ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 1997 г. N 1837-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА
ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции", внесенный депутатами
Государственной Думы Баюновым В.А., Дурягиным И.Н.,
Манякиным С.И., Пузановским А.Г., Романовым В.С.,
Сапожниковым Н.И. и членами Совета Федерации Игумновым Г.В.,
Меркушкиным Н.И., Сергеенковым В.Н., Суриковым А.А.,
Степановым В.Н., Яковлевым В.А.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по экономической
политике до 1 декабря 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Необходимость принятия указанного законопроекта вызвана тем,
что в ходе реализации Закона "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"
от 22 декабря 1996 г., внесения изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об акцизах" от 10 января 1997 года, принятия
указов Президента и постановлений Правительства Российской
Федерации в части регулирования производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции возникла необходимость
законодательного закрепления ряда положений, отраженных в уже
принятых законах и подзаконных актах, а также внесения поправок и
уточнений в связи с предлагаемым на рассмотрение Государственной
Думы проекта закона "О введении государственной монополии на
поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и
алкогольной продукции".
Так, в частности, в Закон "Об акцизах" включено такое
определение как "спиртосодержащие растворы". Попытка раскрыть это
понятие сделана в Постановлении Правительства Российской Федерации
от 7 мая 1997 г. N 559 "О спиртосодержащих растворах, облагаемых
акцизами".
Указ Президента Российской Федерации N 442 от 30 апреля
1997 г. "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного
производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции" -
по сути подзаконным актом предполагает распространить меры
государственного регулирования производства и оборота алкоголя на
всех субъектов данных отношений, независимо от их правового
статуса. Без согласования с субъектами Федерации предлагается иной
порядок реализации их прав на регулирование деятельности
участников данного рынка.
Представители Кировской, Нижегородской, Новгородской,
Тульской, Челябинской областей, Республик Башкортостан и Карелия
выступили со своими предложениями по совершенствованию
законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной
продукции, в ряде случаев не совпадающими концептуально с
отмеченными подзаконными документами.
Вносимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции" составлены с учетом предложений,
содержащихся во вносимых по данному вопросу законодательных
инициативах и принятых подзаконных актах.
Предлагается уточнить понятие "государственного регулирования
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Предусматривается возможность установления государственной
монополии на производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции только на
основании соответствующих федеральных законов.
В связи с участившимися фактами неправомерного использования
лицензий выданных субъектам Федерации для производства и
реализации алкогольной продукции вне их территории, уточняются
полномочия субъектов Федерации по данному вопросу.
Вносятся изменения в порядок лицензирования деятельности по
производству и обороту этилового спирта с учетом Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1997 года
по делу о проверке конституционности Постановления Правительства
Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О введении платы за
выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую
продажу алкогольной продукции".
Вводится ряд дополнительных условий по производству и обороту
алкогольной продукции, как в части обеспечения контроля за
количеством и качеством производимой продукции, так и в части прав
иностранных инвесторов.
Уточняется порядок использования акцизных марок и рекламы на
алкогольную продукцию.
Вводится определение специализированной для реализации
алкогольной продукции организации.
Предлагается усилить ответственность за нарушение
законодательства по производству и обороту этилового спирта и
алкогольной продукции.
В целом вносимые изменения направлены на приведение
Федерального закона "О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в соответствие
с реально складывающейся на алкогольном рынке ситуацией.
Члены Совета Федерации:
Г.В.ИГУМНОВ
Н.И.МЕРКУШКИН
В.Н.СЕРГЕЕНКОВ
А.А.СУРИКОВ
В.Н.СТЕПАНОВ
В.А.ЯКОВЛЕВ
Депутаты
Государственной Думы:
В.А.БАЮНОВ
И.Н.ДУРЯГИН
С.И.МАНЯКИН
А.Г.ПУЗАНОВСКИЙ
В.С.РОМАНОВ
Н.И.САПОЖНИКОВ
Проект
2 июня 1997 года
Вносится депутатами
Государственной Думы
БАЮНОВЫМ В.А., ДУРЯГИНЫМ И.Н.,
МАНЯКИНЫМ С.И., ПУЗАНОВСКИМ А.Г.,
РОМАНОВЫМ В.С., САПОЖНИКОВЫМ Н.Н.
