ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 1997 г. N 6-1
О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ФНПР И ПЕНСИОННОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ"
Обсудив ход выполнения Соглашения о сотрудничестве между
Федерацией Независимых Профсоюзов России и Пенсионным фондом
Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования", Исполнительный комитет
Генерального Совета ФНПР постановляет:
1. Принять к сведению Записку отдела по проблемам социальных
гарантий Аппарата ФНПР "Об участии членских организаций ФНПР в
реализации Федерального закона "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного
страхования" и направить ее членским организациям ФНПР для
использования в практической работе (прилагается).
2. Утвердить Типовое положение о комиссии по пенсионным
вопросам профсоюзного комитета предприятия, учреждения,
организации (Приложение).
3. Поручить отделу по проблемам социальных гарантий Аппарата
ФНПР (Шанин И.Г.) и заместителю Председателя ФНПР Гончарову В.С.
совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации продолжить
работу по внедрению персонифицированного учета в системе
государственного пенсионного страхования.
В этих целях:
обобщить и распространить опыт совместной работы профсоюзных
организаций, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и
органов местного самоуправления Республики Коми по внедрению
персонифицированного учета;
организовать подготовку дополнительных организационно -
методических материалов, связанных с пенсионным обеспечением
граждан, внедрением персонифицированного учета, созданием и
функционированием профессиональных пенсионных систем, а также
систем негосударственного пенсионного страхования;
разработать программу взаимодействия ФНПР и Пенсионного фонда
Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования" на 1998 год;
рассмотреть предложения о создании рабочей группы по
координации действий ФНПР и Пенсионного фонда Российской
Федерации, связанных с внедрением персонифицированного учета в
системе пенсионного страхования граждан;
подготовить и внести в I полугодии 1998 года на рассмотрение
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально -
трудовых отношений вопрос о ходе реализации Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
4. Центру общественных связей ФНПР (Исаев А.К.) продолжить
работу по освещению практики совместной работы профсоюзных
организаций, отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и
органов местного самоуправления по внедрению персонифицированного
учета в системе пенсионного страхования в центральных средствах
массовой информации и профсоюзных изданиях членских организаций
ФНПР; активнее использовать в этих целях возможности телевидения и
радиовещания.
5. Рекомендовать членским организациям ФНПР:
добиваться от работодателей обеспечения пенсионных прав
наемных работников в условиях внедрения персонифицированного
учета, включения в коллективные договора (соглашения)
обязательств, связанных с организацией персонифицированного учета
на предприятиях, своевременным и обоснованным представлением в
территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации
полных сведений о застрахованных лицах;
усилить организационно - пропагандистскую работу в первичных
профсоюзных организациях по внедрению персонифицированного учета в
пенсионном страховании трудящихся, созданию комиссий по пенсионным
вопросам при профкомах;
совместно с региональными отделениями Пенсионного фонда
Российской Федерации обеспечить обучение профсоюзного актива,
членов комиссий по пенсионным вопросам и рабочих групп по
внедрению персонифицированного учета;
активнее использовать отраслевые и местные средства массовой
информации для пропаганды целей и задач введения
персонифицированного учета в системе пенсионного страхования
граждан, освещения практики совместной работы профсоюзных
организаций, структур Пенсионного фонда Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Председателя ФНПР Гончарова В.С.
Председатель ФНПР
М.В.ШМАКОВ
Приложение
к Постановлению Исполкома
Генерального совета ФНПР
от 17 сентября 1997 г. N 6-1
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ПЕНСИОННЫМ ВОПРОСАМ ПРОФСОЮЗНОГО
КОМИТЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Комиссия по пенсионным вопросам (в дальнейшем -
"комиссия") создается профсоюзным комитетом предприятия,
учреждения, организации на основе Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
Устава Федерации Независимых Профсоюзов России, устава отраслевого
профсоюза (объединения профсоюзов), положения о первичной
профсоюзной организации и других действующих законодательных и
нормативно - правовых актов Российской Федерации.
