Утверждаю
Председатель Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
30 сентября 1997 года
Согласовано
Начальник Государственной
дальневосточной природоохранной
морской службы
В.П.СУСЛИКОВ
19 сентября 1997 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МОРСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ХАБАРОВСКОГО
КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Общие положения
1.1. Специализированная морская инспекция Хабаровского края
Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды (в дальнейшем - Спецморинспекция) является
подразделением Госкомэкологии России и входит в структуру
Государственной дальневосточной природоохранной морской службы.
1.2. Спецморинспекция создана для охраны, регулирования и
контроля за использованием водных объектов, морской среды и
природных ресурсов (в том числе рыбных запасов) внутренних морских
и территориальных вод, континентального шельфа и исключительной
экономической зоны России, запасов анадромных видов рыб,
образующихся в реках Российской Федерации, на территории России и
за пределами морской экономической зоны Российской Федерации,
предупреждения загрязнения моря с иностранных и российских судов.
1.3. Спецморинспекция является подразделением специально
уполномоченного государственного органа в области охраны
окружающей природной среды - Государственного комитета Российской
Федерации по охране окружающей среды, наделена полномочиями
территориального органа Госкомэкологии России и находится в
непосредственном подчинении Госдальморслужбы.
1.4. Спецморинспекция является юридическим лицом, имеет свои
бюджетный и иные счета (в том числе валютные) в учреждениях
банков, самостоятельный баланс, печать с изображением
Государственного герба России со своим наименованием, пломбираторы
установленного образца, канал радиосвязи, плавучие и другие
транспортные средства.
1.5. Спецморинспекция в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами
Госкомэкологии России, а также настоящим Положением.
1.6. Спецморинспекция проводит свою работу во взаимодействии с
другими службами и подразделениями Госкомэкологии России, органами
государственной власти, научными учреждениями, органами местного
самоуправления, пограничными войсками России, частями Военно -
Морского флота, другими специально уполномоченными органами в
области охраны окружающей среды.
1.7. Разграничение полномочий между Спецморинспекцией и
территориальными органами Госкомэкологии РФ осуществляется
отдельными соглашениями, утвержденными Госкомэкологией России.
1.8. Структура и штатное расписание Спецморинспекции
утверждаются начальником инспекции по согласованию с
Государственной дальневосточной природоохранной морской службой и
Госкомэкологией России.
1.9. Финансирование Спецморинспекции осуществляется за счет
средств федерального бюджета, а также из других источников,
непротиворечащих действующему законодательству.
1.10. Образование и ликвидация Спецморинспекции производится
приказами Госкомэкологии России.
2. Основные задачи Спецморинспекции
2.1. Организация и осуществление государственного контроля за
соблюдением юридическими, должностными лицами и гражданами
Российской Федерации, иностранными физическими и юридическими
лицами, судами и иными плавучими средствами требований
природоохранительного законодательства Российской Федерации.
2.2. Осуществление государственного экологического контроля и
охрана животного мира, внутренних морских и территориальных вод,
континентального шельфа, морской экономической зоны России, а по
запасам анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской
Федерации, - и за пределами морской экономической зоны Российской
Федерации, включая территорию России.
2.3. Осуществление оперативного экологического контроля и
охраны водных объектов, прибрежных и водоохранных зон и полос,
животного мира во время миграции анадромных видов рыб.
2.4. Участие в разработке экологических нормативов,
предложений о совершенствовании правил и стандартов по
использованию и охране морской среды и природных ресурсов
внутренних морских, территориальных вод, континентального шельфа и
исключительной экономической зоны Дальневосточного региона
Российской Федерации.
2.5. Взыскание в установленном порядке и перечисление в
экологические фонды платежей за загрязнение окружающей природной
среды, включая взыскание платежей за аварийные и
несанкционированные сбросы, выбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов на территории водоохранных и прибрежных зон, в
водных объектах, морской среде и континентальном шельфе Российской
Федерации.
