МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 сентября 1997 г. N 1961
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В РОССИИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
В целях обеспечения реализации межведомственной Целевой
программы "Развитие системы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов в России на 1997 -
2000 годы", одобренной коллегией Минобразования России (протокол
от 25.12.96 N 4), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую межведомственную Целевую программу
"Развитие системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов в России на 1997 - 2000 годы" (далее -
Программа).
2. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
(Безлепкину В.В.), Управлению научно-исследовательских работ
(Суворинову А.В.), Управлению обеспечения Федеральной программы
"Развитие образования в России" и региональной политики
(Зуеву В.М.), Управлению международного сотрудничества
(Бацыну В.К.), Управлению подготовки специалистов для зарубежных
стран (Слепцову М.А.) согласовать планы конкретных мероприятий по
данной программе и включить наиболее значимые проекты в
соответствующие действующие программы на 1997 и последующие годы.
3. Управлению финансирования научных исследований и инноваций
(Шленову Ю.В.) рассмотреть возможность финансирования приоритетных
мероприятий названной Программы в рамках расходов Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации,
предусматриваемых этой Программой.
4. Отделу повышения квалификации и переподготовки специалистов
организовать участие в названной Программе других министерств и
ведомств.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Первый заместитель Министра
А.Н.ТИХОНОВ
Утверждена
Приказом Минобразования России
от 29 сентября 1997 г. N 1961
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В РОССИИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
Паспорт Программы
Наименование Программы - Развитие системы повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки специалистов в
России.
Основание для разработки - Постановление Правительства
Российской Федерации от 25 ноября
1994 г. N 1300 "О создании
системы профессиональной
ориентации, переподготовки,
трудоустройства и социальной
адаптации военнослужащих и
граждан, уволенных с военной
службы", Указ Президента
Российской Федерации от 23 мая
1996 г. N 768 "О комплексной
программе мер по созданию и
сохранению рабочих мест на 1996 -
2000 годы".
Государственный заказчик - Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации.
Основные соисполнители - Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации,
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации,
Министерство науки и технологий
Российской Федерации,
Министерство экономики Российской
Федерации.
Обоснование необходимости - Осуществляемые реформы в России
Программы требуют повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
25 млн. специалистов и
руководителей. Для этого
необходимо увеличить масштабы
существующей государственной
системы дополнительного
профессионального образования в
3 - 4 раза, оснастить ее
современной техникой и
учебно-методическим обеспечением,
усовершенствовать ее
нормативно-правовую базу.
Цель Программы - Создание гибкой и мобильной
системы, способной удовлетворить
любые потребности в
дополнительном профессиональном
образовании любого гражданина
России, в любом ее регионе,
позволяющей решать проблемы
обеспечения необходимой
квалификации кадров специалистов
для эффективного осуществления
проводимых в России реформ.
Основные задачи - Создание организационных основ
осуществления государственной
политики в области
дополнительного
профессионального образования,
обеспечение эффективного
взаимодействия министерств,
ведомств, территориальных органов
управления образованием,
общественных организаций по
целенаправленному развитию
системы ДПО, включая
негосударственные образовательные
учреждения.
Развитие нормативно-правовой базы
ДПО до уровня, обеспечивающего
режим наибольшего
благоприятствования в
деятельности образовательных
учреждений этой сферы различной
подчиненности, формы
собственности и ориентации.
Осуществление целенаправленных
мер на увеличение мотивации в
повышении квалификации и
профессиональной переподготовки
кадров самих специалистов,
предприятий и организаций,
регионов и ведомств.
Организация изучения реального
спроса на дополнительные
образовательные услуги на базе
существующих статистических
служб, разработка механизмов
государственного влияния на рынок
образовательных услуг.
Развитие масштабов системы ДПО,
адекватное потребностям в
дополнительном профессиональном
образовании в регионах, отраслях,
в стране в целом.
Совершенствование
учебно-методического и
информационно-технического
обеспечения сферы ДПО с учетом
тенденций развития
дополнительного профессионального
образования в мире и специфики
России.
Организация эффективного
функционирования федеральной
системы повышения квалификации
преподавателей.
Создание в России развитой
системы профконсультирования,
помогающей специалистам на всех
этапах их профессиональной
карьеры.
Расширение масштабов
международного сотрудничества в
сфере ДПО для обеспечения участия
России в процессе
интернационализации рынков труда
и образования.
Сроки реализации Программы - 1997 - 2000 годы.
Ожидаемые конечные - Реализация Программы позволит
результаты создать современную, гибкую и
мощную систему повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки до 5 - 6 млн.
специалистов и руководителей в
год, которая поможет России
занять и удерживать передовые
позиции в мире.
Косвенные результаты:
- Кадровая поддержка инновационных
процессов в экономике России по
уровню кадрового обеспечения.
Снижение безработицы среди
специалистов. Вовлечение в сферу
образования малоактивных слоев
граждан.
Помощь в трудоустройстве
вынужденных мигрантов.
Рациональное профессиональное
ориентирование молодежи.
Переподготовка военнослужащих,
увольняемых в запас.
Повышение международного
авторитета российского
профессионального образования.
Облегчение вхождения России в
мировой рынок.
Объемы и источники - Финансовые затраты на реализацию
финансирования Программы составят в 1997 -
1998 годах 16,5 млрд. руб.
средств министерств и ведомств,
фондов и ассоциаций.
Финансирование Программы
осуществляется в основном через
существующие и разрабатываемые
программы структур, заинтересованных
во взаимодействии с Министерством
общего и профессионального
образования Российской Федерации
для развития системы ДПО России.
Система контроля - Контроль за реализацией
Программой осуществляет
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации совместно с
министерствами и ведомствами -
участниками Программы,
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и
органами власти субъектов
Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с проводимыми в России реформами 20 млн. специалистов
и руководителей нуждаются в повышении квалификации или
профессиональной переподготовке. Единственной системой, способной
это осуществить, является система дополнительного
профессионального образования в силу присущих ей качеств:
гибкость к изменениям;
ориентация на существующий спрос и индивидуализация обучения
соответственно склонностям слушателей;
ориентация на последние достижения в науке и технике;
использование эффективных методов, технологий и средств
обучения;
мобильность, позволяющая быстро увеличивать масштабы обучения
в необходимых направлениях.
Сложившаяся ситуация требует перенесения акцентов в
государственной политике в области образования. Необходимо больше
внимания уделить системе ДПО. Инвестиции в нее способны дать
отдачу уже через год - два (для высшей школы этот период
оценивается в 8 - 10 лет).
Государственный сектор сегодняшней системы ДПО насчитывает
около 750 образовательных учреждений и подразделений с пропускной
способностью 1,5 млн. чел. в год. Негосударственные учреждения ДПО
способны обучить около 0,5 млн. чел. в год. Таким образом, для
реализации необходимых темпов повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов необходимо в 3 -
4 раза увеличить мощность существующей системы ДПО.
Это потребует серьезных начальных инвестиций в систему на
развертывание дополнительных учебных площадей, оснащение их
современной техникой, развитие существующего учебно-методического
обеспечения, подготовку необходимых преподавателей.
Резкие изменения масштабов системы ДПО потребуют и новых
организационных решений и дополнительных исследований в
направлении повышения эффективности ее функционирования.
Комплексную увязку всех этих вопросов призвана осуществить
Программа по развитию системы ДПО.