1.2. Комиссия образовывается на срок полномочий профкома
предприятия, учреждения, организации (в дальнейшем -
"предприятия") в целях защиты интересов работников и содействия
регулированию отношений профсоюзов с работодателями, органами
местного самоуправления в области пенсионного обеспечения,
взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда
Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
1.3. Комиссия возглавляется членом профкома предприятия и
формируется из числа членов профсоюза, в том числе общественных
инспекторов труда, доверенных врачей, работников бухгалтерии,
кадровых, планово - экономических и юридических служб, а также
других категорий работников.
Количество членов комиссии определяется профкомом в
зависимости от числа работающих на предприятии, объема работы и
других особенностей.
1.4. Состав комиссии утверждается профкомом предприятия по
согласованию с работодателем.
1.5. На предприятиях, где нет возможности для образования
комиссии из-за незначительного количества работающих, вся
практическая работа по вопросам пенсионного обеспечения работников
выполняется комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию
по согласованию с работодателем.
II. Содержание работы комиссии
Комиссия:
2.1. Оказывает необходимую помощь профсоюзному комитету и
администрации предприятия в решении вопросов, связанных с
пенсионным обеспечением работников, организацией на предприятии
персонифицированного учета для целей государственного пенсионного
страхования.
2.2. Разъясняет работникам законодательство о государственных
пенсиях, их правах и обязанностях в области пенсионного
обеспечения, организует на предприятии консультационные пункты,
проведение бесед, лекций по пенсионным вопросам, привлекая для
этого юрисконсультов предприятий, работников профсоюзных органов,
специалистов органов социальной защиты населения и территориальных
органов Пенсионного фонда. Оказывает практическую помощь в решении
вопросов пенсионного обеспечения работников, а также обслуживания
пенсионеров.
2.3. Подготавливает предложения по вопросам пенсионного
обеспечения работников, организации на предприятии
персонифицированного учета в системе государственного пенсионного
страхования для включения в коллективные договора (соглашения) и
осуществляет контроль за их выполнением.
2.4. Оказывает администрации всестороннюю помощь в организации
на предприятии персонифицированного учета в системе
государственного пенсионного страхования, способствует проведению
регистрации застрахованных лиц, подготовке и направлению в
территориальные органы Пенсионного фонда необходимых для ведения
персонифицированного учета документов по установленным формам.
Контролирует своевременность и достоверность представляемых
работодателем в органы Пенсионного фонда индивидуальных сведений о
застрахованных лицах для ведения персонифицированного учета,
исполнение работодателем и застрахованными лицами обязанностей, а
также соблюдение их прав, предусмотренных Федеральным законом "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования".
2.5. Принимает участие на основании п. 4 Постановления Совета
Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных
условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" в определении
и согласовании рабочих мест, работ, профессий и должностей,
работникам которых в соответствии с действующим законодательством
установлены пенсионные льготы или пенсионное обеспечение за
выслугу лет.
2.6. Осуществляет контроль за правильностью внесения в
документы работников, являющихся основанием для установления
размера пенсии, данных о выполняемой работе, трудовом стаже и
заработной плате.
2.7. Рассматривает поступающие в профсоюзный комитет заявления
и жалобы по пенсионным вопросам.
2.8. Принимает участие в рассмотрении на предприятии всех
вопросов, связанных с дополнительным негосударственным пенсионным
обеспечением работающих и пенсионеров.
III. Порядок работы комиссии
3.1. Комиссия по пенсионным вопросам работает под руководством
профкома по утвержденному плану и отчитывается перед профкомом о
проделанной работе.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости.
3.2. Для выполнения отдельных направлений работы комиссия
может создавать группы с привлечением необходимых специалистов.
Состав групп утверждается на заседании комиссии.
3.3. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с другими комиссиями профсоюзного комитета, советом ветеранов,
подразделениями и службами предприятия, органами местного
самоуправления, территориальными органами Пенсионного фонда
Российской Федерации.
ЗАПИСКА
ОБ УЧАСТИИ ЧЛЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФНПР
В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ
(ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ"
С 1 января 1997 года вступил в силу Федеральный закон "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования", который является
необходимым и важным шагом реформирования государственной
пенсионной системы и ее перевода на принципы социального
страхования.
