Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПРИКАЗ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РФ ОТ 13.10.97 N 438 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МАТЕРИАЛОВ "ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ СОЗДАНИЯ БАЛТИЙСКОЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                                 ПРИКАЗ
                      от 13 октября 1997 г. N 438
   
               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
            ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МАТЕРИАЛОВ "ДЕКЛАРАЦИЯ
                    О НАМЕРЕНИЯХ СОЗДАНИЯ БАЛТИЙСКОЙ
                        ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ"
   
       В соответствии  с  Федеральным   законом   "Об   экологической
   экспертизе" (статья 18) приказываю:
       Утвердить заключение   экспертной   комиссии   государственной
   экологической   экспертизы,  образованной  во  исполнение  Приказа
   Госкомэкологии  России  от  04.07.97  N   309,   по   рассмотрению
   материалов    "Декларация   о   намерениях   создания   Балтийской
   трубопроводной системы".
   
                                                         Председатель
                                                 В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
   
   
   
   
   
   
                                                           Утверждено
                                                Приказом Председателя
                                            Государственного комитета
                                                 Российской Федерации
                                           по охране окружающей среды
                                          от 13 октября 1997 г. N 438
   
              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
   
                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
   
                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                         от 2 октября 1997 года
   
                  ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ
              МАТЕРИАЛОВ "ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ СОЗДАНИЯ
                   БАЛТИЙСКОЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ СИСТЕМЫ"
   
       Экспертная комиссия,  утвержденная   Приказом   Госкомэкологии
   России от  04.07.97  N  309  в  составе:  руководителя - к.г.-м.н.
   Стрепетова В.П.,  ответственного секретаря - ведущего  специалиста
   Госкомэкологии   России   Ломанцовой   Е.Б.  и  членов  экспертной
   комиссии:  к.г.н.  Амелина А.В.,  к.т.н.  Акоповой Г.С., к.ф.-м.н.
   Беспалова М.С.,  к.т.н.  Кондратенко И.И.,  к.г.н. Никитиной Л.С.,
   Полторацкого С.В.,  к.г.н.  Федосеевой Т.П., рассмотрела материалы
   "Декларация   о   намерениях  создания  Балтийской  трубопроводной
   системы", разработанные АО "Гипротрубопровод".
   
              1. Характеристика представленных материалов
   
       На государственную   экологическую   экспертизу   в    составе
   материалов    Декларации    о   намерениях   создания   Балтийской
   Трубопроводной системы (БТС) представлены:
       книга 1. Общие сведения;
       книга 2. Характеристика трасс нефтепроводов;
       книга 3. Возможное влияние на окружающую среду;
       книга 4.  Источники  финансирования,  учредители,  участвующие
   показатели эффективности.
   
                           2. История вопроса
   
       Материалы разработаны   АО   "Гипротрубопровод"   и  компанией
   "Deutsche  Morgan  Grenfell"  (финансово-экономический  анализ)  в
   1996 году   при   участии   институтов  "ПечорНИПИнефть"  (участок
   Харьяга - Усинск) и "ЛенморНИИпроект"  (портовые   комплексы).   К
   разработке   раздела   "Возможное  влияние  на  окружающую  среду"
   "Декларации..."  привлекались специалисты "ВНИПИМорнефтегаз" и  АО
   "НОРДЭКО".
       "Декларация о намерениях  создания  Балтийской  трубопроводной
   системы"  разработана АО "Гипротрубопровод" в рамках  Соглашения о
   совместном изучении проекта первой фазы Балтийской  Нефтепроводной
   Системы.    Данное   Соглашение   заключили   между  собой  группа
   российских и зарубежных компаний в  составе  АК  "Транснефть",  НК
   "Роснефть",  АК  "КомиТЭК",  Total  Exploration Prodaction Russie,
   Amoco Eurasia Petroleum Company, Neste Oy, British Gas Exploration
   and   Production   LTD,   Williams   International   Company,  IPL
   International Inc., Conoco Artic Inc.
       Однако на   момент   рассмотрения   материалов   не  учреждено
   юридическое лицо,  ответственное за реализацию проекта в целом,  и
   не определены инвесторы проекта.
   
            3. Краткая характеристика создаваемой Балтийской
                         трубопроводной системы
   
                   3.1. Описание схемы размещения БТС
   
       Основное назначение   БТС   -  обеспечение  транспорта  нефтей
   Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с целью экспорта  через
   морской   порт   на  Балтийском  море  путем  строительства  новых
   нефтепроводов от районов добычи к существующим нефтепроводам и  от
   этих нефтепроводов к порту. Через БТС могут также экспортироваться
   нефти других нефтегазодобывающих регионов.
       Альтернативный вариант   экспорта  Тимано-Печорских  нефтей  -
   проект "Северные ворота",  предусматривающий  организацию  системы
   сбора  нефти  к  северному  побережью  с дальнейшим транспортом на
   специальных танкерах, по мнению авторов БТС,  обеспечивает решение
   задачи экспорта нефти с меньшими затратами, чем северный вариант.
       Ресурсы нефти  Тимано-Печорского  региона  оцениваются   (млн.
   т/год):
   
   ------------------------T---------T---------T----------T---------¬
   ¦                       ¦  1996   ¦   2000  ¦    2005  ¦  2010   ¦
   +-----------------------+---------+---------+----------+---------+
   ¦Республика Коми        ¦  9,85   ¦  12,31  ¦   12,66  ¦ 10,86   ¦
   ¦                       ¦         ¦         ¦          ¦         ¦
   ¦Архангельская область  ¦  2,68   ¦  18,03  ¦   24,70  ¦ 16,19   ¦
   ¦                       ¦         ¦         ¦          ¦         ¦
   ¦ВСЕГО:                 ¦ 12,53   ¦  30,34  ¦   37,36  ¦ 27,05   ¦
   L-----------------------+---------+---------+----------+----------
   
       Проект предусматривает экспорт нефти от 18,7 до 27,3 млн.  т в
   год, в   том    числе    9,3 млн. т в - ближнее зарубежье. От 4 до
   6 млн. т   будет  поступать  на  Ухтинский  НПЗ,  13,5  млн.  т  -
   на  АО  "Ярославнефтеоргсинтез",  3,2 - 5,0 млн. т - на Московский
   НПЗ, от 9,4 до 11,4 млн. т - на АО "Технохим".
       Для полной загрузки БТС с учетом  перспективных  отечественных
   потребителей  и экспорта в ближнее зарубежье (Республика Беларусь,
   Литва) объемы транспортировки нефти составят (млн. т/год):
   
   --------------------------T--------T---------T---------T---------¬
   ¦                         ¦  1996  ¦   2000  ¦   2005  ¦   2010  ¦
   +-------------------------+--------+---------+---------+---------+
   ¦Тимано-Печорский регион  ¦ 12,53  ¦  30,34  ¦  37,36  ¦  27,05  ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦АО "Татнефть"            ¦   -    ¦   1,00  ¦   1,00  ¦   1,00  ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦Тюменская область        ¦ 36,67  ¦  22,80  ¦  25,80  ¦  36,20  ¦
   ¦                         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦
   ¦ВСЕГО:                   ¦ 49,20  ¦  54,14  ¦  64,16  ¦  64,25  ¦
   L-------------------------+--------+---------+---------+----------
   
