ДОГОВОР
от 30 октября 1997 года
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Исходя из необходимости разграничения полномочий и
ответственности между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Ярославской области;
учитывая специфические географические, природные, социально -
экономические и национально-культурные особенности Ярославской
области;
в целях качественного улучшения социально-экономических и
политико-правовых условий жизни и деятельности населения
Ярославской области,
гарантирования прав и свобод человека и гражданина,
установленных Конституцией Российской Федерации,
обеспечения территориальной целостности Российской Федерации,
единства экономического пространства страны;
исходя из конституционного статуса Ярославской области как
равноправного субъекта Российской Федерации;
руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным
законодательством и Уставом Ярославской области,
заключен настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Ярославской области.
Статья 2
Исходя из географических, природных, экономических,
социальных, культурных и иных особенностей Ярославской области, к
предметам совместного ведения Российской Федерации и Ярославской
области относятся:
а) структурная перестройка экономики Ярославской области;
б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Ярославской
области;
в) развитие агропромышленного комплекса, включая создание
зернового фонда Ярославской области;
г) социальная защита населения Ярославской области, включая
вопросы занятости населения, пенсионного обеспечения, социальной
защиты ветеранов, пенсионеров, инвалидов, военнослужащих,
работников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной
службы и из органов внутренних дел, и членов их семей,
медицинского страхования населения Ярославской области;
д) вопросы обеспечения устойчивого функционирования
энергетических, транспортных, информационных и других систем на
территории Ярославской области в соответствии с федеральным
законодательством;
е) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, организации мобилизационной
подготовки народного хозяйства на территории Ярославской области
в соответствии с федеральным законодательством;
ж) вопросы обеспечения устойчивого функционирования
промышленности на территории Ярославской области;
з) проведение согласованной кадровой политики при
осуществлении полномочий в сфере совместного ведения Российской
Федерации и Ярославской области.
К предметам совместного ведения Российской Федерации и
Ярославской области могут быть отнесены также иные вопросы путем
внесения дополнений в настоящий Договор или подписания нового
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий, при этом
не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения
Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных
соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации.
Статья 3
Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации
и органов исполнительной власти Ярославской области по конкретным
предметам совместного ведения, установленным статьей 72
Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2
настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями,
если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные
соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего
Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием
Договора, а также в любое время после его вступления в силу.
Соглашения подписываются председателем Правительства
Российской Федерации и губернатором Ярославской области.
Статья 4
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти
Ярославской области проекты федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации по предметам, отнесенным к
совместному ведению;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти в соответствие с
настоящим Договором;
в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные
целевые программы социально-экономического развития Ярославской
области;
г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ,
реализуемых на территории Ярославской области, в объемах,
установленных федеральным бюджетом;
д) обеспечивают экономические условия содержания
мобилизационных мощностей оборонных предприятий в Ярославской
области, в том числе компенсацию затрат предприятий на поддержание
мобилизационных мощностей в пределах средств, предусмотренных на
эти цели в федеральном бюджете;
е) обеспечивают координацию внешнеэкономической деятельности
Ярославской области в целях максимальной реализации ее экспортного
потенциала;
ж) согласовывают с органами государственной власти Ярославской
области кандидатуры руководителей территориальных подразделений
федеральных органов исполнительной власти, федеральных
государственных предприятий, учреждений и организаций,
расположенных на территории Ярославской области, если иное не
установлено федеральным законодательством;
з) в соответствии с федеральным законодательством
предварительно уведомляют органы государственной власти
Ярославской области о создании, реорганизации и ликвидации
территориальных подразделений федеральных органов исполнительной
власти;
и) учитывают мнение органов государственной власти Ярославской
области при осуществлении полномочий собственника по принадлежащим
Российской Федерации акциям (долям, вкладам) в уставном капитале
юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы,
расположенных на территории Ярославской области.
Статья 5
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной
власти Ярославской области:
а) участвуют в разработке органами государственной власти
Российской Федерации проектов федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и Ярославской области;
б) осуществляют правовое регулирование по предметам
совместного ведения, определенным настоящим Договором, в
соответствии с федеральным законодательством;
в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов
исполнительной власти Ярославской области в соответствие с
настоящим Договором;
г) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых
программ на территории Ярославской области;
д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении и
освобождении руководителей расположенных на территории Ярославской
области территориальных подразделений федеральных органов
исполнительной власти, федеральных государственных предприятий,
учреждений и организаций, если иное не установлено федеральным
законодательством;
е) решают вопросы административно-территориального устройства
области, образования и упразднения административно -
территориальных единиц и населенных пунктов области с соблюдением
прав и свобод граждан и единства экономического пространства
страны;
ж) создают условия для привлечения иностранных инвестиций в
Ярославскую область в целях реализации федеральных и региональных
программ в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 6
До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы
государственной власти Ярославской области вправе осуществлять по
этим вопросам собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации законы и иные
нормативные правовые акты Ярославской области приводятся в
соответствие с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области,
не приведенные в соответствие с федеральным законодательством,
применению не подлежат.