2.6. Согласование лимитов и выдача разрешений пользователям на
промысел рыбных и других ресурсов моря и континентального шельфа,
на производство геолого-разведочных, буровых, взрывных,
дноуглубительных и иных работ, оказывающих отрицательное влияние
на состояние морской среды и живых ресурсов моря и
континентального шельфа, а также на сброс в целях захоронения в
море и континентальном шельфе отходов и других материалов.
2.7. Участие в российских и международных совещаниях,
семинарах, симпозиумах по вопросам охраны природы.
3. Функции Спецморинспекции
3.1. Обеспечивает совместно с другими специально
уполномоченными государственными органами охрану водных объектов,
морской среды, сохранение биологического разнообразия, соблюдение
норм экологической безопасности во внутренних морских и
территориальных водах, на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне России, прилегающих к территории
Дальневосточного региона.
3.2. Выдает в установленном порядке разрешения на проведение
взрывных, дноуглубительных, буровых, геолого-разведочных и других
работ в море, добычу природных ресурсов, в том числе рыбных
запасов, водных животных и растений территориальных вод,
континентального шельфа и морской экономической зоны Российской
Федерации, а также на прокладку коммуникаций как в море, так и в
прибрежной двухкилометровой полосе суши, сброс грунта и других
отходов, влияющих на состояние морских вод и живых ресурсов, в
водные объекты с целью захоронения.
3.3. Осуществляет расчет взимания и перечисления в
экологические фонды платы за загрязнение окружающей среды в
соответствии с действующим законодательством и нормативными
правовыми актами.
3.4. Осуществляет охрану морской среды, сохранение
биологического разнообразия, соблюдение норм экологической
безопасности во внутренних морских и территориальных водах, на
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне
Российской Федерации.
3.5. Организует и осуществляет государственный экологический
контроль за соблюдением требований природоохранительного
законодательства за использованием животного мира (включая рыбные
запасы) во внутренних морских и территориальных водах, в морской
экономической зоне и на континентальном шельфе России, а по
запасам анадромных видов рыб - и за пределами экономической зоны
Российской Федерации, включая территорию Российской Федерации.
3.6. Контролирует соблюдение правил, регламентирующих лов рыбы
и добычу водных животных и растений, проверяет наличие документов
(разрешений, лицензий и т.п.), разрешающих осуществление отдельных
видов деятельности, дает обязательные предписания по устранению
выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и
приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с
нарушением природоохранных требований.
3.7. Участвует в работе государственных комиссий по приемке в
эксплуатацию объектов производственного и другого назначения,
влияющих на состояние морских вод и живых ресурсов моря.
3.8. Рассматривает представленные на согласование предложения
по определению мест строительства непосредственно на морском
побережье, континентальном шельфе и в морской экономической зоне
России, в том числе на островах, сооружениях и иных объектах,
могущих оказать влияние на состояние морских вод.
3.9. Совместно с территориальными органами Госкомэкологии
России осуществляет государственный контроль за состоянием и
эффективностью работы очистных сооружений береговых объектов,
сбрасывающих сточные воды непосредственно в море, водоохранного
оборудования судов и других плавучих средств, а также за
соблюдением порядка и условий сброса сточных, дренажных, льяльных
и балластных вод.
3.10. Расследует случаи загрязнения окружающей природной
среды, несанкционированного размещения отходов, гибели рыбы и
других водных животных и растений в водных объектах, водоохранных
зонах, во внутренних морских и территориальных водах, в морской
экономической зоне и на континентальном шельфе России и
предъявляет в установленном порядке санкции к нарушителям
природоохранительного законодательства.
3.11. Получает безвозмездно от министерств, ведомств,
предприятий, учреждений и организаций экологическую информацию, в
том числе информацию о промысле, необходимую для осуществления
деятельности Спецморинспекции.
3.12. Участвует в установленном порядке в осуществлении
международного сотрудничества в области охраны, регулирования и
контроля за использованием морской среды и природных ресурсов
моря, континентального шельфа.
3.13. Участвует в разработке и реализации межгосударственных,
межрегиональных и региональных экологических программ и проектов.
3.14. Участвует в утверждении нормативов, правил по
регулированию использования ресурсов внутренних морских,
территориальных вод, континентального шельфа и морской
экономической зоны.
