ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 1997 г. N 1882-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
государственной политике по обеспечению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения".
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам
до 12 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы Г.В. КУЛИКОМ,
Н.М. ХАРИТОНОВЫМ, А.А. ЧЕРНЫШЕВЫМ,
Г.И. ЧУРКИНЫМ, В.С. ШЕВЕЛУХОИ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО
ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные направления
государственной политики по обеспечению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения, определяет правовые и
организационно-экономические основы сохранения, воспроизводства и
рационального использования почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения и их почвенное
плодородие является достоянием народов Российской Федерации,
охраняемым и рационально используемым для удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской
Федерации в сельскохозяйственной продукции.
Регулирование отношений при обеспечении почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом их
экономического, экологического и социального значения.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения -
способность почвы удовлетворять потребности растений в питательных
веществах, воздухе, биологической и физико-химической среде и на
этой основе обеспечивать урожай сельскохозяйственных культур.
Почвенное плодородие естественное - плодородие земель
сельскохозяйственного назначения, определяемое природными запасами
питательных веществ в почве и другими факторами формирования
урожая сельскохозяйственных культур.
Нормирование уровня почвенного плодородия - установление
системы показателей состояния почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения для целей оценки, контроля и
учета.
Рациональное использование почвенного плодородия - эффективное
ведение сельскохозяйственного производства при сохранении и
повышении почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения и обеспечении охраны окружающей природной среды
Воспроизводство почвенного плодородия - поддержание
продуктивности земель сельскохозяйственного назначения на
определенном уровне в пределах, благоприятных для роста и развития
растений и окружающей природной среды путем систематического
проведения агротехнических, агрохимических мелиоративных и
противоэрозионных мероприятии
Деградация почв - разрушение физических, биологических и
агрохимических свойств почв, приводящее к снижению продуктивности
почв или полной ее потере
Агротехнические мероприятия - действия, направленные на
сохранение, воспроизводство и повышение почвенного плодородия
путем использования научно обоснованных приемов возделывания
сельскохозяйственных культур
Агрохимические мероприятия - проведение работ, направленных на
сохранение, воспроизводство и повышение почвенного плодородия
путем научно обоснованного применения удобрений, мелиорантов.
средств защиты растений и других агрохимикатов при обеспечении
безопасности окружающей природной среды.
Мелиоративные мероприятия - проведение культурно-технических
работ, работ по улучшению физических и химических свойств почв
земель сельскохозяйственного назначения
Противоэрозионные мероприятия - проведение работ по борьбе с
водной, ветровой, механической эрозией почв
Агрохимическое обслуживание - комплекс экологически безопасных
мероприятий и услуг по обеспечению сельскохозяйственных
товаропроизводителей удобрениями, мелиорантами, средствами защиты
растений, техникой и технологиями для их применения и выполнение
агрохимических, фитосанитарных мероприятий, мероприятий по
химической мелиорации земель, добыча торфа сельскохозяйственного
назначения.
Статья 2. Цели и задачи Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является определение
основ государственной политики, правовое обоснование мер по
обеспечению сохранения, воспроизводства, рационального
использования почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения при хозяйственной деятельности исходя из принципов
устойчивого удовлетворения потребностей населения в
сельскохозяйственной продукции и сырье на основе научно
обоснованного многоцелевого использования земель
сельскохозяйственного назначения при сохранении и улучшении
состояния окружающей природной среды.
