Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
О.А.БОГДАНОВИЧ
31 октября 1997 г. N ЦУВС-520
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИЛАХ И СРЕДСТВАХ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО -
САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, состав,
задачи, а также основы управления, формирования и организации
работ, сил и средств Министерства путей сообщения Российской
Федерации, привлекаемых к ликвидации медико - санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций (далее именуются медицинские
силы и средства МПС России).
1.2. Для формировании и организации работ медицинских сил и
средств МПС России по ликвидации медико - санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций задействуется вся сеть отраслевых лечебно -
профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений.
1.3. Медицинские силы и средства МПС России являются составной
частью Железнодорожной транспортной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЖТСЧС), функциональной
подсистемой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) и
предназначены для предупреждения и ликвидации медико - санитарных
последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций на
железнодорожном транспорте в мирное время, а также лечебно -
эвакуационного, санитарно - гигиенического и противоэпидемического
обеспечения железнодорожников, членов их семей и пассажиров в
военное время.
1.4. Медицинские силы и средства МПС России в своей
деятельности руководствуются федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами, приказами, указаниями, другими
нормативными правовыми и иными актами МПС России, а также
настоящим Положением.
1.5. Основные задачи медицинских сил и средств МПС России,
организационные основы их создания и деятельности определяются
Положением о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля
1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф",
Приказом МПС России от 21 февраля 1996 г. N 4-Ц "О
совершенствовании Железнодорожной транспортной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЖТСЧС)",
настоящим Положением, а также инструктивно - методическими
документами по работе медицинских формирований и учреждений
железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях.
1.6. Взаимодействие медицинских сил и средств МПС России с
органами управления, формированиями и учреждениями, входящими в
РСЧС ВСМК и участвующими в соответствии с возложенными на них
задачами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
определяется Положением о взаимодействии органов управления,
формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф,
утверждаемым Правительством Российской Федерации.
1.7. Организацию деятельности медицинских сил и средств МПС
России осуществляет Департамент здравоохранения МПС России.
2. Основные задачи
Основными задачами медицинских сил и средств МПС России
являются:
создание, подготовка и обеспечение готовности медицинских сил
и средств МПС России к действиям в чрезвычайных ситуациях;
выявление источников чрезвычайных ситуаций на железнодорожном
транспорте, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико -
санитарными последствиями, организация систематического медико -
санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по
предупреждению или уменьшению таких последствий;
прогнозирование и оценка возможных медико - санитарных
последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций на
железнодорожном транспорте;
сбор, обработка, обмен и предоставление заинтересованным
организациям информации медико - санитарного характера по защите
железнодорожников, членов их семей и пассажиров, а также
подготовке и проведению необходимых мероприятий при ликвидации
медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление экстренной медицинской помощи
пострадавшим, а также проведение необходимых санитарно -
гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
совершенствование и внедрение методов и средств оказания
медицинской помощи пострадавшим с учетом характера железнодорожной
травмы и других особенностей ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций на железных дорогах;
организация взаимодействия медицинских сил и средств МПС
России с территориальными органами управления исполнительной
власти, формированиями и учреждениями, участвующими в ликвидации
медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
создание, рациональное использование и систематическое
обновление медицинских и материально - технических ресурсов для
обеспечения работы медицинских сил и средств МПС России в
чрезвычайных ситуациях;
подготовка и повышение квалификации специалистов медицинских
сил и средств МПС России, практическая отработка действий в
чрезвычайных ситуациях в процессе объектовых тренировок, тактико -
специальных и командно - штабных учений.
3. Организационная структура
3.1. Медицинские силы и средства МПС России включают в себя
органы управления, лечебно - профилактические и санитарно -
эпидемиологические учреждения и создаваемые на их базе
соответствующие формирования.
3.2. В соответствии со структурой Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
структурой Всероссийской службы медицины катастроф медицинские
силы и средства МПС России создаются на федеральном, региональном,
территориальном, местном (объектовом) уровнях.
На федеральном уровне медицинские силы и средства МПС России
представлены: Департаментом здравоохранения МПС России,
центральными клиническими больницами (ЦКБ), центральным
эвакопунктом (ЦЭВАКО), центральной станцией переливания крови
(ЦСПК), сетевым центром санэпиднадзора (СЦСЭН) и Всероссийским
научно - исследовательским институтом железнодорожной гигиены
(ВНИИЖГ).
Департамент здравоохранения МПС России осуществляет общую
координацию работ по ликвидации медико - санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте. ВНИИЖГ
осуществляет научные разработки и является ведущим научно -
практическим учреждением по проблемам медицины катастроф на
железнодорожном транспорте.
