ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 1997 г. N 1885-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАЛОГЕ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
налоге на пользование объектами животного мира", внесенный
Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам до 30 ноября 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и
финансам совместно с Комитетом Государственной Думы по природным
ресурсам и природопользованию при доработке указанного
законопроекта ко второму чтению учесть следующие концептуальные
замечания:
положения проекта Федерального закона "О налоге на пользование
объектами животного мира" необходимо привести в соответствие с
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" и Федеральным законом "О животном мире",
предусмотрев введение платежей за пользование объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами, а также изложив название
законопроекта в новой редакции: "О плате за пользование объектами
животного мира и водными биологическими ресурсами";
предельные размеры платы за пользование объектами животного
мира и водными биологическими ресурсами установить непосредственно
указанным законопроектом, предусмотрев при этом, что
дифференцированные размеры платы за пользование объектами
животного мира и водными биологическими ресурсами могут
устанавливаться Правительством Российской Федерации (органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
в рамках платы за пользование объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами учесть специфику взимания
платежей за пользование водными биологическими ресурсами, в
частности предусмотрев зачисление в федеральный бюджет всех
платежей за использование водных биологических ресурсов,
находящихся в федеральной собственности, на территории Российской
Федерации, а также водных биологических ресурсов континентального
шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;
уточнить нормы статьи 1 указанного законопроекта с учетом
положений Федерального закона "О животном мире", имея в виду, что
платежи за пользование объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами должны осуществлять граждане (в том числе
иностранные) и юридические лица (в том числе иностранные), имеющие
лицензию на право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами.
4. Предложить Правительству Российской Федерации представить в
Государственную Думу предложения по установлению размеров платы за
пользование объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАЛОГЕ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА
Принят
Государственной Думой
Одобрен
Советом Федерации
Статья 1. Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога на пользование объектами животного
мира (далее в настоящем разделе - налога) признаются предприятия,
организации и физические лица, осуществляющие на территории
Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или)
исключительной экономической зоны пользование объектами животного
мира, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством
Российской Федерации о животном мире.
Налогоплательщики налога на пользование объектами животного
мира далее в настоящем разделе именуются налогоплательщиками.
Статья 2. Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается пользование объектами
животного мира, подлежащее лицензированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации о животном мире.
Статья 3. Налоговая база
1. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого
вида (группы) объектов или способа пользования животным миром,
указанных (установленных) в соответствующей лицензии (разрешении).
2. Налоговая база определяется как:
- стоимость добытых объектов животного мира или стоимость
продукции, полученной в результате пользования объектами животного
мира, исчисленная исходя из рыночных цен;
- количество объектов животного мира (охотничьих животных или
водных биоресурсов), подлежащее изъятию;
- количество дней, в течении которых производится изъятие
определенной группы объектов животного мира (охоты или
рыболовства).
Статья 4. Налоговые ставки
1. Минимальные и максимальные налоговые ставки в зависимости
от условий пользования объектами животного мира устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
2. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются
органами исполнительной власти совместно со специально
уполномоченными государственными органами по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира при выдаче
лицензии (разрешения) на право пользования объектами животного
мира исходя из затрат пользователей объектами животного мира.
3. При сверхлимитном и нерациональном пользовании объектами
животного мира налоговые ставки, установленные в лицензии
(разрешении), увеличиваются в 10 раз.
4. При пользовании объектами животного мира без
соответствующей лицензии налоговые ставки увеличиваются в 20 раз
по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении
такого пользования на основании лицензии.
Положения настоящей части не могут служить основанием для
освобождения налогоплательщика, осуществляющего пользование
объектами животного мира без соответствующей лицензии, от
ответственности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации.
Статья 5. Налоговые льготы
1. От уплаты налога освобождаются следующие категории
налогоплательщиков:
1) представители коренных малочисленных народов Крайнего
Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, устанавливаемому
Правительством Российской Федерации), для которых охота и
рыболовство являются основой существования. Такое освобождение от
уплаты налога распространяется только на объемы (количество)
объектов животного мира, выловленных (добытых) в пределах мест
постоянного проживания для личных нужд;
2) налогоплательщики, искусственно вырастившие в принадлежащих
им или арендованных хозяйствах объекты животного мира, а также
вырастившие и расселившие в угодьях диких животных за счет
собственных средств;
3) инвалиды I и II групп в части пользования объектами
животного мира исключительно для личных нужд (в пределах норм,
утвержденных региональными органами исполнительной власти).
Настоящее положение не распространяется на пользование редкими
или исчезающими видами флоры и фауны;
4) органы охраны объектов животного мира, осуществляющие
пользование объектами животного мира в целях изучения их запасов и
промышленной экспертизы, в части, относящейся к указанной
деятельности;
5) общественные объединения охотников, рыболовов и созданные
ими организации, осуществляющие за счет собственных средств
охрану, рациональное использование и воспроизводство объектов
животного мира, сохранение и восстановление среды их обитания.
2. Региональные органы законодательной (представительной)
власти вправе предоставлять отдельным категориям
налогоплательщиков и другие налоговые льготы в пределах сумм
налога, поступающих в соответствующий региональный бюджет.
Статья 6. Определение суммы налога. Порядок и сроки уплаты
налога
1. Налогоплательщики, осуществляющие долгосрочное пользование
объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии,
определят сумму налога самостоятельно.
Сумма налога определяется по итогам каждого отчетного или
налогового периода исходя из соответствующих налоговой ставки и
налоговой базы с учетом налоговых льгот.
Уплата налога по итогам каждого отчетного или налогового
периода производится не позднее, чем через 20 календарных дней
после истечения этого периода. При этом, в те же сроки
налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту
пользования объектами животного мира налоговую декларацию, а по
месту учета - копию этой налоговой декларации.
