МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 29.10.97 N 2177
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Объявляю представление Генеральной прокуратуры Российской
Федерации:
" Генеральная прокуратура Российской Федерации
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 18 августа 1997 г. N 21-7-97
г. Москва
О нарушениях законодательства об организации питания обучающихся
Организованной Генеральной прокуратурой Российской Федерации
проверкой выявлены грубые нарушения законодательства,
регулирующего вопросы питания учащихся образовательных учреждений.
Выполнение федеральных законов "О компенсационных выплатах на
питание обучающихся в государственных, муниципальных
общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального
профессионального образования" и "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" на местах фактически сорвано. Число
учащихся, пользующихся услугами школьных столовых, сокращается из
года в год. Особенно неблагополучно организовано питание
обучающихся в городах. Все это происходит на фоне ухудшения
здоровья учащихся, роста социально обусловленных заболеваний,
провоцируемых плохим питанием.
Материалы уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних
свидетельствуют, что основной причиной совершения подростками краж
является элементарное чувство голода.
Вследствие недоедания участились случаи голодных обмороков.
Только в одной школе г. Верхняя Салда Свердловской области
произошло 5 таких случаев с детьми 11 - 14 лет, в двух районах
Амурской области 26 детей были помещены в больницы с признаками
крайнего истощения. В Песчанской средней школе Белгородской
области бесплатное питание не производилось в течение полугода,
однако школьная столовая продолжала работать, но только для тех
детей, чьи родители были в состоянии платить за обеды. Не случайно
в этот период в школе отмечались голодные обмороки детей из бедных
семей.
Во вспомогательной школе г. Ульяновска 215 детей не получали
горячего питания. Между тем особенностью их болезни являются
вспышки неконтролируемого возбуждения и агрессии на почве
недостаточного питания.
Особенно остро проблема выплаты компенсаций на питание
сказалась на положении учащихся системы профобразования. Средства
на питание выделяются лишь тем учащимся, кто проживает в
общежитиях, и сиротам. Не лучше обстоит дело и с организацией
питания в средних специальных и высших учебных заведениях.
Не обеспечивается предусмотренное законом бесплатное питание
учащихся учреждений территорий, подвергшихся загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Не выполняется Указ
Президента Российской Федерации "О социальной поддержке
многодетных семей".
Проверками установлены многочисленные факты использования
средств на питание не по целевому назначению. Ими оплачиваются
заработная плата, командировочные расходы, горюче-смазочные
материалы, погашаются налоговые платежи, услуги связи, из них
производятся отчисления во внебюджетные фонды и т.д. Руководители
Данковского роно Липецкой области средства в сумме 231,8 млн.
руб., выделенные из федерального бюджета на питание детей в
дошкольных учреждениях, проживающих в зоне с льготным социально-
экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
потратили на приобретение легкового автомобиля, холодильников и
выплату себе премий.
В Комаричском профучилище Брянской области состояние питания
учащихся отмечено как критическое, однако из денежных средств в
сумме 94 млн. руб., перечисленных на питание, 30 млн. руб. с
разрешения управления образованием израсходованы на другие цели.
В СПТУ Солонешского района Алтайского края более 12 млн. руб.,
выделенных из федерального бюджета на питание студентов,
израсходованы на хозяйственные нужды. Руководством школьно-базовой
столовой " 38 г. Екатеринбурга средства в сумме 142,8 млн. руб.,
выделенные на компенсацию питания, направлены на погашение
задолженности по транспортным расходам. В Донском казачьем
кадетском профучилище и учебном центре г. Волгодонска Ростовской
области эти средства перераспределены на оплату командировочных
расходов и прочие хозяйственные нужды. Аналогичное положение
выявлено в образовательных учреждениях республики Коми,
Белгородской, Брянской, Ивановской, Смоленской, Тульской областей.
Нецелевое использование средств, а также ограничение
контингента получателей компенсаций во многом стали возможными в
связи с нечеткими разъяснениями Минобразования России об условиях
финансирования и порядке использования средств. Так, министерство
направило в органы управления образованием субъектов Федерации
письмо от 28.12.95 N 86 о том, что руководители учебных заведений
самостоятельны в вопросах перераспределения выделенных
ассигнований. На местах его восприняли буквально и средства
федерального бюджета по защищенной статье "питание" стали
использовать на любые другие, кроме питания учащихся, нужды.
Руководители техникумов Тверской области в своих объяснениях по
таким фактам прямо ссылаются на указанное письмо министерства.
Заместитель министра Галанов В.А. 29.04.97 и 09.06.97 направил
на места письма об условиях финансирования в апреле и июне, в
которых информировал, что Министерством финансов России выделены
средства на продукты питания для детей-сирот, обучающихся в
учреждениях начального профессионального образования. Это
сообщение было воспринято на местах как сигнал к свертыванию
финансирования питания учащихся в объемах, предусмотренных
законом. В Алтайском крае комитет по образованию сориентировал
директоров училищ выделять средства только на детей-сирот. Поэтому
бесплатным питанием в системе профобразования были обеспечены лишь
учащиеся, состоящие на полном государственном обеспечении, а свыше
3 тыс. студентов, которым положена компенсация, ее не получили.
Согласно этому же письму руководство Уральского государственного
технического университета выплачивало компенсацию на питание
только студентам из числа сирот.
Вопреки нормам федерального законодательства, которыми
предусмотрено, что компенсационные выплаты на питание
устанавливаются на каждого обучающегося, на местах процветает
нормотворчество, направленное на ущемление прав детей на
полноценное питание. Глава администрации Заволжского района г.
