ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 1997 г. N 1866-II ГД
О НЕОТЛОЖНЫХ ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛЕГКОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК НЕОБХОДИМОМ УСЛОВИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Признать, что катастрофическая социально-экономическая
ситуация, сложившаяся в легкой и текстильной промышленности,
представляет угрозу безопасности государства и требует принятия
федеральными органами законодательной и исполнительной власти,
органами законодательной и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации неотложных правовых и организационных мер по
государственной поддержке и восстановлению указанных отраслей
промышленности.
2. Направить рекомендации парламентских слушаний "О правовых и
организационных мерах по поддержке легкой и текстильной
промышленности как необходимом условии обеспечения национальной
безопасности страны" Президенту Российской Федерации, в Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и
комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в
Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, органы
законодательной и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации в ноябре текущего года рассмотреть вопросы о
неотложных правовых и организационных мерах по государственной
поддержке легкой и текстильной промышленности как необходимом
условии обеспечения безопасности государства и принять меры по
финансовому оздоровлению предприятий легкой и текстильной
промышленности и объектов инфраструктуры, в том числе объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения,
находящихся на их балансе, и защите внутреннего рынка и при
необходимости внести в Государственную Думу соответствующие
законопроекты.
В первоочередном порядке провести реструктуризацию финансовой
задолженности предприятий легкой и текстильной промышленности по
платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на
1 ноября 1997 года, в порядке, установленном статьей
21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" и
Постановлением Правительства Российской Федерации N 254 от 5 марта
1997 года.
4. Заслушать в ноябре текущего года информацию Правительства
Российской Федерации о принятых мерах по государственной поддержке
и финансовому оздоровлению предприятий легкой и текстильной
промышленности.
5. Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и
молодежи совместно с Комитетом Государственной Думы по
экономической политике, Комитетом Государственной Думы по
промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Комитетом
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,
Комитетом Государственной Думы по безопасности подготовить
предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в
соответствующие законодательные акты.
6. Направить настоящее Постановление Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации.
7. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете".
8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИИ НА ТЕМУ:
"О ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЛЕГКОЙ
И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК НЕОБХОДИМОМ УСЛОВИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ"
Экономическое положение предприятий отечественной текстильной
и легкой промышленности - на грани краха. За последние шесть лет
производство продукции сократилось почти в 10 раз, что вдвое
превышает темпы падения по промышленности в целом. Объемы
производства упали ниже пороговых значений экономической
безопасности государства, начался технологический распад отрасли.
В первом полугодии 1997 года убыточными были около 60%
предприятий. Многие предприятия фактически оказались банкротами.
Кредиторская задолженность на 1 июля 1997 г. достигла
14,5 трлн. рублей при годовом объеме производства 20,0 трлн.
рублей. По сравнению с началом 1996 года просроченные долги
бюджету выросли в три раза, просроченная задолженность
внебюджетным фондам - почти в 8 раз.
Критическое финансовое положение отрасли усугубляется тем
обстоятельством, что предприятия продолжают нести расходы по
содержанию жилого фонда и социальных объектов.
В прошлом прибыльные и эффективные отрасли, доля которых в
доходной части бюджета достигала более 26% (сейчас всего 2%),
находятся на грани выживания.
Одной из важнейших причин глубокого падения объемов
производства отечественных товаров текстильной и легкой
промышленности является отсутствие государственной политики
поддержки отрасли, экспансия в страну импортных изделий по
демпинговым ценам вследствие слабой защищенности внутреннего
рынка. Вместе с тем экспорт текстильных товаров из Российской
Федерации в Европейское Сообщество существенно ограничен. Квота
составляет лишь 140 млн. долларов, тогда как квота на ввоз в
Российскую Федерацию из ЕС практически отсутствует. Фактический же
объем импорта текстильных товаров в Россию из ЕС превышает
900 млн. долларов.
В конкурентной борьбе за внутренний рынок наши предприятия
проигрывают из-за неравных экономических условий хозяйствования,
высоких налогов и процентов банковских кредитов, диктата
монополистов в области ценообразования на тепло, электроэнергию,
транспортные услуги, искусственного изъятия у предприятий
оборотных средств. По этим причинам предприятия не могут
приобрести отечественное сырье и материалы и вынуждены
перерабатывать давальческое сырье, поставляемое иностранными
фирмами бесплатно.
