ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 1997 г. N 1744-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах",
внесенный депутатом Государственной Думы В.И. Варенниковым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам ветеранов до
8 октября 1997 года.
3. Комитету Государственной Думы по делам ветеранов доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"
Внесение изменения в статью 7 Федерального закона "О
ветеранах" вызвано следующими обстоятельствами:
1. Согласно статье 7 Федерального закона "О ветеранах"
ветеранами труда признаются лица, награжденные орденами или
медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской
Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в
труде и имеющие трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости
или за выслугу лет. В СССР была учреждена медаль "Ветеран труда",
которой по статусу награждались лица, имеющие длительный стаж
работы. Согласно Указу Президиума Верховного Совета Российской
Федерации от 2 марта 1992 года в системе наград Российской
Федерации не сохранилась медаль "Ветеран труда", таким образом,
согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами
Российской Федерации являются граждане, награжденные медалями СССР
"Ветеран труда", а поскольку в Российской Федерации такая медаль
не предусмотрена, многие лица лишаются льгот, предусмотренных
Федеральным законом "О ветеранах".
2. В Российской Федерации очень большое число граждан, которые
трудились в самое трудное для России время, имеют трудовой стаж 40
и более лет, но не имеют наград и, согласно Закону, они не
являются ветеранами труда и не имеют право на льготы. Это не
справедливо. Среди этих лиц: медики, учителя, работники сферы
услуг, другие лица, которые честно и добросовестно трудились на
благо нашего народа десятки лет, имеют множественные благодарности
и грамоты, но не являются ветеранами. Предлагаемое внесение
изменений и дополнений в статью 7 устранило бы эту
несправедливость.
3. В Государственную Думу Российской Федерации поступают
многочисленные письма и обращения от граждан, законодательных
органов субъектов Российской Федерации с просьбой внести изменения
в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" и считать ветеранами
граждан, не имеющих государственных наград, но имеющих длительный
трудовой стаж.
В частности за основу проекта предлагаемого закона взята
формулировка, предложенная Государственным Советом Чувашской
Республики, и поддержанная многими законодательными органами
субъектов Российской Федерации (более 80 субъектов законодательной
инициативы).
4. По запросу Государственной Думы 15 марта 1996 года
Правительство РФ в лице заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации Ю. Ярова прислало заключение по Федеральному
закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
ветеранах", в котором специально выделена статья 7 и было
предложено воздержаться от принятия положений, расширяющих
категории ветеранов и их права и льготы. Комитет по делам
ветеранов в мае 1996 года обратился в Правительство Российской
Федерации с просьбой дать заключение на законопроект, но
заключение не получил. Совет Государственной Думы в ноябре
1996 года (протокол N 48 от 10 ноября 1996 года) направил на
заключение в Правительство Российской Федерации проект
Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального
закона "О ветеранах". Правительство, в лице первого заместителя
Председателя Правительства РФ В. Илюшина, прислало ответ, но без
слова "заключение", в котором отметило, что не может поддержать
законопроект и считает целесообразным воздержаться от принятия
положений, расширяющих категории ветеранов, их права и льготы.
Вместе с тем, Президент Российской Федерации на законопроект
прислал заключение, в котором было предложено расширить круг лиц,
имеющих право претендовать на звание "Ветеран труда". Предложение
Президента РФ было учтено и 27 декабря 1996 года Государственная
Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменения в статью 7
Федерального закона "О ветеранах" и направила его в Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет
Федерации направил данный Закон на заключение в Правительство РФ и
получил ответ от 13.01.97 N 0099п-П12, в котором Правительство
отметило, что не может поддержать данный законопроект и считает
целесообразным воздержаться от принятия положений, расширяющих
категории
ветеранов. Совет Федерации 22 января 1997 года отклонил данный
закон.
5. 16 мая 1997 года Государственная Дума приняла согласованный
с Советом Федерации текст указанного закона, который одобрен
Советом Федерации 11 июня 1997 года, но возвращен Президентом РФ
без рассмотрения 28 июня 1997 года в связи с несоблюдением
требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации. В
связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации
от 22 апреля 1996 г. N 10-П "По делу о толковании отдельных
положений статьи 107 Конституции Российской Федерации" такой закон
не может считаться "принятым федеральным законом" в смысле части 1
статьи 107 Конституции Российской Федерации. В связи с чем
законопроект выносится на 1 чтение.
Государственной Думой 9 июля 1997 года был вновь направлен на
заключение Председателю Правительства РФ проект Федерального
закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О
ветеранах". Заключение за подписью первого заместителя
Председателя Правительства РФ Б. Немцова получено 26 июля
1997 года и содержит вывод, что позиция Правительства РФ остается
прежней - необходимо воздержаться от принятия положений,
расширяющих категории ветеранов, их права и льготы без должного их
финансового обеспечения.
С таким выводом нельзя согласится, поскольку согласно нормам
международного права, Конституции Российской Федерации государство
обязано создать условия, обеспечивающие нормальные условия для
жизни своих граждан, в чем как раз и нуждаются наши ветераны.
Председатель Комитета
В.И.ВАРЕННИКОВ
Проект
Вносится депутатом
Государственной Думы
ВАРЕННИКОВЫМ В.И.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЕТЕРАНАХ"
Статья 1. Внести изменение в статью 7 Федерального закона "О
ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
N 3, ст. 168), изложив ее в следующей редакции:
"Статья 7. Ветераны труда
Ветеранами труда являются:
1) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные
почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо
награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие
трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или
за выслугу лет;
2) лица, имеющие трудовой стаж, на пятнадцать лет превышающий
стаж, необходимый для назначения полной пенсии по старости на
общих основаниях;
3) лица, имеющие трудовой стаж, на десять лет превышающий
стаж, необходимый для назначения полной пенсии по старости на
льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда, с работой
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии
за выслугу лет.
В трудовой стаж, необходимый для получения звания "Ветеран
труда" лицам, перечисленным в пунктах 2 и 3 части первой настоящей
статьи, включаются все виды деятельности до 1 января 1998 года,
засчитываемые в трудовой стаж для назначения государственной
пенсии, а также работа (служба) в государственных и муниципальных
организациях после 1 января 1998 года.
При исчислении трудового стажа, необходимого для получения
звания "Ветеран труда" лицам, перечисленным в пунктах 2 и 3 части
первой настоящей статьи, в него не включаются периоды работы
осужденных в местах отбывания наказания, назначаемого по приговору
суда, за исключением лиц, реабилитированных в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет иные виды
деятельности, а также условия и порядок их зачета в стаж,
необходимый для получения звания "Ветеран труда".
Для лиц, указанных в части первой настоящей статьи,
устанавливается звание "Ветеран труда".
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда"
определяются Президентом Российской Федерации.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с
1 января 1998 года.
Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
------------------------------------------------------------------
|