На региональном уровне медицинские силы и средства МПС России
представлены: врачебно - санитарными службами железных дорог,
дорожными лечебно - профилактическими учреждениями (ЛПУ),
дорожными станциями переливания крови (ДСПК), дорожными центрами
санэпиднадзора (ЦСЭН), противочумными станциями, изоляционно -
пропускными пунктами.
На территориальном, местном (объектовом) уровнях медицинские
силы и средства МПС России представлены: отделенческими, узловыми
и линейными ЛПУ, отделениями переливания крови (ОПК) и пунктами
заготовки крови (ПЗК), отделенческими и линейными ЦСЭН,
изоляционно - пропускными пунктами.
При выполнении своих задач региональные, территориальные,
местные (объектовые) медицинские силы и средства МПС России
подчиняются Департаменту здравоохранения МПС России, врачебно -
санитарной службе железной дороги, а также руководителям
соответствующих медицинских учреждений железной дороги (отделения
железной дороги).
3.3. На всех уровнях при участии в ликвидации медико -
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций при необходимости
задействуются как стационарные силы и средства лечебно -
профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений МПС
России, так и создаваемые на базе этих учреждений нештатные
формирования.
3.4. К стационарным силам и средствам относятся больницы,
лаборатории центров санэпиднадзора, противочумные станции, станции
переливания крови, санитарно - контрольные пункты вокзалов,
медпункты вокзалов, изоляционно - пропускные пункты, пограничные
санитарно - карантинные пункты.
3.5. Основными нештатными формированиями, предназначенными для
ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
являются:
На федеральном уровне:
бригады специализированной медицинской помощи центральных
клинических больниц (хирургические, травматологические,
реанимационные, нейрохирургические, терапевтические, токсико -
терапевтические, акушерско - гинекологические, урологические и
др.).
На региональном уровне:
бригады специализированной медицинской помощи дорожных
лечебно - профилактических учреждений;
медицинские аварийные бригады;
выездные врачебные бригады (хирургические и реанимационные);
санитарно - эпидемиологические отряды.
На территориальном, местном (объектовом) уровнях:
медицинские аварийные бригады;
выездные врачебные бригады (хирургические и реанимационные).
3.6. При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, а также в условиях военных действий,
наряду с перечисленными в п. 3.5 настоящего Положения нештатными
формированиями, при необходимости могут быть задействованы
имеющиеся на железных дорогах нештатные передвижные медицинские и
санитарно - эпидемиологические силы и средства.
К нештатным передвижным медицинским силам и средствам
относятся: вагон - поликлиника, вагон - амбулатория, вагон -
аптека, вагон - перевязочная, вагон для тяжелопораженных,
специальный вагон, санитарная летучка. К передвижным санитарно -
эпидемиологическим силам и средствам относятся: вагон -
радиологическая лаборатория, вагон - бактериологическая
лаборатория, вагон - санпропускник. Часть их них функционирует в
повседневном режиме (вагон - поликлиника, вагон - амбулатория,
вагон - радиологическая лаборатория и вагон - бактериологическая
лаборатория, специальный поезд). Остальные передвижные силы и
средства (вагон - перевязочная, вагон для тяжелопораженных,
санитарная летучка) содержатся в резерве и формируются в случае
необходимости по специальному указанию Департамента
здравоохранения МПС России или врачебно - санитарных служб
железных дорог.
3.7. Профиль, количество, базы создания и сроки готовности
нештатных формирований определяются мощностью и реальными
возможностями учреждений - формирователей, медико - санитарной
обстановкой при чрезвычайных ситуациях с учетом характера и
особенностей "железнодорожной травмы". Обеспечение готовности
нештатных формирований к работе возлагается на руководителя
учреждения - формирователя; при возникновении чрезвычайных
ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления
медицинскими силами и средствами МПС России соответствующего
уровня.
3.8. Порядок комплектования, подготовки и организации работ
медицинских сил и средств МПС России в условиях чрезвычайных
ситуаций определяется законодательством Российской Федерации, а
также соответствующими нормативными правовыми и иными актами
Минздрава России и МПС России.
4. Организация деятельности
4.1. Медицинские силы и средства МПС России, привлекаемые для
ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
в зависимости от обстановки функционируют в трех режимах:
повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации.
4.2. В зависимости от режима деятельности медицинскими силами
и средствами МПС России выполняются следующие мероприятия.
