ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 1997 г. N 1897-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЬГОТ ПО ПРОЕЗДУ НА ВСЕХ ВИДАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
ГОРОДСКОГО, ПРИГОРОДНОГО И МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
порядке возмещения предоставляемых гражданам Российской Федерации
льгот по проезду на всех видах общественного транспорта
городского, пригородного и местного сообщения", внесенный
Мурманской областной Думой.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике до 20 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЬГОТ ПО ПРОЕЗДУ НА ВСЕХ ВИДАХ
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДСКОГО, ПРИГОРОДНОГО
И МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ
Настоящий Федеральный закон в соответствии с пунктом 5
статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает
организационные и правовые основы возмещения расходов, возникающих
у транспортных организаций вследствие предоставления гражданам
Российской Федерации льгот по проезду на всех видах общественного
транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме
такси), определенных законодательными и иными нормативно-правовыми
актами органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Статья 1. Установить, что возмещение транспортным организациям
расходов, возникающих вследствие предоставления льгот по проезду
на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и
местного сообщения (кроме такси) осуществляется из средств:
- федерального бюджета по льготам, установленным органами
государственной власти Российской Федерации;
- бюджетов субъектов Российской Федерации по льготам,
установленным органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
- местных бюджетов по льготам, установленным органами местного
самоуправления.
Финансовые средства из федерального бюджета на возмещение
вышеуказанных расходов ежегодно предусматриваются в нем отдельной
строкой в виде субвенций субъектам Российской Федерации.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛЬГОТ ПО ПРОЕЗДУ НА ВСЕХ ВИДАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
ГОРОДСКОГО, ПРИГОРОДНОГО И МЕСТНОГО СООБЩЕНИЯ"
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют
нормативно-правовые акты различных уровней государственной власти,
предоставляющие право льготного и бесплатного проезда в
общественном транспорте более чем 50 категориям граждан,
должностных лиц и военнослужащих, что составляет 58,8 процента от
общего количества пассажиров, перевозимых в Мурманской области.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II, ст. 790, п. 5)
предусматривает, что: "В случаях, когда в соответствии с законом
или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по
провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа,
понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной
организации за счет средств соответствующего бюджета".
До 1993 года все расходы, связанные с предоставлением
бесплатного и льготного проезда в общественном транспорте,
компенсировались из федерального бюджета. После 1993 года
компенсация затрат на эти цели была возложена на субъекты
Федерации. Предполагалось, что принятая за основу сложившаяся база
будет ежегодно индексироваться и учитываться при рассмотрении
бюджета региона в правительстве.
Однако это обстоятельство Министерством финансов Российской
Федерации практически игнорировалось и в последние годы при
определении сумм трансфертов области не учитывалось.
Министерством обороны Российской Федерации не возмещаются
расходы на бесплатную перевозку военнослужащих в городском,
пригородном и местном сообщении, как это предусмотрено Законом
Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и соответствующим
постановлением Правительства Российской Федерации.
В сложившейся ситуации администрация Мурманской области
неоднократно обращалась в Правительство РФ, Министерства финансов,
обороны, транспорта РФ с просьбой решить вопрос по возмещению
транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой
льготных категорий населения. В своем обращении в адрес
Председателя Правительства РФ и Председателя Государственной Думы
РФ (N 01-08/276 от 11.03.96) администрация области предлагала
установить централизованный порядок расчетов с транспортными
предприятиями через Министерство финансов РФ. Однако до настоящего
времени решений по этому вопросу не принято. Более того,
Министерством финансов РФ при формировании бюджета Мурманской
области на 1996 год не было предусмотрено выделение средств из
федерального бюджета на возмещение расходов по перевозке льготных
категорий пассажиров в соответствии с принятыми законами и
постановлениями федеральных органов власти. В свою очередь,
фактическое исполнение областного бюджета в 1996 году позволило
профинансировать автопредприятия только в размере 48,4 млрд. руб.
или 44 процентов от необходимого. В результате автотранспортные
предприятия, обеспечивающие пассажирские перевозки в Мурманской
области, находятся в настоящее время в критическом финансовом
положении. Так, общая кредиторская задолженность этих предприятий
по состоянию на 01.01.97 превысила 83,8 млрд. руб., в том числе:
по платежам в бюджеты всех уровней - 7,4 млрд. руб., в
государственные внебюджетные фонды - 31,4 млрд. руб., по выплате
заработной платы - 19,8 млрд. руб. В течение последних четырех лет
практически не обновлялся подвижной состав, степень изношенности
которого составляет 70 процентов.
Полагаем, что аналогичная ситуация с возмещением расходов
транспортных организаций по бесплатной перевозке пассажиров в
городском, пригородном и местном сообщении имеет место и в других
субъектах Российской Федерации, а наиболее оптимальным решением
данной проблемы явилось бы принятие федерального закона о порядке
финансирования таких расходов.
Принятие Закона "О порядке возмещения предоставляемых
гражданам Российской Федерации льгот по проезду на всех видах
общественного транспорта городского, пригородного и местного
сообщения" не потребует отмены, изменения или дополнения ранее
принятых законов и иных нормативно-правовых актов, дополнительных
расходов.
Председатель
постоянной комиссии
В.В.ЛАДАН
------------------------------------------------------------------
|