и членами Совета Федерации
ИГУМНОВЫМ Г.В., МЕРКУШКИНЫМ Н.И.,
СЕРГЕЕНКОВЫМ В.Н., СУРИКОВЫМ А.А.,
СТЕПАНОВЫМ В.Н., ЯКОВЛЕВЫМ В.А.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА
ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции" следующие изменения и дополнения:
1. Часть 1 ст. 1 изложить в следующей редакции:
"Под государственным регулированием производства и оборота
этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной
продукции понимается устанавливаемый федеральным законодательством
и принимаемыми на его основе законами и нормативными правовыми
актами режим их производства и оборота, включая установление
монополии государства на составляющие ее действия".
Дополнить определением: "Спиртосодержащие растворы - любые
растворы с содержанием этилового спирта свыше 12% от объема
единицы продукции".
Часть 2 ст. 1 изложить в следующей редакции:
К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка,
ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино
виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция
разрешенная к розничной реализации, с объемным содержанием
этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора
процентов. (за исключением пива).
(В ред. Федерального закона от 10.01.97 N 15-ФЗ).
Часть 3 ст. 1 изложить в следующей редакции: "Под оборотом
этилового спирта спиртосодержащих растворов и алкогольной
продукции понимаются их экспорт, импорт, поставки, закупка,
оптовая и розничная реализация.
2. Часть 1 ст. 2 после слов "субъектов Российской Федерации"
дополнить "Монополия на производство или оборот этилового спирта,
спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции на территории
Российской Федерации и входящих в нее субъектов может вводить
только на основании соответствующего Федерального закона".
Дополнить частью 3 следующего содержания: "В случае
необходимости эта деятельность регулируется отдельным федеральным
законом".
3. Абзац 7 части 1 ст. 3 изложить в следующей редакции:
установление порядка лицензирования деятельности по
производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с
содержанием этилового спирта более двенадцати процентов от объема
единицы алкогольной продукции и с объемом указанных производства
или оборота в пересчете на абсолютный алкоголь более 0,02 миллиона
декалитров в год, а также лицензирование указанных видов
деятельности;
4. Абзац 8 части 1 ст. 3 изложить в следующей редакции:
"организация и осуществление государственного учета и
отчетности, ведение единого государственного реестра в области
производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих реестров
и алкогольной продукции";
5. Абзац 3 части 1 ст. 4 изложить в следующей редакции:
"- установление порядка лицензирования на территории
соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по
производству этилового спирта (произведенного из местного пищевого
сырья) и розничной торговле алкогольной продукцией с объемом
указанного производства и реализации в пересчете на абсолютный
алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год, а также по
производству и обороту алкогольной продукции с содержанием
этилового спирта не свыше 12 процентов от объема (за исключением
экспорта и импорта), или изготовленный путем естественного
брожения. Осуществление лицензирования указанных видов
деятельности исключительно в пределах своей территории".
6. После части 3 ст. 6 изложить в следующей редакции:
"За выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта,
включая спиртосодержащие растворы, заявитель уплачивает сбор в
порядке и размерах, которые устанавливаются федеральным законом.
До принятия этого федерального закона указанный сбор уплачивается
в порядке и размерах, которые установлены Правительством
Российской Федерации, но не свыше затрат на обследование
предприятия, устанавливаемых соответствующим договором.
Вариант: не свыше 100 минимальных заработных плат.
Лицензии выдаются на срок не менее трех лет. На меньший срок,
но не менее 1 года лицензия выдается только по ходатайству и под
гарантии органов местного самоуправления или администрации
соответствующих территорий.
Лицензии на производство этилового спирта и спиртосодержащих
растворов и алкогольной продукции выдаются только организациям,
которые имеют оборудование, сертифицированное органами санитарно -
эпидемиологического надзора и Комитетом Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации, а также оборудованные
спиртоизмерительными приборами, опломбированными комиссионно с
участием представителей Федеральной службы России по обеспечению
государственной монополии на алкогольную продукцию и
Государственной налоговой службы.
Приоритетное право на получение лицензии имеют организации:
- работающие на местных сырьевых ресурсах по безотходным
технологиям, способствующим решению социальных и экологических
проблем региона, выпускающим продукцию для местного рынка или на
экспорт.
Запрещается выдача лицензий на деятельность по производству и
обороту этилового спиртосодержащих растворов и алкогольной
продукции на арендуемых производственных площадях и
технологическом оборудовании.
Действие лицензии прекращается в случаях:
а) ликвидации предприятия;
б) несвоевременной уплаты налогов;
в) нарушения условий, предусмотренных в лицензии.
