РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01.10.97 по делу N 197/5
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Войнова С.А., судей Базилевой Т.В., Масловой
О.П., рассмотрев в заседании кассационную жалобу открытого
акционерного общества "Славнефть-Ивановонефтепродукт" на решение
(постановление) от 18.04.97 г. и 28.07.97 г. по делу N 197/5
арбитражного суда Ивановской области установил:
Открытое акционерное общество "Славнефть-Ивановонефтепродукт"
обратилось в арбитражный суд Ивановской области с исковым
заявлением к Государственной налоговой инспекции по Ивановской
области о признании недействительным решения от 04.02.97 г. о
взыскании доначисленных налогов и применении штрафных санкций на
сумму 343464,1 тыс. рублей.
Решением арбитражного суда Ивановской области от 18.04.97 г.
по делу N 197/5 в удовлетворении заявленных исковых требований
к истцу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда
Ивановской области от 28.04.97 г. по тому же делу решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.
Открытое акционерное общество "Славнефть-Ивановонефтепродукт"
не согласно с принятыми по делу арбитражным судом Ивановской
области судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит
решение и постановление отменить и удовлетворить заявленные истцом
исковые требования.
По мнению заявителя, арбитражный суд Ивановской области при
разрешении спора допустил нарушения норм материального и
процессуального права.
В частности, неправильно применены статьи 6, 13, 14
"Временного порядка оформления товарного кредита на поставку
горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям", пункт 1 "а",
"в" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", статьи 57 Арбитражного
процессуального Кодекса Российской Федерации.
Истец считает, что им правомерно оприходованы нефтепродукты на
сумму 3386976,1 тыс. рублей, не было допущено сокрытия и неучета
объекта налогообложения, его действия не могут квалифицироваться
как налоговые правонарушения и поэтому нет основания для
применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
В своем отзыве на кассационную жалобу Государственная
налоговая инспекция по Ивановской области полагает, что судебные
акты приняты арбитражным судом Ивановской области в соответствии с
действующим законодательством и отмене не подлежат. Доводы
кассационной жалобы открытого акционерного общества
"Славнефть-Ивановонефтепродукт" не состоятельны по мотивам,
приведенным в решении и постановлении арбитражного суда Ивановской
области.
Управление сельского хозяйства и продовольствия Ивановской
области, привлеченное к участию в деле в качестве 3-го лица, не
предъявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика,
отзыва на кассационную жалобу не представило.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела N
197/5, доводы кассационной жалобы открытого акционерного общества
"Славнефть-Ивановонефтепродукт", заслушав представителей истца и
ответчика, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
установил следующее.
Государственная налоговая инспекция по Ивановской области
провела проверку правильности исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость акционерным обществом открытого типа
"Ивановонефтепродукт" (в настоящее время - открытое акционерное
общество "Славнефть-Ивановонефтепродукт") за 4 квартал 1995 г. и
1-ое полугодие 1996 г. по операциям, связанным с обеспечением
нефтепродуктами сельхозпроизводителей под товарный кредит.
По результатам проверки установлены нарушения налогового
законодательства, составлен акт от 29.11.96 г. и принято решение
от 04.02.97 г. о применении к открытому акционерному обществу
"Славнефть-Ивановонефтепродукт" финансовых санкций в виде
взыскания 144742,1 тыс. рублей доначисленного налога на
добавленную стоимость, штрафа в размере 100% от этой суммы и пени
в сумме 53979,9 тыс. рублей.
Как видно из материалов дела, по договору N 64537-10/95-023 от
28.04.95 г. (л. д. 109 - 112 том 1) открытое акционерное общество
"Славнефть-Ивановонефтепродукт" в 1995 г. участвовало в поставке
сельскохозяйственным организациям горюче-смазочных материалов в
порядке оформления государственного товарного кредита.
Сумма товарного кредита составила 28588229,6 тыс. рублей.
Фактически, как следует из письма истца от 20.12.95 г. (л. д. 27 -
31), открытое акционерное общество "Славнефть-Ивановонефтепродукт"
поставило сельхозпроизводителям горюче-смазочных материалов на
25876642,3 тыс. рублей.
Остаток горюче-смазочных материалов, не востребованный
товаропроизводителями, в сумме 2711587,3 тыс. рублей был
оприходован истцом, как проданный ему в счет оплаты услуг по
поставке горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям,
управлению сельского хозяйства администрации Ивановской области по
завышенной на 1049616,3 тыс. рублей стоимости, то есть на сумму
3761203,4 тыс. рублей.