3.15. Участвует в проведении государственной экологической
экспертизы по объектам, относящимся к федеральной собственности
или влияющим на объекты, отнесенные к федеральной собственности.
3.16. Участвует в организации системы всеобщего непрерывного
экологического воспитания и образования, ведет работу по
пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения
экологической безопасности и сохранения биологического
разнообразия.
3.17. Участвует в работе территориальных и региональных
рыбохозяйственных советов.
3.18. Организует переподготовку и повышение квалификации
работников Спецморинспекции.
3.19. Обеспечивает развитие материально-технической базы и
контроль за ее эффективным использованием.
3.20. Проводит мероприятия по улучшению условий труда,
социально-бытовых условий и медицинского обслуживания работников
Спецморинспекции.
4. Права Спецморинспекции:
4.1. Запрашивать и безвозмездно получать от федеральных
органов исполнительной власти, их территориальных органов,
организаций информацию, необходимую для выполнения задач,
возложенных на Спецморинспекцию в области охраны окружающей
природной среды, обеспечения экологической безопасности,
сохранения биологического разнообразия, получать или делать
выписки из промысловых судовых журналов, из квитанций на сданную
продукцию, а также из других документов.
4.2. Беспрепятственно посещать с целью проверки и проверять
организации (в том числе в установленном порядке режимные) и
другие объекты и охраняемые территории (включая особо охраняемые
природные территории) независимо от ведомственной принадлежности и
формы собственности, расположенные или осуществляющие свою
деятельность на территории Дальневосточного региона, в
территориальных водах, на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне России, составлять по
результатам проверок акты и протоколы, давать обязательные
предписания по устранению нарушений природоохранительного
законодательства, а также по вопросам своей компетенции в сфере
природопользования, получать для ознакомления документацию,
результаты анализов и иные материалы, необходимые для
осуществления государственного экологического контроля.
4.3. Проверять у юридических и физических лиц документы (в том
числе разрешения и лицензии), разрешающие осуществлять отдельные
виды деятельности. Ограничивать или приостанавливать в
установленном порядке хозяйственную и иную деятельность,
осуществляемую в территориальных водах России, исключительной
экономической зоне, на континентальном шельфе России с нарушением
требований природоохранительного законодательства, экологических
норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы
и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности,
а также давать обязательные для исполнения предписания о
прекращении финансирования этой деятельности.
4.4. Рассматривать дела об административных правонарушениях в
области охраны окружающей среды и природопользования. Налагать на
нарушителей штрафы, передавать материалы о совершенных
правонарушениях в суды.
4.5. Останавливать и осматривать российские и иностранные суда
и другие плавучие средства для проведения проверки соблюдения
требований природоохранительного законодательства, экологических
норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере
задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного
окружающей среде.
4.6. Задерживать российские и иностранные суда, допустившие
нарушение природоохранительного законодательства Российской
Федерации в территориальных водах, на континентальном шельфе, в
морской экономической зоне России, и доставлять их в ближайший
открытый порт России, изымать у нарушителей орудия лова,
оборудование, инструменты и другие предметы и документы, а также
все незаконно добытое.
4.7. Проверять транспортные средства и запрещать их
эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил.
4.8. Запрещать в установленном порядке ввоз из экономической
зоны России на территорию Российской Федерации, а также транзит
через исключительную экономическую зону РФ экологически опасных
грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемые с
нарушением экологических норм и правил.
4.9. Предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении
вреда, причиненного окружающей природной среде в результате
нарушения природоохранительного законодательства. Предъявлять в
суды иски о признании недействительными сделок, а также о
применении последствий недействительности ничтожных сделок,
нарушающих природоохранительное законодательство.
4.10. Взыскивать в бесспорном порядке задолженность по
платежам за загрязнение окружающей природной среды,
несанкционированные сбросы, выбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов и другие отрицательные воздействия на
окружающую среду.
4.11. Выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения
вредных веществ в территориальных водах РФ, экономической зоне и
континентальном шельфе России.