Реализация основных мероприятий такой Программы позволит
создать современную гибкую и мощную систему ДПО, которая выдвинет
Россию на передовые позиции в мире по уровню квалификации кадров.
Кроме кадровой поддержки инновационных процессов в экономике
России современная система ДПО поможет решать и ряд важных
социальных проблем:
снижение безработицы среди специалистов;
профессиональная переподготовка вынужденных мигрантов и бывших
военнослужащих;
рациональное профессиональное ориентирование молодежи;
вовлечение в сферу образования малоактивных слоев граждан, лиц
из труднодоступных районов.
В целом возможно существенное повышение как среднего уровня
квалификации кадров, так и масштабное выделение способных
профессионалов в основных сферах. Это позволит повысить авторитет
российского образования, увеличит конкурентоспособность российских
специалистов на мировом рынке труда, положительно скажется на
уровне производства в стране.
Инвестиции в образование населения считаются во всем мире
одними из самых выгодных. Это верно и для сегодняшней России.
Реализация Программы по развитию системы дополнительного
профессионального образования позволит России войти в XXI век
одной из самых образованных и профессионально подготовленных
стран.
1. Состояние и проблемы повышения квалификации и
профессиональной переподготовки кадров в России
1.1. Существующая система дополнительного
профессионального образования России
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является
частью системы образования России и представляет собой
совокупность соответствующих программ, сети, реализующих их
образовательных учреждений и управляющих структур в лице
отраслевых, региональных и федеральных органов управления.
Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании"
дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в
целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного
профессионального образования является систематическое повышение
квалификации кадров, специалистов и руководителей и, при
необходимости, их профессиональная переподготовка. Решение этой
задачи осуществляется учреждениями и подразделениями системы ДПО.
Таким образом, ДПО, в отличии от других подсистем
профессионального образования, позволяет любому специалисту
повышать свою квалификацию или проходить профессиональную
переподготовку в любой период, на протяжении всей жизни, в
доступной форме и подходящем режиме. Этим обусловливается
определяющая роль ДПО в кадровом обеспечении развития страны.
В развитых странах мира системам аналогичным ДПО, уделяется
достойное внимание. Так, в США стоимость Lifelong Education
составляет порядка 200 млрд. долл., ею охватывается в год около
20 млн. чел.; каждый специалист регулярно проходит повышение
квалификации, тратя на это 10 - 15% рабочего времени. Повышение
квалификации серьезно стимулируется (специалист даже в рамках
одной должности может увеличить зарплату почти вдвое).
ДПО является важным фактором гармонизации личных и
общественных интересов. Систематически повышая свою квалификацию,
специалист, с одной стороны, обеспечивает свою личную
профессиональную карьеру, с другой стороны - постоянный рост
квалификации кадров поддерживает развитие производства,
способствуя общему экономическому развитию страны.
Важна и другая роль ДПО как фактора снижения безработицы через
вовлечение в образовательную сферу слоев специалистов с
недостаточным образованием, через профессиональную переподготовку
работников, не находящих работу по специальности, бывших
военнослужащих.
Вопреки общей тенденции развития систем непрерывного повышения
квалификации кадров в мире, российская государственная система ДПО
сокращает свои масштабы. Некоторое представление об этом дает
табл. 1.
Таблица 1
ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ РОССИИ
----T-------------------------------T---------T---------T--------¬
¦ N ¦ Основные показатели ¦ 1988 г. ¦ 1993 г. ¦ 1995 г.¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------+--------+
¦ 1 ¦Общее число образовательных¦ 2094 ¦ 1366 ¦ 744 ¦
¦ ¦учреждений и подразделений в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------+--------+
¦ 2 ¦Общее число прошедших обучение¦ 3,2 млн.¦ 2,2 млн.¦1,5 млн.¦
¦ ¦в системе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------+---------+---------+--------+
¦ 3 ¦Число преподавателей в системе¦ 5,8 тыс.¦ 4,1 тыс.¦2,8 тыс.¦
¦ ¦(штатных и совместителей) ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+---------+---------+---------
Если учесть чрезвычайно плохую обеспеченность учебными
площадями (1 кв. м/чел., изношенность помещений (до 70%),
удовлетворительное оснащение современной техникой лишь 30%
образовательных учреждений, то становится очевидной картина
сворачивания государственной системы ДПО. На этом фоне динамично
развивается сеть негосударственных учреждений дополнительного
профессионального образования (число их перевалило за 450 по
данным 1996 г.). Но рост числа негосударственных учреждений ДПО не
может компенсировать сокращение государственного сектора в этой
сфере в силу ориентации их лишь на краткосрочные, коммерчески
выгодные курсы, недоступности обучения для многих специалистов,
отсутствия эффективного государственного контроля за деятельностью
таких учреждений, что приводит к многочисленным злоупотреблениям.
Все это является следствием недооценки роли и значения ДПО,
отсутствия действенной государственной поддержки этой сферы.
Основными проблемами здесь являются:
несовершенство нормативно-правовой базы ДПО, снижающее
жизнеспособность учреждений ДПО;
отсутствие мотивации к повышению квалификации кадров, как у
самих специалистов, так и у руководителей предприятий и
организаций;
неисследованность складывающегося рынка образовательных услуг
как по регионам, так и в отраслях, что мешает выработке политики
развития сферы ДПО;
большие расстояния и неразвитость средств сообщения и
информационного обмена; необходимо расширение использования
дистанционных способов обучения, существующих информационных
сетей; это дорого стоит и требует серьезных первоначальных
вложений;
практическое отсутствие системы профконсультирования, которая
позволяла бы специалистам вовремя переориентироваться;
отсутствие единых государственных требований к дополнительным
образовательным программам, что приводит к значительному разбросу
качества обучения;
оторванность российской системы ДПО от мирового опыта в этой
сфере.
Очевидна невозможность решения большинства перечисленных
проблем без действенной помощи государства.
1.2. Оценка потребностей в дополнительном
профессиональном образовании
Россия вступила в эпоху радикальных экономических реформ. В
связи с этим резко обострились вопросы кадровой поддержки
реализации проводимых реформ. Кадры, как и раньше, многое решают.
В повышении квалификации и профессиональной переподготовке
нуждается сегодня большинство действующих специалистов и
руководителей. Предварительные подсчеты показывают, что таковых
около 20 млн. из 72 млн. чел. экономически активного населения
России.
Существует ряд категорий, являющихся критическими,
переподготовка которых должна быть осуществлена в первую очередь.
Происшедший распад СССР резко увеличил поток вынужденных
мигрантов в Россию (около 1 млн. чел. в год), нуждающихся в
профессиональной переподготовке. В России проживает около 600 тыс.
иностранных граждан, нуждающихся в профессиональной адаптации.
Внутренняя миграция населения в России составляет в настоящее
время порядка 20 млн. чел., 10 - 15% которых составляют
специалисты, которые, как правило, нуждаются в дополнительных
образовательных услугах.
Проводимые реформы в Вооруженных Силах Российской Федерации
поставили проблему профессиональной переподготовки бывших
военнослужащих (около 100 тыс. чел. в год).
Постепенный и существенный рост незанятого населения в России
(более 2,5 млн. чел., а по методике МОТ - более 5 млн. чел.)
ставит проблему его обучения для последующего трудоустройства.
По статистике около 50% выпускников высших и средних
специальных учебных учреждений после их окончания не работают по
специальности. Это увеличивает число нуждающихся в ежегодной
профессиональной переподготовке еще на 0,5 млн. человек.
