ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 1997 г. N 1824-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ
ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных
законов", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет
Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой
реформе до 22 ноября 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству и
судебно-правовой реформе доработать указанный законопроект с
учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение
Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
23 января 1997 года N Пр-102
------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской
Федерации вношу в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проект Федерального закона "О порядке
принятия федеральных конституционных законов и федеральных
законов".
Прошу рассмотреть его в первоочередном порядке.
Одноименный проект федерального закона, внесенный Президентом
Российской Федерации в 1994 году, отзываю.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
23 января 1997 года
N Пр-102
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ
ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ"
Порядок принятия федеральных конституционных законов и
федеральных законов в настоящее время регулируется Конституцией
Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания.
Вместе с тем, как показала практика, соответствующие положения
Конституции Российской Федерации в силу их общего характера не
всегда однозначно понимаются участниками законодательного
процесса, что уже неоднократно приводило к правовым коллизиям и
затрудняло процедуру принятия законов. Кроме того, регламенты
палат Федерального Собрания не в полной мере восполняют
конституционные пробелы и не содержат норм, предусматривающих
правовые последствия в случае нарушения законодательной процедуры.
Все это обусловило необходимость разработки данного Федерального
закона, принятие которого позволит установить единый подход при
реализации положений Конституции Российской Федерации, касающихся
порядка прохождения закона в палатах Федерального Собрания,
подписания и обнародования его Президентом Российской Федерации.
Предлагаемый к рассмотрению законопроект подготовлен с учетом
закрепленных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
правовых позиций при толковании соответствующих конституционных
норм и подробно регламентирует порядок внесения, принятия,
изменения, приостановления и прекращения действия (утраты силы)
федеральных конституционных законов и федеральных законов,
определяет права и обязанности участников законодательного
процесса на всех его стадиях, а также процедуру осуществления
права законодательной инициативы ее субъектами.
Принятие данного федерального закона не требует расходов,
покрываемых за счет федерального бюджета.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ЗАКОНОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Статья 1
Настоящим Федеральным законом на основании и в соответствии с
положениями Конституции Российской Федерации определяются порядок
внесения, принятия, изменения, приостановления и прекращения
действия (утраты силы) федеральных конституционных законов и
федеральных законов.
Нарушение процедуры принятия федеральных конституционных
законов и федеральных законов служит основанием для признания
указанных законов недействительными.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на
порядок внесения и принятия поправок к Конституции Российской
Федерации, принимаемых в форме особого правового акта - закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской
Федерации.
Статья 2
1. Правом законодательной инициативы в соответствии со
статьей 104 Конституции Российской Федерации обладают следующие
субъекты законодательной инициативы:
Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации (далее именуется Совет Федерации),
члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации,
законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации;
Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации - по вопросам их ведения.
2. Законодательной инициативой в соответствии с настоящим
Федеральным законом является внесение субъектами законодательной
инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации (далее именуется Государственная Дума):
проектов федеральных конституционных законов и федеральных
законов (далее именуются законопроекты);
поправок к законопроектам, рассматриваемым в Государственной
Думе (далее именуются поправки к законопроектам).
3. Не предусмотренные Конституцией Российской Федерации в
качестве субъектов законодательной инициативы федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также
государственные органы, общественные объединения, учреждения,
организации и граждане вправе участвовать в законотворческом
процессе путем представления субъектам законодательной инициативы
законопроектов (поправок к законопроектам), рассматриваемых в
Государственной Думе.
Статья 3
1. Президент Российской Федерации осуществляет право
законодательной инициативы лично.
2. Президент Российской Федерации при осуществлении права
законодательной инициативы может поручить полномочному
представителю Президента Российской Федерации в Государственной
Думе представить в Государственной Думе законопроект (поправки к
законопроекту), внесенный Президентом Российской Федерации, либо
назначить официального представителя Президента Российской
Федерации при рассмотрении в Государственной Думе законопроекта,
внесенного Президентом Российской Федерации.
Назначение официальных представителей Президента Российской
Федерации при рассмотрении законопроектов в Государственной Думе
оформляется распоряжениями Президента Российской Федерации.
Статья 4
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы
осуществляют право законодательной инициативы лично.
Статья 5
1. Совет Федерации при осуществлении права законодательной
инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в
Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту), а
также о назначении из числа членов Совета Федерации официального
представителя Совета Федерации при рассмотрении в Государственной
Думе данного законопроекта.
При внесении поправок к законопроекту, рассматриваемому в
Государственной Думе, Совет Федерации на своем заседании может
принять решение о назначении из числа членов Совета Федерации
своего представителя.
Решение Совета Федерации оформляется постановлением,
принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета
Федерации.
Порядок подготовки и рассмотрения законопроекта (поправок к
законопроекту), предлагаемого к внесению в Государственную Думу в
качестве законодательной инициативы Совета Федерации, определяется
Регламентом Совета Федерации.
2. Правительство Российской Федерации при осуществлении права
законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о
внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к
законопроекту), а также о назначении официального представителя
Правительства Российской Федерации при рассмотрении в
Государственной Думе данного законопроекта.
Правительство Российской Федерации может поручить своему
полномочному представителю в Федеральном Собрании представить в
Государственной Думе законопроект (поправки к законопроекту),
внесенный Правительством Российской Федерации.
3. Законодательный (представительный) орган субъекта
Российской Федерации при осуществлении права законодательной
инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в
Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту) и
назначении официального представителя при рассмотрении в
Государственной Думе данного законопроекта. Указанное решение
принимается в порядке, предусмотренном конституцией республики,
уставом края, области, города федерального значения, автономной
области, автономного округа для принятия законов этих субъектов
Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении
права законодательной инициативы на своем заседании, проводимом в
порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда
Российской Федерации, принимает решение о внесении в
Государственного Думу законопроектов (поправок к законопроектам),
а также о назначении своего официального представителя при
рассмотрении Государственной Думой данного законопроекта.
5. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации при осуществлении права законодательной
инициативы соответственно на Пленуме Верховного Суда Российской
Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
принимают решение о внесении в Государственную Думу законопроекта
(поправок к законопроекту) и избирают соответственно официального
представителя Верховного Суда Российской Федерации и официального
представителя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при
рассмотрении Государственной Думой данного законопроекта.