Негативно сказалась на состоянии отрасли ликвидация звена
оптовой торговли.
Отечественные товары в розничной торговле реализуются в
основном только после оплаты, тогда как фирмы, экспортирующие в
Россию одежду и обувь, используя льготный банковский кредит под
5 - 6 процентов годовых, поставляют продукцию с отсрочкой оплаты
до шести месяцев.
Доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности
в потреблении населения существенно сократилась и составила по
разным видам изделий от 13 до 27% .
Катастрофическое положение складывается в социальной области.
Растет безработица и прежде всего - женская. Из-за продолжающегося
спада производства под угрозой высвобождения - каждая вторая
женщина. Заработная плата работников отрасли в два раза ниже
средней по народному хозяйству и в большинстве регионов ниже
прожиточного минимума. Это обрекает на нищету основную часть
населения Центральной России, особенно там, где текстильные
предприятия являются градообразующими.
Правительство Российской Федерации, несмотря на критическое
положение текстильной и легкой промышленности, не предпринимает
конкретных мер по выводу отрасли из кризиса, не обеспечивает
выполнения принятых в 1996 - 1997 годах нормативных актов.
В целях вывода отраслей текстильной и легкой промышленности из
глубокого экономического кризиса и признавая их социальную
значимость, а также важную роль в обеспечении безопасности страны,
участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации принять:
Меры по обеспечению национальной безопасности
ускорить разработку и принятие федеральной программы
структурной перестройки текстильной и легкой промышленности,
предусмотрев в ней в качестве первоочередной задачи доведение
объемов выпуска продукции текстильной и легкой промышленности к
2000 году до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность
государства;
создать в стране постоянный резерв хлопка - волокна в
количестве 100 тыс. тонн;
ежегодно предусматривать закупку для государственных нужд 300
тысяч тонн хлопка с последующей его свободной продажей текстильным
предприятиям или с предоставлением им товарного кредита для
выполнения госзаказа;
установить порядок, при котором обеспечение за счет бюджетных
средств потребности силовых структур, МЧС и других федеральных
ведомств, а также социальных нужд осуществляется только
отечественными товарами текстильной и легкой промышленности;
предусмотреть разработку и включение в Президентскую программу
"Дети России", Федеральную программу "Старшее поколение"
подпрограмм по обеспечению этих категорий населения изделиями
отечественной текстильной и легкой промышленности.
Меры по финансовому оздоровлению
реструктурировать задолженность по налогам в федеральный
бюджет предприятий и организаций текстильной и легкой
промышленности в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 марта 1997 г. N 254 "Об условиях и
порядке реструктуризации задолженности организации по платежам в
федеральный по состоянию на 1 января 1997 года";
обеспечить выполнение Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 год" в части выделения средств организациям
отрасли в соответствии со статьями 22, 35, 66, 67';
сохранить в 1998 году выделение бюджетных ссуд на сезонную
закупку сырья и материалов на возвратной и платной основе,
предусмотрев их выделение, прежде всего, на реализацию целевых
программ : "Одежда и обувь для детей", "Одежда и обувь для лиц
пожилого возраста" и "Спецодежда";
распространить на предприятия текстильной и легкой
промышленности налоговый режим, установленный для малых
предприятий, в части отмены авансовых платежей сроком до
31 декабря 2000 года;
предусмотреть решение вопросов обеспечения сырьем предприятий
текстильной и легкой промышленности России за счет погашения
долгов странами - участниками СНГ и дальнего зарубежья;
внести изменения в проект Закона "О федеральном бюджете на
1998 год", предусмотрев в нем статью следующего содержания:
"Направить на пополнение собственных оборотных средств
организаций текстильной и легкой промышленности отчисления от
налога на добавленную стоимость в объемах, подлежащих внесению в
доход федерального бюджета указанными организациями";
рекомендовать Пенсионному и другим внебюджетным фондам
реструктурировать задолженность предприятий и организаций
текстильной и легкой промышленности по платежам во внебюджетные
фонды.