       Нефти Тимано-Печорского   региона  имеют  высокую  вязкость  и
   температуру застывания  (от  2  до  6°   С),   транспорт   ее   по
   трубопроводу  возможен  только  при  предварительном подогреве или
   улучшении реологических свойств при помощи депрессорных  присадок.
   В декларации принят подогрев нефти.
       Трасса нефтепровода прорабатывалась по одиннадцати  вариантам.
   Во  всех вариантах прохождение его от Харьяги до Ярославля принято
   одинаково:  на головном участке  (Харьяга - Уса),   протяженностью
   138 км,   диаметром   820  мм,  в  коридоре  максимально  возможно
   приближенном к существующей автодороге Усинск - Харьяга, с обходом
   сильно  льдистых  многолетнемерзлых  грунтов  и  эрозионно-опасных
   участков,  далее до Ярославля - протяженностью 1530 км -  в  одном
   техническом  коридоре  с  существующим нефтепроводом.  С 1999 года
   потребуется последовательное расширение нефтепровода Уса - Ухта II
   диаметром  820  мм,  а  с  2000  года  -  расширение  нефтепровода
   Ухта - Ярославль II диаметром 720 мм.
       От Ярославля до НПЗ Кириши рассмотрено два варианта:  в  одном
   коридоре с построенным в 60 годы нефтепроводом Ярославль - Кириши,
   протяженностью   531   км;   или   через   Торжок,   с   частичным
   использованием  трасс  нефтепровода  Сургут - Полоцк,  газопровода
   Сургут  -  Полоцк,  газопровода  Торжок  -  Санкт-Петербург  и  на
   конечном участке - нефтепровода Ярославль - Кириши.
       В первом  варианте в 1999 году потребуется ввод в эксплуатацию
   нефтепровода Ярославль - Кириши II диаметром 720 мм.
       Дальнейшее  прохождение  трассы  по  территории  Ленинградской
   области проработано по двум основным вариантам:
       - до  бухты Батарейная (Ломоносовский район),  и через Финский
   залив до  Приморска  (Рощинский  район)  и  границы  с  Финляндией
   (Выборгский район),
       - до Приморска и далее с обходом Санкт-Петербурга с востока, с
   пересечением Невы  в  истоке  (между  нп  Марьино и Черная Речка).
   Прокладка  трубопровода  под  руслом  реки   намечается   способом
   направленного горизонтального бурения.
       Подварианты рассматривают   прохождение    трассы   в    обход
   г. Выборга  с востока и с запада,  в различных створах Выборгского
   залива (через полуостров Лоханиема и восточнее его,  в самом узком
   месте). Часть трассы проходит в коридоре существующего газопровода
   Череповец - Финляндия.
       Отдельным вариантом  рассмотрена  трасса  Торжок  -  Полоцк  -
   Вентспилс  со  строительством  отгрузочного терминала в Вентспилсе
   (Латвия).  Этот вариант к дальнейшей проработке не  рекомендуется,
   поскольку затрагивается безопасность Российской Федерации.
       Действующие нефтепроводы, используемые в 1 фазе проекта, имеют
   срок эксплуатации:  Уса - Ухта - с 1974 года, Ухта - Ярославль - с
   1974 года,  Ярославль - Кириши - с 1969 года, Ярославль - Торжок -
   Полоцк 1980, 1981 годы.
       Возможности размещения    порта    и   терминала   рассмотрены
   вариантно:  в районах Приморска и бухты Батарейной,  к  дальнейшей
   проработке  рекомендуется,  исходя,  в  основном,  из  стоимости и
   сроков строительства, размещение порта и терминала в Приморске.
       Грузооборот 1  очереди этого порта составляет 19 млн.  т в год
   нефти. В состав порта входят:
       - 4 причала наливных судов, общей длиной 1160 м,
       - нефтебаза с ж.д. сливным фронтом, общей площадью 180 га,
       - 2  причала  перегрузки  сжиженных углеводородных газов общей
   длиной 720 м,
       - склады СУГ на площади 120 га,
       - хранилища на площади 26 га,
       - комплекс перегрузки генгрузов (4 причала общей длиной 765 м,
   крытые склады и открытые площадки на 7 га),
       - база спецморподразделения,
       - база портофлота и БТОФ,
       - объекты энергоснабжения,
       - железнодорожные пути.
       При строительстве  порта и нефтяного терминала у г.  Приморска
   отторгается  160  га  акватории  Финского  залива  и  на  400   га
   проводится дноуглубление.
       Из рассмотренных     одиннадцати     вариантов     прохождения
   нефтепровода   БТС  авторы  рекомендуют  к  дальнейшей  проработке
   следующие варианты  экспорта  нефти  Тимано-Печорского  региона  и
   других   нефтедобывающих   регионов,  заявляемые  в  декларации  о
   намерениях:
       1 и 6 - через порт Приморск;
       2 и 7 - через порты Приморск и Порвоо.
       Эксперты отмечают,  что в представленной характеристике БТС не
   оценены:
       остаточный резерв действующих участков  нефтепроводов  Ухта  -
   Ярославль,   Ярославль   -   Кириши,   введенных  в  эксплуатацию,
   соответственно,  в  1974  году  и   1969   году,   и   возможность
   использования их на максимальную пропускную способность;
       не обосновано  место  размещения  головной  НПС   нефтепровода
   Харьяга - Уса (ДНС-5 или ДНС "Северный Возей",  стр. 2, кн. 2, или
   ДНС-1, стр. 30);
       не раскрыты   источники   и   пути    поступления    сжиженных
   углеводородных  газов  на  базу  порта в Приморске,  упомянутую на
   стр. 30  кн.  3.  На  следующей  стадии   проектирования   следует
   рассмотреть    вопрос    организации    санитарно-защитной    зоны
   нефтепровода      в       соответствии       с        требованиями
   СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96, который является весьма болезненным при
   прохождении   нефтепровода   по   освоенным   плотно    населенным
   территориям.
   
            3.2. Краткая природная и социально-экономическая
          характеристика районов прохождения нефтепроводов БТС
   