При этом сумма налога на добавленную стоимость 144742,1 тыс.
рублей (с суммы 1049616,3 тыс. рублей) была необоснованно отнесена
открытым акционерным обществом "Славнефть-Ивановонефтепродукт" на
расчеты с бюджетом.
Основанием для этого, по мнению истца, являлись протокол
согласования с управлением сельского хозяйства администрации
Ивановской области цены на нефтепродукты товарного кредита и
счет-фактуры по отпуску горюче-смазочных материалов открытому
акционерному обществу "Славнефть-Ивановонефтепродукт" от того
Управления сельского хозяйства.
Письмом от 15.04.97 г. Управление сельского хозяйства
администрации Ивановской области сообщило, что приобретение и
реализацию горюче-смазочных материалов оно не производило,
счет-фактуры не выписывало, а протокол согласования цены и
счет-фактуры, представленные в дело истцом, подписаны ошибочно
(том 1, л. д. 94 - 95).
Пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" установлено, что сумма налога на
добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется
как разница между суммами налога, полученными от покупателей за
реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога,
фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы
(работы, услуги), стоимость которых относится на издержки
производства и обращения.
В соответствии с пунктом 19 инструкции Государственной
налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 г. N 39 к
зачету из бюджета принимаются суммы налога на добавленную
стоимость фактически уплаченные поставщикам за приобретенные
(оприходованные) материальные ресурсы согласно первичным учетным
ставкам, в которых обязательно должна быть выделена сумма налога
на добавленную стоимость.
Сумма 144742,1 тыс. рублей налога на добавленную стоимость,
отнесенная истцом на расчеты с бюджетом, фактически уплачена не
была. Протокол согласования цены первичным учетным документом,
удостоверяющим факт приобретения и стоимость материальных
ресурсов, не является.
Управление сельского хозяйства администрации Ивановской
области не являлось собственником и поставщиком горюче-смазочных
материалов, а было лишь фондодержателем и обладало функциями
распределения горюче-смазочных материалов от имени государства
между сельхозпредприятиями. Следовательно, управление сельского
хозяйства не имело права распоряжаться не востребованным
сельхозпредприятиями остатком горюче-смазочных материалов по
договору купли - продажи и выписывать от своего имени счета -
фактуры. В соответсвии с пунктами 2.17; 2.19 Положения о
документах и документообороте, утвержденном Минфином СССР от
29.07.83 г. N 105, открытое акционерное общество
"Славнефть-Ивановонефтепродукт" не имело права принимать к
исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим
законодательству.
Судом также допущены нарушения пунктов 13, 14 Временного
порядка оформления товарного кредита на поставку горюче-смазочных
материалов сельхозпроизводителям в 1995 году, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.95 г. N
0948п-П1, требования Порядка отражения в бухгалтерском учете
операций по оформлению товарного кредита на поставку
горюче-смазочных материалов сельхозтоваропроизводителями в 1995
г., утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 28.04.95 г. N
24-02-112, Министерством сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации и Минфином Российской Федерации от 04.05.95
г. N 11-2-24/954.
В результате допущенных нарушений вышеперечисленных Законов и
нормативных актов открытое акционерное общество
"Славнефть-Ивановонефтепродукт" допустило неучет и занижение части
добавленной стоимости, с которой подлежали исчислению налоги.
Таким образом, Государственная налоговая инспекция по
Ивановской области правомерно применила к истцу финансовые
санкции, предусмотренные пунктом 1 "а", "в" статьи 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" за совершение налогового правонарушения.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные в акте проверки
действия открытого акционерного общества
"Славнефть-Ивановонефтепродукт" не являются налоговыми
правонарушениями и к нему не может быть применена ответственность
по ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" не состоятелен, так как
противоречит действующему законодательству.
Арбитражный суд Ивановской области всесторонне, объективно и
полно исследовал представленные в дело доказательства. Принятые им
судебные акты являются законными и обоснованными, нормы
материального и процессуального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176 - 177
арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
Решение от 18 апреля 1997 года и постановление апелляционной
инстанции от 28.07.97 г. арбитражного суда Ивановской области по
делу N 197/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Славнефть-Ивановонефтепродукт"
без удовлетворения.
Расходы по госпошлине по кассационной жалобе возложить на
заявителя - открытое акционерное общество "Славнефть -
Ивановонефтепродукт".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит.
------------------------------------------------------------------
|