опытом работы, в том числе проведение стажировок,
консультаций, семинаров и учебных курсов, а также информацией о
новых способах и средствах совершения преступлений и опытом по их
расследованию;
обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами,
содействие в приобретении учебной и методической литературы;
проведение совместных научных исследований по проблемам,
представляющим взаимный интерес;
обмен на взаимовыгодной основе научно-технической информацией;
координация действий по пресечению преступлений и деятельности
лиц, совершивших преступления или готовящихся к их совершению.
Статья 4
1. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения
осуществляется на основании запросов компетентных органов Сторон
об оказании содействия.
Информация может быть предоставлена другой Стороне без
запроса, если имеются основания полагать, что она представляет
интерес для этой Стороны.
2. Запрос об оказании содействия направляется в письменной
форме. В безотлагательных случаях запросы могут передаваться
устно, однако после этого они должны быть незамедлительно
подтверждены письменно.
3. При возникновении сомнения в подлинности или содержании
запроса об оказании содействия может быть запрошено его
подтверждение.
4. Запрос об оказании содействия должен содержать:
а) наименование компетентного органа запрашивающей Стороны и
компетентного органа запрашиваемой Стороны;
б) изложение существа дела;
в) указание цели и обоснование запроса;
г) содержание запрашиваемого содействия.
5. В той мере, в какой это необходимо и возможно, запрос об
оказании содействия должен также содержать:
а) имена и фамилии, клички, гражданство лиц, имеющих отношение
к делу, даты и места их рождения, занятие, места жительства и
пребывания;
б) наименования и места нахождения юридических лиц, имеющих
отношение к делу;
в) описание деяния или события, а по уголовным делам -
квалификацию деяния в соответствии с законодательством
запрашивающей Стороны и текст применяемого положения закона;
г) перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ;
д) описание особого порядка, которому необходимо следовать при
исполнении запроса, и обоснование этой необходимости;
е) любую другую информацию, которая может быть полезна для
исполнения запроса, включая соответствующие документы.
6. Запрос об оказании содействия, переданный или
подтвержденный в письменной форме, подписывается руководителем
компетентного органа запрашивающей Стороны и скрепляется гербовой
печатью.
Статья 5
1. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения
отказывается полностью или частично, если запрашиваемая Сторона
полагает, что исполнение запроса может нанести ущерб ее интересам
либо противоречит ее законодательству или международным
обязательствам.
2. В оказании содействия может быть отказано, если деяние, в
связи с которым поступил запрос, не является преступлением по
законодательству запрашиваемой Стороны.
3. В случае принятия решения об отказе в исполнении запроса
запрашивающая Сторона письменно уведомляется об этом с указанием
причин отказа.
Статья 6
1. Если исполнение запроса об оказании содействия не входит в
компетенцию органа, получившего запрос, данный орган
незамедлительно передает его соответствующему компетентному органу
запрашиваемой Стороны и уведомляет об этом запрашивающую Сторону.
2. При необходимости запрашиваемая Сторона вправе запросить
дополнительные сведения, необходимые, по ее мнению, для исполнения
запроса.
3. Компетентные органы запрашиваемой Стороны принимают все
необходимые меры для обеспечения быстрого, полного и качественного
исполнения запроса.
При наличии обстоятельств, препятствующих или существенно
задерживающих исполнение запроса, об этом незамедлительно
уведомляется компетентный орган запрашивающей Стороны.
4. При исполнении запроса применяется законодательство
запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающей Стороны
может быть применено ее законодательство, если это не противоречит
законодательству или международным обязательствам запрашиваемой
Стороны.
5. Если компетентный орган запрашиваемой Стороны считает, что
исполнение запроса может помешать уголовному преследованию или
иному производству, осуществляемому на территории запрашиваемой
Стороны, он может отложить исполнение запроса или связать его
исполнение с соблюдением условий, определенных в качестве
необходимых после консультаций с компетентным органом
запрашивающей Стороны. Если запрашивающая Сторона принимает
содействие запрашиваемой Стороны на таких условиях, она должна
соблюдать эти условия.
6. Запрашиваемая Сторона при наличии просьбы компетентного
органа запрашивающей Стороны принимает все необходимые меры для
обеспечения конфиденциальности запроса и его содержания.
Компетентный орган запрашиваемой Стороны в случае невозможности
исполнения запроса с условием сохранения его конфиденциальности
информирует об этом компетентный орган запрашивающей Стороны,
который решает, следует ли исполнять запрос на таких условиях.
7. Компетентный орган запрашиваемой Стороны при наличии
просьбы компетентного органа запрашивающей Стороны информирует его
о ходе исполнения запроса.
8. Компетентный орган запрашиваемой Стороны в возможно более
короткие сроки информирует компетентный орган запрашивающей
Стороны о результатах исполнения запроса.