       Северная часть трассы нефтепровода проходит с севера на юг  по
   территории  Ненецкого  автономного  округа Архангельской области и
   Республики Коми. Центральная часть трассы нефтепровода проходит по
   территории Вологодской,  Ярославской и Тверской областей. Западная
   часть трассы нефтепровода  пересекает  Псковскую,  Новгородскую  и
   Ленинградскую области, заканчиваясь на побережье Финского залива.
       Северный участок    трассы    нефтепровода     проходит     по
   Большеземельской тундре, представляющей собой всхолмленную равнину
   с перепадами  высот  от  50  до  150  м,  территория  неравномерно
   залесена,  местами покрыта елово-березовым лесом, местами - мелким
   лесом  и  кустарником  (ива,  карликовая  береза).    Незалесенные
   участки заняты болотами.
       Климат характеризуется малым количеством солнечной радиации  в
   зимнее  время,  влиянием  северных  морей  и интенсивным переносом
   воздушных масс.  Приближенность к морю,  плотная сеть рек и  озер,
   сильная заболоченность приводят к высокой влажности воздуха.
       Зимой преобладают  южные  и  юго-западные  ветры  со   средней
   скоростью 4,5  -  5,8 м/с,  летом - северные и северо-восточные со
   средней скоростью 4,5 м/с.  Частые смены воздушных масс приводят к
   нестабильности  погоды  в  течение всего года.  Осадков выпадает в
   среднем 515 мм, из них 54% выпадает в виде снега.
       По трассе  нефтепровода  протяженность  участков с прерывистым
   распространением  ММП  составляет  30  км.  Многолетняя   мерзлота
   "вялая", средняя температура изменяется от 0 до -3° С.
       Природные ареалы  центральной  и  западной  зон   расположения
   объектов  БТС  представлены  лесами  бореального типа,  постепенно
   переходящими  в  тундру  на  восточном  краю  трассы.  Трасса  БТС
   проходит   в   основном  по  переувлажненным  подзолистым  почвам,
   пересекая ряд крупных рек (Уса,  Печора,  Вычегда,  Волга, Волхов,
   Нева),   десятки   средних   и   сотни   малых  рек.  В  вариантах
   магистральной трассы через Батарейную и через Приморск  трасса  на
   протяжении   20   и  12  км  проходит  по  акваториям  Финского  и
   Выборгского заливов.
       Территория трассы находится в пределах таежной зоны, в подзоне
   южной  тайги.  На  восточном  участке  и   на   Тихвинской   гряде
   преобладают  темно-хвойные  еловые  леса с незначительной примесью
   широколиственных пород (клен,  вяз). На месте сведенных лесов и на
   плоских  переувлажненных  участках  рельефа  произрастают сосновые
   леса. Нередко встречаются смешанные хвойно-мелколиственные леса. В
   травяно-кустарниковом  ярусе  преобладают зеленые мхи,  брусника и
   травянистые растения: кислица, ландыш и др.
       Животный мир лесотундры  представлен  как  типично  тундровыми
   видами, так и некоторыми видами более южной таежной зоны. Для этих
   мест характерны  северный  олень,  изюбр,  песец,  заяц  -  беляк,
   леминг,  полевка, горностай, ласка и др. Из птиц встречаются белая
   куропатка,  полярная сова, глухарь, рябчик, тетерев, гусь, кряква,
   ворон и др.
       Большое разнообразие   условий   обитания   в   таежной   зоне
   определяет богатство ее  фауны.  В  тайге  обитают  такие  крупные
   животные,   как   лось,  северный  олень,  изюбр,  медведь,  волк,
   россомаха,  лисица,  бобр.  Здесь большое разнообразие видов более
   мелких животных - различные виды грызунов,  куньих. В таежной зоне
   большое  разнообразие  птиц:  многочисленные  виды  тетеревиных  и
   водоплавающих    птиц,    хищных   птиц   (кречет,   перепелятник,
   орлан - белохвост и др.).
       Для рек   бассейна   Северного  Ледовитого  океана  характерно
   большое разнообразие видов рыб семейства лососевых  и  сиговых.  В
   бассейне   Каспийского   моря   (бассейн  Волги)  преимущественное
   распространение имеют карповые,  из наиболее ценных видов  обитают
   осетровые.
       На безопасном расстоянии  от  трассы  и  на  островах  Балтики
   имеются  заповедники  и  заказники.  В  Красную  книгу  Российской
   Федерации  включены  16  видов  высших  растений   и   позвоночных
   животных, обитающих постоянно или временно в указанных зонах.
       Вдоль южного  побережья  Финского  залива  и  его   прибрежных
   мелководий   проходят   три   маршрута  глобального  миграционного
   Беломоро-Балтийского перелетного пути ста семидесяти видов птиц, в
   том числе водоплавающих и редких.
       Сведений о   пересечении   трассой   трубопровода    объектов,
   представляющих  археологическую  ценность,  на  момент составления
   "Декларации..." не имелось.
       Существующее состояние  экосистем  Финского залива обусловлено
   кумулятивным     воздействием      промышленного      рыболовства,
   производственно-хозяйственной  и  специализированной деятельностью
   на  побережье,  судоходством,   гидростроительством.   Результатом
   интегрального   воздействия  указанных  видов  деятельности  стало
   прогрессирующее сокращение запасов основных промысловых рыб  этого
   района.
       Количество нефтепродуктов,   поступающих   ежегодно   в   воды
   Балтийского моря,  колеблется  в широких пределах от 20 до 65 тыс.
   т,  большая часть из которых поступает с  терригенным  стоком.  По
   последним   данным   содержание  нефти  в  воде  Балтийского  моря
   приблизительно 50 000 т.
       Основными источниками   воздействия  на  окружающую  природную
   среду непосредственно вблизи г.  Приморска являются промышленные и
   хозяйственные  объекты,  размещенные  в  городе и его окрестностях
   (рыбоконсервный  комбинат,  судоремонтные  мастерские,  котельные,
   испытательная площадка реактивных двигателей и др.).
       По всем загрязняющим атмосферный воздух веществам  их  фоновые
   концентрации  в  этом  районе  значительно ниже ПДК.  Воды данного
   района залива по величине ИЗВ (индекс загрязненности вод  -  1,36)
   характеризуются    как     умеренно   загрязненные   (3   класса).
   Кислородный режим вод - удовлетворительный. Среднегодовые значения
   БПК5 превышают  норму.  Концентрация  фенолов  составляет  0,003 -
   0,005 мг/л.  Среднегодовые концентрации тяжелых металлов превышают
   норму  (свинец - 1,2 ПДК, кадмий  и  марганец  -  1,5 ПДК,  медь -
   1,8 ПДК,  ртуть - 1,1  ПДК).  Максимальные  значения  концентраций
   тяжелых металлов превышают средние значения в 2 - 4 раза.
       Во всех рассмотренных вариантах строительства БТС трубопроводы
   находятся   в   трех   экономических   районах  России:  Северном,
   Центральном и Северо-Западном.
       Северный экономический  район - крупнейшая в европейской части
   России топливно-энергетическая база (нефть, природный газ, газовый
   конденсат,   каменный   уголь,  торф,  горючие  сланцы),  а  также
   значительные запасы лесных и водных ресурсов.
       Действующие здесь   производственные   мощности   возникли   в
   результате  освоения  и  эксплуатации  природных  ресурсов  и   их
   переработки. В районе прохождения трассы идет интенсивное освоение
   месторождений  нефти,  прокладки  дорог,   линий   электропередач,
   трубопроводов.  Эти  факторы  уже  оказали определенное негативное
   воздействие на окружающую среду, в связи с чем новое строительство
   целесообразно на уже освоенных территориях.
       Трасса проходит  по  землям  оленеводческого  колхоза  и  двух
   совхозов   и   пересекает   три   тропы   перегона   оленей.   Это
   обстоятельство требует устройства специальных переходов для оленей
   на нефтепроводе,  строительство которых необходимо осуществлять по
   графику, согласованному с оленеводческими бригадами.
       Благоприятное транспортно-географическое             положение
   Центрального  экономического  района,  наличие   квалифицированной
   рабочей силы,  научных и инженерных кадров,  концентрация основных
   производственных  фондов  способствовали  высоким   темпам   роста
   многоотраслевого  хозяйства  района и превращению в важнейшую базу
   индустриального развития.
       Северо-Западный экономический    район    отличается   большой
   хозяйственной освоенностью.  Здесь практически полностью вовлечены
   в  эксплуатацию  все  виды известных полезных ископаемых:  горючие
   сланцы,  торф,  минеральное сырье,  строительные материалы  и  др.
   Основная часть экономического потенциала  приходится  на  Санкт  -
   Петербург  и  Ленинградскую область.  Здесь же проживает и большая
   часть населения.
       Ленинградская  область   характеризуется   наличием   обширной
   приморской   курортной   зоны,   обилием  историко-археологических
   объектов.  Ленинградский  курортный  район  -  приморская   полоса
   Карельского перешейка   длиной   40  км,  шириной  2  -  6  км  от
   п. Сестрорецка до устья р. Ионинйоки.
       Эксперты отмечают, что:
       - описание состояния окружающей среды проведено без привязки к
   районам прохождения  трассы (ст.  28 Земельного кодекса Российской
   Федерации);
       - описание  состояния  окружающей  среды  проведено  без учета
   оценки последствий воздействия существующих трубопроводов;
       - отсутствует   информация   об   особо  охраняемых  природных
   территориях  и  объектах  федерального  и  местного  значения   по
   предполагаемым вариантам прокладки трассы БТС;
       - не представлены сведения о коренном  населении,  проживающем
   на территории северного участка трассы нефтепровода БТС.
   