4.12. Должностные лица Спецморинспекции являются полномочными
представителями специально уполномоченного органа Российской
Федерации в области охраны окружающей природной среды и наделены
правами.
4.12.1. В области охраны континентального шельфа:
1) останавливать и осматривать российские и иностранные суда и
иные плавучие средства (далее - суда), искусственные острова,
установки и сооружения, осуществляющие:
региональное геологическое изучение континентального шельфа;
поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов;
промысел живых ресурсов;
ресурсные и морские научные исследования;
захоронение отходов и других материалов;
иную деятельность на континентальном шельфе;
2) проверять на судах, искусственных островах, установках и
сооружениях документы (в том числе лицензии и разрешения) на право
осуществления деятельности на континентальном шельфе России;
3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о континентальном шельфе и международными договорами
Российской Федерации:
приостанавливать или прекращать деятельность, нарушающую
законодательство Российской Федерации и международные договоры
Российской Федерации;
задерживать нарушителей законодательства Российской Федерации
и международных договоров Российской Федерации и изымать у них
орудия лова, оборудование, инструменты, установки и другие
предметы, а также документы и все незаконно добытое;
преследовать и задерживать суда - нарушители, осуществляющие
незаконную деятельность, и доставлять их в ближайший порт
Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов
Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
налагать на нарушителей штрафы или передавать материалы о
совершенных нарушениях в суды в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
4) останавливать суда, если имеются достаточные основания
считать, что эти суда произвели незаконное захоронение отходов и
других материалов на континентальном шельфе. У должностных лиц
остановленного судна может быть затребована информация,
необходимая для того, чтобы установить, было ли совершено
нарушение, а само судно может быть осмотрено с составлением
протокола об осмотре с последующим задержанием, если для этого
имеются достаточные основания;
5) составлять протоколы о нарушениях законодательства
Российской Федерации о континентальном шельфе и международных
договоров Российской Федерации при остановке или прекращении
деятельности, задержании нарушителей и судов - нарушителей, об
изъятии орудий лова, оборудования, инструментов, установок и
других предметов, а также документов и всего незаконно добытого;
6) применять в установленном порядке оружие против нарушителей
законодательства о континентальном шельфе и международных
договоров Российской Федерации для отражения их нападения и
прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц
органов охраны подвергается непосредственной опасности;
7) пользоваться правами, предусмотренными законодательством
Российской Федерации о континентальном шельфе, также в отношении
судов, находящихся в территориальном море или во внутренних водах
Российской Федерации, если имеются достаточные основания полагать,
что эти суда нарушили законодательство России о континентальном
шельфе или международные договоры Российской Федерации.
4.12.2. В области охраны экономической зоны России:
1) останавливать и осматривать суда и иные плавучие средства
(далее именуемые суда), осуществляющие промысел рыбы и других
живых ресурсов, а также исследования, разведку и иные операции,
связанные с таким промыслом (далее именуемые рыбный промысел), и
другие работы в экономической зоне Российской Федерации, посещать
и осматривать искусственные острова, установки и сооружения в
экономической зоне России, а также находиться на таких судах,
островах, установках и сооружениях;
2) проверять на судах, осуществляющих рыбный промысел и другие
работы, на искусственных островах, установках и сооружениях в
экономической зоне России документы (в том числе лицензии и
разрешения), удостоверяющие право на проведение работ и создание
островов, установок, сооружений и зон безопасности вокруг них, и
иные необходимые документы;
3) приостанавливать или прекращать рыбный промысел и другие
работы в экономической зоне России при нарушении установленных
правил или отсутствии разрешения на их проведение;
4) изымать у нарушителей законодательства об экономической
зоне России орудия лова, оборудование, инструменты и другие
предметы и документы, а также все незаконно добытое в этой зоне;
5) задерживать суда, осуществляющие рыбный промысел и другие
работы в экономической зоне России без разрешения или с нарушением
установленных правил, и доставлять их в один из открытых портов
Российской Федерации.
Суда, проводящие морские научные исследования в экономической
зоне России, могут быть задержаны и доставлены в один из открытых
портов Российской Федерации в случае отсутствия лицензии или
разрешения российских компетентных органов на проведение таких
работ.