Таким образом, потенциальный контингент отечественной системы
ДПО насчитывает уже сегодня порядка 20 млн. специалистов. Если
учитывать принятые в мире нормы периодичности повышения
квалификации и профессиональной переподготовки (не более чем 2 -
3 года), то пропускная способность существующей системы ДПО должна
быть увеличена в 3 - 4 раза.
Столь резкие изменения масштабов системы ДПО требуют новых
организационных решений, дополнительных исследований по
эффективности функционирования системы, серьезных инвестиций в
систему на развертывание дополнительных учебных площадей,
оснащение их современной техникой, развитие учебно-методического
обеспечения, подготовку необходимых преподавателей.
Комплексную увязку всех этих вопросов позволит осуществить
федеральная программа по развитию системы ДПО.
2. Цель и основные задачи Программы
2.1. Цель Программы
Необходимость массовой, профессиональной переподготовки и
повышения квалификации специалистов и руководителей для
обеспечения проводимых в России реформ, поддержание в дальнейшем
высокого уровня квалификации кадров требуют построения мощной и
гибкой системы ДПО, быстро реагирующей на меняющиеся
обстоятельства, как в регионах, так и по стране в целом.
Ориентиры в масштабах необходимой системы ДПО дают аналогичные
системы передовых стран. Такое сравнение показывает, что мощность
существующей системы ДПО России необходимо увеличить в 3 - 4 раза,
доведя ежегодную пропускную способность системы до 7 - 8 млн. чел.
Этим будут обеспечены необходимые темпы профессиональной
переподготовки и повышения квалификации имеющегося контингента
специалистов и руководителей.
Тенденции развития аналогичных систем в мире позволяют
сконструировать общие черты необходимой для России системы ДПО:
базирование на изучение спроса на дополнительные
образовательные услуги в регионах и в целом по стране;
широкие возможности профконсультации и профориентирования
специалистов на всех этапах их профессиональной карьеры;
индивидуализация обучения, ориентированная на проявление и
развитие способностей слушателей, учет особенностей обучения
взрослых;
широкое использование новых эффективных методов и средств
обучения, обеспечивающих переход к обучению мыслить,
анализировать, общаться с коллегами;
применение точных методов и современной техники для
эффективной организации и управления обучением, обеспечения
гарантированного качества обучения;
специальная подготовка и систематическое повышение
квалификации кадров преподавателей для системы ДПО;
широкое международное сотрудничество по всем аспектам ДПО.
Имеется ряд обстоятельств, определяющих специфику ДПО в
России:
большие расстояния, неразвитость средств сообщения и
информационного обмена. Это определяет важность регионализации в
сфере ДПО, необходимость акцента на дистанционных способах
обучения и масштабного использования существующих информационных
сетей, развития обучения непосредственно на рабочих местах;
повсеместное ослабление мотивации к повышению квалификации и
переподготовке кадров в связи с общим падением уровня
производства. Повышение спроса на квалифицированные кадры в
посреднических сферах не исправляет общей ситуации. Здесь
требуется вмешательство государства, осуществление
целенаправленной политики по исправлению ситуации, вплоть до
выпуска специальных постановлений. Иначе деквалификация кадров
может перейти допустимые пределы (по данным международных
статистических служб Россия по уровню квалификации кадров уже
занимает место в конце четвертого десятка);
неразвитость нормативно-правовой базы ДПО в России, что
затрудняет деятельность учреждений и подразделений ДПО, снижает
конкурентоспособность государственной системы ДПО сравнительно с
частными образовательными учреждениями. Это находит отражение в
различных негативных тенденциях, в том числе - постепенном
сокращении государственной системы, отказе от серьезных
образовательных программ в пользу краткосрочных и др. Необходимо
срочно разработать и утвердить пакет нормативных документов,
создающих благоприятный климат для деятельности учреждений ДПО.
Без целенаправленной поддержки государства здесь не обойтись;
недооценка роли и места системы ДПО России как важной
составляющей системы непрерывного образования в стране; учреждения
ДПО с момента организации действуют в условиях хозрасчета, на свой
страх и риск в складывающихся рыночных отношениях; важную
образовательную и социальную роль ДПО необходимо поддержать
рациональными вложениями в эту сферу;
отсутствие единых требований к содержанию дополнительных
образовательных программ, качеству повышения квалификации и
профессиональной переподготовки кадров. Это крайне затрудняет
формирование единого образовательного пространства в сфере ДПО,
приводит к многочисленным конфликтным ситуациям. Необходима
разработка и утверждение государственных требований в сфере ДПО.
Таким образом, целью настоящей Программы является создание в
России гибкой и мобильной системы ДПО, способной удовлетворить
любые потребности в дополнительном профессиональном образовании
любого специалиста, любого предприятия или организации, в любом ее
регионе, позволяющей оказать эффективную кадровую поддержку
проводимым реформам, развивающейся в соответствии с общемировыми
тенденциями, с учетом особенностей России.
2.2. Основные задачи Программы
Создание современной системы ДПО в России как инструмента
решения проблем повышения квалификации и профессиональной
переподготовки кадров определяет основные задачи, связанные с
этим:
обеспечение эффективного взаимодействия министерств, ведомств,
территориальных и федеральных органов управления образованием,
общественных организаций и негосударственных образовательных
учреждений по целенаправленному развитию ДПО;
развитие нормативно-правовой базы ДПО до уровня,
обеспечивающего режим наибольшего благоприятствования в
деятельности учреждений ДПО различной подчиненности, форм
собственности и ориентации;
осуществление целенаправленных мер, ориентированных на
увеличение мотивации в повышении квалификации и профессиональной
переподготовке кадров самих специалистов, предприятий и
организаций, министерств и ведомств;
организация системы изучения реального спроса на
дополнительные образовательные услуги на базе существующих
статистических служб, разработка механизмов государственного
влияния на рынок образовательных услуг;
развитие мощности системы ДПО, адекватное потребностям в
дополнительном профессиональном образовании как в регионах,
отраслях, так и в масштабе страны с учетом тенденций продвижения
России по пути реформ;
совершенствование учебно-методического и информационно -
технического обеспечения сферы ДПО с учетом тенденций развития ДПО
в мире и специфики России. Предстоит реализовать новые современные
принципы организации учебно-методического обеспечения ДПО,
позволяющие быстро и гибко формировать и корректировать
необходимые образовательные программы, гарантирующие качество
обучения, сформулированные в соответствующих государственных
требованиях. Необходимо будет развить обеспечение различных форм
дистантного обучения, эффективно использовать имеющиеся
информационные сети и телекоммуникации;
создание и организация эффективного функционирования
федеральной системы подготовки и повышения квалификации
преподавателей, позволяющей сохранить и развить имеющийся
интеллектуальный потенциал;
создание в России развитой системы профконсультирования и
профориентации, помогающей специалистам на всех этапах их
профессиональной карьеры проявлять свои способности и
совершенствовать их;
разработка современных эффективных инструментов организации и
управления образовательными процессами, формирование системы
подготовки и повышения квалификации кадров менеджеров в сфере ДПО,
владеющих такими инструментами;
расширение масштабов международного сотрудничества в сфере
ДПО. Россия не должна оказаться вне существующей тенденции к
интернационализации этой сферы, должна использовать накопленный в
мире положительный опыт. Россия и сама может предложить разработки
достойного уровня, что обеспечит взаимовыгодность подобного
сотрудничества.