                      3.3. Потребность в ресурсах
   
       Для создания и эксплуатации линейной части нефтепроводов БТС в
   материалах "Декларации..." (книга 1, п. п. 4 - 6, 8, 9) определена
   ориентировочная потребность в различных ресурсах:
   
   --------------------T------T-------------------------------------¬
   ¦    Вид ресурса    ¦  Ед. ¦             Вариант                 ¦
   ¦                   ¦ изм. +----------T--------T--------T--------+
   ¦                   ¦      ¦    1     ¦    2   ¦   6    ¦   7    ¦
   +-------------------+------+----------+--------+--------+--------+
   ¦Земли во временное ¦га    ¦ 10335,68 ¦10869,61¦10268,65¦10810,48¦
   ¦пользование        ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦Земли в постоянное ¦га    ¦   192    ¦  207,1 ¦  192   ¦  201,5 ¦
   ¦пользование        ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦Водные ресурсы на  ¦тыс.  ¦ 23418,4  ¦24028,6 ¦29680,8 ¦21676,7 ¦
   ¦период строитель-  ¦куб. м¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦ства               ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦Электроэнергия     ¦млн.  ¦   618    ¦  624   ¦  711   ¦  717   ¦
   ¦                   ¦кВт-ч ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦в год ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦Топливо (нефть)    ¦тыс.  ¦   241,6  ¦  242,1 ¦  241,0 ¦  242,0 ¦
   ¦в период эксплуа-  ¦тут   ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦тации              ¦в год ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦Трудовые ресурсы:  ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦строители          ¦чел.  ¦ 12150    ¦14850   ¦12050   ¦15150   ¦
   ¦                   ¦      ¦          ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦рабочие и служащие ¦чел.  ¦   545    ¦  620   ¦  655   ¦  760   ¦
   L-------------------+------+----------+--------+--------+---------
   
       Для эксплуатации  портового  комплекса  в районе г.  Приморска
   потребуется (кн. 1, п. 2.5.2):
       воды питьевого качества: I очередь - 2071213 м куб./год;
                                II очередь - 2622858 м куб./год;
   
       электроэнергии: I очередь - 78,0 млн. кВт.- ч/год;
                       II очередь - 249,0 млн. кВт.- ч/год.
   
       Замечания и предложения:
       1. Потребность в ресурсах  приведена  в  кн.  1  не  в  полном
   объеме:
       не указана  потребность   в   земельных   ресурсах   портового
   комплекса,  отводимых  во  временное  и  в  постоянное пользование
   (приведены только площади отдельных объектов комплекса);
       отсутствуют данные   о   потребности   в   ресурсах  в  период
   строительства   портового   комплекса,    водных    ресурсов    на
   производственные   нужды   и   пожаротушение,   топлива  в  период
   эксплуатации комплекса;
       не определена   потребность   в   водных   ресурсах  в  период
   эксплуатации линейной части БТС.
       2. В материалах отсутствуют данные о потребности (в млн.  куб.
   м) в минеральных ресурсах (песок,  гравий,  щебень и др.), указана
   только общая площадь карьеров (кн. 1, табл. 13).
       3. Не определены потребные лесные и  минеральные  ресурсы  для
   строительства лежневых дорог.
       4. Природные  ресурсы,  необходимые   для   вновь   строящихся
   участков БТС,  приведены в целом по трассе, а их следовало указать
   раздельно по каждому субъекту Российской Федерации,  на территории
   которого предполагается строительство объектов системы.
   
             4. Оценка материалов по возможному воздействию
              на окружающую природную среду строительства
                      и эксплуатации объектов БТС
   
                 4.1. Воздействие на атмосферный воздух
   
       4.1.1. В  период  строительства трубопроводов и сооружений БТС
   загрязняющие вещества (углеводороды, оксид углерода, окислы азота,
   пыль)  будут  поступать  в атмосферу от строительно-транспортной и
   строительно-монтажной техники.
       4.1.2. При    нормальной    эксплуатации    БТС    загрязнение
   атмосферного воздуха по трассе нефтепровода  исключено  вследствие
   его герметичности.
       Источниками возможных   загрязнений    атмосферного    воздуха
   являются   резервуарные   парки,   технологическое   оборудование,
   насосные,  котельные  и  др.  объекты,  выделяющие   в   атмосферу
   углеводороды сырой нефти, оксид углерода и окислы азота.
       4.1.3. На территории портового комплекса загрязняющие вещества
   в  атмосферный  воздух  могут  поступать  от  резервуаров  при  их
   наполнении и освобождении,  при наливе танкеров на терминале,  при
   проведении  работ  по ремонту перегрузочной техники,  техническому
   обслуживанию флота (сварка, покраска и др.).
       4.1.4. Снижение   уровня   химических,   пылевых   и   шумовых
   загрязнений воздушной среды намечается достигнуть путем:
       строгого регламентирования  режима работ строительно-монтажной
   и строительно-транспортной техники и расхода горючих материалов;
       производстве взрывных работ лишь в крайне необходимых случаях;
       сокращения сроков строительства.
       4.1.5. В  период  эксплуатации БТС снижение вредных выбросов в
   атмосферный воздух будет осуществляться в процессе:
       оснащения резервуаров герметизированными плавающими крышами;
       создания комплексной системы контроля,  улавливания и удаления
   паров для нефтяного терминала;
       оборудования причалов электроколонками для подключения судов к
   береговому электропитанию;
       оснащения котельных современным оборудованием газоочистки;
       оборудования точильно-шлифовальных    и   деревообрабатывающих
   станков пылеулавливающими агрегатами и циклонами;
       рационального расходования  дизельного  топлива  и обеспечения
   надлежащего функционирования оборудования на насосных станциях.
       При дальнейших   проработках   необходимо   учесть   следующие
   замечания и предложения.
       1. В  материалах  следует  привести  исходные данные (значения
   максимально   разовых    выбросов,    принятые    значения    ПДК,
   характеристики источников и т.п.) для расчетов рассеивания примеси
   в атмосфере, результаты которых представлены в разделе 5.1 кн. 3.
       2. Целесообразно     отдать    предпочтение    технологическим
   вариантам,  предусматривающим установку резервуаров  с  плавающими
   крышами,  так как они являются более перспективными с точки зрения
   охраны атмосферного воздуха, чем резервуары с понтонами.
       3. Мероприятие по защите окружающей природной среды, связанное
   с "комплексной системой контроля,  улавливания и  удаления  паров"
   для морского терминала, требует пояснений.
       4. Основным   недостатком   является   отсутствие   конкретных
   мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу при операции налива
   нефти в суда или другие транспортные средства, поскольку при такой
   операции  выброс  паров  нефти  в атмосферу сравним с выбросом при
   заполнении резервуаров.
       5. Отсутствуют  мероприятия  по  уменьшению выбросов от мощных
   дизельных  двигателей.  Следует  ориентироваться  на   современные
   разработки  по созданию средств защиты атмосферы от окислов азота,
   например, каталитических нейтрализаторов, и дать оценку перспектив
   их практического использования.
   