Статья 7
Если нормативными правовыми актами органов государственной
власти Российской Федерации, действие которых распространяется на
все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы
и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем
установленные настоящим Договором, то в отношении Ярославской
области применяются положения указанных нормативных правовых
актов.
В случае принятия органами государственной власти Российской
Федерации в одностороннем порядке нормативных правовых актов,
противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы
настоящего Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми
актами Ярославской области и настоящим Договором действуют нормы
настоящего Договора.
Статья 8
Передача федеральными органами исполнительной власти
осуществления части своих полномочий органами исполнительной
власти Ярославской области в соответствии со статьей 78
Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашению
во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или в
федеральных законах не содержится прямого запрета на передачу
осуществления соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в
соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия
передачи и осуществления этих полномочий.
Статья 9
Законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области,
изданные по предметам ведения Ярославской области, подлежат
государственной защите и применению судами в соответствии с их
компетенцией, установленной законодательством Российской
Федерации.
Статья 10
Органы государственной власти Ярославской области имеют право
оспаривать в соответствующем суде правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы,
отнесенные к ведению Ярославской области, или не соответствуют
полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере
совместного ведения Российской Федерации и Ярославской области,
или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и
полномочия Ярославской области, установленные Конституцией
Российской Федерации и настоящим Договором.
Органы государственной власти Ярославской области вправе также
вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене
либо приостановлении действия на территории области частично или
полностью правовых актов федеральных органов исполнительной
власти, перечисленных в части первой настоящей статьи.
Статья 11
Органы исполнительной власти Ярославской области могут быть
наделены полномочиями территориальных структурных подразделений
(агентств) органов исполнительной власти Российской Федерации в
соответствии с соглашениями, заключенными между органами
исполнительной власти Ярославской области и органами
исполнительной власти Российской Федерации, если иное не
установлено федеральным законодательством.
Территориальные структурные подразделения (агентства) органов
исполнительной власти Российской Федерации могут быть наделены
полномочиями органов исполнительной власти Ярославской области в
соответствии с соглашениями, заключенными между органами
исполнительной власти Ярославской области и органами
исполнительной власти Российской Федерации.
Статья 12
Ярославская область самостоятельно устанавливает и вводит
своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими
принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией
Российской Федерации и федеральным законодательством.
Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет
Ярославской области и бюджеты муниципальных образований
Ярославской области в форме отчислений от федеральных налогов и
сборов, определяются соглашением между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти
Ярославской области, если они прямо не установлены федеральным
законодательством.
Финансирование расходов федерального бюджета на территории
Ярославской области может осуществляться через территориальные
органы федерального казначейства по Ярославской области в
установленном порядке в соответствии с отдельными соглашениями, в
том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на
территории Ярославской области и подлежащих перечислению в
федеральный бюджет.
Статья 13
Ярославская область самостоятельно определяет систему органов
государственной власти Ярославской области, осуществляющих от
имени Ярославской области полномочия собственника в отношении
имущества, относящегося к государственной собственности
Ярославской области, в соответствии с федеральным
законодательством.
Разграничение государственной собственности на территории
Ярославской области, включая разграничение собственности на
земельные, водные и иные природные ресурсы, на федеральную и
областную собственность, а также разграничение полномочий по
управлению объектами федеральной собственности на территории
Ярославской области производится отдельными соглашениями, если
иное не установлено федеральным законодательством.
Статья 14
Ярославская область вправе выступать самостоятельно и по
поручению органов государственной власти Российской Федерации
участником международных и внешнеэкономических связей, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному
законодательству и международным договорам Российской Федерации,
вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с
административно-территориальными единицами иностранных государств,
субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в
соответствии с федеральным законодательством.
Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством координируют
международные и внешнеэкономические связи Ярославской области.
Статья 15
В целях эффективной реализации настоящего Договора органы
государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Ярославской области могут создавать
совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.
Статья 16
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти Ярославской области могут иметь полномочные
представительства соответственно в городах Ярославле и Москве.
Статья 17
Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по
взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору
или заключения нового Договора.
Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если
иное не установлено федеральным законом.
Статья 18
Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего
Договора, а также споры о компетенции между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Ярославской области по предметам
совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур.
В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение
Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с
частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также
Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Статья 19
Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных
изданиях и вступает в силу с момента опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Договора ранее
заключенные между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Ярославской области
договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей
настоящему Договору.
Совершено в г. Москве 30 октября 1997 года в двух экземплярах,
причем оба текста имеют одинаковую силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Губернатор
Ярославской области
А.ЛИСИЦЫН
|