Статья 3. Правовое регулирование в области почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Правовое регулирование в области почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с
Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Глава 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 4. Государственная политика по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Основные направления государственной политики по охранению,
воспроизводству и рациональному использованию почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения включают:
установление полномочий и ответственности Правительства
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов по вопросам обеспечения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
разработку и утверждение в установленном порядке
законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам
обеспечения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
государственное регулирование деятельности по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
финансовое, ресурсное, производственное, научное и кадровое
обеспечение мероприятий по сохранению и воспроизводству,
рациональному использованию и повышению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения;
экономическое стимулирование собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов земельных участков за повышение
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
государственный контроль за выполнением законодательства
Российской Федерации, правил, стандартов, норм и других
нормативных документов по вопросам обеспечения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в осуществлении
государственной политики по обеспечению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения
К полномочиям Российской Федерации в осуществлении
государственной политики по обеспечению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения относятся:
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых
актов, устанавливающих общие принципы государственной политики по
обеспечению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
реализация основных направлений государственной политики по
обеспечению почвенного плодородия и экологической безопасности
земель сельскохозяйственного назначения;
разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых
программ сохранения и повышения почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
формирование и контроль за целевым использованием средств на
финансирование мероприятий по сохранению, воспроизводству и
повышению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
определение обязательных нормативов допустимых воздействий на
земли сельскохозяйственного назначения при проведении
агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и
противоэрозионных мероприятий;
координация деятельности органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в
осуществлении государственной политики по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
К полномочиям субъектов Российской Федерации по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
относятся:
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
разработка, утверждение и реализация региональных целевых
программ сохранения и повышения почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ
сохранения, воспроизводства и повышения почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения;
осуществление государственного контроля за состоянием,
воспроизводством и рациональным использованием почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской
Федерации.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в
осуществлении государственной политики по обеспечению плодородия
земель сельскохозяйственного назначения
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по
обеспечению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения в соответствии с законодательством Российской федерации
о местном самоуправлении и Земельным кодексом Российской
Федерации.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ,
ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 8. Права собственников, владельцев, пользователей и
арендаторов земельных участков по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных
участков имеют право:
использовать естественное почвенное плодородие своих
сельскохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной
продукции;
проводить агротехнические, агрохимические, фитосанитарные и
противоэрозионные мероприятия, включая применение удобрений,
мелиорантов, химических и биологических средств защиты растений,
разрешенных для применения в сельском хозяйстве, для сохранения,
воспроизводства и повышения почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения и роста урожайности
сельскохозяйственных культур;
проводить мероприятия по химической мелиорации,
предусмотренные Федеральным законом "О мелиорации земель";
получать достоверную информацию о состоянии и динамике
почвенного плодородия на своих земельных участках;
получать компенсацию за убытки, причиненные в результате
снижения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения по вине юридических лиц, граждан или в результате
стихийного бедствия;
иметь другие права, если их реализация не противоречит
требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
Статья 9. Обязанности собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов земельных участков по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных
участков обязаны:
сохранять, рационально использовать, обеспечивать
воспроизводство и повышение почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
вести хозяйственную деятельность способами, обеспечивающими
сельскохозяйственных угодий, а также исключающими или
ограничивающими негативное воздействие на окружающую природную
среду;
возмещать убытки от снижения почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
соблюдать обязательные нормы, регламенты и правила проведения
агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и противоэрозионных
мероприятий;
своевременно представлять в соответствующие органы
исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и
проведение мероприятий по химической мелиорации;
содействовать проведению агрохимического, фитосанитарного и
эколого-токсикологического обследования сельскохозяйственных
угодий;
информировать органы исполнительной власти о фактах деградации
почв на земельных участках, находящихся в их владении или
пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные земельным
законодательством Российской Федерации.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 10. Основы государственного регулирования состояния
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Государственное регулирование в области рационального
использования, сохранения, воспроизводства и повышения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется
посредством управления, нормирования, учета, контроля состояния
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и
лицензирования деятельности в области агрохимического обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Статья 11. Управление в области почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
Управление в области рационального использования, сохранения,
воспроизводства и повышения почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения осуществляют Правительство
Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления.
Реализацию государственной политики и координацию деятельности
в области рационального использования, сохранения и
воспроизводства почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения осуществляют специально уполномоченные Правительством
Российской Федерации государственные органы, осуществляющие
координацию и регулирование деятельности в сельском хозяйстве, в
области земельных ресурсов, охраны окружающей природной среды,
санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 12. Доклад о состоянии почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации ежегодно перед утверждением
федерального бюджета представляет Федеральному Собранию Российской
Федерации национальный доклад о состоянии почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации и
предпринятых мерах государственного регулирования и
государственной поддержки, включая отчет об использовании средств
федерального бюджета, выделенных на эти цели.
Статья 13. Государственные программы повышения почвенного
плодородия сельскохозяйственных угодий
В целях реализации требований настоящего Федерального закона
осуществляются разработка и реализация долгосрочных, среднесрочных
и краткосрочных специальных государственных целевых программ,
предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на
повышение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения. Долгосрочные федеральные целевые программы повышения
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
утверждает Государственная Дума по представлению Правительства
Российской Федерации. Среднесрочные и краткосрочные федеральные
целевые программы утверждает Правительство Российской Федерации.
Региональные и местные целевые программы повышения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются
и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Статья 14. Государственное нормирование в области обеспечения
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Государственное нормирование почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения и проведения агротехнических,
агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных
мероприятий осуществляется путем установления стандартов, норм,
правил, гигиенических нормативов, распорядительных, инструктивных,
методических и иных документов.
