ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N НФ-4862
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
N БЕ-19-41/30
ПИСЬМО
от 11 ноября 1997 года
В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от
28.04.97 N 425 "О реформировании жилищно - коммунального хозяйства
в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской
Федерации от 18.09.97 "О программе демонополизации и развития
конкуренции на рынках жилищно - коммунальных услуг на 1998 -
1999 годы" ГАК России и Госстрой России предлагают территориальным
антимонопольным управлениям и государственным жилищным инспекциям
субъектов Российской Федерации в 1998 - 1999 гг. сосредоточить
свои усилия на следующих приоритетных направлениях деятельности:
- активное участие в реализации региональных программ
реформирования жилищно - коммунального хозяйства и в первую
очередь разделов, связанных с демонополизацией и развитием
конкуренции на рынках услуг жилищно - коммунального хозяйства;
- формирование конкурентных отношений в сфере обслуживания
муниципального и государственного жилищного фонда и предоставления
коммунальных услуг;
- проведение конкурсных отборов службы заказчика (управляющей
организации), а также подрядчиков для обслуживания жилого фонда,
ремонтов и выполнения других видов услуг;
- формирование системы договорных отношений между
собственником, заказчиком, подрядчиком и гражданами, проживающими
в жилых помещениях;
- контроль за процессами развития конкурентных отношений в
сфере деятельности субъектов жилищно - коммунального хозяйства, не
входящих в структуру естественных локальных монополий (текущие и
капитальные ремонты жилого фонда, обслуживание и ремонты лифтового
хозяйства, сбор и вывоз бытовых отходов, озеленение и
благоустройство территории, прокладка и ремонт подземных
коммуникаций, функции служб заказчика, снабженческие работы и
т.д.);
- усиление контроля за соблюдением законных прав потребителей
жилищно - коммунальных услуг;
- организация систематического информирования населения через
средства массовой информации о целях, задачах и опыте
реформирования жилищно - коммунального хозяйства.
На основании Соглашения между Государственным антимонопольным
комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом
Российской Федерации по жилищной и строительной политике о
сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере
жилищно - коммунального хозяйства (текст Соглашения прилагается)
территориальным управлениям ГАК России и государственным жилищным
инспекциям субъектов Российской Федерации следует выработать
совместные планы мероприятий и инициировать создание
межведомственных жилищных комиссий при администрациях субъектов
Российской Федерации.
Считаем необходимым территориальным управлениям ГАК России и
государственным жилищным инспекциям субъектов Российской Федерации
организовать систематическое изучение и анализ процессов
демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках
жилищно - коммунального хозяйства. Примерный перечень вопросов для
изучения процессов развития конкуренции прилагается.
О результатах проведения работ предлагаем не реже одного раза
в полугодие информировать ГАК России и Госстрой России. Первую
информацию просим представить к 01.03.98.
Председатель ГАК России
Н.Е.ФОНАРЕВА
Председатель Госстроя России
Е.В.БАСИН
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации
(ГАК России) и Государственный комитет Российской Федерации по
жилищной и строительной политике (Госстрой России), именуемые в
дальнейшем Сторонами, в целях реализации Указа Президента
Российской Федерации от 29.03.96 N 432 "О развитии конкуренции при
предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и
муниципального жилищных фондов" согласились о нижеследующем:
1. Сотрудничество между Сторонами осуществляется по следующим
основным направлениям:
контроль за соблюдением требований антимонопольного
законодательства при предоставлении населению коммунальных услуг;
определение направлений формирования конкурентной среды на
рынке жилищно - коммунальных услуг;
проведение обследования системы жилищно - коммунального
хозяйства в регионах с целью изучения процесса развития
конкуренции на рынке услуг по эксплуатации и ремонту жилищного
фонда, объектов инженерной инфраструктуры, коммунального
обслуживания потребителей и подготовки предложений по
демонополизации и повышению эффективности деятельности жилищно -
коммунального хозяйства.
2. Для выполнения настоящего Соглашения Стороны назначают
уполномоченных лиц.