В режиме повседневной деятельности:
участие в организации и осуществлении наблюдения за
потенциально опасными объектами железнодорожного транспорта и
прогнозирование возможных медико - санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций;
планирование мероприятий по снижению медико - санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня
защиты работников железнодорожного транспорта и в его обучении
правилам оказания первой медицинской помощи;
планирование медико - санитарного обеспечения работников
железнодорожного транспорта, членов их семей и пассажиров при
возникновении чрезвычайных ситуаций, включая вопросы
взаимодействия на соответствующем уровне с органами управления,
формированиями и учреждениями РСЧС, ВСМК, другими территориальными
органами и учреждениями здравоохранения;
организация и проведение санитарно - гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения эпидемиологических очагов;
поддержание готовности медицинских сил и средств МПС России к
работе в условиях чрезвычайных ситуаций, совершенствование
подготовки личного состава по вопросам медицины катастроф, их
практическая проработка на тренировках и учениях;
создание, накопление, освежение, контроль за хранением и
правильным содержанием резервов медицинского и санитарно -
хозяйственного имущества;
участие в разработке нормативных правовых актов и других
документов по вопросам предупреждения и ликвидации медико -
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
В режиме повышенной готовности:
оповещение личного состава органов управления, формирований и
учреждений медицинских сил и средств МПС России о введении режима
повышенной готовности;
анализ причин, обусловивших введение режима повышенной
готовности, прогнозирование возможного развития медико -
тактической обстановки и подготовка предложений руководству
Департамента здравоохранения МПС России и врачебно - санитарных
служб железных дорог по организации работы медицинских
формирований и учреждений;
перевод при необходимости деятельности отдела лечебно -
профилактической работы и оперативного контроля Департамента
здравоохранения МПС России и дежурного медицинского персонала
врачебно - санитарной службы соответствующей железной дороги на
круглосуточную работу (частично или полностью);
проверка готовности соответствующих медицинских сил и средств
МПС России к реализации плана медико - санитарного обеспечения в
чрезвычайных ситуациях, уточнение порядка оповещения и сбора
личного состава;
проверка готовности к использованию и пополнение финансовых,
материально - технических ресурсов и резервов медицинского
имущества;
уточнение планов взаимодействия с органами управления,
формированиями и учреждениями РСЧС, ВМСК, другими территориальными
органами и учреждениями здравоохранения;
усиление наблюдения за санитарно - гигиенической и
эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности
возникновения эпидемий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение личного состава органов управления, формирований и
учреждений медицинских сил и средств МПС России о введении режима
чрезвычайной ситуации;
сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее
оценка и доклад руководству врачебно - санитарной службы
соответствующей железной дороги и Департамента здравоохранения МПС
России предложений по организации медико - санитарного обеспечения
при ликвидации чрезвычайной ситуации;
введение в действие по указанию руководства Департамента
здравоохранения МПС России и (или) врачебно - санитарной службы
соответствующей железной дороги плана медико - санитарного
обеспечения при чрезвычайных ситуациях;
создание эффективной системы связи и передачи информации об
обстановке, координация ее в целях взаимодействия с системой связи
РСЧС и ВСМК;
участие (совместно с аварийно - спасательными и другими
формированиями РСЧС <*>) в оказании пострадавшим первой
медицинской помощи и их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации;
--------------------------------
<*> В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской
службы медицины катастроф" розыск пострадавших, их извлечение
из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывод) с местности
(участка, объекта), зараженной радиоактивными и сильнодействующими
ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на месте
поражения выполняются аварийно - спасательными формированиями
РСЧС.
организация и осуществление медико - эвакуационного
обеспечения пострадавших при чрезвычайной ситуации;
организация и проведение судебно - медицинской экспертизы
погибших и судебно - медицинского освидетельствования пострадавших
(в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
участие в организации санитарного контроля за захоронением
погибших, уборкой трупов животных;
медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава
формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации; обеспечением его необходимыми средствами
индивидуальной защиты, правильным их использованием, соблюдением
установленных режимов работы;
организация и осуществление санитарно - гигиенических и
противоэпидемиологических мероприятий в районе чрезвычайной
ситуации, в местах временного размещения привлеченного для
проведения спасательных и других неотложных работ контингента,
эвакуированного населения, а также в лечебно - профилактических
учреждениях, куда госпитализированы пострадавшие;
ведение и своевременное представление учетных и отчетных
документов по вопросам ликвидации медико - санитарных последствий
чрезвычайной ситуации.
4.3. Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации организуются и проводятся с учетом места, масштабов,
характера возможной (возникшей) чрезвычайной ситуации и могут
относиться в зависимости от обстановки ко всем медицинским силам и
средствам МПС России данного уровня или к отдельным их
формированиям и учреждениям (на территориальном уровне - к
отделению железной дороги, узловым объектам; на местном уровне - к
линейным объектам отделения железной дороги).