Статья 7
1. Запрашиваемая Сторона может обратиться к запрашивающей
Стороне с просьбой о том, чтобы она не использовала без
предварительного согласия компетентного органа запрашиваемой
Стороны результаты исполнения запроса, полученные в соответствии с
настоящим Соглашением, в иных целях, чем те, которые были указаны
в запросе. В таких случаях запрашивающая Сторона соблюдает
указанные ограничения использования результатов запроса.
2. Запрашиваемая Сторона может обратиться к запрашивающей
Стороне с просьбой о том, чтобы результаты исполнения запроса,
полученные в соответствии с настоящим Соглашением, не разглашались
или использовались только на условиях, которые могут быть ею
оговорены. Если запрашивающая Сторона принимает результаты
исполнения запроса на таких условиях, то она должна соблюдать эти
условия.
3. Положения настоящей статьи не исключают использования в
иных целях или разглашения результатов исполнения запроса, если
законодательством запрашивающей Стороны предусмотрена обязанность
действовать таким образом. В этом случае запрашивающая Сторона
обязательно заранее уведомляет запрашиваемую Сторону о возможном и
предполагаемом таком использовании или разглашении результатов
исполнения запроса.
Статья 8
1. Стороны принимают в рамках своего законодательства и своих
возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее
использование метода контролируемой поставки запрещенных к обороту
предметов и веществ на основе взаимоприемлемых договоренностей, в
том числе с участием любой третьей стороны, с целью выявления лиц,
участвующих в незаконном обороте предметов и веществ, и их
уголовного преследования.
2. Решение об использовании метода контролируемой поставки
принимается компетентными органами заинтересованных Сторон в
каждом отдельном случае с учетом риска для общественной
безопасности и финансовых договоренностей, а также достигнутого
Сторонами взаимопонимания в отношении юрисдикции.
3. Предметы и вещества, контролируемые поставки которых
осуществляются в соответствии с достигнутыми между Сторонами
договоренностями, в том числе с участием любой третьей стороны,
могут быть перехвачены и использованы для дальнейшей перевозки с
сохранением или изъятием либо полной или частичной их заменой с
соблюдением законодательства Стороны, осуществляющей такие
действия.
Статья 9
Стороны с учетом своего законодательства на основе взаимности
будут в соответствующих случаях осуществлять согласованные меры по
обеспечению безопасности лиц, а в случае необходимости - и их
близких родственников, показания или действия которых имеют или
могут иметь важное значение для предупреждения или пресечения
деятельности организованных преступных групп либо расследования
или судебного рассмотрения уголовных дел.
Статья 10
В целях реализации настоящего Соглашения заинтересованные
компетентные органы Сторон заключают при необходимости соглашения
межведомственного характера.
Статья 11
1. Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут
возникать в ходе выполнения настоящего Соглашения, если в каждом
конкретном случае не будет согласован иной порядок.
2. Стороны могут в случае необходимости оказывать друг другу
безвозмездную помощь, в том числе оборудованием и материалами,
необходимыми для решения конкретных задач по борьбе с
преступностью.
Статья 12
Компетентные органы Сторон при осуществлении сотрудничества
используют в качестве рабочего языка русский язык.
Статья 13
1. Представители Сторон или их компетентных органов будут при
необходимости проводить рабочие встречи и консультации с целью
рассмотрения вопросов укрепления и повышения эффективности
сотрудничества на основании настоящего Соглашения.
2. Стороны и их компетентные органы будут решать все спорные
вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или
применением положений настоящего Соглашения, путем консультаций и
переговоров.
Статья 14
Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и
обязательств Сторон по иным международным договорам, участниками
которых они являются, в том числе по вопросам выдачи и оказания
правовой помощи по уголовным делам.
Статья 15
1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.
2. Любая из Сторон может выйти из настоящего Соглашения по
истечении 6 месяцев с даты уведомления об этом Исполнительного
секретариата Содружества Независимых Государств.
Совершено в г. __________ "___" ___________ 199__ года в одном
подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Исполнительном секретариате Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему
настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую
Республику
За Республику Молдова
За Республику Армения
За Российскую Федерацию
За Республику Белоруссия
За Республику Таджикистан
За Грузию
За Туркменистан
За Республику Казахстан
За Республику Узбекистан
За Киргизскую Республику
За Украину
Приложение
к Соглашению о сотрудничестве
государств - участников Содружества
Независимых Государств в борьбе
с преступностью
ПЕРЕЧЕНЬ
КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Азербайджанская Республика -
Республика Армения -
Республика Белоруссия -
Грузия -
Республика Казахстан -
Киргизская Республика -
Республика Молдова -
Российская Федерация - Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Государственный таможенный
комитет Российской Федерации
Федеральная служба безопасности
Российской Федерации
Федеральная служба налоговой
полиции Российской Федерации
Федеральная пограничная служба
Российской Федерации
Республика Таджикистан -
Туркменистан -
Республика Узбекистан -
Украина
------------------------------------------------------------------
|