6. Представители субъектов законодательной инициативы,
указанные в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, вправе участвовать в
рассмотрении Советом Федерации федерального конституционного
закона или федерального закона, проект которого они представляли
в Государственной Думе.
Статья 6
1. Законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами
законодательной инициативы с сопроводительным письмом, содержащим
название законопроекта, обоснование необходимости его принятия,
характеристику законопроекта, изложение его целей, основных
положений и места в системе законодательства Российской Федерации.
При осуществлении права законодательной инициативы Советом
Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации,
Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом
Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации к законопроекту (поправкам к законопроекту) прилагается
копия решения соответствующего органа государственной власти о
внесении законопроекта (поправок к законопроекту) в качестве
законодательной инициативы данного органа государственной власти и
назначении своего официального представителя по данному
законопроекту.
2. При внесении законопроектов о введении или об отмене
налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных
займов, об изменении финансовых обязательств государства, других
законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет
средств федерального бюджета, к ним прилагается заключение
Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации представляет заключение на
указанные законопроекты по запросам субъектов законодательной
инициативы не позднее чем через две недели со дня получения
соответствующего запроса.
В случае необходимости получения дополнительной информации от
субъекта законодательной инициативы, вносящего законопроект, либо
сбора или запроса у субъектов Российской Федерации требующихся для
дачи заключения данных, не предусмотренных системой
государственной отчетности, срок представления заключения может
быть продлен до тридцати дней со дня получения соответствующего
запроса, о чем Правительство Российской Федерации сообщает
субъекту законодательной инициативы.
3. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу
законопроекта должны быть включены следующие положения:
о сроках и порядке вступления федерального конституционного
закона, федерального закона в силу;
об отмене, изменении и дополнении ранее принятых законов и
других нормативных правовых актов в связи с принятием данного
федерального конституционного закона, федерального закона.
4. Вносимые субъектами законодательной инициативы
законопроекты (поправки к законопроектам) должны иметь на каждой
странице идентифицирующие признаки (подписи субъекта
законодательной инициативы или уполномоченных должностных лиц при
внесении законопроекта (поправок к законопроекту) субъектами
законодательной инициативы, перечисленными в пункте 1 настоящей
статьи, либо оттиски печатей, штампов или иное), определяемые
субъектом законодательной инициативы самостоятельно.
Статья 7
1. Федеральные конституционные законы принимаются
Государственной Думой и Советом Федерации, а федеральные законы
принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации в
порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и
настоящим Федеральным законом.
2. Субъект законодательной инициативы вправе в любой момент до
принятия федерального конституционного закона или федерального
закона отозвать внесенный им законопроект.
В случае отзыва законопроекта внесший его субъект
законодательной инициативы уведомляет в письменной форме
Государственную Думу о принятом им решении.
3. Государственная Дума в течение пяти дней со дня получения
уведомления об отзыве законопроекта возвращает его внесшему данный
законопроект субъекту законодательной инициативы.
4. Отозванный законопроект может быть снова внесен в
Государственную Думу. В этом случае законопроект рассматривается
Государственной Думой как новый с соблюдением процедур,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 8
1. Законопроект, внесенный в Государственную Думу, вместе с
сопроводительными материалами подлежит регистрации, после чего он
передается в Совет Государственной Думы для установления
соответствия порядка внесения данного законопроекта требованиям
настоящего Федерального закона.
2. Законопроект, внесенный с соблюдением требований настоящего
Федерального закона, не позднее чем через десять дней со дня его
поступления в Государственную Думу рассматривается Советом
Государственной Думы. По итогам рассмотрения Совет Государственной
Думы определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение
данного законопроекта (далее именуется ответственный комитет), а
также сроки представления им заключения на этот законопроект.
Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он
рассматривается Советом Государственной Думы не позднее чем через
десять дней после начала очередной после парламентских каникул
сессии Государственной Думы.
3. Поправки депутатов Государственной Думы и членов Совета
Федерации к законопроекту, рассматриваемому в Государственной
Думе, вносятся непосредственно в ответственный комитет.
Поправки Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Правительства Российской Федерации, законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации,
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации вносятся в Государственную Думу. Указанные поправки
подлежат регистрации соответствующим подразделением Аппарата
Государственной Думы, после чего они передаются в ответственный
комитет.
4. Законопроект (поправки к законопроекту), внесенный с
нарушением требований настоящего Федерального закона, рассмотрению
не подлежит и в течение пяти дней со дня поступления возвращается
Советом Государственной Думы внесшему его субъекту законодательной
инициативы для выполнения установленных требований.
Статья 9
1. Заключение ответственного комитета должно содержать
предложение о принятии законопроекта к рассмотрению
Государственной Думой или его отклонении. Заключение комитета
должно быть мотивировано.
Ответственный комитет вправе принять решение об отклонении
законопроекта только в случае если:
регулируемые им вопросы не отнесены к ведению Российской
Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации;
он противоречит общепризнанным принципам и нормам
международного права и международным договорам Российской
Федерации;
будет установлено, что принятие данного законопроекта (в силу
представленной концепции) невозможно без внесения изменений и
дополнений в Конституцию Российской Федерации;
будет установлено, что законопроект внесен с нарушением
требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Заключение ответственного комитета представляется в Совет
Государственной Думы, который определяет срок предварительного
рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.
Статья 10
1. При предварительном рассмотрении законопроекта
заслушивается заключение ответственного комитета, после чего слово
предоставляется внесшему его депутату Государственной Думы или
члену Совета Федерации либо официальному представителю иного
субъекта законодательной инициативы, внесшего данный законопроект,
который выражает свое согласие либо несогласие с мнением
ответственного комитета.
Прения по законопроекту не проводятся.
2. По итогам предварительного рассмотрения законопроекта
Государственная Дума принимает решение о принятии законопроекта к
рассмотрению или его отклонении.
Законопроект считается принятым к рассмотрению палатой, если
за данное решение проголосовало большинство от общего числа
депутатов Государственной Думы. Данное решение оформляется
постановлением Государственной Думы.
