ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 1997 г. N 10-12/17666
(с изм., внесенными письмом ГТК РФ от 03.11.1997 N 01-15/20939)
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 1997 года
Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) и многочисленными запросами
с мест о порядке введения его в действие ГТК России дает следующее
разъяснение.
В соответствии со статьей 1 Закона служба в таможенных органах
является особым видом государственной службы граждан Российской
Федерации, а статья 6 пункт 2 Закона устанавливает порядок
поступления на службу в добровольном порядке на условиях контракта
о службе в таможенных органах.
Таким образом, в настоящее время должностные лица таможенных
органов состоят в трудовых отношениях, регулируемых правовыми
нормами, содержащимися в действующем трудовом законодательстве и
переход на новые условия службы в таможенных органах должен
осуществляться строго на основе и в рамках Кодекса законов о труде
Российской Федерации.
В то же время условия службы сотрудников таможенных органов
претерпевают существенные изменения, вызванные вступлением
01.09.97 в силу Федерального закона, которым значительно
ограничивается действие общего законодательства о труде в сфере
таможенной службы, включая и КЗоТ РФ.
Правовое положение сотрудника таможенного органа как стороны
трудового (служебного) отношения претерпевает значительные
изменения, причем изменениям подвергаются те условия труда,
которые следует отнести к числу существенных.
В то же время указанные изменения вызваны вступлением в силу
Федерального закона и, следовательно, носят объективный характер и
не зависят от воли сторон действующих в настоящее время
правоотношений, то есть должностного лица и соответствующего
таможенного органа.
Соответственно, переход на новые условия службы должен и будет
осуществляться в рамках действующего законодательства о труде и в
качестве правовой основы указанного перехода должна использоваться
норма КЗоТ РФ, определяющая порядок перевода работника на другую
работу при отсутствии инициативы сторон трудового договора на
изменение существенных условий труда (ч. ч. 3 и 4 ст. 25 КЗоТ РФ).
В связи с вышеизложенным многие положения Федерального закона,
включая социальные гарантии, вступают в действие в отношении
каждого конкретного сотрудника лишь после заключения контракта о
службе в таможенных органах.
При этом большинство норм Федерального закона не имеет прямого
действия и требует разработки и принятия Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации нормативных актов,
устанавливающих условия и порядок их реализации, в том числе в
части социальных гарантий, льгот таможенников, прав, обязанностей
и ответственности как сотрудников, так и государства в лице ГТК
России.
Правительством Российской Федерации определены сроки
подготовки и представления таких нормативных актов.
Предполагается, что реальный переход на новые условия службы
произойдет после издания Указа Президента Российской Федерации,
утверждающего перечень должностей высшего начальствующего состава
таможенных органов и соответствующих этим должностям высших
специальных званий, а также Указа, устанавливающего порядок
присвоения специальных званий должностным лицам, работавшим в
таможенных органах на день вступления в силу Федерального закона и
утверждения Председателем ГТК России Положения "О порядке
заключения контракта на службу в таможенных органах".
Сотрудник, изъявивший желание продолжить службу в таможенных
органах, обязан будет представить кадровой службе таможенного
органа заключение врачебной комиссии о состоянии здоровья и
справку органа Государственной налоговой службой Российской
Федерации по месту жительства о предоставлении им сведений о
доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
(ст. 8 Закона).
Определенная часть сотрудников пройдет внеочередную аттестацию
на предмет профессиональной пригодности к службе в таможенных
органах. Эта работа будет производиться в сентябре - ноябре
1997 года.
Прием граждан на службу в таможенные органы с 01.09.97
осуществляется в соответствии с требованиями статей 6, 7 и 8
Федерального закона. При этом гражданин назначается стажером
(ст. 9 Закона) на вакантную должность сроком на 6 месяцев, чтобы
по итогам испытания в январе 1998 года и далее решать вопросы о
заключении с ним контракта о службе в таможенных органах и
присвоении ему специального звания в порядке, предусмотренном
главой III Федерального закона.
До принятия соответствующего Постановления Правительства
Российской Федерации прохождение медицинской комиссии гражданами,
поступающими на службу, осуществляется в установленном в настоящее
время порядке.
Каждому сотруднику необходимо твердо понимать, что Федеральный
закон не предусматривает автоматического приравнивания действующих
специальных званий к специальным званиям, предусмотренным
статьей 5 Закона.
Переход на новые специальные звания будет производиться с
учетом:
а) имеющихся специальных званий, включая срок службы в данном
звании;
б) занимаемой сотрудником должности и соответствующего этой
должности нового специального звания согласно перечню должностей
младшего состава, среднего и старшего начальствующего состава,
который будет установлен Председателем ГТК России (п. 3 ст. 5
Закона).
Представления о присвоении первичных специальных званий
сотрудникам, принятым в таможенные органы, до 01.09.97 и прошедшим
испытательный срок в сентябре - ноябре с.г., а также сотрудникам,
выслужившим установленные сроки пребывания в специальном звании,
рассматриваются и направляются в ГТК России в действующем в
настоящее время порядке.
Сотрудникам таможенных органов, имеющим право на пенсию,
необходимо иметь в виду, что действие п. 6 статьи 41 Закона,
предусматривающей надбавку к окладу по занимаемой должности в
размере от 25 до 50 процентов суммы пенсии, которая могла быть ему
назначена, вступает в силу с 1 сентября 1998 года. До этого срока
каждый сотрудник таможенных органов, имеющий право на пенсию,
должен решить, подписывать ли ему контракт на определенный срок
службы или уволиться из таможенных органов. В качестве меры
социальной защиты работающих пенсионеров предполагается заключить
с ними контракт до 1 сентября 1998 года, а затем в случае его
желания приостановить получение пенсии и продолжить службу,
продлив действие контракта на срок, который будет оговорен
сторонами контракта дополнительно.
Начальник Управления
кадров и учебных
заведений
Ю.Ф.АЗАРОВ
И.о. заместителя начальника
Правового управления
А.В.ЦАГАЙ
Начальник
Финансового управления
П.Г.ГОРОДЕЦКИЙ
|