           4.2. Воздействие на поверхностные и подземные воды
   
       4.2.1. В  процессе  строительства  БТС основное воздействие на
   поверхностные воды  будет  происходить  при  сооружении  подводных
   переходов (срезка крутых береговых склонов,  разработка траншей на
   русловых,  береговых  и  пойменных  участках,   засыпка   траншей,
   укрепление  берегов,  устройство водоотводных каналов,  перемычек,
   планировка береговых строительных площадок).  При этом могут иметь
   место:  загрязнение  воды;  возникновение  и  активизация русловых
   процессов и  эрозия  берегов;  загрязнение  почвенно-растительного
   покрова на береговых участках нефтепродуктами, производственными и
   бытовыми  отходами  в  зоне  работы  транспортной  и  строительной
   техники; загрязнение воды при обратной засыпке траншей.
       4.2.2. В процессе строительства и эксплуатации линейной  части
   нефтепровода, насосных станций, поселков строителей и др. объектов
   возможно  загрязнение  подземных  вод  промышленными  и   бытовыми
   стоками.
       4.2.3. В период эксплуатации нефтепровод вредного  воздействия
   на  поверхностные воды не оказывает,  поскольку представляет собой
   абсолютно герметичную систему, заглубленную в дно водоема.
       4.2.4. При    строительстве   портовых   комплексов   основное
   негативное воздействие на морские воды будут оказывать  работы  по
   дноуглублению   и   засыпке   территории,   а   также   сооружение
   гидротехнических объектов (причалов, эстакады и др.).
       4.2.5. При    эксплуатации   портового   комплекса   основными
   источниками воздействия на морские воды будут:
       возможность изменения  берегового потока наносов и заносимость
   акватории;
       загрязнение морской   среды   нефтепродуктами   при  обработке
   танкеров у причалов;
       сброс сточных вод и поступление поверхностных вод.
       4.2.6. В целях охраны поверхностных вод в период строительства
   переходов предусматривается:
       заглубление верхней части нефтепровода не менее чем на 1,25  м
   при  пересечении  трассой  водных объектов,  каналов или карьерных
   траншей, которые подвергаются дноуглубительным работам;
       сооружение переходов в период межени;
       планировка траншеи, соответствующая естественному изгибу трубы
   или   колена   трубы,   для   сведения   к   минимуму  возможности
   потенциального обнажения трубы в результате водной эрозии;
       восстановление береговых     откосов    рек    по    окончании
   строительства до  исходного  состояния,  устройство  на  них,  при
   необходимости, волноломов и каменной наброски;
       утяжеление трубы с помощью бетонных пригрузов для  компенсации
   плавучести при опорожнении;
       выполнение переходов методом наклонно-горизонтального бурения.
       4.2.7. В  целях  охраны морских вод при строительстве портовых
   комплексов намечается:
       использовать грунты,   подлежащие   выемке,   для  образования
   территории комплексов;
       перенос отвала   грунта   из   района   Выборгского  залива  в
   глубоководную зону, рекомендованную Росрыбхозом;
       согласование сроков   выполнения   дноуглубительных   работ  с
   природоохранными органами;
       осуществление эколого-технологического  контроля для получения
   оперативной информации при производстве дноуглубительных  работ  и
   образовании территории.
       4.2.8. В  целях  охраны  морских  и  подземных  вод  в  период
   эксплуатации портовых комплексов предусматривается:
       размещение нефтебазы и базы сжиженных углеводородных  газов  в
   Приморске с учетом водоохранной зоны Финского залива (500 м);
       хранение нефтепродуктов и  химических  продуктов  в  условиях,
   отвечающих требованиям экологической безопасности;
       оборудование эстакад  для  слива  нефтепродуктов   установками
   герметизированного слива;
       устройство твердого покрытия в местах,  где  возможны  проливы
   нефтепродуктов (сливная ж.д.  эстакада,  резервуарные парки, места
   установки  запорной   арматуры   технологических   трубопроводов),
   исключающего проникновение нефтепродуктов в грунт;
       сброс загрязненных стоков с этих территорий в производственную
   канализацию;
       укрепление бетоном грунтов при обваловании площадки нефтебазы;
       использование боновых  заграждений  при  обработке  танкеров у
   причалов;
       сброс сточных   вод  с  последующей  подачей  их  на  очистные
   сооружения;
       принятие специальных    мер    по    повышению    безопасности
   судоходства.
       На следующих  стадиях  проектирования  необходимо  разработать
   комплекс мероприятий по защите поверхностных и  подземных  вод,  а
   именно:
       оценку источников и объемов изъятия водных ресурсов;
       оценку запасов и химического состава подземных вод;
       анализ региональных закономерностей и распределения подземного
   стока и прогноза изменений условий подземного стока.
       Кроме того, необходимо:
       получить лицензии     на    водопользование,    связанное    с
   использованием водных объектов для  забора  воды,  сброса  сточных
   вод,   прокладки   нефтепроводов   по   дну   водных   объектов  и
   строительства и эксплуатации портовых и других сооружений  (Водный
   кодекс Российской   Федерации,  статьи  46  -  50,  145,   Правила
   предоставления  в  пользование  водных  объектов,  находящихся   в
   государственной  собственности,  установления и пересмотра лимитов
   водопользования,   выдачи   лицензии    на    водопользование    и
   распорядительной     лицензии,      утвержденные    Постановлением
   Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г.  N 383,  п.
   п. 23, 24, 27);
       при разработке водоохранных мероприятий обеспечить  выполнение
   требований статей 105 и 106 Водного кодекса Российской Федерации и
   Положения  о водоохранных зонах водных объектов  и  их  прибрежных
   защитных   полосах,   утвержденного  Постановлением  Правительства
   Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404.
   
                  4.3. Воздействие на почвенный покров
   
       4.3.1. В процессе  строительства  техногенное  воздействие  на
   почвенный  покров  и  землю  в  значительной  степени определяется
   конструктивной   схемой   прокладки   нефтепровода,    технологией
   сооружения, условиями местности, временем года.
       4.3.2. При  строительстве  нефтепровода  основными   факторами
   воздействия являются:
       отчуждение земель  в  постоянное   и   временное   пользование
   (расчистка  трассы от растительности,  пней,  валунов,  планировка
   полосы; срезка продольных склонов; строительство противоэрозионных
   сооружений;   подготовка   строительных  площадок  при  сооружении
   подводных  переходов  и  переходов  через  дороги;   строительство
   временных складов для хранения материалов и т.п.);
       передвижение строительной  техники  и  транспортных   средств,
   особенно за пределами строительной полосы и временных дорог;
       засорение и загрязнение строительных площадок,  полосы отвода,
   пунктов    складирования    труб    и    строительных   материалов
   горючесмазочными материалами и отходами.
       4.3.3. Во   время   нормальной  эксплуатации  нефтепровода  он
   практически не оказывает воздействия на почвенный покров,  являясь
   герметичной  системой,  находящейся на достаточном заглублении под
   поверхностью земли.
       4.3.4. Снижение     негативного     воздействия    на    землю
   предполагается решить путем:
       минимального изъятия земель под сооружения нефтепровода;
       размещения насосных станций,  как правило, на неиспользуемых в
   сельском хозяйстве землях;
       пересечения железнодорожных путей и всех  дорог  с  твердым  и
   улучшенным  покрытием  методом  бурения  под  ними  горизонтальных
   скважин, при этом предусматривается установка защитных кожухов;
       рекультивации нарушенных земель.
       4.3.5. В портовом комплексе, при его строительстве, для защиты
   почвенного покрова предусматривается:
       планировка территории   размещения   баз   с    неразмываемыми
   уклонами;
       снятие почвенно-растительного слоя перед  производством  любых
   строительных   работ,   сбор   его  в  бурты  и  складирование  на
   застроенной территории;
       использование почвенного  слоя  после  окончания  строительных
   работ для отсыпки территории под озеленение.
       4.3.6. Для   минимального   нарушения   почвенного  покрова  в
   Северном районе строительства будут предприняты следующие меры:
       расчистка полосы строительства от леса и кустарника проводится
   с сохранением корневой системы за  исключением  зоны  расположения
   траншеи под трубопровод;
       планировка микрорельефа осуществляется  за  счет  формирования
   уплотненного снежного покрова;
       устройство временных    дорог    проводится     без     снятия
   мохорастительного покрова;
       нарушенные в процессе строительных работ земли и  выработанное
   пространство карьеров рекультивируется;
       запрещается использование    мохорастительного    слоя     для
   устройства   подсыпок,   перемычек  и  других  временных  земляных
   сооружений для строительных целей;
       не разрешается  сжигание древесины на участках распространения
   торфянников, мха и мохоторфяных болот;
       для сохранения температурного режима многолетнемерзлых грунтов
   сохраняется торф в основании насыпи,  устанавливаются фундаменты с
   вентилирующим   подъемом,   теплоизоляция  и  надземная  прокладка
   трубопроводов нефти,  газа  и  воды,  осуществляется  контроль  за
   изменением  существующих мерзлотно-инженерно-геологических условий
   территории.
       На следующей   стадии  проектирования  материалы  должны  быть
   дополнены:
       оценкой основных  физико-химических и водно-физических свойств
   почв по трассе  нефтепровода  и  их  устойчивости  к  загрязнению,
   нарушению и деградации;
       анализом структуры  и  характера  современного   использования
   земель  под  отводимые  объекты  на  различных  этапах  реализации
   проекта;
       оценкой мощности  плодородного  слоя почв,  подлежащего снятию
   при производстве земляных работ;
       прогнозной оценкой характера и видов нарушения,  загрязнения и
   деградации земель;
       технологиями технического      и     биологического     этапов
   рекультивации.
   