3. Принятый к рассмотрению Государственной Думой законопроект
передается в ответственный комитет для его подготовки к первому
чтению.
Порядок подготовки ответственным комитетом законопроекта к
рассмотрению в первом чтении определяется Регламентом
Государственной Думы.
4. Законопроект, не получивший необходимого количества голосов
для его принятия к рассмотрению, считается отклоненным. В этом
случае законопроект вместе с копией соответствующего постановления
Государственной Думы в течение пяти дней со дня принятия
указанного постановления направляется внесшему его субъекту
законодательной инициативы.
Статья 11
1. Законопроект, принятый к рассмотрению Государственной
Думой, не позднее чем через тридцать дней со дня принятия
соответствующего постановления либо, если до истечения указанного
срока объявляются парламентские каникулы, не позднее чем через
десять дней после начала очередной после парламентских каникул
сессии представляется на первое чтение.
До первого чтения по инициативе Совета Государственной Думы,
комитетов Государственной Думы, депутатских объединений могут
быть проведены парламентские слушания по законопроекту в порядке,
определяемом Регламентом Государственной Думы.
2. Если до первого чтения в Государственную Думу поступили от
других субъектов законодательной инициативы законопроекты,
направленные на регулирование той же области общественных
отношений (далее именуются альтернативные законопроекты), то после
соблюдения требований, предусмотренных статьями 6, 8 и 9
настоящего Федерального закона, они представляются Государственной
Думе для предварительного рассмотрения.
При наличии альтернативных законопроектов и в случае их
принятия к рассмотрению позднее чем за три дня до первого чтения
по решению Государственной Думы первое чтение может быть
перенесено на срок не более чем десять дней.
Статья 12
1. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе
осуществляется в трех чтениях.
2. На первое чтение выносится законопроект, представленный
субъектом законодательной инициативы вместе с материалами,
предусмотренными статьей 6 настоящего Федерального закона, а также
с предложениями ответственного комитета о возможности принятия
законопроекта в первом чтении.
Если к законопроекту, представленному на первое чтение,
имеются альтернативные законопроекты, все указанные законопроекты
выносятся на первое чтение одновременно.
3. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются
его основные положения и вопрос о необходимости его принятия, а
также дается общая оценка концепции законопроекта.
Доклад по законопроекту делается внесшим его депутатом
Государственной Думы или членом Совета Федерации либо официальным
представителем иного субъекта законодательной инициативы, внесшего
данный законопроект.
Содоклад по законопроекту делается представителем
ответственного комитета.
При рассмотрении законопроектов, указанных в части 4
статьи 104 Конституции Российской Федерации и пункте 2 статьи 6
настоящего Федерального закона, в обязательном порядке
заслушивается заключение Правительства Российской Федерации.
4. Обсуждение законопроекта проводится в порядке,
установленном Регламентом Государственной Думы.
По результатам обсуждения Государственная Дума решает вопрос о
принятии законопроекта в первом чтении.
Голосование за принятие законопроекта в первом чтении
осуществляется в целом по всему законопроекту.
При наличии альтернативных законопроектов голосование
проводится по каждому из них.
Законопроект считается принятым в первом чтении, если за
данное решение проголосовало большинство от общего числа депутатов
Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением
Государственной Думы и сообщается внесшему законопроект субъекту
законодательной инициативы.
5. Законопроект, рассмотренный в первом чтении и не получивший
необходимого для его принятия количества голосов депутатов
Государственной Думы, считается отклоненным. В этом случае Совет
Государственной Думы в течение пяти дней со дня принятия
соответствующего постановления палаты возвращает законопроект
вместе с копией постановления Государственной Думы внесшему его
субъекту законодательной инициативы.
6. В случае принятия в первом чтении альтернативного
законопроекта другие законопроекты считаются отклоненными и в
течение пяти дней со дня принятия соответствующего постановления
палаты возвращаются Советом Государственной Думы внесшим их
субъектам законодательной инициативы.
Отклоненные законопроекты не могут быть внесены в
Государственную Думу повторно, а иные законопроекты, содержащие
сходные или аналогичные с принятым в первом чтении законопроектом
положения и внесенные в Государственную Думу после его принятия в
первом чтении, не подлежат рассмотрению до вынесения палатой
окончательного решения по законопроекту, принятому в первом
чтении.
Статья 13
1. Одновременно с принятием законопроекта в первом чтении
Государственная Дума устанавливает срок внесения поправок к
законопроекту.
2. Второе чтение законопроекта назначается Советом
Государственной Думы не позднее тридцати дней со дня принятия его
в первом чтении. В случаях, когда истечение указанного срока
приходится на период парламентских каникул либо, если законопроект
в силу своего объема или связанности с другими законопроектами
требует дополнительной экспертной проработки, а также когда
рассматривается законопроект по вопросам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанный
срок может быть продлен до шестидесяти дней.
Статья 14
1. Принятый в первом чтении законопроект передается в
ответственный комитет, который обеспечивает его всесторонний
анализ, систематизацию поступающих к законопроекту поправок, а
также в необходимых случаях обеспечивает проведение правовой,
криминологической и социально-экономической экспертизы
законопроекта.
Принятые в первом чтении законопроекты по вопросам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в
течение семи дней направляются законодательным (представительным)
органам субъектов Российской Федерации.
2. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении,
вносятся в ответственный комитет в виде текста новых статей
законопроекта, изменений или дополнений в его конкретные статьи
либо предложений об исключении конкретных пунктов, статей
законопроекта или их частей.
3. Поправки к законопроекту, внесенные с нарушением требований
настоящего Федерального закона, к рассмотрению не принимаются.
Статья 15
1. Ко второму чтению депутатам Государственной Думы, другим
заинтересованным субъектам законодательной инициативы
представляются:
принятый в первом чтении законопроект;
текст законопроекта, включающий поправки, одобренные
ответственным комитетом и выделенные в нем способом, определенным
самим комитетом;
таблица поправок, сгруппированных по статьям законопроекта;
заключение ответственного комитета о целесообразности принятия
поправок.
Объединение поправок, изменение их редакции, а также частичный
учет поправок без согласия субъектов законодательной инициативы,
внесших эти поправки, не допускается.
