ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 1997 г. N 22-05/5368
О ПОДГОТОВКЕ ЗАПРОСОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ
И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ОФФШОРНЫХ ЗОН
В 1997 году значительно возросло количество запросов
территориальных таможенных органов Российской Федерации
относительно получения документальной и иной информации из
оффшорных зон. Это увеличение обусловлено стремлением участников
внешнеэкономической деятельности уйти из-под контроля таможенных
органов, затруднить им сбор необходимой информации при проведении
проверок, таможенных расследований.
Наиболее активно ими используются такие оффшорные центры как
острова Мен, Джерси, Гернси; Британские Виргинские острова, штат
Делавер (США), Лихтенштейн, Мальта, Кипр, Сингапур, Ирландия.
Зарегистрированные в этих центрах компании получают особый статус,
предоставляющий им право заключать международные контракты, по
которым товар не пересекает границу оффшорной зоны, а поставляется
в "третьи страны" или из "третьих стран". Для российских
контрагентов наиболее важным качеством оффшорных зон является
строгая конфиденциальность в предоставлении официальной информации
по зарегистрированным там фирмам.
Практика работы с таможенными службами зарубежных стран
показывает, что Управление по борьбе с таможенными
правонарушениями ГТК России может при содействии таможенных служб
государств, с которыми у нас имеются межправительственные
соглашения, получать информацию только о регистрации компаний в
оффшорных зонах. Однако таможни часто просят нас направить в их
адрес информацию об учредителях компаний, о заключении контрактов,
о том, был ли поставлен товар, просят представить учредительные
документы фирм.
В каждой оффшорной зоне существует собственное
законодательство. Некоторые зоны могут предоставить интересующую
нас информацию только в случае наличия состава преступления,
официального обращения российского суда в адрес главы
администрации при условии, если в суде рассматривается крупная
сделка, стоимость которой исчисляется несколькими миллионами
долларов.
Учитывая реально существующие трудности в получении
документальной и иной информации из оффшорных зон, полагаем
целесообразным в ходе таможенного оформления и таможенного
контроля обращать особое внимание на тщательное изучение
представляемых декларантами документов. При этом, наибольшую
значимость для нас представляют контракты, паспорта сделки, счета,
транспортные документы, таможенные декларации, в которых
указываются названия и почтовые реквизиты контрагентов - продавцов
и покупателей, расположенных в оффшорных зонах. Часто
внешнеторговые сделки, заключенные российским участником
внешнеэкономической деятельности с контрагентом из этих зон,
выполняются с нарушениями таможенного законодательства.
На этапе проверки документов у нас имеется возможность
потребовать у декларантов предоставления дополнительной информации
о продавце или покупателе, о грузополучателе, просить предоставить
их регистрационные документы. Как правило, экспортер из оффшорной
зоны поставляет товар от "третьего лица", с которым у него имеются
договорные отношения, и которого мы не знаем. Поставку товара из
оффшорной зоны или в оффшорную зону следует рассматривать как
признак вероятного нарушения таможенного законодательства.
Полагаем также целесообразным принимать во внимание то
обстоятельство, что внешнеторговые сделки, в которых участвуют
компании из оффшорных центров, нередко имеют более трех
контрагентов; товар перепродается несколько раз. Для того чтобы
прервать расследование, создается длинная цепочка участников
сделки, главным из которых является партнер из оффшорной зоны,
получить информацию о котором трудно.
При подготовке запросов территориальных таможенных органов
относительно получения документальной и иной информации из
оффшорных зон рекомендуем учитывать вышеизложенную информацию.
Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями
М.В.ВАНИН
------------------------------------------------------------------
|