ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1997 г. N 1204
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(с изм., согл. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 сентября 1997 г. N 1204
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
I. Общие положения
1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего
школьного возраста (далее именуется - учреждение) является
образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные
программы дошкольного и начального общего образования.
2. Основные цели учреждения - осуществление образовательного
процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и
начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и
укрепления здоровья, физического и психического развития
воспитанников и обучающихся.
3. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения
для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более
раннего возраста.
4. Настоящее Положение является типовым для следующих видов
государственных и муниципальных учреждений:
начальной школы - детского сада;
начальной школы - детского сада компенсирующего вида - с
осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом
и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или
нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся
(интеллектуального, художественно - эстетического, физического и
др.).
Для иных образовательных учреждений этого типа настоящее
Типовое положение является примерным.
5. На основе настоящего Типового положения учреждение
разрабатывает свой устав.
6. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием, настоящим Типовым положением.
7. Учреждение несет в установленном законодательством
Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение
функций, определенных его уставом; нарушение конституционного
права воспитанников и обучающихся на получение бесплатного
дошкольного и начального общего образования в пределах
государственного образовательного стандарта; реализацию не в
полном объеме образовательных программ и их качество; соответствие
применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным, психо - физиологическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников
и обучающихся; жизнь и здоровье воспитанников и обучающихся,
работников учреждения во время образовательного процесса.
8. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и
регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут
быть федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителем муниципального учреждения является орган местного
самоуправления.
10. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением
определяются договором, заключенным между ними в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы,
установленные законодательством Российской Федерации, учреждение
получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
12. Учреждение является юридическим лицом, владеет на праве
оперативного управления закрепленным за ним имуществом, имеет
устав, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в
банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп,
бланки со своим наименованием.
13. Аттестация и государственная аккредитация учреждения
осуществляются в порядке, установленном Законом Российской
Федерации "Об образовании".
14. Учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации (изменении организационно - правовой формы,
статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о
государственной аккредитации утрачивают силу.
Ликвидация учреждения может осуществляться по решению его
учредителя (учредителей) либо органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда
в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
Ликвидация сельского учреждения допускается только с согласия
схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным
учреждением.
15. В порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, учреждение вправе устанавливать прямые связи с
иностранными предприятиями, учреждениями и организациями,
осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные
счета в банковских и других кредитных организациях.
II. Организация деятельности учреждения
16. Учреждение может размещаться как в одном, так и в
нескольких отдельно стоящих зданиях.
Помещения (групповые и классные комнаты, спальни, медицинские
кабинеты, раздевальни, пищеблоки, санитарные узлы и другие
необходимые помещения) должны отвечать санитарно - гигиеническим
требованиям, обеспечивающим условия для разных видов двигательной,
игровой и умственной активности воспитанников и обучающихся.
17. Количество групп и классов в учреждении определяется
учредителем (учредителями) и устанавливается в зависимости от
санитарных норм и имеющихся условий для осуществления
образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости,
принятой при расчете норматива бюджетного финансирования).
Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста
воспитанников и обучающихся:
в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;
в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех
возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;
при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3
до 6 лет) - 20 воспитанников;
в классах - 25 обучающихся.
18. Количество и наполняемость групп и классов учреждения
(включая малокомплектное), расположенного в сельской местности,
определяется исходя из потребностей населения.
19. При наличии необходимых условий и средств возможно
комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.
При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 4 классах
допускается деление класса на две группы при наполняемости 25
обучающихся в городских учреждениях, не менее 20 обучающихся - в
сельских.
20. При приеме в учреждение последнее обязано ознакомить
родителей (законных представителей) с уставом и другими
документами, регламентирующими организацию образовательного
процесса в учреждении.
21. Учреждение с учетом интересов родителей (законных
представителей) и по согласованию с учредителем (учредителями)
может открывать группы продленного дня, дошкольные группы
компенсирующего вида, классы компенсирующего обучения, а также
специальные (коррекционные) группы и классы для воспитанников и
обучающихся с отклонениями в развитии при наличии условий для
коррекционной работы.
Перевод (направление) воспитанников и обучающихся в специальные
(коррекционные) группы и классы, а также группы и классы
компенсирующего обучения осуществляется только с согласия
родителей (законных представителей) и по заключению психолого -
педагогической и медико - педагогической комиссий.
22. Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся
обеспечивается штатным или специально закрепленным органами
здравоохранения за учреждением медицинским персоналом, который
наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и
физическое развитие воспитанников и обучающихся, проведение
лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно -
гигиенических норм, режим и качество питания.
Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия
для работы медицинского персонала.
Штатные работники учреждения проходят периодическое бесплатное
медицинское обследование, которое проводится за счет средств
учредителя (учредителей).
23. Организация питания в учреждении возлагается органами
местного самоуправления на администрацию учреждения и организации
общественного питания.
Режим и кратность питания воспитанников и обучающихся
устанавливаются в соответствии с длительностью их пребывания в
учреждении и рекомендациями органов здравоохранения.
III. Организация образовательного процесса
24. Участниками образовательного процесса являются
воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители),
педагогические работники.
25. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными
представителями) воспитанников регулируются договором, включающим
в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон,
возникающие в процессе воспитания и обучения.