2. В случае если ответственным комитетом или субъектами
законодательной инициативы представлены возражения по концепции
законопроекта, принятого в первом чтении, эти возражения
представляются одновременно с законопроектом и поступившими
поправками.
Статья 16
1. При рассмотрении законопроекта во втором чтении с докладом
выступает представитель ответственного комитета.
После этого могут быть заслушаны мнение внесшего законопроект
депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации либо
официального представителя иного субъекта законодательной
инициативы, внесшего данный законопроект, а также мнения
экспертов.
2. В случае представления ответственным комитетом или
субъектами законодательной инициативы возражений по концепции
рассматриваемого законопроекта или концепции его отдельных
разделов (глав) первоначально проводятся прения.
По итогам прений по концепции законопроекта или концепции его
отдельных разделов (глав) на голосование ставятся вопросы:
о необходимости изменения концепции законопроекта или
концепции его отдельных разделов (глав);
об отклонении возражений по концепции законопроекта или
концепции его отдельных разделов (глав).
Решение по указанным вопросам принимается большинством голосов
от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 17
1. При рассмотрении законопроекта во втором чтении после
обсуждения возражений по концепции законопроекта или концепции его
отдельных разделов (глав), если таковые были внесены и принято
решение об отклонении возражений, проводится обсуждение поправок,
одобренных ответственным комитетом и рекомендованных им к
отклонению, в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной
Думы.
После обсуждения поправок к законопроекту каждая из них
ставится на голосование.
Указанные решения принимаются в порядке, предусмотренном
Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
соответственно для одобрения федерального конституционного закона
или для принятия федерального закона.
Внесший поправку субъект законодательной инициативы может в
любой момент до голосования поправки отозвать ее. Голосование по
поправке в этом случае не проводится. Голосование также не
проводится по поправкам, внесенным в устной форме.
2. После голосования по всем внесенным и не отозванным
поправкам каждая статья законопроекта ставится на голосование в
целом. При этом, если к статье законопроекта были приняты
соответствующие поправки, она ставится на голосование с учетом
принятых поправок.
Голосование за принятие статьи законопроекта в целом
проводится в порядке, предусмотренном Конституцией Российской
Федерации и настоящим Федеральным законом для одобрения
федерального конституционного закона или для принятия федерального
закона.
В случае если статья законопроекта не принимается в целом, она
подлежит исключению из законопроекта.
3. После принятия статей законопроекта в целом на голосование
ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Решение
по данному вопросу принимается в порядке, предусмотренном
Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом
для одобрения федерального конституционного закона или для
принятия федерального закона. Данное решение оформляется
постановлением Государственной Думы.
4. Принятый во втором чтении законопроект направляется в
ответственный комитет и соответствующие подразделения Аппарата
Государственной Думы для проведения правовой экспертизы в целях
устранения возможных внутренних противоречий, а также редакторской
и корректорской правки.
5. Не принятый во втором чтении законопроект направляется в
ответственный комитет для доработки, которая проводится в
соответствии с Регламентом Государственной Думы, после чего он
представляется на второе чтение.
Статья 18
1. В случае принятия решения о необходимости изменения
концепции законопроекта или концепции его отдельных разделов
(глав) второе чтение законопроекта прекращается и Государственная
Дума образует комиссию по доработке законопроекта. Данное решение
оформляется постановлением палаты. В этом случае постановление
Государственной Думы о принятии этого законопроекта в первом
чтении считается утратившим силу. Голосование по данному вопросу
не проводится.
2. Комиссия по доработке законопроекта изучает и обобщает
замечания и не позднее чем через четырнадцать дней со дня ее
образования представляет внесшему законопроект субъекту
законодательной инициативы предложения об изменении концепции
законопроекта или концепции его отдельных разделов (глав).
Внесший законопроект субъект законодательной инициативы может
согласиться либо отклонить предложения комиссии.
В случае согласия с предложениями комиссии внесший
законопроект субъект законодательной инициативы самостоятельно
либо совместно с комиссией дорабатывает концепцию законопроекта
или концепцию его отдельных разделов (глав).
При отклонении предложений комиссии она передает все замечания
внесшему законопроект субъекту законодательной инициативы для
доработки концепции законопроекта или концепции его отдельных
разделов (глав).
Доработанный законопроект представляется внесшим его субъектом
законодательной инициативы на рассмотрение Государственной Думы в
первом чтении.
Статья 19
1. Повторное рассмотрение законопроекта в первом чтении
проводится не позднее чем через тридцать дней со дня принятия
Государственной Думой соответствующего постановления либо, если
законопроект представлен в период парламентских каникул, не
позднее чем через семь дней после начала очередной после
парламентских каникул сессии.
2. Представитель комиссии по доработке законопроекта
докладывает на заседании Государственной Думы результаты работы
комиссии и представляет доработанный вариант законопроекта либо
сообщает о несогласии внесшего законопроект субъекта
законодательной инициативы с предложениями комиссии.
В случае несогласия с предложениями комиссии внесший
законопроект субъект законодательной инициативы вправе выступить с
обоснованием отклонения предложений комиссии и представить
доработанный им законопроект.
3. После выступления представителя комиссии по доработке
концепции законопроекта и внесшего законопроект субъекта
законодательной инициативы по доработанному законопроекту
проводятся прения, после окончания которых на голосование ставятся
следующие вопросы:
принять законопроект в первом чтении;
отклонить законопроект ввиду неприемлемости концепции
законопроекта или концепции его отдельных разделов (глав).
Решение по законопроекту принимается большинством голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы и оформляется
постановлением палаты.
4. В случае принятия доработанного законопроекта в первом
чтении он направляется в порядке, предусмотренном Регламентом
Государственной Думы, субъектам законодательной инициативы для
повторного внесения поправок.
Повторно внесенные поправки рассматриваются ответственным
комитетом и представляются вместе с законопроектом на второе
чтение в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего
Федерального закона.
5. В случае отклонения законопроекта ввиду неприемлемости его
концепции или концепции его отдельных разделов (глав) он вместе с
копией постановления Государственной Думы возвращается внесшему
его субъекту законодательной инициативы.