В случаях, когда силы и средства территориального (местного,
объектового) уровня не могут самостоятельно справиться с
ликвидацией медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
по их просьбе или по инициативе вышестоящих руководящих органов, а
также по решению соответствующих ведомственных комиссий по
чрезвычайным ситуациям (комиссии железной дороги или центральной
комиссии МПС России) привлекаются медицинские силы и средства
регионального или федерального уровней. При необходимости органы
управления вышестоящих уровней медицинских сил и средств МПС
России могут взять на себя руководство ликвидацией медико -
санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
4.4. Медико - санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях
включает: лечебно - эвакуационное, санитарно - гигиеническое и
противоэпидемическое обеспечение пострадавших, мероприятия по
медицинской защите персонала железных дорог, членов их семей и
пассажиров, а также участвующего в ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций личного состава формирований, снабжение
медицинским имуществом.
4.5. Лечебно - эвакуационное обеспечение организуется на
основе системы этапного лечения пострадавших с последующей их
эвакуацией по назначению и заключается в последовательном и
преемственном оказании пострадавшим медицинской помощи в очаге
поражения и на этапах медицинской эвакуации (первой медицинской,
доврачебной, первой врачебной, квалифицированной) и их
госпитализации в лечебные учреждения, способные обеспечить
оказание специализированной медицинской помощи в полном объеме.
В зависимости от вида и масштаба чрезвычайной ситуации,
количества пострадавших и характера поражений, наличия медицинских
сил и средств и их возможностей могут быть приняты различные
варианты организации медицинской помощи пострадавшим до их
эвакуации в лечебные учреждения. К основным из них относятся:
оказание пострадавшим первой медицинской или доврачебной
медицинской помощи;
оказание пострадавшим первой медицинской (доврачебной) помощи
и первой врачебной помощи;
оказание пострадавшим, кроме первой медицинской, доврачебной и
первой врачебной медицинской помощи, неотложных мероприятий
квалифицированной медицинской помощи.
Во всех случаях до эвакуации в лечебные учреждения должны быть
выполнены мероприятия по устранению у пострадавших явлений,
непосредственно угрожающих жизни, предупреждению у них различных
тяжелых осложнений и обеспечивающие транспортировку без
существенного ухудшения их состояния. Эти мероприятия выполняются,
в основном, силами бригад специализированной медицинской помощи,
выездных врачебных бригад, а при крупномасштабных чрезвычайных
ситуациях или в условиях военных конфликтов, дополнительно силами
и средствами санитарных летучек, других передвижных медицинских
формирований железных дорог. Лечение пострадавших и их
реабилитация осуществляются в лечебно - профилактических
учреждениях железнодорожного транспорта и (или) территориальных
органов здравоохранения.
4.6. Санитарно - гигиеническое обеспечение в чрезвычайных
ситуациях организуется и проводится с целью сохранения здоровья
персонала железных дорог, личного состава формирований,
участвующих в спасательных и других неотложных работах, пассажиров
и населения прилегающих территорий.
Основными санитарно - гигиеническими мероприятиями при
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций являются:
оценка санитарно - гигиенического состояния района
чрезвычайной ситуации, определение вредных факторов,
воздействующих на человека и окружающую среду; организация
санитарно - гигиенических мероприятий по защите персонала
аварийных объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации; организация и участие в санитарно - эпидемиологическом
надзоре за соблюдением санитарного режима на этапах медицинской
эвакуации пострадавших, за условиями размещения участников
ликвидации последствий в районе чрезвычайной ситуации и населения
в местах временного их проживания; организационно -
разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала
аварийных объектов, участников ликвидации последствий и населения
в зоне чрезвычайной ситуации;
организация санитарно - эпидемиологического надзора на
гигиенически значимых объектах железнодорожного транспорта в
районе чрезвычайной ситуации;
медицинский контроль за состоянием здоровья, режимами труда и
быта личного состава формирований и учреждений, участвующих в
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечением его
адекватными средствами индивидуальной защиты и правильным их
использованием;
участие в контроле за санитарным состоянием территории,
своевременной ее очисткой, обеззараживанием, в надзоре за
захоронением погибших и умерших.
4.7. Противоэпидемическое обеспечение в чрезвычайных ситуациях
включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью
предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди
персонала железных дорог, личного состава формирований, пассажиров
и населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации
эпидемиологических очагов. Эти мероприятия включают:
организацию и проведение санитарно - эпидемиологической
разведки;
мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний
в зону чрезвычайной ситуации, активное раннее выявление и изоляцию
инфекционных больных, их эвакуацию в инфекционные больницы;
выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний
и бактерионосителей;
соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской
эвакуации, изоляционно - организационные мероприятия;
дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию;
профилактические прививки и экстренную профилактику;
санитарно - разъяснительную работу.