3. Сотрудничество в соответствии с настоящим Соглашением
осуществляется в формах:
проведение совместных обследований рынков жилищно -
коммунальных услуг и обработка материалов;
обмен имеющейся информацией по вопросам конкурентной политики
в рассматриваемой сфере ЖКХ;
проведение совместных совещаний по разработке решений в
области развития конкуренции на рынках жилищно - коммунальных
услуг и подготовки соответствующих документов в Правительство
Российской Федерации;
разработка планов и программ реализации мер по вопросам
развития конкуренции в сфере ЖКХ.
4. Стороны проводят работы в рамках Плана мероприятий по
реализации Соглашения между ГАК России и Госстроем России о
сотрудничестве в области развития конкурентных отношений в сфере
жилищно - коммунальных услуг (Приложение).
5. Соглашение заключено на два года. Соглашение может быть
расторгнуто, продлено или в его текст могут быть внесены изменения
по согласованию Сторон.
Соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими
Сторонами.
За ГАК России
Первый заместитель Председателя
В.Е.ЦАПЕЛИК
1 августа 1997 г. N ВЦ/3282
За Госстрой России
Председатель
Е.В.БАСИН
8 августа 1997 г. N БЕ-19-37/28
Приложение
к письму ГАК России
N НФ-4862
и Госстроя России
N БЕ-19-41/30
от 11 ноября 1997 года
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА РЫНКАХ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
При проведении данной работы следует учитывать особенности
проведения реформы жилищно - коммунального хозяйства (далее - ЖКХ)
в:
- городах различного ранга населенности: малых, средних,
крупных и особо крупных городах - "миллионерах", а также в городах
на базе градообразующих предприятий и пр.;
- сельской местности, поселках городского типа и в закрытых
административных образованиях.
Кроме того, необходимо учитывать национально - исторические,
экономические, географические и климатические особенности
поселений и регионов, устройство ЖКХ и структуру застройки
(индивидуальная, коллективная).
Обследование проводится территориальными управлениями ГАК
России и государственными жилищными инспекциями субъектов
Российской Федерации совместно с администрациями субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Общие положения
Объекты обследования - взаимоотношения между хозяйствующими
субъектами сферы ЖКХ и их последствия.
Цель обследования - определение путей формирования
конкурентных отношений в ЖКХ.
Задачи обследования:
- проработка вопросов демонополизации и развития конкуренции в
ЖКХ на уровне субъектов Российской Федерации в свете федеральной
программы демонополизации ЖКХ;
- контроль состояния системы договорных отношений в сферах
управления и обслуживания жилищного фонда;
- оценка ситуации по разделению функций заказчика и
подрядчика, проведению конкурсов при отборе организаций для
выполнения работ по обслуживанию и ремонту (текущему и
капитальному) жилищного фонда, благоустройству территорий, вывозу
бытовых отходов, прокладке и ремонту коммуникаций и др.;
- оказание помощи органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по определению сферы локальных естественных
монополистов в ЖКХ;
- оценка порядка ценообразования в ЖКХ и факторов снижения цен
(тарифов);
- оценка активности населения в реформировании ЖКХ (через
территориальное самоуправление, формирование товариществ
собственников жилья).
Результаты изучения - информация с выводами и предложениями по
демонополизации и развитию конкуренции на рынке ЖКУ
(представляется в адрес органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, ГАК России и Госстроя России).
Примерный перечень вопросов
1. Функциональная структура ЖКХ изучаемого населенного пункта.
2. Участвуют ли территориальные органы ГАК России и
государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации
в реформировании ЖКХ, в чем проявляется это участие (в проведении
конкурсов, участии в аудите, нормотворчестве, просветительстве
и т.д.)?
3. Участвовали ли территориальные органы ГАК России и
государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации
в разработке региональных программ реформирования ЖКХ, в том числе
по вопросам демонополизации и созданию конкурентной среды в
отраслях ЖКХ?
4. Имеется ли в регионе комиссия по реформе ЖКХ (кто входит в
состав, каковы ее задачи и функции)? Содержание и опыт работы
комиссии.