Статья 20
1. Третье чтение проводится не позднее чем через четырнадцать
дней со дня принятия законопроекта во втором чтении либо, если до
истечения указанного срока объявляются парламентские каникулы, не
позднее чем через десять дней после начала очередной после
парламентских каникул сессии.
2. При третьем чтении проводится голосование за одобрение
федерального конституционного закона или принятие федерального
закона.
3. Доклад о внесенных в законопроект изменениях в связи с
устранением внутренних противоречий, о редакторской и
корректорской правке делает представитель ответственного комитета.
При этом не допускается внесение в законопроект поправок и
возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным разделам,
главам, статьям.
В исключительных случаях по требованию депутатских
объединений, представляющих большинство депутатов Государственной
Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос
о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.
4. Федеральный конституционный закон считается одобренным
Государственной Думой, если за него проголосовало не менее двух
третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Федеральный закон принимается большинством голосов от общего
числа депутатов Государственной Думы.
Указанные решения оформляются постановлением Государственной
Думы.
5. Одобренный Государственной Думой федеральный
конституционный закон или принятый ею федеральный закон печатается
на бланке, каждая страница закона визируется Председателем
Государственной Думы или его заместителем и вместе с
постановлением Государственной Думы, стенограммой заседания
Государственной Думы, на котором соответствующий закон был одобрен
или принят, а также иными материалами, представленными при
внесении законопроекта, в течение пяти дней со дня принятия
указанных постановлений передается на рассмотрение Совета
Федерации.
Статья 21
1. Поступивший из Государственной Думы федеральный
конституционный закон или федеральный закон вместе с
сопроводительными материалами регистрируется в Совете Федерации и
в срок, не превышающий 48 часов, передается Председателю Совета
Федерации, который назначает комитет (комитеты) палаты,
ответственный за рассмотрение закона, и определяет срок
представления по нему заключения, а также членам Совета Федерации.
Порядок рассмотрения закона и подготовки по нему заключения
указанным комитетом (комитетами) устанавливается Регламентом
Совета Федерации.
2. Если в материалах, сопровождающих федеральный
конституционный закон либо федеральный закон, отсутствует
заключение Правительства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации и пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона,
соответствующий закон в течение пяти дней со дня его поступления в
Совет Федерации подлежит возвращению в Государственную Думу без
рассмотрения для выполнения установленных требований.
В этом случае федеральный конституционный закон не считается
одобренным Государственной Думой, а федеральный закон не считается
принятым палатой в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и подлежит рассмотрению Государственной Думой в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом, начиная с процедуры
первого чтения.
3. Если федеральный конституционный закон или федеральный
закон, поступивший в Совет Федерации, содержит редакционные или
технические ошибки, Председатель Совета Федерации незамедлительно
по обнаружении указанных недостатков обращается в Государственную
Думу с требованием об их устранении и возвращает оригинал закона.
В этом случае четырнадцатидневный срок, предусмотренный
частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации и исчисляемый
в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона,
прерывается и его исчисление начинается со дня представления в
Совет Федерации исправленного текста закона.
Статья 22
Федеральные конституционные законы подлежат обязательному
рассмотрению Советом Федерации.
Рассмотрение федерального конституционного закона в Совете
Федерации должно начаться не позднее чем через тридцать дней со
дня его поступления в Совет Федерации.
Председатель Совета Федерации включает федеральный
конституционный закон в повестку дня заседания палаты.
Статья 23
1. Заключение комитета (комитетов) Совета Федерации,
ответственного за рассмотрение федерального конституционного
закона, должно содержать его оценку и рекомендации комитета об
одобрении или отклонении Советом Федерации данного федерального
конституционного закона. При этом заключение комитета (комитетов)
должно быть мотивировано.
2. В случае если указанный комитет (комитеты) считает
необходимым внести в федеральный конституционный закон изменения и
дополнения, они представляются вместе с текстом заключения.
Статья 24
1. Рассмотрение федерального конституционного закона на
заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения
комитета (комитетов) палаты, ответственного за его рассмотрение, и
проекта постановления Совета Федерации, внесенного этим комитетом
(комитетами).
2. Если указанный комитет (комитеты) рекомендовал Совету
Федерации одобрить федеральный конституционный закон, палата
большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации
принимает решение о проведении голосования по его одобрению без
обсуждения либо о проведении обсуждения данного федерального
конституционного закона.
В обсуждении федерального конституционного закона вправе
принять участие внесший законопроект член Совета Федерации или
депутат Государственной Думы либо официальный представитель иного
субъекта законодательной инициативы, внесшего данный законопроект.
3. Решение об одобрении федерального конституционного закона
считается принятым, если за него проголосовало не менее трех
четвертей от общего числа членов Совета Федерации.
Федеральный конституционный закон, за одобрение которого
проголосовало менее трех четвертей от общего числа членов Совета
Федерации, считается отклоненным.
4. Решение Совета Федерации об одобрении либо отклонении
федерального конституционного закона оформляется постановлением
палаты, не требующим голосования.
Статья 25
1. Федеральный конституционный закон, одобренный
Государственной Думой и Советом Федерации в порядке, установленном
статьей 108 Конституции Российской Федерации и статьями 20 и 24
настоящего Федерального закона, считается принятым.
Принятый федеральный конституционный закон постранично
визируется Председателем Совета Федерации либо его заместителем и
вместе с соответствующим постановлением Совета Федерации в течение
пяти дней со дня принятия указанного постановления направляется
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Отклоненный Советом Федерации федеральный конституционный
закон вместе с постановлением палаты и стенограммой в течение пяти
дней со дня принятия указанного постановления направляется в
Государственную Думу.
2. Оригинал отклоненного Советом Федерации федерального
конституционного закона подлежит хранению в Государственной Думе.
Повторное рассмотрение Государственной Думой отклоненного
Советом Федерации федерального конституционного закона не
допускается.
Отклоненный Советом Федерации федеральный конституционный
закон может быть снова внесен в Государственную Думу в качестве
законопроекта. В этом случае законопроект рассматривается
Государственной Думой как новый с соблюдением процедур,
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 26
1. Федеральные законы рассматриваются Советом Федерации либо
одобряются без рассмотрения на заседании палаты.