Стандарты, правила, регламенты, распорядительные,
инструктивные, методические и иные документы по вопросам
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения и
агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей утверждаются и принимаются уполномоченными на
то органами государственной власти или организациями в пределах их
полномочий.
Статья 15. Учет состояния почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
Учет состояния почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения представляет собой сбор и
обобщение результатов почвенно-агрохимического, фитосанитарного и
эколого-токсикологического обследования земель
сельскохозяйственного назначения, данных систематического контроля
за количественными и качественными изменениями почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение
достоверными сведениями о состоянии почвенного плодородия органов
государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических
лиц.
Порядок учета состояния почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения устанавливает Правительство
Российской Федерации.
Статья 16. Система агрохимического обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления содействуют созданию и развитию единой
системы агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Система агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей включает специализированные в этой области
деятельности государственные предприятия и организации,
производственные сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные
товарищества и общества.
Предприятия и организации, в том числе сельскохозяйственные
кооперативы, осуществляющие агрохимическое обслуживание
сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях координации
своей деятельности, защиты общих интересов могут создавать
объединения в форме союзов (ассоциаций) организаций по
агрохимическому обслуживанию в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 17. Основные направления агрохимического обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей
Агрохимическое обслуживание сельскохозяйственных
товаропроизводителей осуществляется в следующих направлениях:
проведение агрохимического, фитосанитарного и эколого -
токсикологического обследования земель сельскохозяйственного
назначения и мониторинга состояния плодородия почв;
определение и проведение мероприятий по сохранению,
воспроизводству и повышению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, включая мероприятия по
химической мелиорации, внесение удобрений, применение химических и
биологических средств защиты растений, противоэрозионные
мероприятия; снабжение сельскохозяйственных товаропроизводителей
удобрениями, мелиорантами почв, химическими и биологическими
средствами борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений;
организация добычи и рационального использования торфа
сельскохозяйственного назначения и продуктов его переработки,
местных известковых и гипсосодержащих материалов;
предоставление собственникам, владельцам, пользователям и
арендаторам земельных участков специальной техники для выполнения
агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных
мероприятий.
Статья 18. Государственная агрохимическая служба
Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации
государственный орган по управлению почвенным плодородием земель
сельскохозяйственного назначения, входящий в состав федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего координацию и
регулирование деятельности в сельском хозяйстве, и организации,
непосредственно осуществляющие оценку, контроль и учет состояния
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения,
разработку проектов агрохимических мероприятий и мероприятий по
химической мелиорации, образуют единую систему - государственную
агрохимическую службу.
Положение о государственной агрохимической службе утверждается
Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Основные направления деятельности государственной
агрохимической службы
Государственная агрохимическая служба в соответствии с
настоящим Федеральным законом:
проводит единую научно-техническую политику по сохранению,
воспроизводству и рациональному использованию почвенного
плодородия и экологической безопасности земель
сельскохозяйственного назначения;
организует разработку и реализацию федеральных программ
повышения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
участвует в разработке и реализации территориальных
(региональных) и местных программ повышения почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения;
проводит почвенно-агрохимическое, фитосанитарное и эколого -
токсикологическое обследования сельскохозяйственных угодий;
осуществляет учет, контроль и оценку состояния почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
осуществляет контроль за сохранением, воспроизводством и
рациональным использованием почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
разрабатывает и выдает собственникам, владельцам,
пользователям, арендаторам земельных участков проекты на
выполнение агрохимических, фитосанитарных мероприятий и
мероприятий по химической мелиорации земель;
определяет эффективность агрохимических и фитосанитарных
мероприятий и мероприятий по химической мелиорации земель;
осуществляет контроль за качеством и безопасностью
агрохимикатов, используемых для повышения почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения;
проводит сертификацию почв земельных участков, грунтов
сельскохозяйственного назначения и агрохимикатов;
выдает заключения органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления о выдаче,
приостановке действия и отзыве лицензий на осуществление
деятельности по агрохимическому обслуживанию сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
осуществляет информационное обеспечение собственников,
пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков по
вопросам почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения и агрохимического обслуживания по их заявкам.
Статья 20. Государственный контроль за рациональным
использованием, сохранением, воспроизводством и повышением
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Государственный контроль за рациональным использованием,
сохранением, воспроизводством и повышением почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения осуществляют специально
уполномоченные Правительством Российской Федерации государственные
органы, осуществляющие координацию и регулирование деятельности в
сельском хозяйстве, по управлению земельными ресурсами, охране
окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Задачей государственного контроля за рациональным
использованием, сохранением и воспроизводством почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения является
соблюдение собственниками, владельцами, пользователями и
арендаторами утвержденных в установленном порядке показателей и
норм по плодородию земель сельскохозяйственного назначения,
стандартов, норм, правил проведения агротехнических,
агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и противоэрозионных
мероприятий.