                  4.4. Воздействие на растительный мир
   
       4.4.1. При строительстве новых трубопроводов  БТС  воздействие
   на флору может выразиться:
       в вырубке деревьев, кустарников;
       уничтожении трав, цветов, мхов и лишайников;
       загрязнении воздуха, которое губительно для лишайников;
       попадании нефти на поверхность земли и водоемов.
       4.4.2. Последствия от воздействия строительства и эксплуатации
   объектов БТС на флору предлагается снизить посредством:
       недопущения несанкционированных вырубок деревьев,  пересечения
   трассой  трубопровода живописных девственных местностей,  покрытых
   ценными растительными сообществами;
       реализации мероприятий,   предотвращающих   загрязнение   всех
   компонентов  окружающей  природной  среды,   а   также   снижающих
   негативное воздействие на почвенный покров.
       На следующей стадии проектирования необходимо оценить:
       устойчивость растительного  покрова  к  намечаемым техногенным
   нагрузкам;
       степень деградации   растительного   покрова  при  перестройке
   структуры  растительных  сообществ  при  подтоплении,   иссушении,
   эрозии, дефляции и механическом повреждении поверхности;
       сокращение продуктивности естественных кормовых угодий;
       изменение видового состава растительных сообществ на различных
   этапах создания БТС;
       возможную гибель растительных сообществ в результате аварийных
   разливов нефти;
       потерю ресурсного   потенциала   (древесины,   грибов,   ягод,
   лекарственных трав и т.д.).
       Кроме того,  необходимо  получить соответствующие разрешения о
   переводе лесных земель в нелесные земли (ст.  63  Лесного  кодекса
   Российской Федерации).
       При прохождении трассы через залесенные участки  целесообразно
   производить уничтожение порубочных остатков путем их измельчения и
   использования  как  структуроулучшателя  почв  при   рекультивации
   нарушенных    территорий.   Складирование   корней   и   срезанных
   кустарников в валы, закапывание их на небольшую глубину может быть
   фактором,   активизирующим   природные  очаги  инфекций,  так  как
   создаются места обитания мелких грызунов.
   
                    4.5. Воздействие на животный мир
   
       4.5.1. Воздействие на фауну будет обусловлено:
       механизированной разработкой   береговых  и  русловых  траншей
   (сильное взмучивание воды, загрязнение или полное уничтожение мест
   нереста рыб, кормовых угодий, нагульных площадей, зимовальных ям);
       нефтяными разливами;
       поражением электрическим  током  на  опорах  ЛЭП  6  -  35 кВт
   (ценных хищных птиц);
       искусственными препятствиями   на  пути  мигрирующих  наземных
   животных;
       шумами транспортных средств, в т.ч. воздушных;
       наездами на дорогах;
       браконьерством со стороны строителей и эксплуатационников.
       4.5.2. Смягчающие    меры    по    охране    животного    мира
   предусматривают:
       реализацию комплекса мер по защите среды обитания;
       запрещение охоты  и  рыбной ловли в зоне расположения объектов
   нефтепроводной системы;
       сокращение до   минимума  количества  препятствий  мигрирующим
   млекопитающим, оборудование для них необходимых переходов;
       ограничение скорости   автотранспортных  средств  на  дорогах,
   пересекаемых мигрантами, запрещение подачи звуковых сигналов;
       проведение гидротехнических  работ,  по возможности,  вне мест
   расположения зимовальных ям   и  периодов  кормовых  и  нерестовых
   миграций рыб;
       оборудование линий  электропередач  и  подстанций  средствами,
   предотвращающими гибель птиц.
       На следующей стадии проектирования необходимо:
       выполнить прогноз  изменения  видового  состава  и численности
   животного мира;
       оценить ущерб, наносимый рыбному хозяйству;
       определить величину  компенсационных  затрат   и   разработать
   мероприятия, возмещающие потери рыбных запасов;
       оценить потери промысловых, редких и исчезающих видов.
       Что касается  запрещения  охоты  и  рыбной ловли,  то подобные
   запреты не правомерны и требуют специальных  обоснований;  что  же
   касается  ограничений условий строительства,  то конкретные створы
   переходов,  технические решения,  сроки и способы проведения работ
   должны  быть  при  разработке проектной документации согласованы с
   органами рыбоохраны.
   
                   5. Возможность аварийных ситуаций
   
       5.1. Возможные аварийные ситуации на линейной части связаны  с
   нарушением  герметичности трубопровода и разливом нефти (в среднем
   за одну аварию вытекает до 200 тонн нефти). В случае разлива нефти
   на площади  1  кв.  км  за  плановый срок ликвидации - 3 суток - в
   атмосферу поступит 17  тонн  углеводородов.  Выделения  с  зеркала
   разлива  могут обеспечивать сверхнормативное загрязнение воздушной
   среды в радиусе до 900 м от центра зеркала.
       Почвы в  районе  разлива утрачивают свои продуктивные свойства
   практически полностью.
       Нарушения герметичности трубопровода в пределах водоемов могут
   иметь наиболее тяжелые последствия - вплоть до утраты водоема  как
   объекта водопользования.
       Основные причины  аварий  на  линейной  части  -  механические
   повреждения,    деформации    вследствие    потери   устойчивости,
   коррозионные повреждения, заводские дефекты.
       5.2. Аварии  на  НПС  могут  быть  купированы  более  успешно,
   учитывая наличие средств и систем защиты, локализации и ликвидации
   последствий.  Вместе с тем, они могут серьезно влиять на воздушный
   бассейн за счет испарения углеводородов с площади зеркала.
       5.3. Нефтяные разливы нефти в порту могут произойти в процессе
   загрузки танкера сырой нефтью по причине различного рода нарушений
   герметичности соединений и утечек.
       Другой возможной   причиной   разлива   нефти    может    быть
   столкновение  судна  с  причалом.  Сведения  об авариях танкеров в
   Финском заливе не установлены. При серьезной аварии танкера разлив
   нефти имел бы катастрофические последствия.
       5.4. Предупреждение аварий предполагается обеспечить:
       выявлением утечек  методом  непрерывного  слежения за балансом
   перекачиваемой   нефти,   контроля   давления   и   гидравлических
   характеристик;
       требованиями к качеству металла труб  и  запаса  прочности  их
   стенок по толщине;
       100% рентгеновского контроля сварных швов;
       проведением гидравлических        испытаний;       применением
   высококачественных изоляционных покрытий;
       оптимальной глубиной заложения;
       размещением задвижек перед водными преградами;
       регламентацией техобслуживания и правильной организацией работ
   в зоне нефтепровода;
       нанесением охранной  зоны  нефтепровода  на  картах  и  планах
   землепользования;
       регулярным наземным и воздушным патрулированием;
       созданием в портах базы морспецподразделения.
       5.5. Ликвидация   последствий   аварий   будет  осуществляться
   посредством реализации следующих мероприятий:
       на суше - обеспечение безопасности персонала;
       отключение источника разлива нефти;
       применение диспергаторов;
       локализация разлива;
       сбор промытой нефти,  вывоз в согласованные места,  ликвидация
   отходов;
       рекультивация почвенного покрова;
       на водоемах   -   предотвращение   горизонтальной    дисперсии
   нефтяного пятна по поверхности водоема механическими средствами;
       распыление диспергаторов по загрязненной поверхности;
       удаление нефтяных   загрязнений   с   побережий  механическими
   средствами;
       сбор и утилизация разлитой нефти.
       Необходимо отметить,  что  при  оценке   разливов   нефти   на
   воздушный  бассейн  в  материалах  речь  идет  только о выделениях
   углеводородов,  но  не  упоминается  о  серосодержащих  веществах,
   присутствующих в нефтях.
       Раздел 8.5  "Мероприятия  по   предупреждению   и   ликвидации
   аварий", кн.  3,  следует дополнить оценками последствий аварийных
   ситуаций на базе сжиженных углеводородных газов в Приморске  и  на
   путях его транспортировки.
       В перечень мероприятий  по  предотвращению  аварийных  сбросов
   нефти  в  водоемы  необходимо включить  требования ст. 105 Водного
   кодекса  Российской  Федерации   по   оборудованию   нефтепроводов
   контрольно-измерительной  аппаратурой для обнаружения утечки нефти
   при переходах ими водных объектов.
   
