ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 1997 г. N 04-07-03
Департамент налоговой политики для выработки согласованной
позиции по вопросу определения порядка включения в объем
реализации доходов, получаемых коммерческими банками и другими
кредитными организациями при совершении сделок купли - продажи
иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, в целях
установления для указанных плательщиков порядка исчисления
налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог
сообщает следующее.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете", устанавливающий единые правовые и
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета
в Российской Федерации, распространяется на все организации,
находящиеся на территории Российской Федерации.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому
учету, издаваемые органами, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны
противоречить нормативным актам и методическим указаниям
Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 13 июня 1995 г. N 50 "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организаций,
стоимость которых выражена в иностранной валюте" (по заключению
Минюста России от 21.06.95 N 07-01-390-95 в государственной
регистрации не нуждается) под "курсовой разницей" понимается
разница между рублевой оценкой соответствующего имущества или
обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте,
исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком Российской
Федерации, на дату расчета или дату составления бухгалтерской
отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих имущества и
обязательств, исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком
Российской Федерации на дату принятия их к бухгалтерскому учету в
отчетном периоде или дату составления бухгалтерской отчетности за
предыдущий отчетный период.
Исходя из этого, Департамент налоговой политики не может
согласиться с Центральным банком Российской Федерации,
установившим, что положительная разница между ценой приобретения и
ценой принятия на баланс валюты и других валютных ценностей
отнесена к курсовым разницам.
По нашему мнению, "реализованная курсовая разница" должна
рассматриваться как полученная налогоплательщиком материальная
выгода в результате совершения сделки с валютными ценностями по
цене, отличной от цены, исчисленной по курсу, котируемому
Центральным банком Российской Федерации при принятии их к
бухгалтерскому учету.
Исходя из изложенного, считаем целесообразным доход,
получаемый коммерческими банками и другими кредитными
организациями при совершении сделок покупки - продажи различных
финансовых активов (иностранной валюты, драгоценных металлов,
ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте и т.д.), независимо
от вида сделок (кассовая или срочная сделка), принимать к учету
при налогообложении по первому разделу (пункт 10) Положения об
особенностях определения налогооблагаемой базы для исчисления
налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
16 мая 1994 г. N 490, и рассматривать в виде выручки, полученной в
результате совершения сделки с иностранной валютой.
Просим подтвердить согласие с указанной позицией.
Начальник Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ
|