Судно, совершающее плавание в экономической зоне России, может
быть задержано за незаконный сброс в этой зоне загрязняющих
веществ при наличии явных и объективных доказательств такого
нарушения, приведшего к тяжелому ущербу или угрозе тяжелого ущерба
побережью России, связанным с этим побережьем интересам или любым
ресурсам территориальных вод (территориального моря) либо
экономической зоны России;
6) задерживать нарушителей законодательства об экономической
зоне России и доставлять их в один из открытых портов Российской
Федерации;
7) составлять протоколы о нарушениях законодательства об
экономической зоне России, приостановке и прекращении работ,
задержании судов и нарушителей, изъятии орудий лова, оборудования,
инструментов и других предметов и документов, а также всего
незаконно добытого в экономической зоне России;
8) налагать на нарушителей штрафы, передавать материалы о
совершенных правонарушениях в суды в установленном порядке.
4.12.3. В области охраны, контроля и регулирования
использования объектов животного мира и среды их обитания:
1) проверять у юридических лиц и граждан документы (в том
числе разрешения и лицензии), разрешающие осуществлять пользование
животным миром, находиться на особо охраняемой территории
(акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение
и ношение огнестрельного оружия;
2) задерживать нарушителей законодательства об охране и
использовании животного мира и среды его обитания, составлять
протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных
нарушителей в правоохранительные органы;
3) производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц,
остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других
орудий добывания объектов животного мира, полученной от них
продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах
складирования и переработки;
4) изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и
другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе
транспортные средства, а также соответствующие документы с
оформлением изъятия в установленном порядке;
5) хранить и носить в установленном порядке служебное
огнестрельное оружие и специальные средства;
6) применять в установленном порядке физическую силу,
специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый
газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных
собак и огнестрельное оружие.
4.12.4. Должностные лица Спецморинспекции являются
должностными лицами органа государственного экологического
контроля и наделены их правами.
4.13. Пользоваться иными правами, предоставленными действующим
законодательством нормативными правовыми актами.
4.14. Заключать договора (контракты), арендовать транспортные
средства (в том числе морские суда, самолеты и вертолеты) для
контроля территориальных вод, прибрежных и водоохранных зон,
континентального шельфа, морской экономической зоны России и
смежных водных путей.
4.15. Представительствовать в государственных, общественных и
иных учреждениях, предприятиях и организациях по вопросам,
относящимся к компетенции Спецморинспекции.
4.16. Должностные лица Спецморинспекции имеют право при
исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять
служебное оружие и специальные средства в случаях и порядке,
установленных действующим законодательством.
4.17. Решения Спецморинспекции по вопросам, отнесенным к ее
компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, а
также для всех юридических, должностных и физических лиц. Эти
решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
5. Материально-техническая база и средства
Спецморинспекции
Материально-техническую базу и средства Спецморинспекции
составляют основные и оборотные средства, а также иные
материальные ценности и финансовые ресурсы.
Спецморинспекция осуществляет право владения, пользования
имуществом в соответствии с целями Спецморинспекции, плановыми
заданиями и назначением имущества. Распоряжение имуществом
(основными средствами) производится по согласованию с
Госкомэкологией России и Государственной дальневосточной
природоохранной морской службой.
6. Права и обязанности начальника Спецморинспекции
6.1. Спецморинспекцию возглавляет начальник, который
назначается на должность председателем Госкомэкологии России по
согласованию с Государственной дальневосточной природоохранной
морской службой.
6.2. Начальник инспекции несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Спецморинспекцию функций и задач,
сохранность имущества, использование средств, выделяемых на
содержание Спецморинспекции.
6.3. Начальник инспекции утверждает должностные обязанности
работников Спецморинспекции, издает приказы, распоряжения,
инструкции, обязательные для исполнения работниками
Спецморинспекции, в установленном законодательством порядке
принимает на работу и увольняет работников Спецморинспекции.
Начальник Специализированной
морской инспекции
Хабаровского края
А.М.БУТКОВ
------------------------------------------------------------------
|