              6. Эколого-экономические и правовые вопросы
   
       6.1. В строительстве БТС заинтересованы  российские  компании:
   АК "Транснефть",  АК "Роснефть", АО "Комитек", а также иностранные
   компании:  "Амоко",  "Коноко", "Несте", "Тотал", "Бритиш Газ", "Ай
   Пи Эл",  "Вильямс". Если Балтийская трубопроводная компания примет
   форму  акционерной  компании  со  смешанным  капиталом,   то   его
   распределение будет выглядеть следующим образом:
       - "Транснефть" - основной оператор - 30 - 60%;
       - российские компании - 10 - 15%;
       - западные нефтяные компании - 20 - 30%.
       При этом  степень  экологического давления при строительстве и
   эксплуатации   нефтепроводов   и   терминалов   будет   прямо    и
   непосредственно  зависеть  от  внимания  инвесторов  и оператора к
   вопросам  рационального  природопользования  и  охраны  окружающей
   среды  и  контроля  государства  за  выполнением  всех  требований
   природоохранного законодательства и соблюдения стандартов качества
   элементов окружающей среды.
       6.2. Предприятие оценивается как высокодоходное  и  поэтому  в
   финансовом  отношении  способно обеспечить экологически безопасное
   ведение всех видов намечаемой хозяйственной деятельности.
       При общей  стоимости  проекта  2  миллиарда  долларов США,  на
   охрану и восстановление окружающей среды предполагается  направить
   около   10%  стоимости  проекта  (в  соответствии  со  сложившейся
   практикой проектирования).
       6.3. Однако  конкретные  указания  на  какие-либо  стоимостные
   характеристики    природоохранной    и    природовосстановительной
   деятельности  отсутствуют,  нет  указаний и на то,  как платежи за
   природопользование и загрязнение окружающей среды, включая платежи
   (немалые)   за  возможные  аварийные  разливы  нефти, повлияют  на
   бюджетную и коммерческую эффективность  проекта.  Неясно:  во  что
   обойдется  дополнительное  нефтяное  загрязнение Балтийского моря,
   где уже накоплено  около  50  тысяч  тонн  нефти,  а  с  вводом  в
   эксплуатацию  БТС ежегодно в воды Балтийского моря будет поступать
   еще от 20 до 65 тысяч тонн нефтепродуктов. Особую тревогу вызывает
   неизбежная   потеря   рекреационных  возможностей  курортной  зоны
   Финского  залива.  Нуждаются  в  стоимостной  оценке   как   ущерб
   курортным ресурсам,  так и потеря доходов существующих баз отдыха.
   Необходимо оценить как БТС повлияет  на  социальную  обстановку  в
   районах   прохождения   трассы  нефтепровода  (занятость  местного
   населения,    пополнение    местных     бюджетов,     производство
   сельскохозяйственной продукции и продуктов питания).
       6.4. Прилагаемые к "Декларации..."    заключения  по  вопросам
   отвода  земельных участков не соответствуют установленному порядку
   возмещения убытков  и  потерь  сельскохозяйственного  производства
   согласно Постановлению Совета Министров - Правительства Российской
   Федерации от 28.01.93 N 77 "Об  утверждении  Положения  о  порядке
   возмещения    убытков    собственникам   земли,   землевладельцам,
   землепользователям,  арендаторам  и  потерь  сельскохозяйственного
   производства". В частности, в них не предусмотрены компенсационные
   выплаты  за  ограничения  прав  пользования  земельными  участками
   (сервитуты, обременения режимами санитарных и защитных зон и др.),
   возмещение  потерь  сельско-  и  лесохозяйственного  производства.
   Кроме   того,  согласования  земельных  отводов  с  пользователями
   земельных участков осуществляются  при  проектировании  конкретных
   объектов БТС в составе проектов землеустройства.
       6.5. "Декларация..."    не  дает   полного   представления   о
   программных положениях деятельности компаний,  принимающих участие
   в создании БТС, правовых и экономических принципах отношений между
   субъектами    инвестиционной   деятельности   с   учетом   участия
   иностранного капитала,  а также между ними и субъектами Российской
   Федерации, по территории которых пройдет система трубопроводов.
       6.6. "Декларация..."      не    обоснована    соответствующими
   нормативными  документами  на  проведение таких работ (федеральная
   программа,  Постановление Правительства  Российской  Федерации   и
   др.),  не  содержит сведений о предполагаемой системе платежей,  в
   связи  с   чем  не ясны   коммерческие   результаты   деятельности
   инвесторов.
       На последующих стадиях проектирования необходимо:
       1. Дать    эколого-экономическое   обоснование   хозяйственной
   деятельности, оценку воздействия БТС на окружающую среду выполнить
   в  привязке  к  территориям  прохождения  трассы  нефтепровода и с
   учетом правового режима соответствующих территорий.
       2. Подготовить пакет документов,  устанавливающих право группы
   юридических  лиц  (или  юридического  лица)  на  проектирование  и
   строительство   БТС,   затрагивающей   интересы  девяти  субъектов
   Российской Федерации,  а также граждан и их коллективов, различных
   ведомств  -  собственников  и  пользователей  земельных  участков,
   подлежащих  изъятию  во  временное  пользование   или   постоянное
   пользование.   Поскольку  разработка  проекта  представляет  собой
   проблему федерального уровня,  основанием  для  проектирования,  а
   также   для   приобретения   прав   пользования  недрами  является
   Постановление Правительства Российской Федерации или компетентного
   федерального  органа,  согласованного  с  органами государственной
   власти субъектов Российской Федерации.
       3. К  "Декларации..."    должны  быть  приложены учредительные
   документы юридического лица, от имени которого исходит документ.
       4. Необходимо   иметь  соответствующие  решения  администраций
   субъектов Российской Федерации и по размещению объектов БТС на  их
   территории,  в  том числе и об условиях отвода земель во временное
   или постоянное пользование.  При этом оценка затрат,  связанных  с
   компенсационными    выплатами,    производится    по   укрупненным
   показателям, включая компенсацию убытков, связанных с ограничением
   прав пользования земельными участками.
   