Взаимные права, обязанности и ответственность учреждения и
родителей (законных представителей) обучающихся, возникающие в
процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключенном
между ними договоре в соответствии с уставом учреждения.
26. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и
начального общего образования обеспечивается по следующим
направлениям:
развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста
как основы развития познавательных способностей обучающегося;
формирование творческого воображения как направления
интеллектуального и личностного развития воспитанника и
обучающегося;
развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и
сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной
деятельности.
27. На основе реализуемых общеобразовательных программ в
учреждении обеспечивается:
формирование и развитие воспитанников и обучающихся;
обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
развитие познавательных и речевых способностей;
формирование интереса к родному языку как важнейшему средству
речевого общения;
формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной
картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для
каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности:
игру, лепку, конструирование, рисование и др.
28. Содержание образования в учреждении определяется
образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и
реализуемыми им самостоятельно на основе государственных
образовательных стандартов.
Организация образовательного процесса в учреждении по программе
начального общего образования регламентируется учебным планом,
годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в
соответствии с примерным учебным планом.
29. Режим работы дошкольных групп, длительность пребывания в
них воспитанников, а также учебные нагрузки обучающихся
определяются уставом учреждения и не должны превышать нормы
предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций
органов здравоохранения.
30. Продолжительность каникул для обучающихся устанавливается в
течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не
менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года
устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
31. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов.
Применение методов физического и психического насилия по отношению
к воспитанникам и обучающимся не допускается.
32. Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в
учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или)
уставом учреждения.
Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях
изучение русского языка как государственного языка Российской
Федерации при реализации программы начального общего образования
регламентируется государственным образовательным стандартом.
33. Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от
занятий время организуется с учетом особенностей состояния их
здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их
потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых,
пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих,
потребности в общении.
34. Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств, методов
воспитания и обучения, определенных законодательством Российской
Федерации, а также в выборе системы оценок, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии
со своим уставом.
35. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и
задачами может реализовывать дополнительные образовательные
программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за
пределами определяющих его статус соответствующих образовательных
программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе
платных, определяются уставом учреждения.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в
рамках основной образовательной деятельности, финансируемой
учредителем (учредителями).
IV. Управление учреждением
36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и
строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения,
попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.
Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция
определяются уставом учреждения.
37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
38. Прием на работу директора государственного учреждения
осуществляется в соответствии с уставом и законодательством
Российской Федерации.
Директор муниципального учреждения назначается решением органа
местного самоуправления, если иной порядок назначения не
предусмотрен решением органа местного самоуправления.
39. Подбор директора и его заместителя по учебно -
воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется
исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области
общего образования, другой - в области дошкольного образования.
40. Порядок комплектования работников учреждения
регламентируется его уставом.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую
профессионально - педагогическую квалификацию, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и
полученной специальности и подтвержденную документами об
образовании.
Для обеспечения образовательного процесса и при наличии
необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть
педагог - психолог и учитель - логопед.
41. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым
она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а
также лица, имевшие судимость за определенные преступления.
42. Права, социальные гарантии и льготы работников учреждения
определяются законодательством Российской Федерации, уставом
учреждения, трудовым договором (контрактом), условия которого не
могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
43. Работники учреждения имеют право:
на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом
уставом;
на защиту профессиональной чести и достоинства.
44. Педагогические работники учреждения имеют право:
свободно выбирать и использовать методики обучения и
воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки
знаний обучающихся;
повышать квалификацию;
аттестовываться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию;
на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск,
получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
на дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим
работникам общеобразовательных учреждения по месту нахождения
учреждения.
V. Имущество и средства учреждения
45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет
за учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование.
46. Земельные участки закрепляются за государственным и
муниципальным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919)
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в
его оперативном управлении.
47. Учреждение несет ответственность за сохранность и
эффективное использование закрепленной за ним собственности.
48. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за
учреждением, допускается только в случаях и порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
49. Финансирование учреждения осуществляется на основе
государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов
финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника и
обучающегося в зависимости от вида учреждения.
Для малокомплектных сельских учреждений норматив финансирования
должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников
и обучающихся.
50. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его
финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
51. Учреждению принадлежит право самостоятельно распоряжаться
денежными средствами, имуществом и иными объектами собственности,
переданными ему физическими и (или) юридическими лицами в форме
дара, пожертвования или по завещанию, а также доходами от
собственной деятельности учреждения и приобретенными на эти доходы
объектами собственности.
52. При ликвидации учреждения денежные средства и иные объекты
собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за
вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на
цели развития образования в соответствии с уставом учреждения.
53. Источниками формирования имущества и финансовых средств
учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным
им органом);
плата, взимаемая в соответствии с законодательством Российской
Федерации и уставом с родителей (законных представителей)
воспитанников и обучающихся;
добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
кредиты банков и других кредитных организаций;
другие источники в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
54. Взимание платы с родителей (законных представителей) за
содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы
определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в
учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима
работы учреждения.
55. Учреждение устанавливает ставки заработной платы
(должностные оклады) работникам на основе единой тарифной сетки по
оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно -
квалификационными требованиями и на основании решения
аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок,
доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах
имеющихся средств, направляемых на оплату труда, а также структуру
управления деятельности учреждения, штатное расписание,
распределение должностных обязанностей.
|