ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 ноября 1997 г. N НФ/4853
В связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в
соответствии с правом давать разъяснения по вопросам применения
антимонопольного законодательства, предоставленным Законом РСФСР
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" (далее - Закон), ГАК России дает разъяснения по
применению ст. 18 Закона в порядке оказания методической помощи.
1. О порядке применения п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона
Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель приобретает основные производственные средства или
нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта -
юридического лица, то такая сделка подпадает под действие п. 1
(абзац 4) ст. 18 Закона (при условии соблюдения требований п. 2
ст. 18 Закона).
Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель приобретает основные производственные средства или
нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта -
индивидуального предпринимателя, то такая сделка не подпадает под
действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона.
Пример: 3 физических лица (каждое в отдельности) приобрели у
одного хозяйственного общества основные производственные средства,
составляющие более 10% от балансовой стоимости основных
производственных средств и нематериальных активов этого общества.
Данные сделки подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона.
Далее, физическое лицо - индивидуальный предприниматель
приобретает у указанных физических лиц основные производственные
средства хозяйственного общества. Данные сделки не подпадают под
действие п. 1 ст. 18 Закона.
2. Сделка приобретения акций
Согласно ст. 4 Закона под приобретением акций понимается
получение возможности осуществления прав голоса, воплощенных в
этих акциях. Согласно ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных
бумаг" приобретатель получает такую возможность только после:
а) внесения приходной записи по счету депо приобретателя - в
случае учета прав на ценные бумаги у депозитария;
б) внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя -
в случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя.
Поэтому при установлении нарушения ст. 18 Закона требуется
наличие факта заключения договора купли-продажи, залога,
доверительного управления и др. в совокупности с осуществлением
операции по внесению в реестр акционеров.
3. Механизм согласования с антимонопольными органами нескольких
сделок приобретения акций одного хозяйственного общества
Согласно п. 3.1.1 Положения о порядке представления
антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с
требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции..."
предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в п. 1
(абзац 2) ст. 18 Закона, требуется при каждом приобретении акций
(долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного
общества, если приобретатель (лицо, группа лиц) получит в
совокупности с уже имеющимися в его распоряжении право
распоряжаться более чем 20% акций (долей) с правом голоса
указанного хозяйственного общества.
Вместе с тем приобретатель может запросить согласие
антимонопольного органа на любой пакет акций. Лицо, получившее
разрешение антимонопольных органов на приобретение пакета акций
какого-либо хозяйственного общества, не обязано приобретать
указанные акции в полном объеме, а может приобрести указанные
акции поэтапно. При этом согласования каждой сделки с
антимонопольными органами не требуется до тех пор, пока не будет
сформирован пакет акций, указанный в разрешении антимонопольных
органов.
4. О применении п. 5 ст. 18 Закона
При избрании физического лица Генеральным директором -
единоличным исполнительным органом акционерного общества
предварительное согласие антимонопольных органов не требуется.
Вместе с тем согласно п. 5 ст. 18 Закона физическое лицо,
участвующее в советах директоров, исполнительных органах двух и
более хозяйствующих субъектов, при наличии условий, установленных
п. 5 ст. 18 Закона, должно направить в антимонопольные органы
соответствующее уведомление.
5. Соотношение ходатайств по п. 1 ст. 17 Закона и п. 1 ст. 18
Закона
При осуществлении реорганизации в виде присоединения одной
коммерческой организации к другой коммерческой организации
ходатайство в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона
подается коммерческой организацией, к которой присоединяются, т.е.
организацией, к которой в порядке правопреемства переходят активы,
имущество, акции, права присоединяемой организации.
В случаях, когда в результате присоединения коммерческой
организации к другой коммерческой организации к последней также
переходят права на акции (доли), превышающие 20% акций с правом
голоса в уставном капитале какой-либо организации, имевшиеся у
присоединяемой организации, лицо, получающее указанные акции
(доли), обязано обратиться в антимонопольные органы с ходатайством
в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона.
6. Действия антимонопольного органа при неуплате заявителем
платы за рассмотрение ходатайства
Антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении
ходатайства о совершении сделок и действий, предусмотренных п. 1
ст. 17 и п. 1 ст. 18 Закона, только по основаниям, содержащимся в
п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона.
В случае, если заявитель не оплатил рассмотрение ходатайства в
соответствии с порядком, установленным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 N 1284,
антимонопольный орган должен обратиться в арбитражный суд с иском
о взыскании платы за рассмотрение ходатайства.
7. Подпадает ли под действие ст. 18 Закона ситуация, когда
акционер получает более 20% голосующих акций в результате
уменьшения уставного капитала общества, и какова в таком случае
позиция антимонопольных органов?
Указанная ситуация подпадает под действие ст. 18 Закона.
Однако в данном случае Комитет полагает, что акционер,
получивший более 20% голосующих акций хозяйственного общества в
результате уменьшения уставного капитала этого общества, должен
только уведомить антимонопольный орган о приобретенных акциях, а
антимонопольный орган должен рассмотреть указанную сделку с
позиций п. 4 ст. 18 Закона.
8. О приобретении государственными органами субъектов
Российской Федерации акций (долей) в уставном капитале
хозяйственных обществ
Государственные органы субъекта Российской Федерации не вправе
самостоятельно выступать стороной в сделках, связанных с
приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных
обществ, поскольку такие сделки порождают участие в названных
обществах, что прямо запрещено в п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Исключение составляют случаи,
предусмотренные законодательными актами (Закон РСФСР "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления").
Государственные органы субъекта Российской Федерации вправе
выступать от имени соответствующего субъекта Российской Федерации
в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном
капитале хозяйственных обществ. При этом необходимо иметь в виду,
что возможность осуществления такого приобретения должна быть
закреплена в соответствующих актах (п. 1 ст. 125 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
Приобретение от имени субъекта Российской Федерации акций
(долей) хозяйственного общества должно осуществляться с
предварительного согласия антимонопольного органа при условии
соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона.
9. Общие требования к заключениям на ходатайства по ст. 18
Закона
Заключение должно содержать:
- наименование документа - Заключение,
- юридические адреса приобретателя и хозяйственного общества,
акции (доли), имущество, права в отношении которого приобретаются,
- размер пакета акций (долей), приобретаемого в результате
рассматриваемой сделки, и совокупный размер пакета акций (долей),
т.е. суммированный с уже имеющимся у приобретателя,
- решение по ходатайству в соответствии с п. 8.1.2 Положения о
порядке представления антимонопольным органам ходатайств и
уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона,
утвержденного Приказом ГКАП России от 13.11.1995 N 145.
Н.Е.ФОНАРЕВА
|