Решение о прекращении действия лицензии принимает орган,
выдавший ее или соответствующий вышестоящий орган на основании
материалов о нарушениях, предоставленных органами самоуправления
или исполнительной власти соответствующих территорий.
Принятое решение может быть оспорено в судебном порядке".
Положения о порядке оформления и выдачи лицензий на
производство и оборот этилового спирта утверждаются Правительством
Российской Федерации или соответствующими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в пределах их компенсации.
Перечень условий для выдачи лицензий на производство и оборот
этилого спирта должен содержать только те условия, выполнение
которых обеспечивает качество выпускаемой продукции и полноту
уплаты соответствующих налогов.
7. Часть 3 статьи 7 изложить в следующей редакции: "Положение
о независимой лицензионной экспертизе по производству и обороту
этилого спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции
разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции".
8. Статью 8 дополнить частью 6 следующего содержания:
"Оплата производимых закупок и поставок спиртосодержащей
продукции осуществляется только по перечислению".
9. Часть 3 ст. 9 после слов: "с учетом потребностей субъектов
Российской Федерации." изложить в следующей редакции: "При этом
общий объем квот на этиловый спирт, используемый для производства
алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке России, не
должен превышать аналогичный показатель предыдущего года".
10. Абзац 3 части 1 ст. 10 изложить в следующей редакции:
"установление акцизов и образца акцизных марок на алкогольную
продукцию всех видов;".
11. Часть 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"Производство и оборот алкогольной продукции осуществляются
организациями, которые имеют удовлетворяющие установленным
санитарно-гигиеническим нормам и правилам условия для указанной
деятельности, приборы по контролю за количеством и качеством
производимой спиртосодержащей продукции, при наличии
соответствующих лицензий".
Часть 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"Создание организаций с иностранными инвестициями в целях
импорта, разлива и реализации импортируемого этилового спирта,
спиртсодержащих растворов и алкогольной продукции с содержанием
пищевого этилового спирта более 12% от объема, а равно любой
импортируемой спиртосодержащей продукции, в состав которой входит
технический спирт, не допускается.
12. Часть 2 и 3 ст. 13 изложить в следующей редакции:
"Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта свыше
9 процентов (за исключением натуральных вин естественного брожения
крепостью до 12 процентов включительно), подлежит обязательной
маркировке марками акцизного сбора или специальными марками.
Алкогольная продукция, производство которой исключает
возможность нанесения спец. марок, освобождается от их наклейки
(нанесения) специальным решением правительства, предусматривающим
обязательность и полноту уплаты акциза, а также невозможность
фальсификации и повторного использования упаковки.
Ответственность за правильность наклейки марки и ее
подлинность несет организация (лицо), в собственности или
распоряжении которой (которого) находится производимая или
участвующая в обороте алкогольная продукция.
Образцы марок, порядок и размеры их оплаты, выдачи,
распределения, наклейки, защиты до принятия соответствующих
федеральных законов, устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
13. Статья 17 после слов: "требований законодательства о
рекламе" добавить: "при условии, что не менее 50% оплаченного
рекламодателем времени будет использовано для информации населения
о вредных последствиях потребления алкоголя.
14. В статью 16 после части четвертой включить определение
"специализированной организации" следующего содержания:
"Специализированная для реализации алкогольной продукции
организация - это организация, в уставе которой зафиксированы виды
деятельности, связанные с закупкой, хранением и реализацией
алкогольной продукции, оборудованная для этих целей стационарными
торговыми и складскими помещениями, охранной сигнализацией,
приспособленная только для торговли алкогольной продукции
(исключая иные товары), имеющая сейф для хранения документов и
денег, кассовый аппарат, укомплектованная (обслуживаемая)
персоналом (включая владельцев и учредителей), прошедшим обучение
правилам торговли, не судимым и не имеющими ограничений на
указанную деятельность по состоянию здоровья, положительно
характеризуемых по месту проживания и работе".
15. Часть 1 статьи 20 дополнить абзацем 10 следующего
содержания:
- "расчет (оплата) за поставляемый спиртосодержащие растворы
или алкогольную продукцию по бартеру или наличными деньгами".
- Часть 2 статьи 20 после слов: "настоящего Федерального
закона" изложить в следующей редакции:
"могут быть подвергнуты штрафам, увольнению от должности,
лишены лицензии, привлечены к административной и уголовной
ответственности в порядке, установленном действующим федеральным
законодательством".
Статья 2. О порядке вступления в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 3. Предложить Президенту и поручить Правительству
Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|