Закон создает условия для установления пенсий на основе
результатов трудовой деятельности каждого гражданина, обеспечения
достоверности сведений о его стаже, заработке и пенсионных
страховых взносах, упрощения порядка и процедуры назначения
трудовых пенсий, обеспечения полноты сбора страховых взносов в
Пенсионный фонд, повышения роли общественных организаций,
страхователей и застрахованных лиц в управлении системой
пенсионного страхования и контроле за целевым использованием ее
средств, что в конечном счете должно способствовать повышению
уровня пенсионного обеспечения граждан.
Учитывая, что закон о персонифицированном учете затрагивает
интересы всего трудового населения страны, Федерация Независимых
Профсоюзов России и Пенсионный фонд Российской Федерации 2 декабря
1996 года заключили Соглашение о сотрудничестве по реализации
Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования".
На первом этапе реализации Соглашения ФНПР и Пенсионный фонд
Российской Федерации разработали на 1997 год конкретную программу
мер, предусматривающих совместные действия профсоюзных организаций
и структур Пенсионного фонда по поэтапному внедрению Закона.
В соответствии с программой во все отраслевые и
территориальные профсоюзные органы ФНПР направила необходимые
нормативно - правовые документы по персонифицированному учету.
В газете "Солидарность", журналах "Пенсия", "Ваше право",
"Охрана труда и социальное страхование", "Профсоюзы и экономика"
организовано разъяснение целей и задач введения
персонифицированного учета, публикуются организационно -
методические материалы и комментарии специалистов по вопросам и
проблемам внедрения персонифицированного учета на местах.
В течение 1997 года на совещаниях и семинарах для
руководителей и специалистов центральных комитетов отраслевых
профсоюзов и территориальных профобъединений ФНПР совместно с
Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснили цели и задачи
Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе государственного пенсионного страхования", показывали
необходимость и актуальность внедрения Закона, давали конкретные
рекомендации по организации этой работы на всех уровнях, в каждом
трудовом коллективе.
В работу по внедрению персонифицированного учета активно
включились центральные комитеты (советы) профсоюзов работников
торговли, общественного питания, потребкооперации и
предпринимательства "Торговое Единство", "Электропрофсоюз",
работников народного образования и науки, работников текстильной и
легкой промышленности, работников нефтяной, газовой отраслей
промышленности и строительства и другие. Они используют отраслевые
печатные издания, семинары, совещания, выезды на места для
оказания организационно - методической помощи комитетам профсоюзов
среднего звена, первичным профсоюзным организациям в вопросах
внедрения персонифицированного учета в системе пенсионного
страхования.
Практическому осуществлению Соглашения о сотрудничестве между
ФНПР и Пенсионным фондом Российской Федерации способствует
заключение аналогичных соглашений между территориальными
профобъединениями и региональными отделениями Пенсионного фонда
Российской Федерации. Такие соглашения подписаны в 46 регионах
России.
Наиболее активно работа по внедрению персонифицированного
учета проводится в республиках Алтай, Коми, Марий Эл, Татарстан,
Тыва, в Ставропольском, Краснодарском и Красноярском краях, в
Архангельской, Кемеровской, Ленинградской, Самарской, Томской
областях, городах Москве и Санкт - Петербурге.
Как правило, в этих регионах разработаны программы по
реализации соглашений, задействованы практически все отраслевые
профорганы и первичные профсоюзные организации, подключены
средства массовой информации, разъясняющие значимость внедрения
персонифицированного учета для каждого трудящегося, организовано
обучение профсоюзного актива, вручение первых страховых
свидетельств на собраниях трудовых коллективов. В административных
центрах и районах, на предприятиях и в организациях создаются
координационные комиссии или рабочие группы по организации и
внедрению персонифицированного учета. Так, в Республике Марий Эл в
городах и районах образовано 17 рабочих групп, на предприятиях, в
учреждениях и организациях приказами руководителей создано свыше
3170 рабочих групп.