4.8. Санитарно - гигиеническое и противоэпидемическое
обеспечение осуществляется силами и средствами центров
санэпиднадзора железных дорог (санэпидотряды, лаборатории,
санитарно - контрольные пункты вокзалов, пограничные санитарно -
карантинные пункты) и противочумных станций. При крупномасштабных
чрезвычайных ситуациях или в условиях военных действий при
необходимости развертываются отдельные дополнительные санитарно -
эпидемиологические силы и средства (изоляционно - пропускной
пункт, вагон - санпропускник, вагоны - лаборатории).
4.9. Мероприятия по медицинской защите предназначаются для
предупреждения или максимального ослабления воздействия поражающих
факторов на персонал железных дорог, членов их семей, пассажиров,
а также личный состав аварийно - спасательных формирований. Эти
мероприятия включают:
содействие в обеспечении указанных контингентов медицинскими
препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений
(антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и
т.п.), участие в обучении правилам и приемам использования ими;
организацию санитарно - гигиенического контроля за безопасными
условиями проведения спасательных и других неотложных работ
(уровнями воздействия поражающих факторов, использованием средств
индивидуальной защиты, режимами работ);
обеспечение санитарно - противоэпидемического режима на этапах
медицинской эвакуации, организацию контроля за соблюдением
санитарно - гигиенических норм в условиях временного расселения
(проживания) личного состава аварийно - спасательных формирований
и населения;
участие в морально - психологической подготовке персонала
железных дорог, личного состава привлекаемых аварийно -
спасательных формирований и населения при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
4.10. Медицинское снабжение медицинских сил и средств МПС
России для выполнения первоочередных работ при ликвидации медико -
санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется из
текущего наличия медикаментов и медицинского имущества в лечебно -
профилактических учреждениях железных дорог. В случае
необходимости разрешается железным дорогам использование
материалов 2 группы.
4.11. Общее руководство подготовкой и организацией
деятельности медицинских сил и средств МПС России, привлекаемых к
ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных ситуаций,
осуществляется начальником Департамента здравоохранения МПС России
и начальниками врачебно - санитарных служб железных дорог. По
оперативно - тактическим вопросам в пределах выполняемых задач они
руководствуются решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным
ситуациям железнодорожного транспорта (центральной, дорожной,
отделения железной дороги).
Непосредственное руководство подготовкой к работе в
чрезвычайных ситуациях объектов здравоохранения железнодорожного
транспорта (больница, поликлиника, центры санэпиднадзора и др.) и
создаваемых на их базе нештатных формирований возлагается на
руководителя конкретного учреждения (заместителя руководителя по
лечебной работе).
4.12. Основными документами, определяющими порядок подготовки
сил и средств МПС России в условиях чрезвычайных ситуаций,
являются План основных мероприятий по подготовке медицинской
службы железнодорожного транспорта к действиям при чрезвычайных
ситуациях "мирного времени", утверждаемый МПС России, а также План
медико - санитарного обеспечения железной дороги (отделения
железной дороги) в чрезвычайных ситуациях, утверждаемый
руководством железной дороги (отделения железной дороги) -
председателем комиссии железной дороги (отделения железной дороги)
по чрезвычайным ситуациям. На основе Плана медико - санитарного
обеспечения железной дороги (отделения железной дороги) все
находящиеся в ее пределах лечебно - профилактические и санитарно -
эпидемиологические учреждения разрабатывают частные планы медико -
санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций. В планах должно быть четко определено содержание и
порядок выполнения комплекса мероприятий, возложенных на
медицинские силы и средства данного уровня в соответствии с
настоящим Положением.
Организационно - методическое руководство планированием
медико - санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях на
железнодорожном транспорте осуществляется Департаментом
здравоохранения МПС России.
5. Подготовка и повышение квалификации специалистов
медицинских формирований и учреждений, научно -
методическое обеспечение
5.1. Подготовка и повышение квалификации специалистов
медицинских формирований и учреждений железнодорожного транспорта,
привлекаемых к работе в условиях чрезвычайных ситуаций,
осуществляется в соответствии с Планом основных мероприятий по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, ежегодно утверждаемым МПС
России, указанием МПС России от 26.09.96 N М-849у "О системе
обучения, повышения квалификации и аттестации работников
железнодорожного транспорта, связанных с предупреждением и
ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций", а также
соответствующими инструктивно - методическими документами
Департамента здравоохранения МПС России.