Меры по защите внутреннего рынка
применять в отношении соответствующих иностранных поставщиков
меры защиты внутреннего рынка, включая квотирование,
лицензирование, специальные антидемпинговые и компенсационные
пошлины в случаях нанесения доказанного ущерба российским
предприятиям текстильной и легкой промышленности;
принять все возможные меры по пресечению импорта
низкокачественных текстильных товаров, одежды, обуви и товаров без
соответствующих "сертификатов" из стран Южной и Юго-Восточной
Азии, Среднего и Ближнего Востока, поступающих на российской рынок
с нарушением процедур таможенного оформления и контрабандой;
на переговорах с ЕС и США по текстильным соглашениям вести
твердую линию на отмену действующих количественных ограничений во
взаимной торговле текстильными товарами; добиваться свободного
доступа отечественных товаров легкой и текстильной промышленности
на зарубежные рынки в ходе переговорного процесса по присоединению
России к Всемирной Торговой Организации;
продлить на 1998 - 1999 годы запрет на реэкспорт хлопка -
волокна с территории России;
упростить процедуру таможенного контроля при оформлении
поставки товаров на экспорт, особенно товаров, изготовленных из
сырья, находящегося под таможенным режимом переработки;
рекомендовать средствам массовой информации и прежде всего
телевидению предусмотреть введение регулярных рубрик о достижениях
отечественной текстильной и легкой промышленности.
2. Обратиться к Президенту Российской Федерации с
предложением об издании указа:
о завершении в 1997 - 1998 годах передачи предприятиями
текстильной и легкой промышленности объектов социально-культурного
и коммунально-бытового назначения в ведение органов местного
самоуправления;
о проведении зачета расходов предприятий за содержание
объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в
1997 - 1998 годах в счет их задолженности перед федеральным и
региональными бюджетами в долях, определяемых соглашениями между
федеральными и региональными органами исполнительной власти.
3. Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации
Принять изменения и дополнения в Кодекс законов о труде
Российской Федерации, предусмотрев следующую редакцию статьи 240:
" Пособия по беременности и родам работающим женщинам исчисляются
независимо от режима работы предприятий в календарных днях,
установленных законодательством Российской Федерации".
Принять Федеральные законы:
"Об установлении квот на экспорт натуральной шерсти гребенной,
льна длинноволокнистого, овчинно-шубного и кожевенного сырья" в
соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности";
"О согласованном уровне жизни населения", внесенный в порядке
законодательной инициативы органами законодательной власти Томской
и Кемеровской областей.
При рассмотрении проекта Налогового кодекса предусмотреть:
сохранение действующей ставки НДС на детские товары в размере
10%;
исключение из налогооблагаемой базы по налогу на имущество
стоимости законсервированного имущества сроком до 31 декабря
2000 года.
При рассмотрении и принятии проекта Закона "О федеральном
бюджете на 1998 год" предусмотреть проведение реструктурирования
финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в
федеральный бюджет, имеющейся по состоянию на 1 января 1998 года.
4. Органам законодательной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации:
рассмотреть состояние дел в текстильной и легкой
промышленности региона и, при необходимости, принять меры по
поддержке предприятий этой отрасли, включая:
предоставление предприятиям льготы на уплату региональных
налогов (в том числе: налога на имущество, на пользователей
автомобильных дорог, арендной платы за землю и пр.),
инвестиционных и других целевых кредитов;
оказание поддержки организациям торговли, реализующим товары
отечественного производства, предоставляя им льготы по налогам, а
также кредиты;
реструктурирование задолженности предприятий отрасли по
налогам в региональные, амнистирование пени и штрафов по налоговым
платежам, начисленным за несвоевременные расчеты с региональными
бюджетами;
размещение региональных заказов за счет средств региональных
бюджетов для детских домов, домов - интернатов для детей и
престарелых, учреждений образования, здравоохранения, а также на
производство форменной одежды и обуви для работников налоговой
полиции, прокуратуры и судов, бюджетной сферы.
Председатель Комитета
по делам женщин,
семьи и молодежи
А.В.АПАРИНА
Председатель Комитета
по промышленности,
строительству,
транспорту и
энергетике
Председатель Комитета
по экономической
политике
Ю.Л.МАСЛЮКОВ
Председатель Комитета
по бюджету, налогам,
банкам и финансам
М.М.ЗАДОРНОВ
Председатель Комитета
АО безопасности
В.И.ИЛЮХИН
|