В рабочие группы включаются руководители предприятий, юристы,
бухгалтеры, работники кадровых и финансовых служб, представители
профсоюзных организаций. Активно создаются такие группы на
предприятиях Томской области (РАО "Газпром", автоэкспедиционная
база облпотребсоюза, станция Томск-11 Тайгинского отделения
Кемеровской железной дороги), Самарской области (ОАО "Самарагаз",
Станкозавод, АО "Самара Трансгаз", АО "Монолитстрой", НП
"Ставропольлифт", Тольяттинский городской почтамт, завод
автоагрегатов г. Тольятти, АО "Автодорстрой") и в других регионах.
Республиканские профорганы Татарстана и Коми разработали и
рекомендовали первичным профсоюзным организациям перечень
вопросов, связанных с персонифицированным учетом, для включения в
коллективные договора, а в Республике Коми эти позиции включаются
в соглашения между республиканскими отраслевыми комитетами
профсоюзов и республиканскими министерствами и ведомствами.
Реализации Соглашения о сотрудничестве между ФНПР и Пенсионным
фондом Российской Федерации на региональном, районном и городском
уровнях способствует понимание и поддержка рядом глав
администраций важного значения и необходимости внедрения
персонифицированного учета. Они принимают решения о создании
соответствующих рабочих групп и координационных советов, в состав
которых, как правило, включаются и представители членских
организаций ФНПР. В Краснодарском крае, Орловской области и других
регионах в постановлениях глав администраций предусматривается
обеспечение рабочих групп помещениями, средствами связи,
необходимыми нормативными и методическими материалами.
В порядке контроля за выполнением своих соглашений
территориальные профобъединения и региональные отделения
Пенсионного фонда рассматривают на совместных заседаниях ход
реализации закона о персонифицированном учете в системе
государственного пенсионного страхования и вырабатывают
необходимые меры по его дальнейшему внедрению.
Практика показала, что положительные результаты по внедрению
персонифицированного учета в системе пенсионного страхования
достигаются именно в тех местах, где эта работа строится и
проводится совместно профсоюзными организациями, отделениями
Пенсионного фонда и органами местного самоуправления.
В настоящее время в работе по внедрению персонифицированного
учета участвует свыше 350 тысяч профсоюзных активистов, что в
определенной степени способствует выполнению задачи по реализации
Федерального закона о персонифицированном учете на местах.
По расчетам специалистов, в 1997 году персонифицированным
учетом в системе пенсионного страхования будет охвачено
40 регионов России с числом работающих около 20 миллионов человек,
что создает предпосылки для его повсеместного внедрения к
2000 году.
Вместе с тем в ряде регионов медленно разворачивается работа
по внедрению персонифицированного учета, до сих пор не заключены
соответствующие соглашения между территориальными
профобъединениями и региональными отделениями Пенсионного фонда,
не везде в составы координационных советов (рабочих групп),
созданных по решениям глав администраций, делегированы
представители профорганов.
Поступающие с мест письма свидетельствуют, что некоторые
центральные комитеты (советы) отраслевых профсоюзов не торопятся
включаться в процесс внедрения персонифицированного учета на
предприятиях и в организациях, не оказывают первичным профсоюзным
организациям отрасли необходимую организационно - методическую
помощь.
Определенные сложности с внедрением персонифицированного учета
в системе пенсионного страхования имеют место на предприятиях
малого бизнеса, которые охватывают свыше 10 миллионов работающих.
На многих из них трудовые отношения между предпринимателями и
наемными работниками зачастую являются фиктивными либо вообще не
оформляются. Таким образом работодатели "экономят" на отчислениях
страховых взносов в Пенсионный фонд, что значительно снижает
уровень пенсионного обеспечения работников этих предприятий и
может привести к конфликтным ситуациям при назначении пенсий.
В целях дальнейшей реализации Соглашения о сотрудничестве
между Федерацией Независимых Профсоюзов России и Пенсионным фондом
Российской Федерации по реализации Федерального закона "Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования" требуется принять меры
по активизации этой деятельности во всех членских организациях
ФНПР, добиваться включения данных вопросов в коллективные договора
и соглашения, шире привлекать к этой работе профсоюзный актив,
создавать при профкомах комиссии по пенсионным вопросам.
Отдел по проблемам
социальных гарантий
Аппарата ФНПР
|