               7. Общая оценка представленных материалов
   
       7.1. По  своему составу и структуре представленные материалы в
   основном соответствуют рекомендациям СП-11-101-95  (приложение  Г)
   по разработке Декларации о намерениях.
       7.2. В  концептуальном  плане  в  структуре    "Декларации..."
   экологические проблемы рассматриваются в качестве важной составной
   части проектной документации.
       7.3. Следует   признать   удачной   форму  подачи  материалов:
   системно изложены сведения о современной  природной  обстановке  в
   районах   строительства   линейных   и   других  сооружений  и  их
   последующей эксплуатации,  даны предварительные оценки воздействия
   трубопроводной  системы  и связанных с ней сооружений на различные
   компоненты природной среды и  прогнозы  экологических  последствий
   этих воздействий с различной степенью проработки.
       7.4. Заложенные в  "Декларации..."    технические  решения  по
   линейной  части и другим сооружениями БТС являются преимущественно
   типовыми,   прежде   применявшимися   в    регионах    намечаемого
   строительства   и,   следовательно,   заведомо   включающими   как
   достоинства,  так и недостатки действующих аналогичных  систем.  В
   частности,  как существующие,  так и проектные решения не в полной
   мере  учитывают  разнообразие  и  особенности  природных   условий
   строительства и эксплуатации элементов БТС.
       7.5. Особое внимание в  материалах  "Декларации..."    уделено
   вопросам   обнаружения  утечек  из  нефтепроводов,  т.е.  наиболее
   сложной технической проблеме управления возникновения  и  развития
   чрезвычайных   ситуаций,   приводящих   к  загрязнению  окружающей
   природной  среды  при  авариях  на  нефтепроводах.  Предполагается
   создание    систем    технического   мониторинга,   обеспечивающих
   обнаружение утечек в сроки от 2 до 90 минут  с  момента  появления
   сквозного  дефекта в трубе.  В совокупности с предусматриваемыми в
   проектных решениях оснащении трубопроводной системы телемеханикой,
   пониманием  необходимости  разработки  планов  борьбы с аварийными
   ситуациями,   диагностики   состояния   трубопроводов,    создания
   комплексов  и  средств по борьбе с нефтезагрязнениями,  подготовки
   персонала к действиям  в  аварийных  ситуациях  имеются  основания
   считать,  что  катастрофические проливы нефти при эксплуатации БТС
   будут практически исключены.
       7.6. Однако    приоритетные  варианты  строительства  портовых
   комплексов БТС противоречат ранее  принятому  (и  не  отмененному)
   распоряжению Совета Министров - Правительства Российской Федерации
   от 28.04.93 N 728-р и Указу  Президента  Российской  Федерации  от
   06.06.97 N  554,  которыми  определено строительство транспортно -
   технологических портовых  комплексов  в  г.  Приморске,  в   бухте
   Батарейная и Лужской Губе.
       7.7. Рекомендованные  авторами   "Декларации..."      варианты
   прохождения  нефтепроводов  БТС  экологически  не обоснованы.  Для
   выбора  оптимального  варианта  трассы  системы  необходимо   было
   определить     размеры     экологического     ущерба,    стоимость
   природоохранных  мероприятий,   платежи   за   природопользование,
   оценить экологический риск по каждому варианту трассы.
       7.8. В  материалах   "Декларации..."      недостаточно   четко
   предусмотрена    дальнейшая    детализация    проектных    решений
   применительно к  конкретным  условиям  как  в  части  особенностей
   строительства    и    эксплуатации    сооружений,    так    и    в
   дифференцированных подходах борьбы с нефтезагрязнениями.
       7.9. Не  в  полной  мере решены вопросы предотвращения крупных
   аварийных проливов в акваториях  размещения  терминалов.  Проблема
   локализации  аварий  танкеров  хотя  и  понимается  разработчиками
   предпроектных материалов,  но в то же время признается  отсутствие
   средств предотвращения экологических катастроф в случае проливов в
   особо крупных  масштабах  (до  150  тыс.  т).  Вероятность  такого
   события принципиально маловероятного - не оценена.
       7.10. Отсутствие  оценок  экологического  риска     как    для
   морских,  так и для сухопутных объектов   следует отнести к весьма
   существенным недостаткам материалов "Декларации...". В  силу этого
   намечаемые  природоохранные  мероприятия  могут  быть недостаточно
   адекватными  и  не  в  полной  мере   обеспечивать   экологическую
   безопасность БТС.
       7.11. Другие частные недоработки Декларации о намерениях:
       1. Покомпонентные характеристики природной среды фрагментарны,
   комплексные характеристики отсутствуют.
       2. Указывается,  что  воздействия  на почвы и растительность в
   период эксплуатации линейной части  нефтепровода  не  оказывается.
   Тем   самым    игнорируются   функциональные   связи  природных  и
   техногенных элементов геотехнических систем,  формирующихся  после
   сооружения трубопровода с закономерной неизбежностью.
       3. Гидроиспытания  (в  первой  книге,   путем   сброса   воды,
   используемой  в  процессе  испытаний,  в  специальные амбары;  а в
   третьей  -  в  имеющиеся  водоемы)       признаются   экологически
   безвредным  процессом.  Это,  очевидно,  неверно,  так как в новом
   трубопроводе  могут  присутствовать  оксиды  железа  и   сварочные
   аэрозоли.
       4. Прогнозные выводы  намеренно успокоительные, не убедительно
   обоснованы   и   в   полной   мере,   хорошо   корреспондируясь  с
   наименованием документа - "декларативны".
       5. Нет упоминаний об экологическом мониторинге.
       6. Не выявлено наличие  намерений  выявить  ареалы  наивысшего
   экологического  риска,  связанного  со  строительством,  штатной и
   аварийной эксплуатацией объектов системы.
       7. Укрупненно   не  определена  доля  в  стоимости  проекта  и
   предварительная структура затрат на охрану природы.
       С правовой  точки  зрения  представленные  материалы  не имеют
   статуса предпроектной документации по двум причинам:
       - не  приложены учредительные документы юридического лица,  от
   имени которого представлена рассматриваемая  "Декларация...".    К
   тому же пока такое юридическое лицо пока не учреждено;
       - поскольку в предпроектных  решениях  затрагиваются  интересы
   девяти  субъектов  Российской  Федерации,  многих юридических лиц,
   ведомств,  граждан  -  собственников  и  пользователей   земельных
   участков,   подлежащих   изъятию   во   временное   и   постоянное
   пользование,   проектирование   и   строительство   БТС    следует
   рассматривать  как  федеральную  задачу.  Разработке  проектной  и
   предпроектной  документации  БТС  должно  было  бы  предшествовать
   Постановление Правительства Российской Федерации,  согласованное с
   заинтересованными  субъектами  Российской  Федерации,   или   Указ
   Президента Российской Федерации.
   
                                 Выводы
   
       Представленные на  государственную  экологическую   экспертизу
   материалы    "Декларации    о   намерениях   создания   Балтийской
   трубопроводной системы" по своему составу, структуре и определению
   возможных воздействий на окружающую среду в основном соответствуют
   рекомендациям СП 11-101-95 (приложение Г) по разработке Декларации
   о  намерениях.  В  материалах  в  достаточной  степени  обоснована
   экологическая  допустимость  намечаемой  деятельности  и  отражены
   природоохранные мероприятия.
       При дальнейшей     разработке    предпроектной    документации
   необходимо  учесть   рекомендации   и   предложения,   высказанные
   экспертной комиссией в данном заключении.
   
                                                Руководитель комиссии
                                                        В.П.СТРЕПЕТОВ
   
                                              Ответственный секретарь
                                                        Е.Б.ЛОМАНЦОВА
   
                                                      Члены комиссии:
                                                           А.В.АМЕЛИН
                                                          Г.С.АКОПОВА
                                                         М.С.БЕСПАЛОВ
                                                      И.И.КОНДРАТЕНКО
                                                         Л.С.НИКИТИНА
                                                      С.В.ПОЛТОРАЦКИЙ
                                                        Т.П.ФЕДОСЕЕВА
   
   
   ------------------------------------------------------------------


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz