МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 1997 г. N 1100/8-97-1110
О ВНЕДРЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ
И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нормативные и методические документы санитарного
законодательства являются одной из основ в обеспечении санитарно -
эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и
соблюдение установленных регламентов разработки и внедрения
федеральных и территориальных санитарных правил, норм должно
являться для санитарной службы обязательным условием ее
деятельности.
В последние годы научно-исследовательскими учреждениями
санитарно-эпидемиологического профиля разработано, пересмотрено
значительное количество федеральных санитарных правил и норм,
гигиенических нормативов, методических указаний по всем разделам
гигиены и эпидемиологии. Внедрение их в практику имеет
приоритетное значение.
Во многих центрах госсанэпиднадзора выписываются
информационные указатели нормативных и методических документов, в
соответствии с Приказом ГКСЭН РФ от 16.11.93 N 120 налажены
регистрация и учет поступающих документов, издаются приказы о их
внедрении, составляются планы внедрения, имеются акты на их
внедрение.
В 1996 году центрами госсанэпиднадзора Российской Федерации
осуществлялось внедрение нормативных и методических документов
федерального уровня (НМД):
33 СанПина, 11 санитарных норм, 12 гигиенических нормативов,
7 руководств, 47 методических указаний, 18 методических указаний
на методы контроля. Преобладающее число НМД федерального уровня в
1996 году внедрялось по разделу гигиены окружающей среды.
Преобладало внедрение методических указаний, СанПинов, санитарных
правил, методических указаний на методы контроля; меньше ЦГСЭН в
1996 году внедрялись гигиенические нормативы и санитарные нормы.
Эффективно внедряются федеральные НМД в г. Москве, Московской,
Смоленской, Ростовской, Кемеровской областях, в Приморском крае,
Республике Саха (Якутия) и др. Не внедрялись федеральные НМД,
например, по разделу гигиены окружающей среды, центрами ГСЭН
Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики и др.
Основными причинами медленного внедрения в 1996 году ЦГСЭН
различных видов федеральных НМД является отсутствие оборудования,
особенно реактивов. Так, невнедрение гигиенических нормативов в
58% было обусловлено отсутствием оборудования, а невнедрение
методов контроля - в 52% отсутствием оборудования и в 26% -
отсутствием специалистов.
Наряду с этим, проверки в различных субъектах Российской
Федерации указывают на неполное выполнение Приказа ГКСЭН РФ
от 16.11.93 N 120.
Практически во всех проверенных территориях ЦГСЭН
заинтересованные ведомства, предприятия и учреждения информируются
о выходе НМД несвоевременно. Население редко информируется о
выходе новых документов санитарного законодательства и еще реже о
санитарно-гигиенических и противоэпидемических требованиях к
объектам окружающей природной среды и жизнедеятельности человека.
Новые нормативные и методические документы по гигиене и
эпидемиологии медленно внедряются в практику госсанэпиднадзора.
Выполнение Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 20 мая 1996 г. N 9-11 об
обязательности наличия на каждом предприятии, в организации и
учреждении, независимо от их организационно-правовой формы,
санитарных правил и норм центрами госсанэпиднадзора
контролируется недостаточно - на многих объектах нормативные
документы санитарного законодательства отсутствуют, а где они
имеются, работа с ними ведется недостаточно, что существенно
снижает эффективность госсанэпиднадзора.
В последние годы в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625 "О государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании" во многих субъектах
Российской Федерации разрабатываются и действуют территориальные
санитарные правила, нормы и методические документы, количество
которых с каждым годом растет и достигло в 1996 году 299, из
которых более 50 - санитарные правила и нормы. Активно работает в
этом направлении г. Москва, Орловская, Кемеровская, Курская,
Воронежская области и др. Не осуществлялась разработка
территориальных НМД в Новгородской, Костромской, Тамбовской
областях, в Хабаровском крае и др. Однако информация об
утвержденных документах не всегда своевременно доводится до
исполнителей, эти документы не представляются в Департамент
госсанэпиднадзора Минздрава России, недостаточно ведется работа по
этим документам в средствах массовой информации.
Департамент госсанэпиднадзора обращает внимание главных
государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации
на необходимость совершенствования работы по внедрению в практику
федеральных и разработке территориальных документов санитарного
законодательства в соответствии с установленным порядком.
Территориальные НМД должны отвечать современным достижениям
отечественной и зарубежной науки и практики и не противоречить
санитарному законодательству Российской Федерации.
Начальник Департамента
госсанэпиднадзора, Заместитель
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
А.А.МОНИСОВ
|