Отмеченные задачи служат основой конкретных мероприятий
Программы, составляющих соответствующие целевые проекты.
3. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы приводится в Приложении. Здесь
же излагаются концептуальные подходы к реализации соответствующих
проектов.
3.1. Обеспечение взаимодействия всех организаций
и ведомств, заинтересованных в развитии ДПО
(проект "Организация взаимодействия")
Проблема организации взаимодействия имеет несколько аспектов:
федеральный и региональный, отраслевой и межведомственный,
касающийся различий в форме собственности, внутренний и
международный.
В настоящее время проблематика ДПО отражена в ряде программ
различного уровня и назначения. Наиболее значимыми являются
следующие Федеральные программы:
"Содействия занятости населения Российской Федерации";
"Государственной поддержки местного самоуправления";
"Национальная технологическая база";
"Развития туризма Российской Федерации";
"Государственной поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации";
"Федеральная миграционная программа";
"Развитие образования в России";
"Основные направления развития государственной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения
в Российской Федерации";
"Программа переподготовки кадров в условиях широкомасштабного
сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного производства
Российской Федерации";
"План первоочередных мероприятий по улучшению работы с кадрами
в системе государственной службы и реализации Федерального закона
"Об основах государственной службы Российской Федерации".
Региональные программы развития образования, как правило,
предусматривают развитие соответствующих систем ДПО. Часть таких
программ входит как составляющие в настоящую Программу.
Существует ряд проектов развития отраслевых систем ДПО.
Предлагаемая Программа позволит скоординировать все работы,
выполняемые сегодня в рамках перечисленных программ.
Мероприятия этого раздела Программы исходят из принятой
концепции о разделении функций и полномочий в сфере ДПО.
Эта концепция предусматривает наличие нескольких уровней в
организации ДПО (федеральный, региональный, местный и уровень
непосредственного обучения в образовательном учреждении). На
каждом уровне находятся соответствующие субъекты, им предписаны
определенные функции, обозначены перечни входящих и исходящих
материалов, определена схема взаимодействия субъектов как на
каждом уровне, так и на различных уровнях, описан механизм
координации деятельности всех субъектов, источники финансирования
и необходимая правовая база. Необходимо также учесть связь с
различными общественными объединениями и фондами, отраслевыми
системами ДПО, предстоит обозначить взаимодействие между настоящей
Программой и различными целевыми проектами, в том числе
осуществляемыми на межгосударственной основе под патронажем тех
или иных международных организаций и фондов.
3.2. Развитие нормативно-правовой базы ДПО
(проект "Право")
Система ДПО России представляет собой совокупность множества
образовательных программ, различного назначения, объема,
ориентации, множества образовательных учреждений различного типа,
административной подчиненности, формы собственности с огромным
числом внутренних и внешних связей. Нормальное функционирование и
поступательное развитие такой сложной системы требует развитой
нормативно-правовой базы.
Ограниченность такой базы сегодня вызывает множество
недоразумений по налоговым льготам для учреждений ДПО, правам
пользования учебными зданиями и землей под ними.
Развитие нормативно-правовой базы ДПО проводится по двум
основным направлениям:
разработка и проведение поправок и дополнений к действующим
документам;
разработка и утверждение новых документов различного уровня.
Фундаментом нормативно-правового обеспечения системы ДПО в
настоящее время являются: Закон Российской Федерации "Об
образовании", Типовое положение об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов. В развитие их подготовлен и
разрабатывается ряд предложений и документов. В частности,
подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации
проект Закона Российской Федерации "О дополнительном
профессиональном образовании", конкретизирующий основные
направления Закона Российской Федерации "Об образовании"
применительно к сфере повышения квалификации и переподготовки
руководящих работников и специалистов. Разработанный проект закона
устанавливает основы государственной политики Российской Федерации
в области ДПО, правила образования и функционирования учреждений
ДПО, контроля и управления этой сферой.
Прошел государственную регистрацию Всероссийский фонд развития
дополнительного профессионального образования.
Подготовлен и утвержден ряд документов в развитие Типового
положения об образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования. Это позволит сформировать пакет
нормативно-правовой документации, поддерживающий эффективное
функционирование учреждений ДПО.
Важный участок развития нормативно-правовой базы связан с
разработкой мер и соответствующих документов по стимуляции
повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Здесь может быть полезным опыт развитых стран.
В целом уровень нормативно-правового обеспечения системы ДПО
должен позволять достижение целей настоящей Программы. Конкретные
мероприятия этого раздела приводятся в Приложении.
3.3. Учебно-методическое и информационно-техническое
обеспечение ДПО
Государственная система ДПО осуществляет обучение слушателей
по нескольким десяткам направлений в более чем 750 образовательных
учреждениях и подразделениях, расположенных во всех регионах
России. Дополнительные профессиональные образовательные программы
рассчитаны на разные сроки обучения от 40 час. до более 500 час.,
ориентированы на различные категории слушателей с различным
исходным уровнем, разного возраста и национальности. Такое
разнообразие создает существенные трудности в обеспечении качества
обучения.
Современное учебно-методическое обеспечение (УМО) системы ДПО
предполагается формировать в соответствии с рыночной ориентацией
реформ в России. При этом необходимо сбалансировать стихийность
рынка с целенаправленной государственной политикой, отслеживающей
потребности общества и общие тенденции развития систем образования
в мире.
Представление о гибком современном УМО ДПО связывается с
такими его свойствами: соответствие спросу, точная
целенаправленность, адекватность целям обучения, модульность,
способность обеспечить гарантированное достижение целей обучения в
определенном диапазоне условий, способность к развитию,
использование современных средств для аккумулирования, хранения и
использования.
На основе этих принципов сформирована концепция формирования
базового УМО ДПО. Основными ее особенностями являются:
формирование УМО в виде пакетов для унифицированных обучающих
модулей - комплексов теоретических и практических занятий
определенного назначения, объема и структуры;
централизация разработки УМО и сопровождение его
разработчиками в течение активного периода использования;
хранение в банке УМО ДПО и тиражирование в зависимости от
спроса, который стимулируется информированием потенциальных
пользователей о наличии и достоинствах базового УМО.
Содержательно базовое УМО включает фундаментальные (нужные
всем специалистам), специальные (нужные отдельным специальностям)
и вспомогательные (полезные всем специалистам), языковые (для
описания задач), методологические (по методам и средствам решения
задач), предметно-справочные (базы данных по свойствам объектов
соответствующих предметных областей) модули. Разработка модулей
осуществляется в соответствии с государственными требованиями к
содержанию образовательных программ.
В таком виде базовое УМО может служить основой компоновки
большинства образовательных программ в сфере ДПО.
Конкретные мероприятия по развитию УМО ДПО приводятся в
Приложении.
Информационно-техническое обеспечение (ИТО) находится на
недопустимо низком уровне, учитывая стоящие перед этой системой
задачи. Огромные расстояния России еще более актуализируют
проблему информатизации сферы ДПО.
Ключевым в решении этой проблемы является создание единой
информационной среды, представляющей собой совокупность
программно-аппаратных средств, коммуникационных сетей и структур
для организационно-методического сопровождения. Информационная
среда ДПО строится как составляющая соответствующей среды высшей
школы, использующей высокоскоростные каналы передачи данных,
современное коммуникационное и компьютерное обслуживание для связи
образовательных учреждений в основных научно-образовательных
центрах России. При этом будут реализованы возможности интеграции
высшей школы России в мировую информационную среду образования,
науки и культуры, развивающуюся на основе глобальной мета-сети
Internet.