Статья 21. Мониторинг состояния почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
Мониторинг состояния почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения является составной частью
государственной системы мониторинга земель и представляет собой
систему наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики
изменения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения.
Порядок ведения мониторинга почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения определяется Правительством
Российской Федерации.
Статья 22. Сертификация почв земельных участков, грунтов и
агрохимикатов
Почвы земельных участков, грунты сельскохозяйственного
назначения и агрохимикаты подлежат обязательной сертификации.
Организация и проведение обязательной сертификации почв
земельных участков, грунтов сельскохозяйственного назначения и
агрохимикатов осуществляются в соответствии с Федеральным законом
"О сертификации продукции и услуг".
Статья 23. Лицензирование деятельности в области
агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей
Деятельность юридических лиц и граждан в области
агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей осуществляется на основании специального
разрешения (лицензии), если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации.
Виды деятельности в области агрохимического обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащие
лицензированию, и порядок лицензирования этих видов деятельности
определяется Правительством Российской Федерации.
К выполнению агрохимических, мелиоративных и фитосанитарных
мероприятий допускаются:
граждане (физические лица), профессиональная подготовка и
состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил
безопасности;
юридические лица, имеющие соответствующие производственные
помещения, оборудование и работников, удовлетворяющих требованиям,
указанным в настоящей статье.
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 24. Основные направления государственной поддержки
деятельности по обеспечению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
Государственная поддержка сохранения, воспроизводства,
повышения и рационального использования почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по
следующим направлениям:
стимулирование инвестиционной деятельности собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов земель
сельскохозяйственного назначения, формирований по агрохимическому
обслуживанию, предприятий по производству удобрений, добыче и
переработке торфа, а также банков и кредитных кооперативов,
направленной на повышение почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
формирование инфраструктуры агрохимического обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей на федеральном,
региональном и местном уровнях;
создание льготных условий использования государственных
финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а
также научно-технических разработок и технологий по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения для
предприятий и организаций всех форм собственности;
размещение государственного заказа на производство удобрений,
мелиорантов, средств защиты растений, добычи торфа
сельскохозяйственного назначения и производства продуктов его
переработки для реализации целевых программ повышения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
организация фундаментальных и прикладных научных исследований
по проблемам сохранения, воспроизводства и рационального
использования почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров.
Статья 25. Финансовая поддержка деятельности по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Финансовая поддержка собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов земель сельскохозяйственного назначения,
сельскохозяйственных снабженческих, обслуживающих и кредитных
кооперативов, предприятий и организаций по агрохимическому
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо
от форм собственности, осуществляющих мероприятия по
воспроизводству и повышению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, добычу торфа
сельскохозяйственного назначения и его переработку, оказывается
посредством:
освобождения от отдельных видов налогов;
частичного или полного возмещение налога на добавленную
стоимость на удобрения, химические мелиоранты, средства защиты
растений;
исключения из базы налогообложения инвестиций, направленных на
повышение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения и на создание инфраструктуры агрохимического
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей;
льготного кредитования поставщиков удобрений, мелиорантов,
средств защиты растений, торфа сельскохозяйственного назначения и
продуктов его переработки, предприятий - исполнителей
агрохимических и фитосанитарных работ, в пределах сумм,
определенных в бюджете для поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
выделения из государственного лизингового фонда средств на
приобретение специальной техники для проведения агрохимических,
фитосанитарных мероприятий, мероприятий по химической мелиорации;
добычи и переработки торфа и противоэрозионных мероприятий;
установления дифференцированных (региональных и сезонных)
тарифов на транспортирование удобрений, мелиорантов, средств
защиты растений, торфа сельскохозяйственного назначения и
продуктов его переработки.
Статья 26. Финансирование мероприятий по обеспечению
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Финансирование мероприятий по сохранению, воспроизводству
повышению и рациональному использованию почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения осуществляется за счет:
средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу
исполнительной власти, осуществляющему координацию и регулирование
в области сельского хозяйства;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
средств собственников, владельцев, пользователей, арендаторов
земель сельскохозяйственного назначения; кредитов банков,
кредитных и страховых кооперативов;
других, не запрещенных законом, источников.
