ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 1997 г. N ВК-6-16/738
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ПРОВЕРКЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
В соответствии с п. 13 Национального плана проверок
налогоплательщиков на 1997 год во II - III кварталах 1997 года
налоговыми органами совместно с органами федеральной налоговой
полиции проведены проверки соблюдения законодательства Российской
Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением на автозаправочных станциях (АЗС),
в гостиницах, станциях технического обслуживания автомобилей
(СТОА) и на рынках.
Проверки осуществлялись в соответствии с примерной программой,
направленной Госналогслужбой России в адрес государственных
налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации письмом от
11.06.97 N ВК-6-16/440.
Всего проведено 34126 проверок, в том числе на рынках - 21618,
на АЗС - 7066, в гостиницах - 2309 и на СТОА - 3133. Количество
проверок, которыми установлены нарушения, составляет 15,6% от
общего количества. Этот показатель колеблется по сферам применения
контрольно-кассовых машин в интервале от 9,9% (гостиницы) до 54,7%
(рынки).
По итогам проверок предъявлено штрафов на сумму 39 млрд.
рублей, в том числе по результатам проверок рынков - 26,1 млрд.
руб., или 66,9% от общей суммы.
Из общей суммы штрафных санкций за неприменение ККМ начислено
31,8 млрд. руб., или 81,6%. Сумма штрафов за невыдачу чека
покупателям (клиентам) составила 2,28 млрд. руб., или 5,8% от всей
суммы штрафов, и за применение неисправных ККМ - 1,47 млрд. руб.,
или 3,8%.
Сумма взысканных штрафов составляет 7,0 млрд. руб., или 18,0%
от предъявленной. Наибольший процент взыскания штрафов приходится
на АЗС (31,6), а наименьший - на СТОА (10,3).
Уровень взыскания штрафов остается невысоким, особенно с
физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без
образования юридического лица. Практика рассмотрения арбитражных
дел также показывает, что нередко арбитражные суды не поддерживают
исков налоговых органов, в частности по причине фиксации суммы
покупки на контрольной ленте кассового аппарата.
Налоговым органам необходимо усилить работу по взысканию
штрафных санкций, обратив особое внимание на правильность
оформления материалов проверок в точном соответствии с действующим
законодательством, а также на рассмотрение дел в арбитражных
судах, добиваясь по случаям необъективного рассмотрения судебно -
арбитражных решений в вышестоящих судах вплоть до Высшего
Арбитражного Суда России.
Факты неоприходования выручки выявлены при 307 проверках, в
том числе в 158 случаях - на рынках и в 127 - на АЗС, что
составляет соответственно 13,3%, 5,7% и 4,2% от общего количества
проверок, которыми установлены нарушения. Сумма неоприходованной
выручки составила 1962,3 млн. руб., из них 1600,0 млн. руб.
приходится на АЗС (81,5%).
Налоговыми органами города Москвы при проверке гостиниц,
рынков, автозаправочных станций и станций технического
обслуживания автомобилей в 145 проверках (43,2%) из 336 были
установлены нарушения требований законодательства Российской
Федерации о применении контрольно-кассовых машин, что превышает
аналогичный средний показатель по Российской Федерации почти в
2,8 раза. Среди предприятий - нарушителей законодательства о
применении ККМ наибольший удельный вес (54,7%) нарушений по
результатам проверок зафиксирован по рынкам (на 104 из 190),
наименьший (23,2%) - по АЗС (на 13 из 56). К нарушителям
предъявлены штрафные санкции, в т.ч. по 99 на сумму 1,1 млрд.
руб., из них к рынкам - 692 млн. руб., к СТОА - 209 млн. руб., по
остальным нарушителям материалы проверок направлены в
соответствующие территориальные налоговые инспекции для принятия
мер.
В Московской области нарушения законодательства Российской
Федерации о применении контрольно-кассовых машин обнаружены у 311
из 1383 проверенных предприятий и физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность (22,5%), предъявлено штрафов на
сумму 2383,4 млн. руб. С учетом того, что госналогинспекция по
Московской области давала задания на проверку рынков, АЗС, СТОА и
гостиниц в 1995 - 1996 гг., в области удалось добиться снижения
количества нарушений на этих предприятиях по сравнению с
предыдущими проверками. Наибольшее количество проверок в
Московской области проведено на рынках - 822, в ходе их
установлено 243 нарушения (29,6%). При этом выявлены отдельные
факты уклонения со стороны предприятий и предпринимателей от
применения ККМ при осуществлении торговли со столиков и лотков,
расположенных рядом с принадлежащими им же автофургонами,
тонарами, киосками, и других аналогично обустроенных торговых
мест, считающих при этом, что они осуществляют торговлю с лотка.
Налоговым органам необходимо применять штрафные санкции при
наличии подобных фактов и информировать органы исполнительной
власти и местного самоуправления для принятия необходимых мер по
устранению недостатков.
Налоговыми органами Республики Татарстан нарушения обнаружены
в 36% проверок. Общая сумма штрафных санкций составила 763,7 млн.
руб., из них взыскано 254,8 млн. руб., или 33,3%. Характерным
нарушением в республике является невыдача чека покупателю. Так,
при проверке киоска "Радиотовары", расположенного на территории
рынка N 7 Приволжского района г. Казани, предприниматель пробивала
чеки за реализованный товар после совершения факта покупки и
выдачи товара покупателю, чеки на руки покупателям не выдавались.