Преподаватели, научные сотрудники и студенты получают доступ к
распределенным информационным системам, базам данных,
информационным ресурсам как в нашей стране, так и за рубежом.
Параллельно с развитием инфраструктуры компьютерной сети сферы
образования России ведется наполнение серверов вузовских сетей и
расширение спектра предоставляемых ими информационных услуг,
доступ в библиотечные системы, распространение учебных программных
продуктов, видеоконференцсвязь, дистанционное обучение. Российский
список насчитывает до полутора сотен серверов. С их помощью
хранятся основные сведения о вузах (история, структура,
направления подготовки специалистов и НИР,...), учебно -
методические материалы могут тиражироваться "по месту", может
передаваться актуальная оперативная информация.
Наряду с "экстенсивным" развитием сетей необходимы работы и по
развитию их качественных характеристик (создание новых
информационных ресурсов, новых систем поддержки доступа к таким
ресурсам, новых приложений - дистанционное обучение, НИР,...).
Разработан конкретный проект информатизации сферы ДПО,
предусматривающий объекты автоматизации интегрирующей системы
передачи данных, связанной со сторонними сетями и семейства
функционально-ориентированных локальных вычислительных сетей
подразделений пользователей, которые включают сетевое
оборудование, рабочие станции, телекоммуникационный сервер, сервер
базы данных, модемы, системное и функциональное программное
обеспечение.
На этой основе возможно формирование глобальной службы
"Консалтинг ДПО". Одним из перспективных направлений деятельности
этой службы могло бы быть оказание дополнительных образовательных
услуг в кредит, опираясь на финансовую поддержку организуемого
фонда развития ДПО.
Конкретные мероприятия этого раздела приводятся в Приложении.
3.4. Научное обеспечение сферы ДПО (проект "Наука")
Являясь частью системы образования России, дополнительное
профессиональное образование обладает рядом специфических черт по
контингенту своих слушателей, образовательным программам, методам
и срокам, формам и режимам обучения, что требует постоянного
развития научного обеспечения этой сферы.
Исследования и разработки в сфере ДПО направлены на поддержку
концептуальной модели системы ДПО, которая включает три основных
ее составляющих:
подсистема исследования рынка образовательных услуг в сфере
ДПО;
имитационная модель системы ДПО, позволяющая точно оценить ее
возможности по разным регионам, направлениям и специальностям
обучения;
комплекс инструментов, позволяющих быстро приводить в
соответствие спрос на дополнительные образовательные услуги и
возможности их удовлетворения.
Исследование рынка дополнительных профессиональных
образовательных услуг предполагает совершенствование
соответствующих инструментов, налаживание функционирования каналов
поступления информации, развитие методов и средств ее анализа.
Немаловажными являются вопросы влияния на рынок образовательных
услуг с целью проведения государственной политики в сфере
образования.
Развернутая имитационная модель системы ДПО основывается на
комплексе баз данных по сфере ДПО.
Такой комплекс баз данных должен позволять в любой момент
точно оценивать возможности системы ДПО по числу слушателей и
направлениям обучения в отдельных регионах и по стране в целом.
Сравнительная оценка спроса на дополнительные образовательные
услуги и возможности системы ДПО позволяет обоснованно намечать
направления ее развития по всем основным аспектам (направления и
специальности обучения, число и мощность образовательных
учреждений, приоритетные регионы...).
Комплекс инструментов "быстрого реагирования" системы ДПО на
меняющийся спрос на соответствующие образовательные услуги
формируется в соответствии с современными взглядами и общими
тенденциями развития систем аналогичных ДПО в странах мира. Они
нашли отражение в концепции рациональной унифицированной
организации систем обучения различного уровня и направленности.
Основой организации обучения являются новые представления о целях
обучения (умение самостоятельно ставить и решать соответствующие
комплексы практических профессиональных задач), новые подходы к
определению содержания обучения (выводимость его из точно
поставленной исходной задачи обучения, необходимость и
достаточность содержания обучения с точки зрения целей обучения),
новые принципы обучения (обучение "до результата", использование
модулей, последовательный характер освоения отдельных модулей,
акцент на самостоятельность слушателей), новые формы обучения
(ориентированные на совершенствование в решении практических
задач), новые режимы обучения (индивидуальные программы, гибкость
состава учебных групп, минимизация обязательных аудиторных
занятий), новые принципы контроля освоения учебного материала
(распределенный контроль по модулям, рейтинги учащихся и
преподавателей, управление индивидуальными траекториями
обучения...), новые унифицированные средства поддержки учебного
процесса (унифицированные решатели задач, унифицированные базы
данных).
Развитие этих инструментов позволит повысить качество
обучения, сократить его сроки, облегчит адаптируемость систем
обучения к меняющимся условиям, обеспечит "дружественность" систем
обучения к слушателям и объективизацию оценок результатов
обучения. Эти качества являются общезначимыми для системы
образования в целом, что позволяет рассматривать проводимые
исследования и эксперименты по их использованию в сфере ДПО как
приоритетные с точки зрения перспектив развития всей системы
образования.
Конкретные мероприятия по научному обеспечению ДПО приводятся
в Приложении.
Организационно исследования проводятся по соответствующим
проектам в рамках различных программ и соглашений Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации с
другими ведомствами. Настоящая Программа позволяет все их
скоординировать, что должно положительно сказаться на научном
обеспечении сферы ДПО в целом.
3.5. Организация эффективного функционирования системы
подготовки и повышения квалификации преподавателей
(проект "Преподаватель")
Профессиональных штатных преподавателей вузов и системы ДПО
насчитывается в настоящее время около 370 тыс. Из них - 18 тыс.
профессоров, 120 тыс. доцентов, свыше 50% преподавателей имеют
ученые степени.
Более 100 структур (центров, институтов и факультетов
повышения квалификации) занимаются сегодня повышением квалификации
преподавателей, обучая примерно 15 тыс. преподавателей в год. Для
обеспечения средней периодичности обучения хотя бы раз в 5 лет,
мощность соответствующих образовательных учреждений нужно
увеличить в 3 - 4 раза. Но дело не только в этом.
Преподаватель является одним из важнейших звеньев
образовательного процесса. Квалификация преподавателей
непосредственно сказывается на качестве обучения. Это отражено в
Законе Российской Федерации "Об образовании", постулирующем
необходимость федеральной системы подготовки и переподготовки
педагогических работников.
Традиционный порядок становления и использования
преподавателей не отвечает современным условиям. Необходимо
развертывание гибкой и мобильной системы подготовки и повышения
квалификации преподавателей, предусматривающей их профессиональный
отбор, индивидуальное обучение в соответствии с личностными
склонностями и способностями, формирование и ведение текущих
рейтингов, формирование и практическое использование банка данных
по преподавателям. Немаловажными в сегодняшних условиях являются
проблемы интернационализации подготовки преподавателей
(нострификация соответствующих документов, проведение совместных
исследований международными коллективами, целенаправленный обмен
преподавателями между различными странами).
Развертывание такой системы позволит повысить средний
профессиональный уровень преподавателей, управлять эффективным их
использованием, стимулировать стремление к повышению квалификации,
и как следствие, - позволит повысить эффективность обучения.