Статья 27. Фонды финансирования мероприятий по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
1. Для решения задач сохранения и воспроизводства почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения создается
единая система государственных фондов почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, объединяющая федеральный фонд,
региональные и местные фонды повышения почвенного плодородия почв.
2. Фонды образуются из средств, поступающих от собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов земель
сельскохозяйственного назначения:
земельного налога;
арендной платы за землю;
налога с продаж сельскохозяйственной продукции,
продовольственных товаров, пива, ликероводочной продукции в
размере 1 процента от суммы розничной реализации;
доходов от процентов по льготным кредитам, выделенных фондом.
3. Финансовое обеспечение федеральных мероприятий по
рациональному использованию, сохранению и воспроизводству
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
осуществляет Федеральный фонд, создаваемый Правительством
Российской Федерации.
Положение о Федеральном фонде утверждается Правительством
Российской Федерации.
Федеральный фонд является заказчиком федеральной целевой
программы повышения почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения.
4. Региональные и местные фонды финансирования мероприятий по
обеспечению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения формируют соответствующие органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
5. К основным задачам фондов относятся:
предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной
основе при осуществлении программ по повышению почвенного
плодородия сельскохозяйственных угодий, развития инфраструктуры
агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей, насыщения товарного рынка удобрений,
мелиорантов, средств защиты растений, торфа сельскохозяйственного
назначения и продуктов его переработки, специализированных машин и
оборудования для выполнения агротехнических, агрохимических,
мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных работ, добычи и
переработки торфа в соответствии с действующим законодательством;
выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по
обязательствам организаций и предприятий, осуществляющих
агрохимическое обслуживание сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
участие в создании и развитии инфраструктуры агрохимического
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей;
организация сбора, обработки правовой, экономической и иной
информации, представляющей интерес для сельскохозяйственных
товаропроизводителей и организаций, осуществляющих агрохимическое
обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, изучение
конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков материально-технических
ресурсов, используемых при обеспечении почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения, предоставление
консультативной и организационно-методической помощи при
разработке программ и проектов в области агрохимического
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.
6. Запрещается расходование средств фондов на цели, не
связанные с сохранением и воспроизводством почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 28. Ресурсное и производственно-техническое обеспечение
мероприятий по обеспечению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс
мероприятий по обеспечению сельскохозяйственных
товаропроизводителей удобрениями, мелиорантами, средствами защиты
растений и другими материалами, включая торф сельскохозяйственного
назначения и продукты его переработки, специализированными
технологиями и оборудованием для проведения агрохимических,
мелиоративных, противоэрозионных и фитосанитарных работ,
содействуют развитию формирований по агрохимическому обслуживанию,
созданию лизинговых фирм, специализированных оптовых рынков,
ярмарок и других объектов инфраструктуры агрохимического
обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей различных
форм собственности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления осуществляют меры по размещению
государственных заказов:
на производство и поставку сельскохозяйственным
товаропроизводителям удобрений, мелиорантов, средств защиты
растений, добычу торфа;
на производство продуктов его переработки, а также
специализированного оборудования и машин для выполнения
агрохимических, мелиоративных, противоэрозионных и фитосанитарных
работ.
Ресурсное и производственно-техническое обеспечение
агрохимического обслуживания сельского хозяйства осуществляется на
льготных условиях. При этом предприятия и организации различных
форм собственности, осуществляющие агрохимическое обслуживание
сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользуются льготами в
порядке, установленном для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Статья 29. Научное обеспечение мероприятий по сохранению,
воспроизводству и рациональному использованию почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Научные исследования в области почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения и агрохимического обслуживания
сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляют научно -
исследовательские организации, высшие учебные заведения
сельскохозяйственного профиля, а также организации, входящие в
состав органов по управлению земельными ресурсами, охране
окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Указанные организации осуществляют разработку:
научно-технических программ по повышению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения;
показателей состояния почвенного плодородия с учетом
природно-сельскохозяйственного районирования земель
сельскохозяйственного назначения;
методик и технических средств для оценки, контроля и учета
состояния и динамики изменения почвенного плодородия
сельскохозяйственных угодий;
нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в
почве, в также вредных микроорганизмов и других биологических
веществ, нормативов предельно допустимых уровней радиационного
воздействия на почву, предельно допустимых норм применения
агрохимикатов;
методов, приемов и технологий проведения агротехнических,
агрохимических, фитосанитарных, мелиоративных и противоэрозионных
мероприятий, добыче торфа сельскохозяйственного назначения и его
переработки;
новых форм эффективных и экологически безопасных удобрений,
мелиорантов, средств защиты растений, включая продукты переработки
торфа;
систем информационного обеспечения сельскохозяйственных
товаропроизводителей по вопросам почвенного плодородия земель и
агрохимического обслуживания.