2. Председатель Совета Федерации включает в повестку дня
заседания палаты федеральный закон, поступивший из Государственной
Думы.
Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о
невключении в повестку дня заседания федерального закона, не
подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если не
истек установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской
Федерации четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального
закона Советом Федерации.
Статья 27
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации
обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
федерального бюджета;
федеральных налогов и сборов;
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных договоров Российской
Федерации;
статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;
войны и мира.
Статья 28
Заключение комитета (комитетов) Совета Федерации,
ответственного за рассмотрение федерального закона, должно
содержать его оценку и решение комитета (комитетов) об одобрении
либо отклонении федерального закона. При этом заключение комитета
(комитетов) должно быть мотивировано.
В случае если федеральный закон в соответствии со статьей 106
Конституции Российской Федерации подлежит обязательному
рассмотрению в Совете Федерации, об этом указывается в заключении
комитета (комитетов).
Если комитет (комитеты), ответственный за рассмотрение
федерального закона, считает необходимым внести в него изменения и
дополнения, они представляются вместе с текстом заключения.
Статья 29
1. Установленный частью 4 статьи 105 Конституции Российской
Федерации четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет
Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы
федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем
регистрации этого закона в Совете Федерации.
В случае если первый или последний день указанного срока
приходится на нерабочий день, то соответственно днем поступления
федерального закона или днем завершения его рассмотрения считается
следующий за ним рабочий день.
2. Если федеральный закон не подлежит обязательному
рассмотрению палатой, решение Совета Федерации о его одобрении или
отклонении должно быть принято до истечения четырнадцатидневного
срока, исчисляемого в соответствии с настоящей статьей. В случае
если в течение этого срока указанное решение не было принято
палатой, то данный федеральный закон считается одобренным Советом
Федерации.
3. Если в течение четырнадцати дней, исчисляемых в
соответствии с настоящей статьей, Совет Федерации не завершил
рассмотрение федерального закона, подлежащего обязательному
рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106
Конституции Российской Федерации, этот федеральный закон не
считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем
заседании палаты до принятия решения об одобрении либо отклонении
федерального закона.
Решение о продолжении рассмотрения федерального закона на
следующем заседании палаты принимается в порядке, установленном
Регламентом Совета Федерации.
Статья 30
1. Рассмотрение федерального закона, включенного в повестку
дня заседания Совета Федерации, начинается с оглашения заключения
комитета (комитетов), ответственного за его рассмотрение, и
проекта постановления Совета Федерации, внесенного этим комитетом
(комитетами).
В обсуждении закона вправе участвовать внесший законопроект
член Совета Федерации или депутат Государственной Думы либо
официальный представитель иного субъекта законодательной
инициативы, внесшего данный законопроект.
2. По результатам обсуждения Совет Федерации принимает решение
об одобрении либо отклонении федерального закона.
Решение об одобрении федерального закона считается принятым,
если за него проголосовало более половины от общего числа членов
Совета Федерации.
Федеральный закон, не получивший для его одобрения
необходимого количества голосов членов Совета Федерации,
установленного частью 4 статьи 105 Конституции Российской
Федерации и настоящей статьей, считается отклоненным.
3. Решение Совета Федерации об одобрении либо отклонении
федерального закона оформляется постановлением палаты, не
требующим голосования.
В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального
закона могут содержаться перечень разделов, глав, статей, частей и
пунктов статей данного федерального закона, по которым необходимо
преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной
Думой, а также предложение о создании согласительной комиссии.
Статья 31
1. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом
Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета
Федерации в течение пяти дней со дня принятия указанного
постановления направляется Президенту Российской Федерации для
подписания и обнародования.
Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в
Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный
срок, исчисляемый в соответствии со статьей 29 настоящего
Федерального закона, направляется Председателем Совета Федерации
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, о
чем Председатель Совета Федерации уведомляет Председателя
Государственной Думы.
2. Постановление Совета Федерации об отклонении федерального
закона вместе с этим федеральным законом и стенограммой заседания
палаты, а также постановление Совета Федерации об одобрении
федерального закона и стенограмма заседания палаты в течение пяти
дней со дня принятия соответствующего постановления направляются в
Государственную Думу.
3. Если после направления федерального закона Президенту
Российской Федерации для подписания и обнародования в Совет
Федерации поступили из Государственной Думы официальные документы
за подписью Председателя Государственной Думы или его заместителя,
касающиеся замены отдельных страниц текста федерального закона, не
подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации,
Председатель Совета Федерации незамедлительно уведомляет об этом
Президента Российской Федерации.
В этом случае Президент Российской Федерации возвращает в
Совет Федерации оригинал федерального закона.
Поступивший в Совет Федерации от Президента Российской
Федерации федеральный закон направляется Председателем Совета
Федерации в Государственную Думу без рассмотрения. Данный
федеральный закон подлежит повторному принятию в третьем чтении.
Статья 32
1. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона,
он подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При
этом, если в постановлении Совета Федерации содержится перечень
разделов, глав, статей, частей и пунктов статей федерального
закона, по которым необходимо преодолеть разногласия, палаты
Федерального Собрания создают согласительную комиссию.
Порядок образования и деятельности согласительной комиссии
определяется регламентами палат Федерального Собрания.
2. Повторное рассмотрение Государственной Думой отклоненного
Советом Федерации федерального закона проводится не позднее чем
через тридцать дней со дня его поступления в Государственную Думу
либо, если до истечения указанного срока объявляются парламентские
каникулы, не позднее чем через семь дней после начала очередной
после парламентских каникул сессии.
Статья 33
1. При повторном рассмотрении отклоненного Советом Федерации
федерального закона, если по нему была образована согласительная
комиссия, обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе
согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы
этих предложений, Государственной Думой не рассматриваются.
Государственная Дума принимает решение по каждому предложению
согласительной комиссии отдельно большинством голосов от общего
числа депутатов палаты.
2. В случае отклонения хотя бы одного предложения
согласительной комиссии Государственная Дума может предложить ей в
течение десяти дней представить новые предложения с учетом уже
принятых.