5. Опыт формирования товарищества собственников жилья. Роль
органов ТОС (территориального общественного самоуправления) в
реформировании ЖКХ.
6. Развивается ли конкуренция в сфере управления жилищным
фондом:
- проводят ли местные администрации конкурсный отбор
управляющих компаний (служб заказчика), организаций - подрядчиков.
7. Существуют ли договорные отношения между организациями,
выполняющими функции заказчика, и подрядчиками - хозяйствующими
субъектами различных форм собственности, выполняющими работы по
обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовой территории? Кто
при этом выполняет функции заказчика (укажите организации) и кто
его финансирует? Приведите конкретные примеры.
8. Как оформляются договорные отношения в сфере найма жилья
между собственником жилья (или уполномоченным им лицом) -
наймодателем и нанимателем жилого помещения?
9. Организована ли информация для потребителей жилищно -
коммунальных услуг (далее - ЖКУ) управляющими организациями о
структуре тарифов на ЖКУ, о стандартах на ЖКУ и др.?
10. Какие факторы влияют на снижение качества коммунальных
услуг (по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, снабжению
горячей водой, электроснабжению, газоснабжению, вывозу бытовых
отходов, текущему ремонту зданий, лифтовому хозяйству) и пути их
устранения по каждой отрасли?
11. На примере отдельных предприятий в различных отраслях ЖКХ
проанализировать структуру тарифов на оказание коммунальных услуг
населению, дать оценку их обоснованности и указать (постатейно)
резервы снижения затрат и, соответственно, тарифов.
12. Кто осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию
(услуги) учреждений и организаций жилищно - коммунального
хозяйства?
Обеспечивается ли независимость органов регулирования от
хозяйствующих субъектов?
Являются ли процедуры регулирования тарифов открытыми, а
информация доступной для потребителей, СМИ и общественности?
13. Внедряются ли энерго- и ресурсосберегающие мероприятия (в
т.ч. установка приборов учета)?
Имеются ли (в городе, районе, субъекте Российской Федерации)
экономические механизмы стимулирования энерго- и
ресурсосбережения?
Заключительные положения (выводы)
1. Какие виды услуг ЖКХ должны быть отнесены к естественным
монополиям и почему?
2. Какие виды услуг ЖКХ должны быть переведены в конкурентную
среду?
3. По услугам, не относящимся к естественным монополиям:
- перечень услуг, по которым может осуществляться конкурентный
отбор;
- перечень услуг, по которым может развиваться свободная
конкуренция в случае выделения структуры, осуществляющей эти
услуги, в качестве самостоятельного юридического лица.
4. Какие виды деятельности должны остаться в ведении
муниципальных служб, а что должно перейти к хозяйствующим
субъектам (на коммерческую основу)?
5. Имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, препятствующие
ходу реформ (организационные, правовые, в том числе отсутствие или
недостатки действующих нормативных актов, финансовые и др.), и
пути их решения.
Перечень вопросов, на которые необходимо получить ответы,
может быть расширен. При наличии в регионе положительного опыта
проведения работы по демонополизации и развитию конкурентных
отношений в сфере ЖКХ информацию необходимо направлять в ГАК
России и Госстрой России.
Справочно
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти
проводятся следующие работы по совершенствованию методической и
нормативно - правовой базы антимонопольного регулирования в сфере
жилищно - коммунального хозяйства:
1. ГАК России и Госстрой России разрабатывают общие положения
законодательства о регулировании деятельности естественных
монополий на локальных товарных рынках, на основании которых
целесообразна разработка законов субъектов Российской Федерации по
регулированию деятельности естественных монополий жилищно -
коммунального хозяйства.
2. Минэкономики России, Минтопэнерго России, ФЭК России, ГАК
России и Госстрой России готовят предложения по упорядочению
ценовой и тарифной политики в отношении естественных монополий на
оптовом рынке тепловой и электрической энергии и локальных
товарных рынках, влияющей на формирование тарифов на жилищно -
коммунальные услуги.
|