Отчетный период устанавливается как:
1) каждый квартал календарного года - для малых предприятий и
физических лиц;
2) каждый календарный месяц - для остальных
налогоплательщиков.
2. Налогоплательщикам, осуществляющим краткосрочное
пользование объектами животного мира на основании именной разовой
лицензии, сумма налога определяется органом, выдающим лицензию.
Сумма налога определяется исходя из налоговой ставки и
налоговой базы, определяемых с учетом налоговых льгот.
Уплата налога производится при выдаче лицензии. Налоговая
декларация при этом не представляется.
Статья 7. Порядок зачисления налога
Суммы налога распределяются между федеральным бюджетом и
бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении
соответственно 40 и 60 процентов.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты
всей суммы или части суммы от указанного налога, поступающей в их
бюджеты.
Статья 8. Инструкции по применению налога
Инструкции по применению налога издаются Государственной
налоговой службой Российской Федерации по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с
1 января 1998 года.
Президент
Российской Федерации
Москва, Кремль
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПО ВОПРОСАМ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вносимые проекты федеральных законов по вопросам
налогообложения подготовлены в соответствии с решениями, принятыми
трехсторонней рабочей Комиссией по обсуждению основных
характеристик федерального бюджета на 1998 год. Принятие этих
законопроектов необходимо для уточнения доходной части
федерального бюджета в проекте Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1998 год" в соответствии с решениями, принятыми
указанной Комиссией, а также реализации ряда мер по
совершенствованию налогового законодательства, предусмотренных
Налоговым кодексом Российской Федерации, еще до принятия этого
документа.
Основные положения внесенных предложений состоят в следующем.
1. Предлагается включить в перечень федеральных налогов, имея
в виду их введение уже с 1 января 1998 года, водного налога,
налога на пользование объектами животного мира и лицензионного
сбора на производство и реализацию алкогольной продукции. При
этом, предложения по водному налогу и налогу на пользование
объектами животного мира подготовлены во исполнение уже
действующих Водного кодекса Российской Федерации и Закона
Российской Федерации "О животном мире". Что касается лицензионного
сбора на производство и реализацию алкогольной продукции, то этот
платеж вводится в соответствии с Федеральным законом "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции".
Для реализации этих предложений подготовлены и вносятся
отдельные федеральные законы по указанным налоговым платежам, а
также необходимые поправки в Закон Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации".
2. Предлагается поправка в Закон Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации",
предусматривающая включение в перечень местных налогов, которые
могут вводиться органами местного самоуправления, налога с продаж.
С инициативой введения такого налога еще до введения Налогового
кодекса выступили ряд субъектов Российской Федерации, а в
некоторых из них (Нижегородская область, Хабаровский край и
другие) он уже введен.
3. Вносятся поправки в Федеральный закон "О налоге на покупку
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в
иностранной валюте", предусматривающие увеличение с 1 января
1998 года ставки этого налога с 0,5 процента до 1 процента.
4. Уточняется действующий Закон Российской Федерации "О налоге
на добавленную стоимость", имея в виду отказ с 1 января 1998 года
от применения льготной ставки НДС по продовольствию и товарам
детского ассортимента и введение единой ставки этого налога в
размере 20 процентов.
5. Вносятся изменения и дополнения в Закон Российской
Федерации "Об акцизах", предусматривающие индексацию с 1 января
1998 года действующих ставок акцизов в соответствии с изменением
цен (кроме акциза на нефть), расширение круга применения
специфических ставок по подакцизным товарам, а также переход при
уплате акцизов на метод "по отгрузке". Кроме этого,
предусматривается подтверждение на законодательном уровне
фактически действующего акциза на услуги по транспортировке нефти
по территории Российской Федерации.
6. Предлагается внесение изменений в Закон Российской
Федерации "О подоходном налоге с физических лиц",
предусматривающее с 1 января 1998 года отмену действующей льготы
по освобождению от уплаты подоходного налога военнослужащих и
приравненных к ним категорий работников с компенсацией их потерь
за счет установления необлагаемого минимума по таким доходам.
7. В целях недопущения, в результате реализации указанных выше
мер, усиления налогового бремени на предприятия и граждан, а также
упрощения налоговой системы предлагается отменить с 1 января
1998 года 16 федеральных, региональных и местных налогов, не
предусмотренных проектом Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, предлагается упразднить налог на содержание жилищного
фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды
образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции,
благоустройство территории и другие цели, сбор за использование
наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их
основе слов и словосочетаний и некоторые другие налоги и сборы.
8. В связи с многочисленными обращениями субъектов Российской
Федерации вносятся предложения по уточнению с 1 января 1998 года
действующего порядка уплаты подоходного налога с физических лиц и
налога на имущество предприятий, предусматривающие перечисление
этих налогов за филиалы и иные обособленные подразделения
предприятий и организаций в бюджеты по месту нахождения указанных
филиалов и подразделений.
9. Предлагается внесение уточнений в Закон Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
предусматривающих снижение примерно в 3 раза действующего размера
пени за просрочку уплаты налоговых платежей, а также существенное
уменьшение (примерно в 6 раз) и унификацию размера штрафных
санкций за сокрытие доходов (прибыли) предприятиями и
организациями. Кроме этого, в указанный закон вносится положение о
возможности списания безнадежной задолженности по налогам, пеням и
штрафным санкциям в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Принятие Государственной Думой Федерального Собрания
Российской Федерации вносимых законопроектов позволит, с одной
стороны, сохранить в 1998 году доходную базу федерального, а также
региональных и местных бюджетов, а, с другой стороны, облегчит
переход предприятий, организаций и граждан к введению Налогового
кодекса Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
|