ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 3 октября 1997 г. N 206
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22759 УХТИНСКОГО
ФИЛИАЛА ГАП "КОМИАВИА"
13.01.97 экипаж вертолета Ми-8Т RA-22759 Ухтинского филиала
ГАП "Комиавиа" в составе: командира воздушного судна Савина В.Г. -
главного специалиста Управления летной службы ФАС России,
проверяющего Фатеева А.А. - заместителя командира летного отряда
Ухтинского филиала ГАП "Комиавиа", командира воздушного судна
Губареца Г.И., бортмеханика Беды В.Н. выполнял полеты по
патрулированию газопровода и доставке служебных пассажиров и груза
на объекты "Севергазпрома" по маршруту Ухта - Вуктыл - площадка
"Компрессорная станция-3" - Самоцветный - гора Пеленер и обратно.
Выполнение данного полета было совмещено с тренировкой и
проверкой Савина В.Г. в качестве командира воздушного судна перед
допуском к самостоятельным полетам после перерыва в его полетах на
вертолете Ми-8 в течение 11 месяцев.
Предварительная и предполетная подготовки экипажа выполнены
без нарушений требований руководящих документов. Уровень
профессиональной подготовки экипажа соответствовал требованиям
нормативных документов. Погода по маршруту полета в момент вылета
из Ухты соответствовала минимуму по правилам визуальных полетов и
обеспечивала выполнение безопасного полета до площадки
"Компрессорная станция-3".
При входе в зону ответственности командно - диспетчерского
пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл экипаж доложил об
изменении плана полета и первоначальной посадке в аэропорту
Вуктыл, далее - на площадку "Компрессорная станция-3" и гору
Пеленер.
К моменту посадки в аэропорту Вуктыл диспетчер командно -
диспетчерского пункта местных воздушных линий Вуктыл получил новый
прогноз погоды по Вуктыльской площади, которым высота нижней
границы сплошной облачности предусматривалась 900 м (высота горы
Пеленер 1062 м).
После посадки в аэропорту Вуктыл экипаж, не выключая двигатели
и не заходя в аэродромный диспетчерский пункт, принял решение на
продолжение выполнения задания. Решение на полет в горный район
экипаж принял без учета известного ему еще при вылете из Ухты
неблагоприятного прогноза, что противоречит требованиям п. п.
5.5.12.1 и 10.3.10.3 НПП ГА-85. Активное пилотирование на всем
маршруте полета выполнял командир воздушного судна Савин В.Г. с
левого пилотского сидения.
Диспетчеры командно - диспетчерского пункта местных воздушных
линий аэропорта Вуктыл Житенев В.Н. и Пшеничный А.А. при получении
информации от экипажа о намерении лететь на Пеленер не
информировали экипаж о прогнозе погоды по намеченному маршруту, не
обратили внимание экипажа на его несоответствие требованиям
безопасности полетов (с тенденцией ухудшения) и не потребовали
изменить принятое решение, чем не выполнили требования п. 5.3.16
НПП ГА-85 и п. 1 Технологии работы диспетчера командно -
диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл.
При выходе из зоны аэропорта Вуктыл экипаж, в нарушение
требований п. п. 5.6.1, 5.6.5 НПП ГА-85 и п. 4.3.7 РЛЭ вертолета
Ми-8, не установил на высотомере ВД-10 минимальное приведенное
давление по маршруту - 763 мм рт.ст. (полет выполнялся по давлению
754 мм рт. ст.), не выставил задатчик опасной высоты полета на
радиовысотомере РВ-3, в результате этого он был лишен сигнализации
об опасной высоте полета.
По мере приближения к горному перевалу, по показаниям членов
экипажа, метеоусловия стали ухудшаться до значений ниже минимально
допустимых для выполнения полетов по правилам визуальных полетов в
горах, что привело к необходимости уменьшить высоту полета до 50 м
для обеспечения условий осмотра газопровода.
Правила аэровизуальных полетов предусматривают выполнение
полетов на высоте не менее 50 м (п. 10.3.10.2 НПП ГА-85) и
допускают, при необходимости, снижение до высоты 10 м (п.
10.3.10.4 НПП ГА-85). Но при этом необходимо соблюдать требования
по установленным минимальным значениям нижней границы облаков и
горизонтальной видимости (таблица 2 НПП ГА-85).
При выполнении полета на предельно малой высоте в условиях, не
соответствующих требованиям по выполнению визуальных полетов,
экипаж, с целью избежать столкновения со склоном горы и выйти на
визуальный полет в сторону хорошей видимости и понижения рельефа
местности, не стал набирать высоту, а энергично ввел вертолет в
левый разворот. В процессе выполнения этого маневра, в условиях
ограниченной видимости, вертолет столкнулся с заснеженной
поверхностью горы на высоте 930 м и разрушился. Один пассажир
погиб, члены экипажа и остальные пассажиры получили травмы
различной степени тяжести.
По заключению комиссии по расследованию катастрофа произошла в
результате столкновения вертолета с заснеженной поверхностью
горного перевала в процессе выполнения экипажем маневра по
возврату при ухудшении видимости и явилась следствием сочетания
следующих факторов:
- принятие экипажем решения на полет при прогнозе, который не
обеспечивал его безопасное выполнение, чему могла способствовать
непередача диспетчерами командно - диспетчерского пункта местных
воздушных линий аэропорта Вуктыл экипажу информации о последнем
поступившем от авиационной метеорологической станции (гражданской)
аэропорта Ухта неблагоприятном прогнозе погоды по горному району;
- недооценка экипажем негативной тенденции изменения
метеоусловий в процессе приближения к горному перевалу, что не
позволило реализовать правильное решение на возврат в условиях
резкого ухудшения видимости и ограниченных возможностей для
маневра в непосредственной близости от горных вершин при
недостаточном запасе высоты полета.
При расследовании данной катастрофы комиссией был вскрыт ряд
серьезных недостатков, отрицательно влияющих на безопасность
полетов в ГАП "Комиавиа".
Приказываю:
1. Начальникам региональных управлений ФАС России,
руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации
изучить обстоятельства и причины данного авиационного происшествия
с летным составом подразделений и диспетчерским составом служб
УВД, а также довести до их сведения информацию о том, что главный
специалист УЛС ФАС России Савин В.Г. освобожден от занимаемой
должности и уволен из Федеральной авиационной службы России.
2. Начальнику Управления государственного регулирования ОВД
ФАС России Щербакову Л.К., заместителям начальника Управления
государственного надзора за безопасностью полетов Васильеву В.В. и
Сидорову П.Н. рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию
данного авиационного происшествия и принять меры по их реализации.
3. Начальнику Коми РУ ФАС России Головне А.А. устранить
недостатки, выявленные в ходе расследования катастрофы, и о
принятых мерах доложить ФАС России.
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на начальника
Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС
России Нерадько А.В.
Первый заместитель Директора
И.И.ВАЛОВ
|