Конкретные мероприятия этого направления приведены в
Приложении. Координаторами их реализации выступают несколько
специально созданных экспериментальных центров ДПО.
Государство является наиболее заинтересованной стороной в
развитии преподавательского корпуса, что должно отражаться в
приоритетности государственного финансирования мероприятий данного
проекта.
3.6. Создание развитой системы
профконсультирования и профориентации
(проект "Профориентация")
В этой области Россия сильно отстала от развитых стран. С
утверждением в стране рыночных отношений система профориентации
становится необходимой. По последним данным около половины
выпускников средних и высших специальных учебных заведений не
работают по специальности. Это оборачивается непроизводительными
затратами огромных ресурсов - материальных и интеллектуальных.
Накопленный в мире большой опыт в области профориентации,
разработки отечественных ученых (долгое время невостребованные),
современные исследования, рекомендующие обоснованные методы,
конкретные модели и программные средства поддержки, являются
хорошей базой для построения в стране развитой системы
профконсультирования и профориентации, сопровождающей каждого
человека на всех этапах его профессиональной карьеры. Такая
система поможет ему в выборе профессии и сферы деятельности,
соответствующей его склонностям и способностям, разовьет их в
процессе непрерывного обучения, позволит каждому ощутить радость
творческой профессиональной деятельности.
В целом подобная система способна существенно повысить уровень
кадрового потенциала страны.
Конкретные мероприятия этого направления приведены в
Приложении.
3.7. Разработка современных инструментов и подготовка
кадров по организации и управлению образовательными
процессами (проект "Менеджмент в образовании")
Около 200 тыс. менеджеров различного уровня обеспечивают
сегодня организацию учебных процессов в высших и средних
специальных учебных заведениях, учреждениях ДПО.
Одной из общих тенденций развития систем обучения является
индивидуализация образовательных процессов, когда проектируются и
реализуются индивидуальные программы обучения, учитывающие
личностные особенности слушателей и позволяющие в максимальной
степени развить их способности. При этом резко возрастает
трудоемкость подготовительных работ и действий по управлению
образовательным процессом, поскольку теперь требуется постоянное
отслеживание его хода в виде различных контролей и коррекция
индивидуальных траекторий обучения в зависимости от результатов
освоения материала. Без специальных инструментов и специальной
подготовки кадров менеджеров образования удовлетворительно решить
эти проблемы невозможно.
В сфере дополнительного профессионального образования
отмеченные проблемы еще более актуальны, т.к. реализуемые учебные
планы постоянно корректируются, включают различные преимущественно
краткосрочные курсы, состав и последовательность освоения которых
зависит от многих обстоятельств.
Проблема решается в соответствии с концепцией унифицированной
рациональной организации систем обучения, которая позволяет точно
ставить любую конкретную задачу обучения и с помощью точных
методов определять оптимальные характеристики адекватной системы
обучения (необходимое и достаточное содержание обучения, учебный
план, сроки обучения, рациональные технологии и средства
обучения). На этом пути можно проектировать индивидуальные
программы обучения, гибко формировать учебные группы по аналогии
таких программ, обеспечивать мониторинг образовательного процесса
с простановкой текущих рейтингов, проведением необходимых
корректировок, ведением соответствующих баз данных.
Стремление к такому уровню организации и управления
образовательными процессами поддерживается разработкой
соответствующих программных систем. Сегодняшний менеджер
образования, преподаватель должен знакомиться с этими новыми
возможностями в рамках профессиональной переподготовки и повышения
квалификации.
Конкретные мероприятия проекта приведены в Приложении.
3.8. Международное сотрудничество в сфере ДПО
(проект "Интерспециалист")
Расширяющаяся интеграция России в мировое сообщество диктует
новые требования к масштабам и организации международного
сотрудничества в сфере ДПО. Развитые страны обладают современными
системами дополнительного образования, обеспечивающими
профессиональную подготовку специалистов до принятого уровня. Для
обеспечения участия российских специалистов в мировом рынке труда
отечественной системе ДПО предстоит решить ряд проблем (языковая
подготовка специалистов, стыковка требований к образовательным
программам, нострификация документов об образовании, включение в
международные базы данных). Многие из этих проблем не решить без
масштабного международного сотрудничества, рациональной
организации оживившихся международных связей учреждений ДПО.
Существует несколько подобных проектов. Один из них
"Интерспециалист" включен в среднесрочный план ЮНЕСКО и может
служить координирующим для всех работ в этой сфере. Имеется еще
большее число различных международных проектов, где можно было бы
предусмотреть решение проблем ДПО. Предстоит большая работа в этом
направлении.
Конкретные мероприятия раздела приводятся в Приложении.
4. Финансовое обеспечение Программы
Затраты на осуществление мероприятий Программы по основным
проектам определялись на основании экспертных оценок с учетом
опыта проведения подобных работ. При этом в затраты вошли расходы
на организационное, нормативно-правовое, учебно-методическое,
информационно-техническое и кадровое обеспечение системы ДПО без
учета стоимости непосредственного обучения контингента
специалистов и руководителей.
Ввиду неопределенности экономической ситуации затраты
рассчитывались только на ближайшие два года.
Распределение объемов финансирования по различным источникам
осуществлено исходя из предполагаемой заинтересованности
соответствующих структур в выполняемых мероприятиях, имеющихся
соглашений, участия Минобразования России в соответствующих
программах. Данные по затратам на мероприятия Программы в 1997 -
1998 годы приведены в табл. 2.
Общие затраты на мероприятия Программы в 1997 - 1998 годы
составляют 16,5 млрд. руб. Основными источниками их покрытия
являются:
целевые средства из федерального - 5,45 млрд. руб. - 33%
бюджета всех затрат
расходы Минобразования России - 1,7 млрд. руб. - 10,5%
расходы других министерств и - 2,1 млрд. руб. - 12,7%
ведомств
затраты регионов - 3,5 млрд. руб. - 21,2%
внебюджетные средства - 1,75 млрд. руб. - 10,6%
поступления от международных - 2 млрд. руб. - 12%
организаций
Из целевых проектов Программы наиболее ресурсоемкими являются:
научное обеспечение - 4,5 млрд. руб. - 27,2%
Это связано с радикальными преобразованиями в принципах
функционирования системы ДПО в нарождающихся рыночных отношениях.
Но в затратах на мероприятия этого проекта большая доля
приходится на заинтересованные министерства и ведомства, регионы и
международные проекты (66,6%), а целевые средства из федерального
бюджета составляют 26%.
информационно-техническое - 3,75 млрд. руб. - 22,7%
обеспечение
Это связано с необходимостью формирования современной
информационной системы в сфере ДПО.
В этом проекте целевые средства из федерального бюджета
составляют тоже меньшую часть (40%).
Важно то, что повышение квалификации и профессиональная
переподготовка специалистов в системе ДПО давно уже осуществляется
на принципах хозрасчета.
Рассмотренные затраты связаны с мероприятиями по развитию
существующей системы ДПО до необходимых масштабов и уровня.
5. Механизм запуска реализации Программы
Перечисленные мероприятия образуют сложную сеть с
внутрипроектными и межпроектными связями. Важной особенностью
является и то, что система ДПО является действующей и реализация
мероприятий Федеральной программы должна осуществляться в этой
среде.