5.2. Руководители учреждений здравоохранения железнодорожного
транспорта всех уровней в целях отработки практических навыков и
проверки реальности планирования мероприятий медицинских сил и
средств в установленные сроки обеспечивают организацию и
проведение тактико - специальных и командно - штабных учений,
участвуют в комплексных объектовых учениях железных дорог и
командно - штатных учениях, организуемых МПС России и другими
федеральными органами исполнительной власти по вопросам подготовки
к действиям в чрезвычайных ситуациях.
5.3. Подготовка и переподготовка руководящего состава и
специалистов медицинских сил и средств МПС России по тематике
предупреждения и ликвидации медико - санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций осуществляется на местных (медицинские
учебные заведения, НИИ, лечебно - профилактические и санитарно -
эпидемиологические учреждения) и центральных (кафедра Медицины
катастроф Российской медицинской академии последипломного
образования, кафедра железнодорожной гигиены медико -
профилактического факультета последипломного образования
Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, кафедра
железнодорожной медицины Российской академии путей сообщения)
учебно - методических базах.
5.4. Научно - методическими центрами, обеспечивающими
проведение научных исследований и обобщение опыта работ
медицинских сил и средств МПС России в условиях чрезвычайных
ситуаций, разработку и издание необходимых руководящих и
инструктивно - методических документов, а также научно -
практической литературы по проблемам медицины катастроф являются:
Всероссийский научно - исследовательский институт железнодорожной
гигиены, Сетевой Центр санэпиднадзора, центральные лечебно -
профилактические учреждения МПС России. Эта работа ведется под
руководством и при непосредственном участии специалистов
Департамента здравоохранения МПС России.
5.5. Основными направлениями научных исследований по проблемам
медицины катастроф на железнодорожном транспорте являются:
изучение медико - санитарных последствий возможных аварий и
катастроф с пассажирскими и грузовыми поездами;
обоснование методик оперативного прогнозирования медико -
санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций и
определения потребностей в медицинских силах и средствах МПС
России;
совершенствование принципов использования, развертывания и
организации работы медицинских сил и средств в условиях
чрезвычайных ситуаций;
совершенствование организации и проведения лечебно -
эвакуационных, санитарно - гигиенических и противоэпидемических
мероприятий с учетом специфических особенностей при выполнении
работ по ликвидации медико - санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций на железных дорогах (особенности железнодорожной травмы;
оказание экстренной медицинской помощи в неблагоприятных
географических, в том числе ландшафтных условиях, в условиях
заражения объектов и окружающей среды опасными грузами;
использование передвижных формирований);
обоснование и совершенствование системы контроля за медико -
биологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей
(метрополитены, вокзалы, пассажирские поезда) и организацией
медико - санитарного обеспечения при возникновении чрезвычайных
ситуаций на этих объектах;
разработка критериев, классификаций и перечня грузов
повышенной опасности, перевозимых железнодорожным транспортом, и
обоснование первоочередных медико - профилактических и
природоохранных мер при авариях с этими грузами.
6. Финансирование и материально - техническое
обеспечение
6.1. Финансирование медицинских сил и средств МПС России
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств
заинтересованных организаций с учетом соответствующих целевых
программ, а также других средств.
6.2. Медицинское имущество (укладки) нештатных медицинских
формирований, предназначенное для ликвидации медико - санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций, формируется заблаговременно за
счет текущего снабжения и в соответствии с табелями оснащения этих
формирований. Имущество хранится в учреждении, на базе которого
создаются нештатные медицинские формирования, и находится в
готовности к транспортировке в район возникновения чрезвычайной
ситуации.
6.3. Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы
финансовых, материально - технических ресурсов и медицинского
имущества медицинских сил и средств МПС России определяется
органом (организацией), их создающим, на основании
законодательства Российской Федерации, а также соответствующих
нормативных правовых и иных актов Минздрава России и МПС России.