Ульяновска принял постановление "Об установлении родительской
платы за питание учащихся в общеобразовательных учреждениях
города", которым фактически полностью отменил бесплатное питание
учащихся. Глава администрации г. Калуги распорядился выплачивать
компенсацию лишь ученикам 1 - 4-х классов, вследствие чего более
25 тыс. учащихся школ были лишены законного права на эти выплаты.
В июле 1996 г., а затем в марте 1997 г. администрацией г. Твери
принимались распоряжения, в соответствии с которыми ущемлялись
права половины учащихся школ города на получение компенсационных
выплат на питание в соответствии с установленным порядком и
размерами, однако ни городским управлением, ни департаментом
образования не было принято необходимых мер по защите прав
учащихся на дотационные выплаты на питание. Такое отношение
пассивности и потворства беззаконию характерно для органов
управления образованием большинства регионов.
При формировании и утверждении местных бюджетов горрайоно не
ставят перед органами местного самоуправления вопросы о
необходимости выполнения федерального законодательства о
компенсационных выплатах на питание, не контролируют выделение из
бюджета заложенных в нем сумм, не реагируют на допускаемые
нарушения, а порой просто не располагают необходимой информацией о
положении дел.
Более того, органы управления образованием сами идут на
нарушения законодательства в этой сфере. В Орджоникидзевском
районе г. Екатеринбурга руководством управления образования издан
приказ, которым право на дотацию предоставлено лишь учащимся
классов с задержкой психического развития, компенсирующего
обучения, и то при условии признания их семей остронуждающимися.
Прокурором г. Калуги опротестовано незаконное распоряжение
директора профлицея N 22 о приостановлении работы столовой,
которая обслуживала 240 учащихся начальной школы, в том числе 135
детей из многодетных и малообеспеченных семей. Опротестован приказ
руководства отдела образования Вичугского района Ивановской
области о приостановлении выплаты компенсаций на питание с
17.02.97.
Продукты питания и средства, предназначенные на эти цели,
повсеместно разворовываются. В Ивановской области воспитатель
интерната присвоила деньги учащихся, освобожденных от уплаты за
питание. Должностными лицами Стайковской администрации (Калужская
область) похищено более 18 млн. руб., перечисленных на питание
учащихся. В училище г. Новомосковска (Тульская область) главным
бухгалтером и кассиром похищено 43 млн. руб. путем составления
подложных документов на выплату денег за питание учащимся.
Работники администрации поселка Селище (Тверская область)
присваивали денежные средства на питание, которые поступали от
родителей. Факты хищений выявлены в большинстве проверенных
регионов.
Не соблюдаются требования Закона РСФСР "О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения". Отсутствует контроль
за качеством приготовления пищи, ее эпидемиологической
безопасностью. Поэтому распространенный характер получили массовые
отравления и заболевания детей. В дошкольных учреждениях, школах
Амурской области приобретаются продукты, не прошедшие сертификацию
и запрещенные для детей и подростков. Вследствие этого в детском
саду г. Влаговещенска пострадало от псевдотуберкулеза 40 чел., в
Ивановском районе в 1,3 раза возросло число острых кишечных
заболеваний среди школьников. Выявлены многочисленные факты, когда
работники дошкольных учреждений длительное время не проходили
медосмотры, нарушали правила приготовления пищи. В трех районах, а
также в городах Зее и Велогорске лишь за нарушение санитарно-
гигиенических требований отстранены от работы 69 сотрудников
дошкольных учреждений. В школах Андреапольского района Тверской
области выявлено 7 случаев пищевых отравлений.
В нарушение ст. 37 и 51 Федерального закона "Об образовании"
органы управления образованием не осуществляют должного контроля
за организацией питания. В ряде районов республики Татарстан,
Амурской, Калужской, Тверской областях, Коми-Пермяцком автономном
округе полностью отсутствовали данные о фактических расходах на
питание и численности детей, имеющих право на льготы. Многие школы
работают без лицензий, что также отрицательно сказывается на
организации питания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального
закона "О прокуратуре Российской Федерации", прошу:
принять меры к устранению изложенных выше нарушений
законодательства. Обязать органы управления образованием на местах
обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства об
организации питания обучающихся, установить строгий контроль за
целевым использованием средств, предназначенных на эти нужды.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах
сообщите в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в месячный
срок*.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
государственный советник
юстиции 1 класса
В.И.Давыдов"
Во исполнение представления Генеральной прокуратуры Российской
Федерации приказываю:
1. Ректорам и директорам подведомственных образовательных
учреждений принять меры по устранению указанных в представлении
недостатков и установить строгий контроль за целевым
использованием средств, предназначенных на питание обучающихся.
2. Рекомендуем органам управления образованием:
2.1. На местах обеспечить неукоснительное соблюдение
законодательства об организации питания обучающихся.
2.2. Установить строгий контроль за целевым использованием
средств, предназначенных на питание.
2.3. Провести региональные семинары-совещания по изучению и
практике применения действующего законодательства по обеспечению
горячим питанием обучающихся в 1 квартале 1998 года.
3. Управлению экономики (Белякову С.А.) обратить внимание на
качество подготовки выпускаемых инструктивных документов.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
Первый заместитель министра
В.Д.Шадриков
* Письмо Минобразования РФ "О нарушениях законодательства об
организации питания учащихся" (N 01-52-264/29-08) было направлено
в Генпрокуратуру только 06.11.97. - Ред.
|