ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 1997 г. N 14-11/5401
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПОРЯДКА
ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ, БЕЗДЕЙСТВИЙ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,
А ТАКЖЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ
По информации, поступающей из таможенных органов в Управление
по борьбе с таможенными правонарушениями, имеют место случаи
принятия арбитражными судами к рассмотрению исковых заявлений -
жалоб юридических лиц на решения, действия или бездействия
таможенных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а
также на постановления таможенных органов о наложении взыскания,
поданных без соблюдения установленной Таможенным кодексом
Российской Федерации процедуры первичного обжалования. Таможенные
органы по таким делам привлекаются к участию в разбирательстве в
качестве ответчиков.
Управление по борьбе с таможенными правонарушениями обратилось
в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с запросом о том,
какие действия в соответствии с действующим законодательством
могут быть предприняты таможенными органами, выступающими в
качестве ответчиков в арбитражных судах по таким делам, для защиты
своих интересов. Генеральная прокуратура Российской Федерации
сообщила следующее.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от
12.04.94 N ОЩ-7/03-99 указал, что в соответствии со статьей 416 ТК
России арбитражным судам следует принимать к своему рассмотрению
споры по вторичным жалобам предприятий, учреждений, организаций и
граждан - предпринимателей на решения, действия или бездействия
таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц и
разъяснил подсудность указанных споров. Президиум Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от
17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с
применением таможенного законодательства", доведенном до сведения
таможенных органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804
"Об обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением
таможенного законодательства" еще раз обратил внимание арбитражных
судов на обязательность соблюдения процедуры предварительного
обжалования при принятии жалоб на постановления таможенных органов
о наложении взыскания, разъяснив, что "в соответствии со смыслом
статьи 371 Таможенного кодекса обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительным решения таможни можно
только после подачи на него жалобы в вышестоящий орган" (п. 15
письма).
Несоблюдение досудебного порядка обжалования является
основанием для оставления иска без рассмотрения и в соответствии с
п. 5 статьи 87 АПК России.
Однако действующим законодательством не предусмотрена
возможность обжалования или опротестования определения суда о
принятии дела к производству, в связи с чем в случае принятия
арбитражным судом такого решения представляется необходимым для
таможенных органов - ответчиков по жалобам - на стадии
рассмотрения дела ставить вопрос об оставлении искового заявления
без рассмотрения. Определение арбитражного суда об отклонении
заявленного ходатайства также не может быть обжаловано или
опротестовано в соответствии с законодательством (в соответствии с
п. 3 статьи 88 АПК России допускается лишь обжалование определений
об оставлении иска без рассмотрения, а ст. ст. 160, 179 АПК -
только тех определений, обжалование которых прямо предусмотрено
указанным Кодексом).
Анализ статей 158 и 176 АПК России, устанавливающих основания
для изменения или отмены решения по делу, позволяет сделать вывод
о том, что нарушение предварительной процедуры рассмотрения жалобы
не является самостоятельным основанием к изменению или отмене
решения (постановления) арбитражного суда. В соответствии с п. 2
статьи 158 и п. 2 статьи 176 нарушение или неправильное применение
норм процессуального права является основанием для обжалования
решения (постановления) суда только в том случае, когда принятое
судом решение (постановление) является незаконным и неправильным и
к принятию такого решения привело или могло привести указанное
нарушение.
В письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации также
указывается, что принесение протестов уполномоченными должностными
лицами органов прокуратуры на стадиях, предшествующих вступлению
решения (постановления) арбитражного суда в законную силу,
Арбитражно - процессуальным кодексом не предусмотрено.
Таким образом, при несоблюдении установленной Таможенным
кодексом Российской Федерации процедуры первичного обжалования
решений, действий или бездействий таможенных органов Российской
Федерации или их должностных лиц, а также постановлений
таможенного органа о наложении взыскания, и принятии арбитражным
судом дел по указанным жалобам к производству, таможенные органы,
выступающие в качестве ответчиков по таким делам, должны шире
использовать возможности, предоставленные действующим
законодательством: ходатайствовать на стадии рассмотрения дела об
оставлении искового заявления без рассмотрения; в случае вынесения
определения об отклонении заявленного ходатайства и принятия
незаконного и неправильного решения по делу обжаловать решение
суда в апелляционную и кассационную инстанции. В соответствии со
статьей 180 АПК России вступившие в законную силу решения и
постановления арбитражных судов могут быть пересмотрены в порядке
надзора по протестам уполномоченных на то должностных лиц.
Начальник Управления
М.В.ВАНИН
------------------------------------------------------------------
|