Приложение
СТРУКТУРА СИЛ И СРЕДСТВ МПС РОССИИ,
ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО - САНИТАРНЫХ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
-----¬
¦РСЧС+<-----------------¬
L-T--- ---+--¬
V ¦ЖТСЧС¦
--+--¬ L--T---
¦ВСМК¦ ¦
L-T--- ¦
^ ¦
¦ ¦
--------------------------------+---------------------+--------------
Федеральный уровень ¦ --------------------
V V
--------------+--+----------¬
---------T--+Департамент здравоохранения+--------¬
¦ ¦ ¦ МПС России ¦ ¦
¦ ¦ L----------T------T-----T---- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
V V V ¦ V V
------+---¬ -+-------¬ --+-----¬¦ ----+----¬ ----+----¬
¦Центр ¦ ¦Цент- ¦ ¦Центр. ¦¦ ¦Сетевой ¦ ¦ВНИИ ¦
¦клиниче- ¦ ¦ральный ¦ ¦станция¦¦ ¦центр ¦ ¦железно-¦
¦ской +<->+эвако- +<->+перели-¦¦ ¦санэпид-+<->+дорожной¦
¦больницы ¦ ¦пункт ¦ ¦вания ¦¦ ¦надзора ¦ ¦гигиены ¦
¦МПС (ЦКБ)+-¬ ¦(ЦЭВАКО)¦ ¦крови ¦¦ ¦(СЦСЭН) ¦ ¦(ВНИИЖГ)¦
L----T----- ¦ L--------- ¦(ЦСПК) ¦¦ L---T----- L---------
¦ L------¬ L--------¦ ¦
V V ¦ V
-----+---¬ --------+----------¬ ¦ ----+-------¬
¦Коечный ¦ ¦Бригады спец. мед.¦ ¦ ¦Лаборатории¦
¦фонд <*>¦ ¦помощи (БСМП) ¦ ¦ ¦СЦСЭН ¦
L--------- L------------------- ¦ L------------
¦
------------------------------------+--------------------------------
Региональный уровень ¦
¦
-----------------+-----------¬
¦Врачебно - санитарные службы¦
----------+ железных дорог (ВСС) +----------T-------¬
¦ L-----T--------T-----T-------- ¦ ¦
V V V V ¦
---------+---------¬-----+-----¬ ¦ ----+----¬ ----+----¬ ¦
¦Дор. лечебно - ¦¦Дор. стан-¦ ¦ ¦ ЦСЭН +------¬ ¦Противо-¦ ¦
¦проф. учреждения ¦¦ции пере- ¦ ¦ ¦железной¦ ¦ ¦чумные +¬ ¦
¦(ЛПУ) ¦¦ливания +-¬¦ ¦дороги +--¬ ¦ ¦станции ¦¦ ¦
L-T----T----T----T--¦крови ¦ ¦¦ L--------- ¦ ¦ L---------¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(ДСПК) ¦ ¦¦ ¦ V ¦ ¦
¦ ¦ L-¬ ¦ L----------- ¦¦ ---------¬ ¦---+----------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦Лабора- ¦ ¦¦Сан. - контр.¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ---------¬ ¦¦ ¦тории +<-+¦пункты вок- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Вагоны -¦ ¦¦ ¦ЦСЭН ¦ ¦¦залов (СКП) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦станции +<--+¦ L--------- ¦L-------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦перелив.¦ ¦¦ ¦ --<-------- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦крови ¦ ¦¦ -------¬ ¦------+--------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L--------- ¦¦ ¦Сан. ¦ ¦¦Противоэпид. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦эпид. +<---+¦отряд (ПЭО) ¦ ¦
¦ ¦ L-¬L-----¬ ¦¦ ¦отряд ¦ ¦¦Спец. п. э. б.¦ ¦
--- V V V ¦¦ L------- ¦¦(СПЭБ) ¦ ¦
¦ -----+----¬---+--¬---+-¬ ¦¦ ¦L--------------- ¦
¦ ¦Передвиж.¦¦Коеч-¦¦БСМП+<-----¬¦¦-----------¬ ¦ --<--------
¦ ¦мед. силы¦¦ный ¦L----- ¦¦¦¦Передвиж. ¦ ¦ -------+------¬
¦ ¦и сред- ¦¦фонд ¦---------¬ ¦¦¦¦сан. - ¦ ¦ ¦Изоляционно -¦
¦ ¦ства <**>¦¦<*> ¦¦Медицин-¦ ¦¦¦¦эпид. силы¦ ¦ ¦пропускные ¦