Новые предложения согласительной комиссии рассматриваются
Государственной Думой в порядке, предусмотренном настоящей
статьей.
3. Если при повторном рассмотрении федерального закона,
отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не одобрила
предложения согласительной комиссии либо выразила свое несогласие
с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на
голосование в ранее принятой редакции.
В этом случае федеральный закон считается принятым, если за
него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы.
4. Если при повторном рассмотрении федерального закона,
отклоненного Советом Федерации, за его принятие в ранее принятой
редакции проголосовало менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы, закон считается отклоненным и его
рассмотрение возможно только после нового внесения в качестве
законопроекта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 34
Если при повторном рассмотрении федерального закона,
отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его
в редакции, учитывающей все либо часть предложений согласительной
комиссии, данный федеральный закон направляется в Совет Федерации
в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон, принятый в редакции с учетом всех
предложений согласительной комиссии, направляется в комитет
(комитеты) Совета Федерации, ответственный за его рассмотрение,
который подтверждает это в своем заключении и вносит предложение
об одобрении палатой данного федерального закона без обсуждения.
Если федеральный закон принят в редакции, учитывающей часть
предложений согласительной комиссии либо содержащей изъятия или
новые положения по отношению к ранее принятой редакции, этот
федеральный закон рассматривается палатой в порядке, установленном
Регламентом Совета Федерации.
Статья 35
1. Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного
Советом Федерации, по которому согласительная комиссия не создана,
начинается с выступления представителя ответственного комитета,
который докладывает решение Совета Федерации, а также заключение
ответственного комитета.
После этого на голосование ставится вопрос о принятии
федерального закона в ранее принятой редакции.
В этом случае федеральный закон считается принятым, если за
него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы.
Данное решение оформляется постановлением палаты, не требующим
голосования.
2. Если при повторном рассмотрении федерального закона,
отклоненного Советом Федерации, за его принятие в ранее принятой
редакции проголосовало менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы, федеральный закон считается отклоненным и
его рассмотрение возможно только после нового внесения в качестве
законопроекта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 36
Федеральный закон, принятый в порядке, установленном частью 5
статьи 105 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 3
статьи 33 или пунктом 1 статьи 35 настоящего Федерального закона,
вместе с соответствующим постановлением Государственной Думы в
течение пяти дней со дня принятия указанного постановления
направляется Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования, о чем Председатель Государственной Думы уведомляет
Председателя Совета Федерации.
Статья 37
1. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней
подписывает и обнародует представленный федеральный
конституционный закон или федеральный закон.
Установленный частью 2 статьи 107 и частью 2 статьи 108
Конституции Российской Федерации четырнадцатидневный срок, в
течение которого Президент Российской Федерации подписывает и
обнародует соответственно федеральный закон и федеральный
конституционный закон, исчисляется со дня, следующего за днем
поступления закона Президенту Российской Федерации.
В случае если первый или последний день срока приходится на
нерабочий день, то соответственно этими днями считаются следующие
за ними рабочие дни.
2. Если федеральный конституционный закон или федеральный
закон, представленный Президенту Российской Федерации для
подписания и обнародования, содержит редакционные или технические
ошибки, а также если указанные законы соответственно одобрены либо
приняты с нарушением процедуры, установленной Конституцией
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Президент
Российской Федерации незамедлительно по обнаружении указанных
недостатков обращается в Совет Федерации и Государственного Думу с
требованием об их устранении и возвращает оригинал закона в Совет
Федерации или Государственную Думу.
В этом случае четырнадцатидневный срок, предусмотренный
статьями 107 и 108 Конституции Российской Федерации и исчисляемый
в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прерывается и его
исчисление начинается со дня, следующего за днем представления
Президенту Российской Федерации исправленного текста закона.
Статья 38
1. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней
со дня поступления федерального закона может отклонить его и
возвратить в Государственную Думу с сопроводительным письмом,
содержащим обоснование отклонения данного федерального закона.
О своем решении отклонить федеральный закон с изложением
мотивов его отклонения Президент Российской Федерации в письменной
форме уведомляет Совет Федерации.
В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в
установленном Конституцией Российской Федерации и настоящим
Федеральным законом порядке вновь рассматривают данный федеральный
закон.
2. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской
Федерации, направляется Советом Государственной Думы на заключение
в ответственный комитет. Совет Государственной Думы может также
предложить Государственной Думе обратиться к Президенту Российской
Федерации с предложением о создании специальной комиссии для
преодоления возникших разногласий.
Порядок рассмотрения отклоненного Президентом Российской
Федерации федерального закона ответственным комитетом, а также
порядок образования и рассмотрения указанной комиссией данного
федерального закона определяются Регламентом Государственной Думы.
Статья 39
1. Повторное рассмотрение в Государственной Думе федерального
закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, начинается
с выступления полномочного представителя Президента Российской
Федерации в Государственной Думе или его официального
представителя. Затем излагается заключение ответственного комитета
или специально созданной комиссии.
По данному вопросу на заседании Государственной Думы могут
быть проведены прения в порядке, предусмотренном Регламентом
Государственной Думы.
2. Если в письме Президента Российской Федерации к
отклоненному им федеральному закону содержится указание на
нецелесообразность его принятия, то по окончании обсуждения на
голосование ставится вопрос о согласии с данным предложением
Президента Российской Федерации.
Если в письме Президента Российской Федерации к отклоненному
им федеральному закону содержатся предложения к отдельным
разделам, главам, статьям, частям и пунктам статей, то по
окончании обсуждения на голосование ставится вопрос об одобрении
федерального закона с учетом предложений Президента Российской
Федерации.
В этих случаях решение считается принятым, если за него
проголосовало большинство от общего числа депутатов
Государственной Думы.
3. Если Государственная Дума выразила несогласие с мнением
Президента Российской Федерации о нецелесообразности принятия
федерального закона либо не одобрила его с учетом предложений
Президента Российской Федерации, на голосование ставится вопрос об
одобрении федерального закона в ранее принятой редакции.
Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой
редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае принятия данного решения федеральный закон в тот же
день направляется Председателем Государственной Думы в Совет
Федерации.