Предварительные просчеты вариантов сетевых графиков реализации
Программы показали критичность ряда мероприятий проекта "Права",
основных мероприятий учебно-методического обеспечения ДПО и
мероприятий, связанных с реорганизацией и организацией новых
образовательных учреждений. Эти мероприятия являются
первоочередными при реализации Программы.
Приведенные затраты (16,5 млрд. руб.) являются стартовыми в
деле построения современной гибкой системы ДПО России. При условии
выполнения основных задач начиная с 1999 года в финансировании
Программы можно будет постепенно отказаться от целевых средств из
федерального бюджета. В перспективе система ДПО способна даже
существенно пополнить федеральный бюджет за счет налоговых
отчислений от своей деятельности. Масштабы функционирования
системы ДПО России непосредственно влияют на размеры таких
отчислений.
Таблица 2
ЗАТРАТЫ
НА МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В РОССИИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ"
----T------------------T-----T-----------------------------------¬
¦ N ¦ Проекты целевой ¦ За- ¦ Источники финансирования ¦
¦п/п¦ Программы ¦тра- +-----T-----T-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ ¦ ты, ¦Целе-¦Цен- ¦Мини-¦Ре- ¦Вне- ¦Меж- ¦
¦ ¦ ¦млрд.¦вые ¦тра- ¦стер-¦гио- ¦бюд- ¦дуна-¦
¦ ¦ ¦руб. ¦сред-¦лизо-¦ства ¦наль-¦жет- ¦род- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ван- ¦и ве-¦ные ¦ные ¦ные ¦
¦ ¦ ¦ ¦из ¦ный ¦дом- ¦бюд- ¦сред-¦ор- ¦
¦ ¦ ¦ ¦феде-¦фонд ¦ства ¦жеты ¦ства ¦гани-¦
¦ ¦ ¦ ¦раль-¦Мин- ¦ ¦ ¦ ¦зации¦
¦ ¦ ¦ ¦ного ¦обра-¦ ¦ ¦ ¦и ¦
¦ ¦ ¦ ¦бюд- ¦зова-¦ ¦ ¦ ¦про- ¦
¦ ¦ ¦ ¦жета ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦екты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Рос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦Организация ¦ 0,5 ¦ 0,1 ¦ 0,05¦ 0,1 ¦ 0,25¦ - ¦ - ¦
¦ ¦взаимодействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 2 ¦Право в ДПО ¦ 0,5 ¦ 0,35¦ 0,15¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 3 ¦Наука в ДПО ¦ 4,5 ¦ 1,2 ¦ 0,3 ¦ 0,5 ¦ 1 ¦ 0,5 ¦ 1 ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 4 ¦Учебно - ¦ 1,5 ¦ 0,25¦ 0,25¦ 0,5 ¦ - ¦ 0,5 ¦ - ¦
¦ ¦методическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ДПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 5 ¦Информационно - ¦ 3,75¦ 1,5 ¦ 0,25¦ 0,5 ¦ 1 ¦ 0,5 ¦ - ¦
¦ ¦техническое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ДПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 6 ¦Преподаватель ¦ 1,5 ¦ 0,6 ¦ 0,15¦ - ¦ 0,25¦ - ¦ 0,5 ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 7 ¦Профориентация в¦ 2 ¦ 0,75¦ 0,25¦ - ¦ 0,5 ¦ 0,25¦ 0,25¦
¦ ¦ДПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 8 ¦Менеджмент в¦ 0,75¦ 0,25¦ 0,25¦ - ¦ 0,25¦ - ¦ - ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 9 ¦Интерспециалист ¦ 1,5 ¦ 0,45¦ 0,05¦ 0,5 ¦ 0,25¦ - ¦ 0,25¦
+---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ ¦Итого ¦16,5 ¦ 5,45¦ 1,7 ¦ 2,1 ¦ 3,5 ¦ 1,75¦ 2 ¦
L---+------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------
Приложение
к Программе "Развитие системы
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
специалистов в России
на 1997 - 2000 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
----T--------------------------------T---------------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование проектов ¦ Основные ¦ Срок ¦
¦п/п¦ и мероприятий ¦ исполнители ¦исполнения ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 1. Проект "Организация взаимодействия" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦1.1¦Развитие инфраструктуры системы¦Минобразование ¦1997 - 1999¦
¦ ¦дополнительного ¦России, ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования¦министерства и¦ ¦
¦ ¦(ДПО) ¦ведомства, ¦ ¦
¦ ¦ ¦общественные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦1.2¦Координация федеральной и ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦региональной программы развития¦России, ¦ ¦
¦ ¦ДПО, организация взаимодействия¦региональные ¦ ¦
¦ ¦в реализуемых мероприятиях ¦органы ¦ ¦
¦ ¦ ¦исполнительной ¦ ¦
¦ ¦ ¦власти ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦1.3¦Формирование и координация ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦деятельности федерального и ¦России, органы¦ ¦
¦ ¦региональных фондов стабилизации¦исполнительной ¦ ¦
¦ ¦и развития ДПО ¦власти, ¦ ¦
¦ ¦ ¦общественные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦1.4¦Организация выполнения ¦Министерства и¦1997 - 2000¦
¦ ¦мероприятий с участием ¦ведомства ¦ ¦
¦ ¦Минобразования России ¦ ¦ ¦
¦ ¦по тематике ДПО в утвержденных ¦ ¦ ¦
¦ ¦федеральных, отраслевых и ¦ ¦ ¦
¦ ¦межведомственных программах, ¦ ¦ ¦
¦ ¦координация участия Министерства¦ ¦ ¦
¦ ¦в проектируемых программах ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦1.5¦Организация взаимодействия с ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦негосударственными учреждениями ¦России, ¦ ¦
¦ ¦дополнительного ¦Ассоциации не-¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦государственных¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждений ДПО¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦1.6¦Координация взаимодействия с ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦международными организациями и ¦России ¦ ¦
¦ ¦ассоциациями в сфере ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 2. Проект "Право" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦2.1¦Разработка предложений по ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦дополнениям и поправкам в ¦России, ¦ ¦
¦ ¦действующие законы и ¦Минюст России, ¦ ¦
¦ ¦законодательные акты, ¦Минфин России ¦ ¦
¦ ¦направленные на ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершенствование системы ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦2.2¦Разработка новых нормативных и ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦правовых документов, ¦России, ¦ ¦
¦ ¦способствующих эффективному ¦Минюст России ¦ ¦
¦ ¦функционированию системы ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦2.3¦Подготовка и выпуск сборников ¦Минобразование ¦1997 - 1999¦
¦ ¦нормативно-регламентирующей ¦России ¦ ¦
¦ ¦документации, регулирующей ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность учреждений системы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦2.4¦Разработка государственных ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦требований к дополнительным ¦России, ¦ ¦
¦ ¦профессиональным программам и ¦Минюст России ¦ ¦
¦ ¦внедрение их в системе ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦2.5¦Формирование и ведение ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦компьютерной базы данных по ¦России ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовым вопросам в ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 3. Учебно-методическое и информационно-техническое ¦
¦ обеспечение ДПО ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦3.1¦Реализация комплекса мер по ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦совершенствованию содержания, ¦России и другие¦ ¦
¦ ¦принципов и режимов ¦министерства ¦ ¦
¦ ¦осуществления образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов в сфере ДПО ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3.2¦Формирование централизованного ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦фонда унифицированных обучающих ¦России ¦ ¦
¦ ¦модулей для ДПО и организация ¦ ¦ ¦
¦ ¦его работы ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3.3¦Разработка базового ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦учебно-методического обеспечения¦России ¦ ¦