¦ ¦(вагон - ¦L------¦ские ¦ ¦¦¦¦и средства¦ ¦ ¦пункты (ИЗО) ¦
¦ ¦поликли- ¦ ¦аварий- ¦ ¦¦¦¦<**> ¦ ¦ ¦<**> ¦
¦ ¦ника, ¦ ¦ные бри-+<-+¦¦¦(вагон - ¦ ¦ L--------------
¦ ¦вагон - ¦ ¦гады ¦ ¦¦¦¦радиол. +<+
¦ ¦амбула- ¦ L--------- ¦¦¦¦лаб., ¦ ¦
¦ ¦тория, ¦ ¦¦¦¦вагон - ¦ ¦
¦ ¦вагон - ¦ ---------¬ ¦¦¦¦бак. лаб.,¦ ¦
¦ ¦аптека, ¦ ¦Выездные¦ ¦¦¦¦вагон - ¦ ¦
¦ ¦вагон - ¦ ¦врач. ¦ ¦¦¦¦санпро- ¦ ¦
¦ ¦перевя- ¦ ¦бригады +<-+¦¦¦пускник ¦ ¦
¦ ¦зочная, ¦ ¦пост. ¦ ¦¦¦L----------- ¦
¦ ¦вагон для¦ ¦готовно-¦ ¦¦¦ ¦
¦ ¦тяжелопо-¦ ¦сти ¦ ¦¦¦ ¦
¦ ¦раженных,¦ L--------- ¦¦¦ ¦
¦ ¦спец. ¦ ¦¦¦ ¦
¦ ¦поезд, ¦ ¦¦¦ ¦
¦ ¦сан. ¦ ¦¦¦ ¦
¦ ¦летучка ¦ ¦¦¦ ¦
¦ L---------- ¦¦¦ ¦
¦ ¦¦¦ ¦
¦ ------------¬ ¦¦¦ ¦
L>+Мед. пункты¦ ¦¦¦ ¦
¦вокзалов ¦ ¦¦¦ ¦
L------------ ¦¦¦ ¦
¦¦¦ ¦
--------------------------------+++-------------+--------------------
Территориальный, местный ¦¦¦ ¦
(объектовый) уровень ¦¦¦ ¦
¦¦¦ ¦
---------------------------+++------T------+--------¬
V --<-------------------¦ V ¦ V
-----+-----+---¬ ----------¬ ¦ -----+----¬ ¦ --+-------¬
¦Отделенческие,¦ ¦Отделения¦ ¦ ¦ЦСЭН ¦ ¦ ¦Изоляц. -¦
¦узловые, +<-->+перелива-+<--->+отделен. +<- ¦проп. ¦
¦линейные ЛПУ ¦ ¦ния крови+<-¬¦ ¦и лин. +-TT--¬ ¦пункты ¦
L---T-T--T---T-- ¦(ОПК) ¦ ¦¦ ¦уч. ж. д.¦ ¦¦ ¦ ¦(ИЗО) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L---------- ¦¦ L---------- ¦¦ ¦ ¦<**> ¦
----- ¦ ¦ L-----------¬ ¦¦ ¦¦ ¦ L----------
¦ V L----->¬ V ¦¦ ----------¬ ¦¦ ¦
¦-----+-----¬---+--¬-----+----¬ ¦¦ ¦Лаборато-¦ ¦¦ ¦
¦¦Передвижн.¦¦Коеч-¦¦Медицин- ¦ ¦+>+рии ЦСЭН ¦ ¦¦ L-----------¬
¦¦мед. силы ¦¦ный ¦¦ские ава-¦ ¦¦ L---------- ¦L----¬ ¦
¦¦и средствদфонд ¦¦рийные ¦ ¦¦ ¦ V V
¦¦<**> ¦L------¦бригады ¦ ¦¦ -----------¬¦-----+----¬----+---¬
¦L----------- L----T----- ¦¦ ¦Передвиж- ¦¦¦Изоляц. -¦¦Погран.¦
L---->--¬ V-------^ ¦¦ ¦ные сан. -¦¦¦проп. ¦¦сан. - ¦
--------+---¬----+--¬-------¬ ¦L>+эпид. силы¦¦¦пункты ¦¦каран- ¦
¦Мед. пункты¦¦Выезд-¦¦Пункты¦ ¦ ¦и средствদ¦(ИЗО) ¦¦тин- ¦
¦вокзалов ¦¦ные ¦¦загот.+<---- ¦<**> ¦¦¦<**> ¦¦пункты ¦
L------------¦врач. ¦¦крови ¦ L-----------¦L----------¦(ПСКП) ¦
¦брига-¦¦(ПЗК) ¦ V L--------
¦ды ¦L------- --------------+-------------------¬
L------- ¦Сан. контр. пункты вокзалов (СКП)¦
L----------------------------------
Примечание. РСЧС - Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ВСМК - Всероссийская служба медицины катастроф;
ЖТСЧС - железнодорожная транспортная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
--------------------------------
<*> Коечный фонд ЦКБ и ЛПУ имеет следующий основной профиль
коек: травматологический, хирургический, терапевтический и
кардиологический (без учета возможности перепрофилирования коек на
случай ЧС).
<**> Передвижные медицинские и санитарно - эпидемические силы
и средства, а также отдельные стационарные формирования
задействуются при необходимости в основном при возникновении
крупномасштабных ЧС (природного и техногенного характера) и в
условиях военных действий.
------------------------------------------------------------------
|