На киоск наложены штрафные санкции в сумме 834,9 тыс. руб.
Наряду с отмеченными в ходе проверок выявлены и некоторые
другие нарушения действующего законодательства о применении
контрольно-кассовых машин. Так, предприятиями Архангельской
области, осуществляющими денежные расчеты с населением с
использованием бланков строгой отчетности, допускается заполнение
реквизитов бланков не в полном объеме. Кроме того, допускаются
случаи использования старых форм бланков строгой отчетности.
Аналогичные факты установлены в Агинском Бурятском автономном
округе, Амурской, Брянской, Мурманской и Нижегородской областях,
Приморском крае. В Республике Коми в гостинице местного аэропорта
в Усть-Цилемском районе денежные расчеты с населением
осуществляются с применением не утвержденных Минфином России
бланков строгой отчетности форм К-4, К-6. На нарушителей
налоговыми органами наложены штрафы. Проверкой вещевого рынка в
г. Казани установлено, что при расчетах с населением при сборе
платы за выход на рынок и за предоставление торговых мест ООО
"Янтарь" контрольно-кассовые машины не применялись, а
использовались билеты произвольного образца, не являющиеся
бланками строгой отчетности. По факту применены штрафные санкции в
сумме 29,2 млн. руб.
В Томской области проверки АЗС показали, что ограничение
специальными ведомственными актами доступа в помещения АЗС
работников контролирующих органов препятствует раскрытию нарушений
законодательства Российской Федерации о применении контрольно -
кассовых машин. Вследствие этого существенно снижаются
оперативность и эффективность проверок. При этом предпринимаются
попытки сокрытия факта неприменения ККМ путем пробивания
дополнительных чеков после предъявления удостоверений налоговыми
инспекторами, но до момента их допуска в помещение АЗС.
Аналогичные случаи отмечаются и при проверках торговых точек.
В подобных ситуациях от инспекторов требуется внимательное и
исчерпывающе полное оформление фактов в акте проверки, с
отражением времени действий сторон, полным описанием действий,
отбором объяснений и т.п.
Настораживают отдельные сообщения о фактах
несанкционированного доступа к фискальной памяти ККМ и нарушения
фискального режима их работы, в результате чего ККМ выдают чеки с
указанием денежных сумм, не занося их в фискальную память, или
выдают чеки с отрицательной или нулевой суммой.
Подобные нарушения выявлены налоговыми органами в
Волгоградской области.
Факты несанкционированного доступа к блоку фискальной памяти с
уничтожением "лишней" суммы выручки из памяти выявлены налоговыми
органами Алтайского края. По названным фактам ведется
расследование с привлечением компетентных органов.
Госналогслужба рекомендует госналогинспекциям по субъектам
Российской Федерации систематизировать и обобщать сведения о
моделях контрольно-кассовых машин, в отношении которых указанный
вид нарушений оказывается возможным, и информировать
Госналогслужбу России с целью выработки предложений по исключению
подобных моделей ККМ из государственного реестра контрольно -
кассовых машин, разрешенных к применению на территории Российской
Федерации, или усилению в них средств защиты фискальной памяти от
несанкционированного доступа.
В отношении предприятий или индивидуальных предпринимателей,
допустивших несанкционированный доступ к фискальной памяти,
налоговым органам рекомендуется предпринимать меры,
предусмотренные п. 4.2 Методических рекомендаций по организации
контроля за применением контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных
Госналогслужбой России N НИ-6-14/281 от 03.08.94 и Департаментом
налоговой полиции Российской Федерации N ВЯ-1155 от 29.07.94.
Вместе с тем проведенная проверка позволила выявить и ряд
положительных моментов в работе по применению контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных расчетов в сфере
торговли и оказания услуг населению.
В ряде регионов в сферах продажи ГСМ на АЗС, оказания услуг
гостиницами и СТОА повышается оснащенность контрольно-кассовыми
машинами и снижается доля предприятий, осуществляющих денежные
расчеты с населением за предоставляемые услуги с применением
документов строгой отчетности.
Госналогинспекциями внесен ряд существенных предложений по
совершенствованию действующего законодательства о применении
контрольно-кассовых машин, которые могут быть использованы в
дальнейшем.
Отдельные госналогинспекции по согласованию с органами
исполнительной власти на местах по аналогии с организацией
контроля за производством и реализацией алкогольной продукции
практикуют расширение зон контроля путем организации налоговых
постов на предприятиях и в организациях, реализующих наиболее
ликвидные товары - горюче-смазочные материалы, телевидеобытовую
технику и т.п. Опыт создания налоговых постов на АЗС и рынках
показывает, что при этом заметно растет выручка, что отмечается
госналогинспекциями по Алтайскому краю, Республике Карелия и
Чувашской Республике.
В отдельных регионах местными администрациями с привлечением
налоговых органов подготовлены и утверждены подробные
инструктивные материалы по определению мест для применения
контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных
комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления
торговли, с определением понятий торговых точек и торговых мест.
Подобная практика отмечена по Республике Карелия, Челябинской
области и некоторым другим регионам.
Государственная налоговая служба Российской Федерации,
направляя настоящий обзор и учитывая важное значение контроля
налоговых органов за соблюдением установленного порядка применения
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, предлагает принять меры к обеспечению налоговыми
органами постоянного контроля за соблюдением юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением от 18.06.93 N 5215-1.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ
------------------------------------------------------------------
|