Статья 30. Подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления обеспечивают развитие системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров, участвующих в
проведении работ по обеспечению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения.
Учреждения и организации, осуществляющие подготовку,
переподготовку и повышение квалификации кадров для обеспечения
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения,
пользуются льготами в порядке, установленном действующим
законодательством.
Глава 6. ПРИРОДООХРАННЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И САНИТАРНО -
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕРОПРИЯТИЯМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 31. Экологические и санитарно-гигиенические требования
к агротехническим, агрохимическим, мелиоративным,
противоэрозионным, фитосанитарным мероприятиям
Осуществление агротехнических, агрохимических, мелиоративных,
противоэрозионных и фитосанитарных мероприятий не должно приводить
к снижению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения и ухудшению состояния окружающей природной среды.
Агротехнические, агрохимические, мелиоративные,
противоэрозионные и фитосанитарные мероприятия выполняются с
соблюдением земельного, водного, лесного законодательства
Российской Федерации, а также законодательства Российской
федерации об охране окружающей природной среды, о недрах, о
растительном мире и о животном мире.
Глава 7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ О СОСТОЯНИИ ПОЧВЕННОГО
ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 32. Разрешение споров, связанных с состоянием
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Споры, возникающие между гражданами (физическими лицами),
юридическими лицами по вопросам состояния почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения разрешаются судом или
арбитражным судом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации по обеспечению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения
Нарушение законодательства Российской Федерации по обеспечению
рационального использования, сохранения, воспроизводства и
повышения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения влечет за собой в установленном порядке
административную и уголовную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Возмещение ущерба, причиненного нарушением
законодательства Российской Федерации по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Граждане (физические лица) и юридические лица обязаны
возместить ущерб, причиненный ими плодородию земель
сельскохозяйственного назначения в результате нарушения
законодательства Российской Федерации по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения в порядке,
установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным
законодательством Российской Федерации.
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 35. Введение в действие настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его
официального опубликования.
Поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Агропромышленный комплекс России располагает 210,9 млн. га
сельскохозяйственных угодий, в том числе 130 млн. га пашни. Однако
значительная часть этой площади находится в достаточно суровых
климатических условиях и имеет низкое естественное почвенное
плодородие. По этой причине для получения единицы
сельскохозяйственной продукции в России требуется в два с лишним
раза больше затрат энергии по сравнению со странами Западной
Европы и США.
Более трети всех пахотных земель Российской Федерации
составляют кислые, солонцовые и засоленные почвы. Пахотные земли с
недостаточным содержанием подвижных форм фосфора составляют
68 млн. га, в том числе с низким и очень низким содержанием -
42 млн. га, с низким содержанием гумуса - 40 млн. га. На обширной
площади земель сельскохозяйственного назначения активно
проявляются процессы водной и ветровой эрозии.
Благодаря последовательно проводившейся в течении 30 лет
химизации сельскохозяйственного производства удалось существенно
поднять уровень почвенного плодородия, в том числе на 15 млн. га
сократить площади пахотных земель, нуждающиеся в известковании, на
25 млн. га - площади почв с низким содержанием фосфора, обеспечить
положительный баланс питательных веществ на пашне, снизить
засоренность посевов. Низкое естественное почвенное плодородие
земель было дополнено искусственным плодородием, созданным за счет
комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных и
противоэрозионных мероприятий. Тем были созданы условия для
устойчивого развития аграрного сектора экономики.
Но за последние пять лет произошли серьезные негативные
изменения в агропромышленном комплексе в целом и в состоянии
почвенного плодородия в частности. Из-за жесткого финансового
кризиса сельское хозяйство вынуждено было в 10 раз сократить
применение минеральных удобрений, в 5 раз - применение
органических удобрений. Практически прекращены работы по
известкованию кислых почв и гипсованию солонцовых земель, по
борьбе с сорняками, противоэрозионные мероприятия. Естественно,
это вызвало серьезные изменения параметров почвенного плодородия в
негативную сторону. Баланс питательных веществ на пашне вновь стал
отрицательным и вернулся на уровень 60-х годов, постоянно
расширяется зона кислых почв, усилилась зависимость урожая от
климатических факторов.