¦ ¦ДПО в соответствии с ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственными требованиями ¦ ¦ ¦
¦ ¦для наиболее важных направлений ¦ ¦ ¦
¦ ¦(менеджмент, ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательство, экология..)¦ ¦ ¦
¦ ¦и форм ДПО (в том числе для¦ ¦ ¦
¦ ¦дистанционного обучения) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3.4¦Разработка, экспериментальная ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦проверка и организация ¦России, ¦ ¦
¦ ¦эффективного использования ¦специализиро- ¦ ¦
¦ ¦современных средств поддержки ¦ванные ¦ ¦
¦ ¦образовательных процессов в ¦организации ¦ ¦
¦ ¦системе ДПО (экспертные системы,¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированные обучающие ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы, тренажеры, мульти- ¦ ¦ ¦
¦ ¦медиа и др.) ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3.5¦Организация системы обеспечения ¦Минобразование ¦1998 - 1999¦
¦ ¦качества ДПО ¦России ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3.6¦Реализация проекта ¦Минобразование ¦1998 - 2000¦
¦ ¦информатизации ДПО России, ¦России, ¦ ¦
¦ ¦включающего комплекс баз данных,¦Минсвязи России¦ ¦
¦ ¦современные каналы связи ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦3.7¦Организация службы "Консалтинг ¦Минобразование ¦1998 - 1999¦
¦ ¦ДПО", обладающей данными по ¦России, ¦ ¦
¦ ¦качеству ДПО, его возможностям и¦Минтруд России ¦ ¦
¦ ¦соответствию реальным ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребностям и долгосрочным ¦ ¦ ¦
¦ ¦целям ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 4. Проект "Наука" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦4.1¦Исследование рынка ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦образовательных услуг в сфере ¦России, органы¦ ¦
¦ ¦ДПО ¦исполнительной ¦ ¦
¦ ¦ ¦власти, Минтруд¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦4.2¦Разработка имитационной модели ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦системы ДПО и эксперименты с ней¦России ¦ ¦
¦ ¦по управлению спросом и ¦ ¦ ¦
¦ ¦предложением дополнительных ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦4.3¦Разработка автоматизированных ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦систем поддержки проектирования ¦России, ¦ ¦
¦ ¦и управления образовательными ¦специализиро- ¦ ¦
¦ ¦процессами в сфере ДПО ¦ванные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 5. Проект "Преподаватель" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦5.1¦Организация федеральной системы ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦подготовки и переподготовки ¦России ¦ ¦
¦ ¦педагогических работников ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦5.2¦Развитие авторских школ обучения¦Минобразование ¦1997 - 1999¦
¦ ¦преподавателей на базе ¦России ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных центров ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦5.3¦Формирование банка данных по ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦преподавателям в сфере ДПО ¦России ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦5.4¦Включение российских ¦Минобразование ¦1999 - 2000¦
¦ ¦преподавателей в мировой рынок ¦России, ¦ ¦
¦ ¦образовательных услуг ¦международные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации и¦ ¦
¦ ¦ ¦ассоциации ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦5.5¦Развитие совместных исследований¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦и совершенствование практики ¦России, ¦ ¦
¦ ¦обмена российских преподавателей¦зарубежные ¦ ¦
¦ ¦с зарубежными коллегами ¦партнеры ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦5.6¦Интернационализация повышения ¦Минобразование ¦1999 - 2000¦
¦ ¦квалификации преподавателей ¦России, ¦ ¦
¦ ¦ ¦международные ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации и¦ ¦
¦ ¦ ¦ассоциации ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 6. Проект "Профориентация" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦6.1¦Разработка основ системы ¦Минобразование ¦1997 - 1999¦
¦ ¦профориентации в сфере ДПО ¦России, ¦ ¦
¦ ¦России ¦Минтруд России ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦6.2¦Формирование ¦Минобразование ¦1998 - 1999¦
¦ ¦учебно-методического обеспечения¦России ¦ ¦
¦ ¦системы ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦6.3¦Внедрение системы профориентации¦Минобразование ¦1999 - 2000¦
¦ ¦в сфере ДПО, согласующейся с ¦России, ¦ ¦
¦ ¦аналогичными системами в ¦учреждения ДПО,¦ ¦
¦ ¦образовательной и ¦Минтруд России ¦ ¦
¦ ¦производственной областях ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 7. Проект "Менеджмент в образовании" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦7.1¦Формирование основ федеральной ¦Минобразование ¦1997 - 1998¦
¦ ¦системы подготовки и ¦России ¦ ¦
¦ ¦переподготовки работников ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственных органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления образованием ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦7.2¦Разработка учебно-методического ¦Минобразование ¦1998 - 1999¦
¦ ¦и организационного обеспечения ¦России, ¦ ¦
¦ ¦системы ¦учреждения ДПО ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦7.3¦Организация функционирования ¦Минобразование ¦1998 - 2000¦
¦ ¦федеральной системы подготовки, ¦России, ¦ ¦
¦ ¦повышения квалификации и ¦подсистема ДПО¦ ¦
¦ ¦переподготовки работников ¦менеджеров ¦ ¦
¦ ¦государственных органов ¦образования ¦ ¦
¦ ¦управления образованием ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦ 8. Проект "Интерспециалист" ¦
+---T--------------------------------T---------------T-----------+
¦8.1¦Реализация предпроекта ¦Минобразование ¦1996 - 1997¦
¦ ¦"Интерспециалист", включенного в¦России, ¦ ¦
¦ ¦среднесрочный план ЮНЕСКО 1996 -¦зарубежные ¦ ¦
¦ ¦1997 годы: ¦партнеры ¦ ¦
¦ ¦языковая подготовка ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦стыковка профессиональных ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов; ¦ ¦ ¦
¦ ¦стыковка требований к ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательным программам, ¦ ¦ ¦
¦ ¦вхождение в международную базу ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦8.2¦Развитие основных направлений ¦Минобразование ¦1998 - 2000¦
¦ ¦международного сотрудничества в ¦России, ¦ ¦
¦ ¦сфере ДПО: ¦международные ¦ ¦
¦ ¦совместные исследования; ¦организации и ¦ ¦
¦ ¦обмен информацией и опытом; ¦ассоциации ¦ ¦
¦ ¦формирование общих баз данных; ¦ ¦ ¦
¦ ¦включение российских ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов в мировой рынок ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦8.3¦Координация международных ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦контактов и взаимодействий ¦России ¦ ¦
¦ ¦учреждений ДПО России в ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с действующими и ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектируемыми программами ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------------+---------------+-----------+
¦8.4¦Расширение масштабов участия ¦Минобразование ¦1997 - 2000¦
¦ ¦России в процессе ¦России, ¦ ¦
¦ ¦интернационализации сферы ДПО: ¦международные ¦ ¦
¦ ¦повышение квалификации ¦организации и ¦ ¦
¦ ¦специалистов - иностранцев, ¦ассоциации ¦ ¦
¦ ¦получивших образование в России;¦ ¦ ¦
¦ ¦повышение квалификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦российских специалистов за ¦ ¦ ¦
¦ ¦рубежом; ¦ ¦ ¦
¦ ¦участие в международной системе ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения качества обучения ¦ ¦ ¦
L---+--------------------------------+---------------+------------
------------------------------------------------------------------
|