4. В случае если не принято ни одно из решений, упомянутых в
пунктах 2 и 3 настоящей статьи, палата проводит голосование
предложений Президента Российской Федерации к отдельным разделам,
главам, статьям, частям и пунктам статей.
Каждое предложение Президента Российской Федерации голосуется
отдельно. Решение в этом случае считается принятым, если за него
проголосовало большинство от общего числа депутатов
Государственной Думы.
5. Если все либо отдельные предложения Президента Российской
Федерации одобрены Государственной Думой, отклоненный им
федеральный закон считается принятым в качестве законопроекта во
втором чтении. Отдельное голосование по данному вопросу не
проводится.
Ответственному комитету или комиссии, представившим
заключение, поручается подготовить текст указанного федерального
закона с включением в него одобренных Государственной Думой
предложений Президента Российской Федерации.
Указанный федеральный закон представляется Государственной
Думе для принятия в третьем чтении.
6. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской
Федерации и повторно рассмотренный Государственной Думой,
считается принятым с учетом предложений Президента Российской
Федерации, если за него проголосовало большинство от общего числа
депутатов Государственной Думы.
7. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской
Федерации и одобренный в ранее принятой редакции либо принятый с
учетом всех или отдельных предложений Президента Российской
Федерации, вместе с соответствующим постановлением Государственной
Думы и стенограммой заседания палаты, на котором повторно
рассматривался данный федеральный закон, в течение пяти дней
передается в Совет Федерации.
Статья 40
1. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской
Федерации, подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
В этом случае рассмотрение указанного федерального закона
проводится в течение четырнадцати дней, исчисляемых в соответствии
со статьей 29 настоящего Федерального закона.
2. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой
федерального закона, отклоненного Президентом Российской
Федерации, он принят в новой редакции, этот федеральный закон
рассматривается Советом Федерации как вновь принятый в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом для рассмотрения
федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению в
Совете Федерации.
3. Если при повторном рассмотрении федеральный закон,
отклоненный Президентом Российской Федерации, одобрен
Государственной Думой в ранее принятой редакции, то он вместе с
сопроводительными документами направляется Председателем Совета
Федерации в комитет (комитеты) в соответствии с Регламентом Совета
Федерации.
Порядок рассмотрения указанным комитетом (комитетами)
федерального закона, отклоненного Президентом Российской
Федерации, и подготовки по нему заключения устанавливается
Регламентом Совета Федерации.
4. Рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом
Российской Федерации и одобренного Государственной Думой в ранее
принятой редакции, начинается с выступления представителя комитета
(комитетов), ответственного за рассмотрение данного федерального
закона. Он докладывает постановление Государственной Думы,
заключение указанного комитета и проект постановления Совета
Федерации, внесенный этим комитетом.
Затем слово предоставляется полномочному представителю
Президента Российской Федерации в Совете Федерации, который
оглашает письмо Президента Российской Федерации к отклоненному им
федеральному закону.
После этого Совет Федерации решает вопрос о необходимости
обсуждения данного федерального закона. Указанное решение
принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.
5. По окончании обсуждения, если палатой было принято
соответствующее решение, на голосование ставится вопрос об
одобрении федерального закона, отклоненного Президентом Российской
Федерации, в ранее принятой редакции и одобренного в той же
редакции Государственной Думой.
В этом случае федеральный закон считается одобренным, если за
него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов
Совета Федерации.
Если за одобрение федерального закона, отклоненного
Президентом Российской Федерации и одобренного Государственной
Думой в ранее принятой редакции, проголосовало менее двух третей
от общего числа членов Совета Федерации, этот федеральный закон
считается отклоненным и подлежит возвращению в Государственную
Думу.
6. Одобренный в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции
Российской Федерации и настоящей статьей федеральный закон вместе
с соответствующим постановлением Совета Федерации в течение пяти
дней со дня принятия указанного постановления направляется
Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для
подписания и обнародования.
В этом случае федеральный закон подлежит подписанию
Президентом Российской Федерации в течение семи дней и
обнародованию.
7. Установленный частью 3 статьи 107 Конституции Российской
Федерации семидневный срок, в течение которого Президент
Российской Федерации подписывает федеральные законы, одобренные
депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации в ранее
принятой редакции, исчисляется со дня, следующего за днем
поступления данного федерального закона Президенту Российской
Федерации.
Если первый и последний дни этого срока приходятся на
нерабочие дни, то соответственно указанными днями считаются
следующие за ними рабочие дни.
Статья 41
1. Подписанному Президентом Российской Федерации федеральному
конституционному закону или федеральному закону в течение суток со
дня подписания присваивается регистрационный номер, после чего
информация о нем доводится до средств массовой информации.
2. Официальные копии подписанного Президентом Российской
Федерации федерального конституционного закона или федерального
закона в срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, направляются
для официального опубликования в "Российскую газету" и Собрание
законодательства Российской Федерации, являющиеся официальными
печатными изданиями.
Официальные копии федерального конституционного закона или
федерального закона на магнитном носителе направляются также в
федеральный банк данных правовой информации.
3. Президент Российской Федерации обеспечивает хранение
оригинала федерального конституционного закона или федерального
закона в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации об архивном деле.
Статья 42
Опубликование и вступление в силу подписанного Президентом
Российской Федерации федерального конституционного закона или
федерального закона осуществляется в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания".
Статья 43
1. Изменение, приостановление и прекращение действия (утрата
силы) федерального конституционного закона или федерального закона
осуществляются путем принятия соответственно федерального
конституционного закона или федерального закона в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Федеральный конституционный закон или федеральный закон,
содержащий нормы об изменении, о приостановлении или прекращении
действия (утрате силы) соответственно федерального
конституционного закона или федерального закона, подлежит
опубликованию в официальных печатных изданиях в соответствии с
Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания".
Статья 44
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Рассмотрение в Государственной Думе законопроектов,
внесенных в Государственную Думу до вступления в силу настоящего
Федерального закона, в том числе принятых в первом либо во втором
чтении, а также рассмотрение в Совете Федерации федеральных
конституционных законов и федеральных законов, принятых
Государственной Думой, осуществляются в соответствии с настоящим
Федеральным законом со дня вступления настоящего Федерального
закона в силу.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|