Анализ состояния сельскохозяйственного производства 1992 -
1996 годов показал, что основной причиной низких сборов
растениеводческой продукции является критическое состояние
основного средства производства АПК - пахотной земли. Ресурсы
плодородия, созданные природой и трудом работников аграрного
сектора за тридцать лет, уже исчерпаны. Дальнейшее падение
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения
угрожает продовольственной и экологической безопасности страны.
Недаром еще полтора столетия назад немецкий ученый Ю. Либих
сказал: "Причина возникновение и падения наций лежит в одном и том
же. Расхищение плодородия обуславливает их гибель, поддержание
этого плодородия - их жизнь и богатство".
Для решения задач сохранения, воспроизводства и повышения
плодородия земель сельскохозяйственного назначения неоднократно
принимались многочисленные и разноплановые решения на разных
уровнях управления, но большинство из них не выполнено. К
сожалению, до настоящего времени не сформулирована четкая
долгосрочная государственная политика по вопросу обеспечения
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Отдельные элементы этой политики нашли свое отражение в Земельном
кодексе, в Законах "О социальном развитии села", "Об охране
окружающей природной среды", "О плате за землю", "О мелиорации" и
ряде других федеральных законов. Неоднократно принимались
постановления Правительства по вопросам контроля за состоянием
почвенного плодородия и по обеспечению сельского хозяйства
минеральными удобрениями и средствами защиты растений, в том числе
разработана Федеральная целевая программа "Повышение плодородия
почв России", однако задания ее 1 этапа (1992 - 1995 гг.)
провалены по всем показателям. Аналогичная судьба и у региональных
программ. Разрозненные и краткосрочные меры, не подкрепленные
правовыми нормами и надежным источником финансирования, не дают
положительных результатов.
Цель настоящего законопроекта - правовое обоснование
долгосрочной государственной политики по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включающей
мероприятия, направленные на сохранение, воспроизводство и
рациональное использования плодородия почв в интересах нынешнего и
будущих поколений граждан Российской Федерации.
Основные элементы концепции законопроекта состоят в следующем:
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Реализация положений Федерального закона "О государственной
политике по обеспечению почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения" потребует средств на выполнение
комплекса агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных
мероприятий.
Осуществление мер по сохранению, воспроизводству и
рациональному использованию почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения возможно в рамках действующих
Федеральных целевых программ:
"Стабилизация и развитие агропромышленного производства в
Российской Федерации на 1996 - 2000 годы";
"Повышения плодородия почв России" (Плодородие);
а также соответствующих региональных целевых программ
повышения плодородия почв;
"Экологическая безопасность России" и связанных с ней программ
по экологии в регионах;
Инновационной программы "Сертификация и метрология".
Для финансирования мероприятий по воспроизводству и повышению
почвенного плодородия целесообразно привлечь средства Федерального
экологического фонда, поступивших в виде платы за загрязнение
земель сельскохозяйственного назначения.
Часть расходов на сохранение, воспроизводство и рациональное
использование почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения может быть через федеральные программы социально -
экономического развития регионов, а также целевые средства для
оказания финансовой поддержки регионов.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОТМЕНЕ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНОПРОЕКТА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Принятие Закона "О государственной политике по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не
влечет за собой отмены какого-либо федерального закона.
Принятие новых федеральных законов не требуется.
Внесение дополнений и изменений потребуется в следующие
федеральные законы, регламентирующие налогообложение и финансовую
поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в части затрат
на повышение почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения, а именно:
"О плате за землю";
"О налоге на прибыль предприятий и организаций";
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Принятие закона потребует разработки комплекса постановлений
Правительства Российской Федерации по вопросам, определенным в
соответствующих статьях закона.
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения
является достоянием народов Российской Федерации, главной
характеристикой ценности земель сельскохозяйственного назначения,
легко уязвимым, истощаемым и трудно возобновляющимся природным
ресурсом, охраняемым и рационально используемым для удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской
Федерации в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Основным условием стабильного развития агропромышленного
комплекса России и источником расширения сельскохозяйственного
производства является сохранение, воспроизводство и рациональное
использование почвенного плодородия при хозяйственной
деятельности.
Задача сохранения, воспроизводства почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения и его рационального
использования при хозяйственной деятельности имеет экономическое,
экологическое и социальное значение.
Экономическое значение почвенного плодородия определяется тем,
что, являясь естественным условием интенсификации земледелия, оно
способствует росту урожайности и валовых сборов
сельскохозяйственных культур при относительном (на единицу
продукции) снижении затрат материальных и трудовых ресурсов и тем
самым воздействует на экономическое благосостояние страны.
