ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 1997 г. N ГКПИ 97-405
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в лице судьи Верховного Суда Федина А.И.,
при секретаре Богатко Л.Н.,
с участием прокурора Диордиевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Крючкова С.Н. на Приказ Министра путей сообщения Российской
Федерации N 5-ц от 17 марта 1997 г.,
установил:
Крючков С.Н. обратился в Верховный Суд с жалобой на Приказ
Министра путей сообщения N 5-ц от 17 марта 1997 г. "О
совершенствовании организации заработной платы работников, занятых
в основной деятельности железных дорог", сославшись на то, что
этот нормативный акт в нарушение требований Конституции и
постановлений Президента Российской Федерации и Правительства не
прошел государственную регистрацию и не опубликован официально.
Представитель Министерства путей сообщения Российской
Федерации возражал против удовлетворения жалобы, утверждая, что
обжалуемый Приказ не подлежит регистрации в Министерстве юстиции
Российской Федерации, поскольку не затрагивает права, свободы и
обязанности человека и гражданина.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации
фактически поддержал жалобу Крючкова, пояснив, что обжалуемый
нормативный акт затрагивает права и обязанности заявителя (как
гражданина и работника железной дороги), и Министерство путей
сообщения обязано было направить этот Приказ на государственную
регистрация в Министерство юстиции Российской Федерации, что
сделано не было.
Заслушав объяснения Крючкова С.Н. и его представителей -
Максимова И.С. и Курочкина В.Д., поддержавших доводы жалобы,
представителя Министерства путей сообщения Российской Федерации
Китаева Н.А., возражавшего против удовлетворения жалобы,
объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации
Соловьевой Д.В., исследовав письменные доказательства, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Диоредиевой О.Н.,
полагавшей жалобу Крючкова С.Н. обоснованной, Верховный Суд
находит, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с ч. III ст. 15 Конституции Российской
Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В силу пунктов 8 и 10 Указа Президента нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина,
устанавливающие правовой статус организаций или имеющие
межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в
Министерстве юстиции, подлежат обязательному официальному
опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих
сведения, составляющие государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера; нормативные правовые акты Федеральных
органов исполнительной власти, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в
установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не
вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении
споров.
В судебном заседании установлено, что оспариваемый заявителем
нормативный акт Министерства путей сообщения Российской Федерации
N 5-ц от 17 марта 1997 г. направлен Министерством в отделения
железных дорог для исполнения, однако государственную регистрацию
в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошел и не был
опубликован для всеобщего сведения.
Данные обстоятельства подтверждены письмами Министерства
юстиции Российской Федерации от 1 августа 1997 г. (л.д. 3) и от
5 ноября 1997 г. (л.д. 16), а также объяснениями представителя
Минюста Российской Федерации Соловьевой Л.В., данными в настоящем
судебном заседании.
Представитель Министерства путей сообщения данные
обстоятельства полностью подтвердил.
Суд считает, что оспариваемый Крючковым С.Н. Приказ
затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина,
поскольку данным актом утверждена отраслевая единая тарифная сетка
по оплате труда работников, занятых в основной деятельности
железных дорог; условия оплаты труда этих работников и перечень
профессий высококвалифицированных рабочих, оплата труда которых
при выполнении важных и ответственных работ производится по
тарифным ставкам (окладам), исходя из 9 и 10 разрядов, т.е. в
частности, объективно затрагивает предусмотренное ст. 37
Конституции право каждого на труд и вознаграждение за труд.
При таком положении изданный Министерством путей сообщения
Российской Федерации Приказ N 5-ц от 17 марта 1997 г. -
нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти
нельзя признать законным (действующим) и подлежащим применению в
какой-либо части, как принятый с нарушением требований Конституции
Российской Федерации и установленного приведенным выше Указом
Президента Российской Федерации порядка.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231 - 232 и 239-8 ГПК
РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации,
решил:
Приказ Министра путей сообщения Российской Федерации N 5-ц от
17 марта 1997 г. "О совершенствовании организации заработной платы
работников, занятых в основной деятельности железных дорог"
признать незаконным (недействующим) со дня его издания.
Решение Верховного Суда Российской Федерации обжалованию и
опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
|