Почвенное плодородие имеет важное экологическое значение, так
как оно увеличивает ценность земель сельскохозяйственного
назначения не только как объектов производственной деятельности,
но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия
напрямую связано с экологической и продовольственной безопасностью
населения всех регионов России, тем самым является существенным
фактором социальной стабильности в стране.
Забота о сохранении, воспроизводстве и рациональном
использовании почвенного плодородия в интересах нынешнего и
будущих поколений граждан Российской Федерации - одна из функций
государства, которое должно иметь и эффективно использовать
правовые и экономические рычаги для сохранения, воспроизводства и
повышения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения. Отсутствие долговременной государственной политики по
данному вопросу может иметь негативные последствия для
экономической безопасности Российской Федерации.
Государственная политика по обеспечению почвенного плодородия
земель сельскохозяйственного назначения должна осуществляться
путем:
установления полномочий и ответственности Правительства
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления по вопросам обеспечения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
разработки и утверждения в установленном порядке
законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам
обеспечения почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения;
государственного регулирования деятельности по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
финансового, ресурсного, производственного и кадрового
обеспечения мероприятий по сохранению и воспроизводству и
рациональному использованию почвенного плодородия земель
сельскохозяйственного назначения;
осуществления государственного контроля за выполнением
законодательства Российской федерации, правил, стандартов, норм и
других нормативных документов по вопросам обеспечения почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Элементы государственной политики изложены в 37 статьях
проекта федерального закона, объединенных в 8 глав, в том числе:
Глава 1. Основные положения
В данной главе даны основные понятия, характеризующие
почвенное плодородие, агрохимические мероприятия и др., определены
цели и задачи настоящего Закона.
В главе 2. "Основы государственной политики по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
определены основные элементы государственной политики по вопросам
почвенного плодородия:
установление полномочий и ответственности федеральных органов,
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
государственное регулирование деятельности по обеспечению
почвенного плодородия;
финансовое ресурсное, производственное и кадровое обеспечение
этой деятельности;
экономическое стимулирование собственников и пользователей
земельных участков;
государственный контроль за состоянием почвенного плодородия.
В главе 3. "Права и обязанности собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов земельных участков по обеспечению
почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
определены права собственников и пользователей земельных участков
по вопросом почвенного плодородия и их ответственность за
сохранение, воспроизводство и рациональное использование
плодородия почв.
В главе 4. "Государственное регулирование состояния почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлены
элементы государственного регулирования почвенного плодородия:
управление, государственное нормирование, учет, государственный
контроль, сертификация, лицензирование деятельности по
агрохимическому обслуживанию сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
В главе 5. "Государственная поддержка деятельности по
обеспечению сохранения, воспроизводства и рациональному
использованию почвенного плодородия земель сельскохозяйственного
назначения" определены основные направления государственной
поддержки деятельности по обеспечению почвенного плодородия:
стимулирование инвестиционной деятельности собственников и
пользователей земельных участков, формирование инфраструктуры
агрохимического обслуживания сельскохозяйственных
товаропроизводителей, создание условий для эффективного
использования финансовых, материально-технических и информационных
ресурсов, научно-технических разработок и технологий, размещение
государственного заказа на производство удобрений, мелиорантов,
средств защиты растений и других агрохимикатов.
В главе 6. "Природоохранные, экологические и санитарно -
гигиенические требования к мероприятиям по обеспечению почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено
установление природоохранных требований к агрохимическим,
фитосанитарным, мелиоративным и противоэрозионным мероприятиям.
В главе 7. "Разрешение споров о состоянии плодородия земель
сельскохозяйственного назначения и ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации по обеспечению плодородия
земель сельскохозяйственного назначения" изложены правила
разрешения споров о состоянии почвенного плодородия,
ответственность за нарушение законодательства, правила возмещения
ущерба почвенному плодородию земель сельскохозяйственного
назначения.
В главе 8. "Заключительные положения" установлен порядок
введения закона в действие и приведения в соответствие действующих
нормативных правовых актов.
Закон "О государственной политике по обеспечении почвенного
плодородия земель сельскохозяйственного назначения" должен
рассматриваться как составная часть земельного законодательства и
его цель - ликвидация белых пятен в законодательстве Российской
Федерации и конкретизация правовых норм, установленных в общем
виде в Земельном кодексе. Уголовном кодексе. Гражданском кодексе.
Законе "Об охране окружающей природной среды", Законе "О
социальном развитии села", Законе "О мелиорации земель" и ряде
других законодательных актов.
------------------------------------------------------------------
|